Развитие сенсорной интеграции у детей с ТНР
консультация

Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._sensorn_integnratsiya.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда. Тематические сенсорные коробки».

Впервые с понятием сенсорная интеграция я познакомилась на вебинаре для логопедов Марианны Лынской. Марианна Ильинична - логопед-психолог, ведущий специалист центра «Логомаг», старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, автор множества книг и публикаций о развитии речи детей. Сенсорную интеграцию она активно применяет в своей работе для неговорящих детей и детей с различными нарушениями развития.

Эту методику взяли на вооружение специалисты во многих городах нашей страны. Сенсорная интеграция становится популярным и очень эффективным направлением педагогической и коррекционной помощи детям. Метод был разработан научным сотрудником, эрготерапевтом, Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе,  Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Понятие сенсорной интеграции и её дисфункции

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).

Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют моноканальный характер восприятия и вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

   Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь (Д. Вильямс). В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.

Дисфункция сенсорной интеграции разной степени у детей,  может быть отдельным нарушением у здорового ребёнка или может сопровождать алалию, УО, аутизм, ЗПР.

Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с такими  проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

Логопед в своей работе использует элементы сенсорной интеграции.

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.

Существуют направления  сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М.И.

1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. 

Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности.  Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.

2. Логопедический массаж, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например, щётками аметиста, камнями булыжника, массаж ракушкой, похлопывание розмарином  по щекам.

3. Сенсорно-интегративная логоритмика. Интеграция речи и движения.

4. Лексико-граматическая работа на основе сенсорной стимуляции.

Сенсорные подносы (тематические)  Имеют обязательно обонятельный отклик, используются как игровой ландшафт. 

Сенсорные коробки (тематические). Взаимодействуют через погружение в них чего-то сенсорного. 

5. Коррекция слоговой структуры в сенсорных играх.

4. Сенсорно-интегративные интенсивы для детей с родителями.  Это курс занятий, для детей с родителями, сочетающий в себе отдых, лечение на курорте и интенсивную работу с ребенком в современных видах занятий и игр.  Интенсивы позволяют спровоцировать значимый «скачок» в развитии ребенка, подняв отдельные навыки на качественно новый уровень.

Вот несколько приемов сенсорной интеграции, которые может использовать учитель-логопед в работе с детьми.

1. Упражнения для языка с использованием метода сенсорной интеграции.

Сенсорно-интегративная гимнастика (М. И. Лынская) .

Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе).

Таким образом, выполняя упражнения, решаются следующие задачи:

- активизируется небно-глоточное смыкание;

- растягивается подъязычная уздечка;

- дифференцируется носовой и ротовой выдохи;

- улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений;

- повышается качество обратной связи от артикуляционных органов.

• облизывание кружка лимона (апельсина, ребристого печенья) по кругу;

• слизывание языком варенья с ложек, тарелок;

• слизывание мёда с верхней губы;

• слизывание крышечки от йогурта, сметаны;

• облизывание «чупа-чупса»;

• «лакание» молока (воды) без помощи рук;

• сбор ягод (конфет) губами со стола без помощи рук;

• перекатывание леденца (сухарика, ягоды) во рту от щеки к щеке;

• удерживание капелек сока (воды) в язычке-чашечке;

• снятие зубами (губами, языком) кусочков фруктов с зубочистки;

• сплевывание с губ (языка) круп, зелени;

• сдувание кокосовой стружки;

• просовывание языка в дырочку сушки, удержание маленькой сушки в «чашечке», удерживание сушки на широком языке;

• прижимание круглой конфетки к твердому небу с удерживанием;

• удерживание риса (гречихи, перловки) кончиком языка, придерживая внутри рта у нижних зубов;

• удерживание хлебной палочки между верхней губой и носом, кончиком языка на носогубной складке;

• сглатывание капелек сладкой воды, капнутой из пипетки на корень языка.

2. «Утяжеление»

Этот вид деятельности необходим для детей, испытывающим трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Регулярные упражнения по «утяжелению» помогут детям успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на тело, мышцы и суставы, помогая детям получить необходимую нагрузку. Детям важно научиться чувствовать своё тело, им полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление или «нагрузка сверху». Именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ребёнок сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Приспособления для «утяжеления»:

• сенсорный мешочек;

• утяжелённое одеяло;

• утяжелённая подушка;

• утяжелённый наплечник;

• утяжелённый плед;

• утяжелённый шарф;

• утяжелитель на запястье;

• утяжелитель на ноги.

3. Игры с сыпучими и пластичными массами. 

Игры с сыпучими (песок, галька и т. п.) и пластичными (пластилин, тесто, также очень полезны для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами. Детям полезно трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ребёнок отказывается играть с пластилином и подобными массами важно подобрать текстуру, приятную для ребёнка.

Виды пластичных и сыпучих материалов:

• пластилин (шариковый, плавающий, восковой);

• глина (природная, полимерная);

• паста для моделирования;

• масса для лепки («холодный фарфор»);

• слайм (лизун, флаффи, жвачка для рук);

• пена для бритья;

• кинетический песок;

• бобовые и крупы.

4. Массажёры, вибрирующие игрушки.

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:

• ручные массажёры для массажа тела;

• массажёры для полости рта;

• щётка Wilbarger;

• мочалка-перчатка для душа;

• коврик для прихожей.

5. Приспособления для вестибулярных движений.

Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Вот несколько предложений для получения ребенком подобного опыта:

• раскачивающиеся игрушки;

• доска Бильгоу;

• сенсорный гамак;

• сенсорный чулок;

• яйцо Кислинга (сенсорное яйцо);

• большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия.

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции [7]:

• запах корицы, цитрусовых бодрит;

• лаванда улучшает память, расслабляет;

• запах апельсина расслабляет, успокаивает и восстанавливает жизненные силы организма;

• запах ладана успокаивает тело, расслабляет, снимает перенапряжение;

• запах тмина борется с проявлениями перенапряжения.

7. Игры с туннелями и палатками.

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции. Они полезны для развития крупной моторики. Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.

Тактильный опыт ребенка обогащается, если в тоннеле размещены разные предметы или помещается в него ковровое покрытие.

Можно немного потрясти тоннель когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.

Можно использовать палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами.

8. Сенсорная комната.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.

Классификация стимулов сенсорной комнаты:

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение.

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной и активной. Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности - возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Наполняемость сенсорной комнаты:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы;

• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы);

• Мягкие подушки и одеяла;

• Пузырьковые трубы;

• Кресла-мешки;

• Массжаные кресла и маты;

• Ночники, особые светильники, лава-лампы. Включение сенсорного компонента в структуру комплексной коррекции положительно влияет на достижение высоких результатов в развитии коммуникативных навыков детей.

СЕНСОРНАЯ КОРОБКА - это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри. Сенсорная коробка развивает в детях воображение, любопытство, способствует нормализации психического и эмоционального состояния, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность. Параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас и совершенствуется грамматический строй. Например: нужно доставать из сенсорной коробки предметы с признаками качества (деревянные, стеклянные, цвета, формы, сопровождать пересыпания или переливания приставочными глаголами, падежно-предложными конструкциями).

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. На логопедическом занятии наполнение зависит от возраста детей и лексической темы занятия ( овощи, фрукты, сад-огород, времена года, пляж, подводный мир, ферма, космос,  и.т.д.)

Сенсорные коробки. Варианты:

Ёмкостью может быть пластиковый контейнер, картонная коробка, тазик, большая миска.

Наполнителем сенсорных коробок может быть любой тактильный материал. Это, как правило:

- различные крупы и сыпучести, как обычные, так и окрашенные (макароны, рис, пшено, фасоль, мука, кукурузные хлопья, чай и пр.);  

- природные материалы (листья, каштаны, камни, песок);

- водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко;

- текстиль и швейная фурнитура: ленты, пуговицы, кусочки ткани, бусины.

 - самодельные наполнители: живой песок, масса для лепки с песком, искусственный снег и другие. 

 - гелеобразный наполнитель: желе, кисель, гидрогель, пена для бритья.

К наполнителю относятся и  различные предметы: маленькие игрушки животных, деревьев, растений; игрушки из киндер-сюрпризов, разнообразные камушки и ракушки, привезенные из отпуска.

Необходимы  инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).

Пример задание: В контейнеры уже с тактильным наполнителем нужно разместить предметы так, чтобы можно было решить одну речевую задачу, т е. предложить детям выполнить 1 игровое задание.

(На столе стоят 4 контейнера с наполнителем и контейнеры с предметами. Два участника собирают одну сенсорную коробку.

Задачи решаемые во время игры

Например, задание может быть таким:

- употребление простых и сложных предлогов (в песке, на песке, под ёлкой);

- образование приставочных глаголов (бежал, прибежал, перебежал, убежал);

- образование относительных прилагательных (деревянный, пластмассовый);

- согласование существительных среднего, женского, мужского рода с прилагательными (яблоко красное, клубника красная, кубик красный);

- деление слов на слоги и выкладывание бусинок;

- образование сложных слов (длиннохвостый, коротконогая).

Примечания.

Дети могут не ограничиваться только периметром коробки. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.

Играть в сенсорной коробке может один ребенок или несколько, им должно быть удобно и не тесно.

Сенсорную коробку можно оставить в группе, чтобы они могли по – очереди  поиграть.

Понаблюдайте за игрой. Что заинтересует больше всего? Что вызовет улыбку или восхищение?

Список литературы.

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.:  «Теревинф», 2019 – 272с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.

3.  Кислинг, Улла.  Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.

5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.

http://vombatik.ru/blog/sensorybox.html Сенсорные коробки: что это такое и как их можно соорудить?  Вомбатик.ру Магазин детских товаров.  Творческое развитие ребенка на Ноябрь 23, 2016 .

https://vk.com/kinderquest 

Сайт в контакте KinderQuest | Активация речи Сенсорная интеграция и развитие речи с Марианной Лынской

https://sensoricinru.wordpress.com/2013/  Сенсорная интеграция и мы. Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения...

Методика «Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста в процессе обучения действий с предметами»

Данная методика применима в работе с детьми раннего возраста. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры...

роль сенсорной интеграции в адаптации детей с умственной отсталостью к школьному обучению

Материал содержит обобщение опыта работы с детьми, имеющими особые сенсорные потребности, в том числе, рекомендации по организации условий для развития сенсорной интеграции...

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СЕНСОРНАЯ ДИЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Сенсорные системы. Развитие сенсорной интеграции. Составление сенсорной диеты для детей школ VIII вида....

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

В соответствии с действующим ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности....

Дидактические игры для развития сенсорной интеграции

Картотека дидактических игр для развития сенсорной интеграции...