Индивидуальная образовательная программа ребенка с ЗПР
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_obrazovatelnaya_programma_s_zpr.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА С ЗПР
на 2018-2019 учебный год
Составитель: воспитатель
Орехова Татьяна Михайловна
Пояснительная записка
Софья Г., 2013 года рождения
После комплексного обследования обнаружилось: заметное нарушение в использовании многообразных невербальных типов поведения; неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития; отсутствие социальной и эмоциональной взаимности; отсутствие развития разговорной речи; несформированность всей познавательной сферы: с трудом осваивает счет, образы букв и цифр, путает их начертание, не может выделить звуки в слове. По рекомендации ОПМПК нами была разработана индивидуальная образовательная программа воспитания и обучения для детей с ЗПР. Анализ нарушений ребенка показывает необходимость систематического коррекционного психолого-педагогического и социального воздействия на ребенка. В программе предоставлены разделы воспитательных задач, направленных на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и активности ребенка, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Цель программы: обучение предусмотренным общеобразовательной программой навыкам и умениям, коррекция нарушенных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; индивидуальных недостатков психофизического развития: темпа и подвижности психических процессов, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-волевой сферы, активизация познавательной деятельности. Задачи:
-создание ребенку с ЗПР условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
-обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
-коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
-стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
-профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.
Разделы:
- Поведенческая терапия;
- Социальное развитие;
- Познавательное развитие;
- Формирование деятельности;
- Эстетическое развитие;
- Физическое развитие и физическое воспитание;
Принципы построения индивидуальной программы.
- Принцип индивидуальности. Необходимо учитывать особенности психофизического развития ребенка, принцип генетического хода основных линий развития ребенка.
- Принцип системности. Работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении индивидуальных занятий и игр в течении дня.
- Принцип доступности. Предлагаемый материал должен соответствовать индивидуальным особенностям развития ребенка.
- Принцип интеграции. Вовлечение всех участников воспитательного процесса (логопеда, педагога-психолога, воспитателей).
- Принцип дифференцированности. Педагог должен создавать условия для самореализации ребенка.
Длительность программы: с 01.10.2018 по 15.05.2019.
Реализуют программу: воспитатель, логопед, педагог-психолог.
Этапы реализации.
- Подготовительный. Составление плана индивидуальной программы, привлечение к сотрудничеству всех участников педагогического процесса.
- Организационно-диагностический. Проведение психолого-педагогического исследования для составления индивидуальной программы.
- Практический. Внедрение в воспитательно-педагогический процесс комплекса мер, предусмотренных программой.
- Заключительный. Обобщение полученных результатов по усвоению индивидуальной программы, составление рекомендаций.
Раздел 1. Поведенческая терапия.
Направления коррекционно-педагогической работы в рамках поведенческой терапии:
- ориентироваться на формирование социально значимых видов поведения;
- обучение отдельным формам поведения, отсутствие которых препятствует развитию ребенка;
- формирование у ребенка мотивации к взаимодействию с окружающими.
Основное содержание работы.
- Учить правильно сидеть на стуле (руки на коленях, ноги спокойно стоят на полу, спина прямая).
- Снижение социально нежелательных проявлений (крик, агрессия, различные виды стереотипий и т. д.).
- Включать ребенка в различные виды деятельности (рисовать, танцевать, петь и т. д.).
- Подкреплять любые формы контакта поощрением.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Умение правильно сидеть на стуле;
- Устранение социально нежелательных проявлений;
- Участие в различных видах деятельности.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Основное содержание работы.
- Учить обращаться к взрослым за помощью, используя невербальные формы общения.
- Формировать навык опрятности: поправлять колготы, заправлять майку в колготы, причесываться и т. д.
- Учить правильно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Учить последовательным действиям, связанных с мытьем рук, умыванием лица.
- Формировать навык последовательного одевания и раздевания.
- Учить пользоваться расческой.
- Формировать навык ухода за полостью рта.
- Воспитывать навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.
Здоровье.
Обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Основное содержание работы.
- Воспитывать потребность в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни.
- Сформировать представление о режиме дня, о необходимости и полезности его соблюдения.
- Приучать осознанно, относиться к своему здоровью.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Выполнять основные гигиенические процедуры.
- Выполнять комплекс упражнений утренней зарядки.
- Иметь представление о правилах безопасности поведения в доме и на улице.
- Иметь элементарное представление о заботливом отношении к своему здоровью.
Раздел 2. Социальное развитие.
Создание специальных педагогических условий для формирования сотрудничества ребенка с взрослым.
- Формировать у ребенка представление о себе: «Я – сам».
- Обучение совместным действиям ребенка с взрослым в предметно-игровой ситуации: «Я и другие».
- Обучать первичным способам усвоения общественного опыта: «Я и окружающий мир».
Основное содержание работы.
- Учить ребенка реагировать и откликаться на свое имя.
- Учить воспринимать сверстника и выделять его из окружающей среды.
- Создавать условия для накопления эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, наблюдение за жизнью и трудом людей).
- Формировать интерес к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами из ближайшего окружения.
- Учить выполнять элементарные действия с игрушками по речевой инструкции: «Возьми…», «Дай…», «Лови…», «Принеси…».
- Обогащать опыт ребенка средствами выражения адекватных эмоций в повседневной жизни.
- Учить умению здороваться, благодарить, тепло прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения.
- Учить совместной игре с детьми.
- Формировать адекватные формы поведения.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Давать положительный эмоциональный отклик на ласковое обращение знакомого взрослого.
- Демонстрировать готовность к совместным действиям с взрослым: принимать помощь взрослого, выполнять с взрослым совместные действия.
- Откликаться на свое имя.
- Положительно реагировать на сверстников, находиться рядом, не создавая дискомфорта.
- Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения.
- Выполнять по речевой инструкции действия с игрушками.
- Здороваться при встрече со знакомыми взрослыми; прощаться при расставании.
- Благодарить за еду, угощение.
- Положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, мусор, выполнять различные поручения.
- Участвовать в коллективной деятельности со сверстниками.
Формирование элементарных количественных представлений.
Основное содержание работы.
- Учить различать количества (есть – нет, пустой – полный), выделять количества (1, 2, много), соотносить количества (1, 2, много) с количеством пальцев.
- Учить находить заданное количество однородных предметов «один, много, мало» в окружающей обстановке.
- Учить выделять 1, 2 предмета из множества по словесной инструкции педагога.
- Учить группировать предметы по количественному признаку.
- Учить в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Выделять 1, 2 и много предметов.
- Соотносить количество 1, 2 и много с количеством пальцев.
- Находить 1, 2 и много предметов в окружающей обстановке.
- Понимать выражение «сколько».
- Группировать предметы по количественному признаку.
- Пересчитывать элементы множеств, воспринимаемых на слух, на ощупь.
Ознакомление с окружающим.
Основное содержание работы.
- Уточнить представления ребенка о себе.
- Знакомить с окружающими людьми.
- Узнавать по имени сверстников в группе.
- Показывать игрушки (кукла, мяч, машина, шар), животных (кошка, собака), отдельные фрукты и овощи.
- Знакомить с предметами окружающей действительности (посуда, одежда, мебель); формировать представления о видах транспорта.
- Учить наблюдать за объектами неживой природы (дождь, солнце, снег и т. д.).
- Воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.
- Учить наблюдать за деятельностью и поведением человека в повседневной жизни и в труде.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Откликаться на свое имя.
- Показывать части тела и лица.
- Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц.
- Узнавать отдельные предметы одежды, посуды, мебели, игрушек; виды транспорта.
- Отвечать на вопрос (указывая жестом): Где солнышко (машина, дерево)?
- Адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей.
Основное содержание работы.
1. Понимание обращенной речи.
- Учить выполнять действия по речевой инструкции (встань, иди сюда, подними, положи, потопай, похлопай).
2. Дифференциация двух инструкций (похлопай – встань).
3. Обучение выполнению инструкций с предметами (покажи игрушку, покажи картинку). Выбор предмета и выполнение действий в соответствии с инструкцией («Чем мы режем хлеб?», «Чем мы едим суп?»).
3. Учить повторять за педагогом простые звукоподражания и слова.
4. Сопровождать упражнения простыми действиями (похлопывание и т. д.).
5. Создавать условия коррекции проявлений негативизма в различных ситуациях.
6. Воспитывать интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами.
7. Создавать предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами).
- Пользоваться невербальными формами коммуникации.
- Понимать обращенную речь.
- Выполнять словесную инструкцию.
- Уметь повторять за педагогом простые звукоподражания и слова.
- Слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых – стихам, потешкам, песенкам.
Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму.
Основное содержание работы.
- Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием стихотворных текстов. Использовать массаж пальцев и кистей рук, попеременно игры с холодной и горячей водой.
- Учить захватывать предметы щепотью, складывать в коробку.
- Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию (игры: «Зайчик», «Котик», «Пальчики поздоровались» и т. д.).
- Учить проводить линии карандашом и обводить по трафарету геометрические фигуры.
- Катание ребристого карандаша между ладонями.
- При выполнении соотносящих движений в дидактических играх развивать точность движения рук, согласованность их движений, зрительно-моторную координацию.
- Учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать расстегиванию, застегиванию пуговиц, перекладывать мелкие предметы, игры с крупной мозаикой, конструктором, бумагой, семенами.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Выполнять движения пальцами рук по подражанию.
- Показывать по просьбе взрослых указательный и большой пальцы.
- Проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаш от бумаги.
- Уметь работать с различными мелкими предметами, крупной и мелкой мозаикой, конструктором, бумагой.
- Обводить предметы по контуру.
Раздел 4. Формирование деятельности.
В коррекционно-педагогической работе особое внимание педагогов следует обратить на формирование у ребенка способов усвоения общественного опыта: необходимо формировать совместные действия, далее действия по показу, словесной и жестовой инструкции.
Обучение игре.
Основное содержание работы.
- Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
- Знакомить с игрушками и действиями с ними.
- Учить обыгрывать сюжетные игрушки: кукла, машина, зайка, мишка.
- Учить играть рядом не мешая друг другу.
- Знакомить со строительными играми.
- Воспитывать заботливое отношение к игрушкам.
- Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
- Учить воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры.
- Формировать адекватные формы поведения в игре.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим, адекватно действуя с игрушкой.
- Выражать положительное эмоциональное отношение к игрушкам.
- По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия.
- Не совершать неадекватных действий с игрушками.
- Воспроизводить усвоенные цепочки игровых действий.
Изобразительная деятельность.
Основное содержание работы
- Учить передавать в рисунках предметы, разные по цвету и форме, опираясь на анализ натуры.
- Учить ориентироваться на листе бумаги, располагая рисунки в соответствии с речевой инструкцией взрослого («Вверху тучи, посередине снеговик, внизу много снега»).
- Учить передавать в рисунках внешние признаки предметов, формировать способы обследования предметов перед их изображением.
- Учить передавать в рисунках элементы сюжетного изображения.
Показатели развития к концу учебного года
- Проявлять интерес к изобразительной деятельности, передавать в рисунках разную форму, величину предметов.
- Располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (верх, низ, середина)
Лепка.
Основное содержание работы.
- Воспитывать интерес к лепке.
- Учить правильно сидеть за столом.
- Понимать речевую инструкцию педагога.
- Формировать представления о поделках как об изображении реальных объектов.
- Знакомить со свойствами различных пластичных материалов (глина, тесто, пластилин; их можно рвать на куски, мять, придавать им различные формы).
- Учить наблюдать за действиями взрослого, совершать действия по подражанию и показу.
- Формировать способы обследования предметов перед лепкой (ощупывание).
- Учить лепить предметы круглой формы (яблоко, колобок, мяч, конфеты, шарики, неваляшка, бусы, пирамидка.).
- Учить лепить предметы овальной формы (яички, огурец, рыбки).
- Учить раскатывать глину между ладонями круговыми движениями и расплющивать, подражая действиям взрослого (печенье, блины).
- Учить лепить предметы из двух частей, соединяя части между собой (по подражанию, образцу, слову): погремушка, неваляшка, цыпленок, снеговик.
- Учить при лепке пользоваться приемами вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться пластичным материалом, использовать различные приемы лепки.
- Соотносить лепные поделки с реальными предметами (яблоко, баранка, мяч и т. п.).
- Передавать в лепных поделках основные свойства (по необходимости совместными с воспитателем движениями), форма – круглый, овальный; размер – большой, маленький; пространственные отношения – вверху, внизу.
- Положительно относиться к результатам своей работы.
- Готовить рабочее место к выполнению лепки.
Аппликация.
Основное содержание работы.
- Воспитывать интерес к процессу выполнения аппликации.
- Учить соотносить аппликацию с реальными объектами (мячик, шарик, гриб).
- Учить наблюдать за действиями взрослого, выполняющего аппликацию.
- Учить самостоятельно наклеивать фигурки предметов, разные по цвету и форме («Неваляшка», «Снеговик», «Огурец», Яблоки», «Елочка», «Пирамида из трех шаров»).
- Правильно пользоваться кисточкой, наносить на заготовку клей, переворачивать заготовку.
- Учить выполнять по показу элементарные композиции: «Бусы для куклы», «Листики на дереве», «Колобок катится по дорожке», Грибы в корзинке», «Новогодняя елочка», «Рыбки в аквариуме».
- Учить положительному эмоциональному отношению к самой деятельности и ее результатам.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Положительно реагировать на предложение выполнить аппликацию.
- Готовить рабочее место к выполнению аппликации.
- Соотносить аппликацию с реальными предметами.
- Выполнять аппликацию, состоящую из одного, двух предметов, наклеивать заготовку.
- Ориентироваться в пространстве листа бумаги, работая по образцу: вверху, внизу.
- Выполнять аппликацию по образцу, показу, речевой инструкции.
Рисование.
Основное содержание работы.
- Воспитывать интерес к рисованию карандашом, фломастером, красками, мелками.
- Учить правильно действовать при работе с изобразительными средствами – рисовать карандашами, красками, фломастером, мелками; правильно держать кисть; набирать краску на кисть, макая ее ворсом в баночку; снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
- Учить наблюдать за действиями взрослого при рисовании различными изобразительными средствами, соотносить графические изображения с реальными объектами и явлениями природы.
- Учить проводить прямые, закругленные и прерывистые линии («Дождик», «Дорожка для зайчика», «Ленточки», «Снег идет», «Травка» и т. п.).
- Учить передавать в рисунках внешние признаки предметов (форма – круглый, овальный; величина – большой, маленький; цвет – красный, синий, зеленый, желтый): «Огурец», «Помидор», «Колобок», «Снеговик», «Бусы на елке».
- Учить обследовать форму предмета перед его изображением («Мяч», «Колобок», «Шары» и т. п.); создавать условия для формирования способов обследования при рисовании (обведение по контуру).
- Учить ориентироваться на листе бумаги по речевой инструкции педагога: вверху, внизу. (Вверху – тучка, внизу – лужа).
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Положительно относиться к предложению нарисовать, изображая знакомые предметы.
- Готовить рабочее место к выполнению задания.
- Обследовать предмет перед рисованием, обводить по контуру.
- Учить правильно и адекватно пользоваться изобразительными средствами.
- Проводить прямые, закругленные линии.
- Рисовать предметы круглой, овальной формы; большие и маленькие.
- Располагать рисунок на листе бумаги, зная: вверху, внизу.
- Соотносить рисунки с реальными предметами.
Конструирование.
Основное содержание работы.
- Знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.
- Формировать способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу, слову.
- Учить создавать простые постройки («Башенка для мышки», «Стул», «Стол», «Дорожка для зайки»). При изготовлении построек воспитатель обыгрывает их, привлекая ребенка.
- Учить выполнять постройки по подражанию («Дом для зайчика», «Дорожка для детей»).
- Учить понимать речевую инструкцию, связанную с процессом постройки: «Возьми кубик», «Принеси много кирпичиков для дорожки».
- Формировать умение самостоятельно конструировать, радуясь успеху.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- Создавать постройки из строительного материала: дома, гаражи, лесенки, мебель, дорожки.
- Создавать поделки на столе, на полу.
- Понимать слова, используемые воспитателем для создания постройки – возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка.
- Знать элементы конструктора: кубик, кирпичик, треугольная призма.
- Играть, используя знакомые постройки.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание связано с игровой деятельностью. В процессе игры формируется мотивационно-потребностная сторона деятельности ребенка, связанная с навыками обслуживания и самообслуживания.
Ручной труд.
Основное содержание работы.
- Знакомить с разными материалами (бумага, картон, природные материалы) и их свойствами.
- Учить работать по подражанию, образцу, словесной инструкции.
- Учить использовать ножницы, клей, салфетки, тряпочку, кисточку для клея, клеенку, пластилин при соединении частей и деталей, изготовленных из природного материала.
- Готовить и убирать свое рабочее место.
- Знакомить с приемами работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, резание бумаги, накладывание, примеривание, намазывание, склеивание частей.
- Учить пользоваться ножницами (совместными с воспитателем движениями): «Травка», «Забор вокруг дома», «Расческа для куклы».
- Учить резать ножницами по нарисованному контуру (квадрат, треугольник).
- Изготовление бус для куклы из различного природного материала (нанизывание на проволоку).
Предполагаемые результаты развития к концу учебного года.
- Уметь работать по подражанию, образцу, словесной инструкции.
- Готовить и убирать свое рабочее место.
- Пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда.
- Владеть простейшими приемами работы с бумагой, картоном, природным материалом.
- Выполнять элементарные поделки из природного материала, бумаги.
- Сравнивать собственную поделку с образцом.
- Доводить начатую работу до конца.
Хозяйственно-бытовой труд.
Основное содержание работы.
- Учить ухаживать за игрушками, содержать уголок игрушек в порядке.
- Учить протирать пыль тряпочкой.
- Знакомить с ролью дежурного (класть салфетки, ложки – по количеству детей).
- Учить следить за своим внешним видом.
- Учить убирать кровать, застилать ее покрывалом.
- Учить обращаться за помощью, если сам не может справиться.
Предполагаемые результаты развития к концу учебного года.
- Получать удовольствие от результата своего труда.
- Замечать непорядок в одежде, в знакомом помещении, в игровом уголке, в уголке природы и устранять его.
- Бережно относиться к орудиям своего труда.
- Выполнять обязанности дежурного по группе.
Раздел 5. Эстетическое воспитание.
Ознакомление с художественной литературой.
Работу по ознакомлению с художественной литературой следует проводить с использованием визуальной поддержки: настольного, кукольного или пальчикового театра; с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций.
Основное содержание работы.
- Развивать умение слушать прибаутки, стихи и адекватно реагировать на их содержание.
- Вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.
- Учить выполнять игровые действия, соответственно тексту знакомых потешек, сказок.
- Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений.
Рекомендуемые произведения.
Колыбельные песенки, прибаутки, стихи, народные сказки: «Ладушки», «Наша Маша маленькая», «Идет коза рогатая…», «Как у нашего кота…», «Водичка – водичка…», «Петушок, золотой гребешок», «Жили у бабуси…», «Баю-баю…» и др.
Народные сказки: «Маша и медведь», «Смоляной бочок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Цыпленок и утенок», «Кот, лиса и петух» и др.
Стихи, потешки А. Барто.
Раздел 6. Физическое развитие и физическое воспитание.
Основное содержание работы.
- Метание выполняется по подражанию действиям взрослого; учится удерживать и бросать мяч в цель.
- Построение выполняется с помощью воспитателя и самостоятельно без равнения.
- Ходьба выполняется по показу и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов.
- Бег выполняется по показу и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов.
- Прыжки выполняются по показу, со страховкой и с помощью воспитателя. Подпрыгивание – на носках на месте, с небольшим продвижением вперед и спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги.
- Ползание, лазание выполняется со страховкой и с помощью воспитателя: ползание по ковровой дорожке.
- Общие развивающие упражнения выполняются вслед за взрослым по подражанию.
- Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носит бессюжетный и сюжетный характер.
Предполагаемые результаты развития ребенка к концу учебного года.
- бросать мяч двумя руками.
- выполнять движения по показу взрослого.
- ходить друг за другом.
- бегать вслед за воспитателем.
- спрыгивать с доски, прыгать на месте.
- ползать по ковровой дорожке.
- проползать под дугой.
Психологическая помощь. Основной задачей психолого-педагогической помощи Соне Г. предполагает коррекцию и профилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы. Все психические процессы у Сони Г. на низком уровне. Формирование навыков эмоционального общения со взрослым и выполнения элементарной инструкции. Т.е мы через игры и занимательные упражнения устанавливаем контакт и приучаем ребёнка к выполнению требуемых действий, работаем над мотивационной сферой, над установлением сотрудничества взрослого и ребёнка. Следующим этапом будет формирование представлений о себе и о других. Здесь мы формируем у детей способы усвоения и присвоения общественного опыта. В процессе занятий у ребенка складывается представление о самом себе и своём «Я», о других людях. Так же учим ребёнка действовать по показу и образцу.
Развитие восприятия.
Рекомендуемые игры: «Подбери заплатку к платочкам, коврикам», «Закрой окошко», «Чей домик?», «Что катится, что не катится», «Расставь тарелочки», «Подбери крышки к кастрюлям» и т.п.
Развитие внимания.
Рекомендуемые игры: «Найди, где спрятано», «Найди одинаковые мячи, бабачки» и т.п.», «Найди пару», «Найди место для матрешки».
Развитие памяти.
В качестве игр и упражнений, развивающих память, можно предложить следующие:
- Разложите перед ребенком 4 картинки (или игрушки). Пусть он рассмотрит их в течении 1 минуты, а затем накройте салфеткойи предложите ребенку перечислить их. Чтобы тренировать долговременную память, попросите перечислить то, что вы показали, через час и на следующий день.
- Покажите ребенку картинки с изображением 4 знакомых предметов. Затем дайте набор карточек, среди которых будут и эти предметы. Ребенок должен назвать их.
-«Угадай-ка!» Педагог дает словесное описание какого-то знакомого ребенку предмета и просит отгадать. Например, «Маленький, пушистый зверек; прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки» и т.п.
Развитие мышления.
Развивать наглядно-действенное мышление и элементы наглядно-образного мышления. «Найди место для матрешки», «Чего не хватает», «Что было сначала?» Что было потм?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Индивидуальная образовательная программа для учащегося с ОВЗ 3 ступени обучения в обычной муниципальной школе. Может быть адаптированна для любого ОУ и учащегося с любым заболеванием....
Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида
Данная программа рассчитана на реализацию при дистанционном обучении ребенка-инвалида в течение уцчебного года.Программа содержит пояснительную записку, образовательный, коррекционный и воспитательный...
Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - логопата".
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата....
Специальная индивидуальная образовательная программа развития глубоко умственно отсталого ребенка
Специальная индивидуальная образовательная программа развития (СИОПР), составленная по следующим направлениям: альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, дви...
Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (5 класс)
Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (5 класс)...
Статья "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями" журнал "Дошкольная педагогика" № 4 (129)/апрель/2017
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с особыми образовательными потребностями...
Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка
Индивидуально образовательная программа - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации о...
- Мне нравится (1)