Развитие умения пользоваться обиходно-разговорной речью на предметных уроках в специальной (коррекционной) школе для глухих детей
учебно-методический материал

Мазурова Лариса Николаевна

      Развитие речевой деятельности глухих обучающихся – это интегрированная система обучения, в которой каждый учебный предмет, каждое внеклассное занятие имеет общие и специфические задачи в отношении обучения языку, меняющиеся в зависимости от года обучения. Для достижения наиболее значимых результатов, необходимо соблюдения единых требований к коррекционно-развивающей работе в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_razg_rechi_na_predm_ur.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умения пользоваться обиходно-разговорной речью на предметных уроках в специальной (коррекционной) школе

для глухих детей

      Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Известно, что ребёнок овладевает устной речью на основе слухового её восприятия и подражания. Лишённый слуха, он оказывается не в состоянии обычным путём научиться понимать речь окружающих и говорить. Без специального педагогического воздействия такой ребёнок обречён на немоту.

Обучить глухого устной речи – значит, прежде всего, вооружить его средством повседневного контакта с окружающими. Вместе с тем хорошее, прочное усвоение устной речи позволяет глухому опираться на неё в процессе мышления. Приобщая глухого к слышащим, становясь для него орудием мышления, устная речь оказывает глубокое положительное влияние на формирование его личности и помогает ему стать полноценным членом общества.

      Обучение и воспитание в школе ведется в условиях организованного общения (коммуникативная система) ученика с окружающими его людьми (учителем, воспитателем, товарищем и др.). Используя потребность глухого ребенка в общении, педагог формирует у него общепринятое средство общения словесную речь. Сущность работы заключается в формировании речи как средства общения. Воспитание речевого поведения, являющееся центральной задачей обучения глухих детей, предполагает формирование речевой активности школьника, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее на основе словесной речи. Продуктивность общения словесными средствами определяется не только пониманием школьниками того или иного слова, фразы, но и умением пользоваться ими в разных условиях коммуникации.

      Развитие речевой деятельности глухих обучающихся – это интегрированная система обучения, в которой каждый учебный предмет, каждое внеклассное занятие имеет общие и специфические задачи в отношении обучения языку, меняющиеся в зависимости от года обучения. Для достижения наиболее значимых результатов необходимо единство работы учителей по всем предметам и воспитателей. В программах каждого предмета указывается на решение задачи развития словесной речи, как в аспекте понимания, так и в аспекте использования в связи с освоением учебного материала. Большое значение имеет правильно организованная работа по формированию и развитию устной речи как средства общения на уроках математики, биологии, истории, географии, и др.

Для решения этой важной задачи учителю-предметнику нужно так построить работу на уроке, чтобы дети закрепляли имеющиеся навыки владения разговорно-обиходной речью, а также при знакомстве с новой, специальной терминологией могли использовать ее в диалогической и монологической речи. Поэтому учитель должен планировать, с какими терминами он познакомит детей при изучении той или иной темы, и какие виды деятельности будет использовать для закрепления их в речи обучающихся.

В качестве основных умений обучающихся, необходимых им для речевого взаимодействия и достижения взаимопонимания в совместной деятельности, программой предусмотрены следующие:

  • воспринимать материал разговорной речи слухо-зрительно;
  • обращаться к собеседнику (звать его, привлекать его внимание) и реагировать на обращение товарища;
  • адресовать собственное речевое высказывание непосредственно собеседнику, к которому оно обращено, и активно воспринимать адресованное речевое высказывание (учитываются и положение ученика по отношению к партнеру, и контакт глаз, и поддержание внимания к товарищу на протяжении всего коммуникативного акта);
  • получать результат собственного речевого воздействия на собеседника и реагировать на речь товарища выполнением действия или ответным высказыванием;
  • повторять или корректировать собственное речевое высказывание и проявлять встречную активность для уточнения понимания в целях достижения желаемого результата.

ГКОУ «Горбатовская школа-интернат для глухих и позднооглохших детей»

Сообщение

«О значении развития разговорно-обиходной речи

на предметных уроках»

 

                                                                                                Подготовила:  

                                                                           учитель – дефектолог  

                                                                           слухового кабинета

                                                                           Л.Н. Мазурова

                                                                     

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».

Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Комплект поурочных планов по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме «Изложение»

Комплект поурочных планов по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида по теме "Изложение"...

Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...

Развитие логического мышления на уроках математики в специальных (коррекционных) классах для детей с ОВЗ

Выбор данной темы методической разработки не случаен, т.к. рост нервно – психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств связан с общим снижением успеваемост...

Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...