мнемотехника
презентация к уроку

Останина Оксана Георгиевна

презентация мнемотехника

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mnemotehnika.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОГБУ СРЦН «Радуга» Формирование связной речи у детей посредством использования мнемотехники Автор: педагог-психолог Останина Оксана Георгиевна 2019 год г. Ярцево

Слайд 2

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Что такое мнемотехника?

Слайд 3

Основные задачи мнемотехники: 1 . Развитие всех видов памяти: - зрительной, - слуховой, - ассоциативной, - словесно – логической, - отработка различных приёмов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации). 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

Слайд 4

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ МНЕМОКВАДРАТЫ МНЕМОДОРОЖКИ МНЕМОТАБЛИЦЫ Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая , мышка- серая, елочка- зеленая .

Слайд 6

Мнемотаблица по сказке «Курочка Ряба» В таблице схематически возможно изображение персонажей произведения, явлений природы, можно изобразить всё то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изображение курицы контуром, действие «бил-бил не разбил» можно показать стрелками, слёзы – маленькими точками.

Слайд 7

Детям с ЗПР трудно сразу уловить обучающую информацию в силу многих причин через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Шарик синий я надую. Станет легкий он, как пух. В небо шарик отпущу я, Словно голубя из рук.

Слайд 8

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществляется перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания. Этапы использования мнемотаблиц Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

Слайд 9

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при знакомстве с цифрами, буквами .

Слайд 10

Мною разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Слайд 11

МНЕМОТАБЛИЦА ДЛЯ РАССКАЗЫВАНИЯ СКАЗКИ «РУКАВИЧКА»

Слайд 12

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Слайд 13

Этапы работы над стихотворением : Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Слайд 14

МНЕМОТАБЛИЦА НА СТИХОТРЕНИЕ «МЯЧИК» А. БАРТО Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.

Слайд 15

- у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни; - расширился круг знаний об окружающем мире; - активизировать словарный запас; - дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией. Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

Слайд 16

Считаю , чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Слайд 17

Источники: Полянская Т.Б.. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009. Большева Т. В.. Учимся по сказке. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001. Иллюстрации и фотографии детей авторские


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника - эффективная техника.

Эффективные приёмы мнемотехники (ассоциативного запоминания  правил) на уроках русского языка....

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

Классный час «Мнемотехника.»

Главный инструмент нашего разума - это память.Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы пам...

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил

В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...

Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р

Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...

Приемы мнемотехники на уроках иностранного языка

При изучении и усвоении материала ученик часто сталкивается с трудностями. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию...