Методика «Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста в процессе обучения действий с предметами»
методическая разработка по теме
Данная методика применима в работе с детьми раннего возраста. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Пположение СПМПК
ПП 03-04 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_metodiki_r_-_kopiya.doc | 72.5 КБ |
polozhenie_o_spmpk.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями
Рекомендовано к утверждению на заседании ЭМС №_____ от 20_____г. | Утверждено приказом №________ от _____ 20____г. |
Методика
«Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста в процессе обучения действий с предметами»
г. Урай, 2015
Описание методики
Сокращения: Дети раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Наименование методики | «Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста в процессе обучения действий с предметами» |
Сроки апробации методики | 2015 год. |
Автор(ы) – разработчик(и) методики: Ф.И.О., должность, ученая степень/ученое зван |
|
История развития методики. Описание методики. | Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п. Рабочий план занятий составлен на основе методических рекомендаций «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, включает разработки программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта» Е.А.Стребелевой, Е.А. Екжановой, а также программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста «Шаг за шагом» Ю.И.Забаровской. |
Актуальность проблемы, решение которой должно обеспечить применение методики | Основным видом деятельности ребенка от 1 года до 3 лет жизни является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов, продолжается его сенсорное развитие. Наиболее интенсивное сенсорное развитие происходит на втором году жизни. От двух до трех лет заканчивается формирование сенсорных способностей, постепенно закладываются сенсорные эталоны (термин А.В. Запорожца). Во время проведения диагностических обследований- диагностические материалы Забаровской Ю.И. Методическое пособие для педагогов ДОУ развитие детей от1 года до 3-х лет; Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (1-3 лет): с целью – выявить уровень сенсорного развития и умений действия с предметами. Диагностику проводила с учётом подбора диагностического материала для детей в возрасте от 1 года – 1года 6 месяцев; от1года 6 месяцев – 2 лет; развитие ребёнка 3-го года жизни по следующим критериям: высокий, средний, низкий. Высокий уровень: работает с материалом самостоятельно Средний уровень: работает с помощью взрослого Низкий уровень: не владеет материалом Проведенная диагностика показала, что 4 ребёнка (40%) имеют низкий уровень развития, 6 детей (60%) - средний. Таким образом, через проведение диагностики определила необходимость работы с детьми в данном направлении, так как в раннем возрасте ведущей становится предметная деятельность, в рамках которой формируются основные новообразования раннего возраста, развиваются все стороны жизни ребёнка. |
Сфера применения методики в учреждении | Многофункциональность задач методики позволяет включить в реабилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития. Работа по сенсорному развитию проводится воспитателем реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями в рамках игровых коррекционных занятий, свободной игровой деятельности, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. На игровых занятиях по сенсорному развитию соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др. При организации игровых занятий используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей. Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть составляет 3-4 минуты. Она включает в себя ритуал приветствия, игры в круге на подражание, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики. Основная часть длится 5-7 минут. Она включает в себя игры на умение действий с предметами. На заключительную часть отводится 1 – 2 минуты, в течение которых проводится ритуал окончания занятия. Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет маленьким детям быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствии с ними. |
Цель внедрения | Создание условий для формирования умственного развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями раннего возраста. |
Задачи внедрения | 1. Обучать в игре производить правильные действия с предметами для формирования сенсорных представлений.
|
Целевая группа | Дети – инвалиды, дети с ограниченными возможностями от 1 до 3 лет. |
Ожидаемый результат |
|
Контроль за апробацией методики (Кто проводит контроль. Формы контроля) | Контроль проводит заведующий реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями. Отметка в журнале контроля о проведении занятий Формы контроля: Выборочный контроль – качество проводимых мероприятий; |
Основные приборы, оборудование, необходимые для реализации | В кабинете № 226 «Зелёная комната» проводятся игровые занятия. Кабинет оснащен, развивающими дидактическими играми: - вкладышами, - мозаиками, - матрешками, - пирамидками, способствующими решению задач методики, - музыкальными инструментами, -«говорящими» книгами, - игрушками для организации «сюрпризного момента», а так же необходимым позиционным оборудованием. Пол в кабинете полностью закрыт ковром с мягким ворсом, для исключения травматизма в случае падения ребенка, а так же с целью создания комфортных условий в процессе свободной игры детей. |
Подпись, (Ф.И.О., должность) Дата заполнения | ____________________ Т.В.Разакова подпись Должность: воспитатель
«____»______________ 2015 г. |
Предварительный просмотр:
Редакция №03 Положение ПП 03 04 2011
о социально-психолого-медико-педагогическом консилиуме
в реабилитационном отделении для детей и подростков
с ограниченными возможностями __________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор БУ ХМАО-Югры
«КЦСОН «Импульс»
____________ Н.Н. Журавлева
подпись
___________ 2012г.
дата месяц
П О Л О Ж Е Н И Е
о социально-психолого-медико-педагогическом консилиуме в реабилитационном отделении для детей и подростков
с ограниченными возможностями
______________________________________________________________________
наименование подразделения
Дата введения_____________
БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
г.Урай
Редакция № 03 Положение ПП 03 04 2011
о социально-психолого-медико-педагогическом консилиуме
в реабилитационном отделении для детей и подростков
с ограниченными возможностями __________________________________________________________________________________________________
1. Общие положения.
1.1. Социально-психолого-медико-педагогический консилиум (далее по тексту -СПМПК) является совещательным органом реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее по тексту -Отделение) по организации комплексной и социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Состав СПМПК создается из числа специалистов Отделения, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с вопросами реализации индивидуальных программ реабилитации и утверждается приказом директора Комплексного центра социального обслуживания населения «Импульс» (далее по тексту –Учреждение)
1.3. Руководство деятельностью СПМПК осуществляет председатель СПМПК, который назначается приказом директора Учреждения.
1.4. На заседании СПМПК могут приглашаться заинтересованные лица, в том числе родители детей с ограниченными возможностями, или лица их заменяющие.
1.5. В своей работе СПМПК руководствуется Положением о реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями и настоящим Положением.
1.6. По итогам заседаний ведется протокол.
1.7. Решения СПМПК доводятся до всех специалистов, участвующих в комплексной и социальной реабилитации, и считаются обязательными для всех участников реабилитационного процесса, в том числе для родителей или лиц, их заменяющих.
1.8. Мероприятия, определенные программой комплексной реабилитации, данные динамического наблюдения и мониторинга, итоги по проведенным мероприятиям вносятся в индивидуальную карту комплексной реабилитации, контроль за выполнением которой возлагается на специалиста по социальной работе.
1.9. Постановка и снятие на реабилитацию в реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляется приказом директора Комплексного центра социального обслуживания населения «Импульс» на основании решения СПМПК и служебной записки заведующего отделением.
2. Основные задачи.
Основными задачами СПМПК являются:
2.1. Создание условий для наиболее полной реализации индивидуальной программы реабилитации, разработка, координация и контроль выполнения мероприятий;
2.2. Внесение изменений и дополнений в комплексную программу реабилитации детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей.
Редакция №03 Положение ПП 03 04 2011
о социально-психолого-медико-педагогическом консилиуме
в реабилитационном отделении для детей и подростков
с ограниченными возможностями __________________________________________________________________________________________________
2.3. Решение вопроса приема и снятия детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями на комплексную реабилитацию по заявлению родителей, лиц, их заменяющих, на основании направления на медико-социальную реабилитацию врачей – специалистов детской городской поликлиники МУ ЦГБ.
3.Функции СПМПК.
СПМПК в соответствии с возложенными задачами осуществляет следующие функции:
3.1. Проведение необходимой диагностики для практического применения при составлении реабилитационных мероприятий.
3.2. Учитывая определенный индивидуальной программой реабилитации реабилитационный потенциал детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, определение выбора мероприятий по реализации индивидуальной реабилитационной программы.
3.3. Ведение динамического наблюдения за ходом реабилитационного процесса с целью внесения корректив в реабилитационную программу.
3.4. Подведение итогов комплексной реабилитации и выработку рекомендаций для родителей реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях.
3.5. Оказание консультативной помощи родителям специалистами, участвующими в выполнении реабилитационных мероприятий.
3.6. Проведение мониторинга по результатам реабилитационной работы в домашних условиях и определения сроков необходимости следующей комплексной реабилитации.
4. Права
СПМПК осуществляя задачи и реализуя возложенные на него функции, в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Пользоваться банком данных о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями учреждений, связанных с жизнедеятельностью детей с ограниченными возможностями и семьи с соблюдением этических норм и конфиденциальности полученной информации;
4.2. Заслушивать на своих заседаниях участников реабилитационного процесса;
4.3. Приглашать на заседания заинтересованных специалистов Управления социальной защиты населения, Учреждения, руководителей данных структур.
Редакция № 03 Положение ПП 03 04 2011
о социально-психолого-медико-педагогическом консилиуме
в реабилитационном отделении для детей и подростков
с ограниченными возможностями __________________________________________________________________________________________________
5. Ответственность
В случае невыполнения своих обязанностей:
5.1. Председатель СПМПК несет персональную ответственность за выполнение возложенных на СПМПК задач и функций,
5.2. Члены СПМПК несут ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на них задач на основании действующего федерального законодательства и законодательства автономного округа, должностных инструкций, Устава Комплексного центра социального обслуживания населения «Импульс», настоящего Положения.
5.3. Члены СПМПК несут ответственность за конфиденциальность полученной информации от клиента, нарушившие профессиональную тайну, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. За невыполнение требований документации СМК, относящейся к их деятельности.
6. Организация управления
6.1. Организационная структура СПМПК.
Редакция № 03 Положение ПП 03 04 2011
о социально-психолого-медико-педагогическом консилиуме
в реабилитационном отделении для детей и подростков
с ограниченными возможностями __________________________________________________________________________________________________
Лист согласования
РАЗРАБОТАНО
Заведующий отделением
_______________ 2012 г. Ф.М.Синицина
СОГЛАСОВАНО
Юрист
______________ 2012 г. И.В.Боброва
Редакция №03 Положение ПП 03 04 2011
о социально-психолого-медико-педагогическом консилиуме
в реабилитационном отделении для детей и подростков
с ограниченными возможностями __________________________________________________________________________________________________
Лист ознакомления
С положением ознакомлены:
_______________________/ _________________________
И.О.Фамилия
_______________________20_____г.
_______________________/ _________________________
И.О.Фамилия
_______________________20_____г
_______________________/ _________________________
И.О.Фамилия
_______________________20_____г
_______________________/ _________________________
И.О.Фамилия
_______________________20_____г
_______________________/ _________________________
И.О.Фамилия
_______________________20_____г
______________________/ _________________________
И.О.Фамилия
_______________________20_____г
______________________/ _________________________
И.О.Фамилия
_______________________20_____г
_______________________/ _________________________
И.О.Фамилия
_______________________20_____г
_______________________/ _________________________
И.О.Фамилия
_______________________20_____г
Редакция №03 Положение ПП 03 04 2011
о социально-психолого-медико-педагогическом консилиуме
в реабилитационном отделении для детей и подростков
с ограниченными возможностями
__________________________________________________________________________________________________
Лист регистрации изменений
Изменения | № Страниц зам/изм | Дата изменения | Документ о введении | Подпись | Дата |
Было: Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» Стало: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» Дополнения в общие положения, общие задачи, функции, права | Стр 1 Стр 2 п.1.1. п.2.2. п 3.2. п.4.1. | 16.01.2012 01.06.2012 | Устав бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» Государствен ный стандарт социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Социальное обслуживание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей» | 16.01.2012 01.06.2012 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в простран...
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раннее детство - особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития....
Календарно-тематическое планирование по логопедии по теме: "Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".
Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...
Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста
Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста...
Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...
Отчет о реализации методики «Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста в процессе обучения действий с предметами»
Отчёт о реализации методики, полученные результаты....
«Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в групповой двигательной активности»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....