мнемотехника
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Что такое мнемотехника?
Основные задачи мнемотехники: 1 . Развитие всех видов памяти: - зрительной, - слуховой, - ассоциативной, - словесно – логической, - отработка различных приёмов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации). 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ МНЕМОКВАДРАТЫ МНЕМОДОРОЖКИ МНЕМОТАБЛИЦЫ Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая , мышка- серая, елочка- зеленая .
Мнемотаблица по сказке «Курочка Ряба» В таблице схематически возможно изображение персонажей произведения, явлений природы, можно изобразить всё то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изображение курицы контуром, действие «бил-бил не разбил» можно показать стрелками, слёзы – маленькими точками.
Детям с ЗПР трудно сразу уловить обучающую информацию в силу многих причин через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Шарик синий я надую. Станет легкий он, как пух. В небо шарик отпущу я, Словно голубя из рук.
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания. Этапы использования мнемотаблиц Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при знакомстве с цифрами, буквами .
Мною разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
МНЕМОТАБЛИЦА ДЛЯ РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗКИ «РУКАВИЧКА»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Этапы работы над стихотворением : Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
МНЕМОТАБЛИЦА НА СТИХОТРЕНИЕ «МЯЧИК» А. БАРТО Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.
- у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни; - расширился круг знаний об окружающем мире; - активизировать словарный запас; - дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией. Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:
Считаю , чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Источники: Полянская Т.Б.. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009. Большева Т. В.. Учимся по сказке. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001. Иллюстрации и фотографии детей авторские
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника - эффективная техника.
Эффективные приёмы мнемотехники (ассоциативного запоминания правил) на уроках русского языка....
Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...
Классный час «Мнемотехника.»
Главный инструмент нашего разума - это память.Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы пам...
Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил
В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...
Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р
Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...
Приемы мнемотехники на уроках иностранного языка
При изучении и усвоении материала ученик часто сталкивается с трудностями. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию...