Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил
статья по русскому языку по теме
В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формированию орфографической зоркости учащихся и их активизации на уроках русского языка. Адресуется учителям русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nichkova_ta_ispolzovanie_mnemotehnik.doc | 355.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехник для эффективного
запоминания орфографических правил
Ничкова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по методической работе, учитель русского языка и литературы
МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формированию орфографической зоркости учащихся и их активизации на уроках русского языка. Адресуется учителям русского языка и литературы.
Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, как работает учитель, какие использует приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.
Более 400 правил содержит русская орфография, в школьном курсе изучается 71. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку - так они разнородны. Наряду с написаниями проверяемыми есть и такие, которые необходимо запомнить. Часть написаний совпадает с произношением, но их усвоение тоже представляет большие трудности.
Как ученику сориентироваться в огромном количестве правил? Найти орфограмму? Совершенствование методики орфографии продолжается и сегодня. Наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы, школа использует и новые, дающие положительные результаты.
При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать дидактические принципы, к числу которых относятся: доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием я считаю и интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя. А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков, я использую и новые, дающие положительные результаты. Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считаю мнемотехнику.
Мнемонические приемы — вспомогательная поддержка, создающая дополнительные ассоциативные связи и имеет лишь второстепенное значение для повышения эффективности работы памяти. Однако отказываться от ее услуг не стоит, и, если она действительно дает возможность предотвратить разрушающее воздействие интерференции (сохранение запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним), с благодарностью воспользуйтесь ее услугами.
Помимо повышения уровня запоминания мнемонические приемы помогают вызвать интерес к предмету со стороны учащихся.
Опыт работы показывает, что при изучении орфографических правил необходимо учитывать то, что в классе присутствуют дети с различными способами мышления – левополушарные, правополушарные и гармоники.
А это значит, что необходим дифференцированный подход при обучении способам применения правила.
Учащиеся с логическим типом мышления – это левополушарные дети. Они лучше узнают вербальные стимулы, легко переходят к кодированию, у них последовательное восприятие. Таким детям легко даются образцы рассуждения.
Учащиеся с наглядно-образным типом мышления – это правополушарные дети. Они лучше узнают невербальные стимулы, восприятие идет на уровне конкретного узнавания, такие дети часто рисуют.
Именно при работе с такими детьми выручает мнемотехника. Приведу несколько примеров.
Как альтернативу алгоритму я использую рисованные правила. Представляя содержание и порядок применения правила в образах, ученик четко осознает его структуру и последовательность действий при проверке орфограммы. Внутренняя наглядность становится внутренним «опорным планом действий», который служит средством перехода от «опорных» ассоциаций к практическим действиям.
Рифмованные правила:
Слова с непроверяемой гласной в корне
Если нельзя проверить
Гласные в написании,
То запомни ты эти слова заранее!
Не напрягай так мозг, постой!
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ –
Надежный помощник твой.
Слова с чередующейся гласной в корне
1.
Жили - были две подружки,
Симпатичные вполне,
Две подружки - побегушки,
Буква И и буква Е.
Корни нескольких глаголов
Рады были их принять,
Только нужно было знать,
Как в них встать без лишних споров.
Но подружки не ругались,
Меж собой чередовались.
Скажет буква Е едва:
Здесь за корнем суффикс -А-!
И без лишней кутерьмы
Примет корень букву И.
Если суффикс где-то бродит,
В корне место Е находит.
До сих пор живут согласно
Чередующиеся гласные.
2.
Загорелый, наклоненье,
Растворенье, озаренье
-Что писать под удареньем,
Что писать без ударенья?
Мы под удареньем пишем,
Без сомненья, то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненье.
О, Ё после шипящих в корне имен существительных, глаголов
1.
Шорох, крыжовник,
Шов, капюшон
Слова нарушают
Привычный закон.
Под ударением
Вместо Ё
Стоит в исключениях
Буква О.
2.
Преступник ночью дом поджёг,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжег.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
3.
На солнце спину я ожёг
И третий день лечу ожог.
Горела с Ё моя спина,
А с О - ой-ой - болит она!
Проверяемые звонкие и глухие согласные в корне
1.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих...
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
2.
В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Говорим мы - плод,
Проверяем - плоды,
Говорим мы - сад,
Проверяем - сады.
- Где растет морковь?
- На грядках.
- Буквы пишут где?
- В тетрадках.
- Чистим что мы?
- Чистим зубки.
- Одеваем в холод?
- Шубки.
- Любим все?
- Снежки, салазки.
- А читаем часто?
- Сказки.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб - на зубы, лед - на льды
-Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядки. Нет чего? - Нет грядок.
А тетрадка! - Нет тетрадок.
Зубки! Изменили - зубы.
Шубки! Проверяем - шубы.
Ждем снежинок и салазок,
И побольше чудных сказок.
Непроизносимые согласные в корне
1.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам...
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
2.
Кто букву Д добавил в слово праздник.
Наверное, какой-нибудь проказник
Приставки на 3 и С.
1.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки - это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-,
Пред согласными глухими
Быстро сменят 3 на С.
2.
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово здание?
Все учти, продумай, взвесь,
Не свихнись на слове здесь.
Помни все условия,
Чтоб написать здоровье.
Чтобы смысл не повредить,
З нельзя в них отделить,
-десь, -доровье, -дание
Лишены здесь содержания.
Верните 3, и снова
Заговорят три слова.
Здесь, здоровье, здание
-Ты заучи слова.
В них не ищи приставки С
с 3 пиши всегда!
Н, НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Отличить -ан- (-ян-) от -енн-
Не составит нам проблем.
Если в слове есть значение
"Сделанный из...", "предназначенный для...",
То напишем без сомнения
-ан- (-ян-), ведь так, друзья.
ВоробьИНый, соловьИНый.
КомарИНый, бекасИНый.
Суффикс -ин- с одною Н
Мы напишем без проблем.
Что кому принадлежит.
То с этим суффиксом бежит.
ЛуННый, камеННый, осеННий
НН напишем без сомнения.
Первая Н из корня идет.
Вторую Н суффикс несет.
И еще НН напишем.
Если суффикс -онн- иль -енн-.
Например,
торжествЕННый, огнЕННый, обществЕННый.
Ученик, не ошибись!
Здесь НН писать стремись!
Разновидность рифмованных правил – орфо-частушки – являются ярким примером мнемотехники, которая способствует повышению эффективности работы памяти, дает возможность предотвратить воздействие интерференции, помогает вызвать интерес к предмету. Например, на правописание чередующихся гласных в корне слова:
Если есть за корнем А,
В корне будет И всегда.
Вот пример - запоминай!
Ноги вытер - вытирай.
_________________________
Чтобы нам не ошибаться,
Когда -КАС- должен писаться,
А когда напишем -КОС-,
Мы ответим на вопрос.
Есть за корнем суффикс -А-,
-КАС- напишем мы всегда.
-КОС- напишем мы тогда,
Когда нет за корнем -А-.
Или на правописание О, Ё после шипящих в корне имен существительных:
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
В иноязычных словах,
Без сомнения,
О мы напишем...
И в исключениях.
Или на правописание З и С на конце приставок:
Обрати внимание
На " Здесь", "Здоровье", "Здание".
3 - нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
Что касается гармоников, то повышению запоминания такими учащимися правила будут как алгоритмы, схемы, так и мнемонические приемы.
Проделав большую работу по сбору и систематизации мнемонических приемов по орфографии, а также проанализировав имеющиеся в моем распоряжении образцы, я выделила ряд важных требований к их созданию:
- Рифмованная формулировка должна быть четкой и лаконичной;
- Зарифмованное правило должно представлять собой краткий и четкий алгоритм проверки орфограммы;
- Структура рифмованного правила должна быть членимой;
- Мнемотехника может строиться на ассоциации;
- Можно использовать смешные и очень полезные «фразочки» - аббревиатуры, с помощью которых дети могут запомнить длинные ряды слов.
Использование мнемонических приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.
Используемая литература:
- Марина Бройде. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход/Домашний репетитор. – М.: Айрис, 2000
- В. Волина. Игра - дело серьезное. – М.: Айрис, 2005
- В. Волина. Русский язык. Учимся играя. М.: Айрис, 2001
- Ничкова Т.А. Нетрадиционные способы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся. В 3-х частях. – Панаевск: Методическая служба, 2006
- Татьяна Рик. Веселые учебники. – Родничок, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов эффективного запоминания словарных слов учащимися на логопедических занятиях .
Чем занимается учитель - логопед в средней и старшей школе? Заинтересовать учащихся в качественном обучении, развивать умения и навык запоминания словарных слов при помощи упражнений, тренирующих...
Мнемотехника. Ее виды. Использование мнемотехники в педагогической деятельности
Мнемотехника (с греческого - "искусство запоминания") - это определенный набор приемов, помогающий быстро и эффективно запомнить нужный объем информации. Методы мнемотехники заключаются в создан...
Использование мнемотехники для повышения эффективности при овладении различными видами связного высказывания.
Одной из актуальных задач дошкольного воспитания-развитие речевой компетентности детей, т. е. умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Однтим из средств речевой комп...
Мнемотехника как эффективный способ запоминания иностранных слов (на примере английских слов по теме «Мебель»).
Из данной статьи Вы узнаете, как можно быстро и эффективно запоминать иностранные слова. Познакомитесь с такой техникой запоминания иностранных слов, как мнемотехника. В статье представлено пошаг...
Мнемотехника – искусство запоминания или правила не по правилам?
Мысленное упорядочивание запоминаемой информации и связывание её между собой с помощью ассоциаций – уже отнюдь не мечта в современной мире, а реальность. О чем же идет речь? Мнемотехника &ndash...
Доклад: «Использование на практике методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации у детей».
Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. В условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных ...
Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов.
Презентация "Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов."...