Тематические игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей средней группы с общим недоразвитием речи.
методическая разработка
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки особенностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Специальными исследованиями сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_melkaya_motorika222_1.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематические игры и упражнения
для развития мелкой моторики у детей средней группы
с общим недоразвитием речи.
Приложение к педагогическому проекту
«Комплексное преодоление речевого недоразвития
у детей среднего дошкольного возраста
в условиях обучения в специализированном детском саду»
Введение
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки особенностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Специальными исследованиями сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Профессором Кольцовой М.М. в результате многочисленных обследований была установлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка находится в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Она же особо подчёркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной деятельности.
Учитывая благотворное влияние движений пальцев рук на развитие речи и психических процессов в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев рук. В данной работе предлагаются следующие разделы: игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика, графические упражнения, продуктивная деятельность. Пальчиковая гимнастика отображает реальность окружающего мира. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Игры с пальчиками – это инсценировка каких-либо историй при помощи пальцев. Игры эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи. У детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Графические упражнения способствуют развитию координации движений руки, развивают ориентировку в условиях двумерного пространства листа бумаги, внимание и восприятие. Продуктивная деятельность развивает умение захвата предмета, развивает точность движений, силу пальцев рук, способствует развитию эстетического вкуса ребёнка. Все перечисленные упражнения способствуют развитию центров коры головного мозга, согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи, развивают чувство ритма и координацию движений, подготавливают руку к письму, стимулируют развитие речи.
Фрукты | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Компот» *(4,104) 2. «Сливы» *(5,36) 3. «Апельсин» *(5,45)
| 1.«Ваза» (Округлённые ладони обеих рук соединены со стороны мизинцев) 2. «Собираем фрукты» (Расслабленная кисть левой руки изображает ветку с фруктами, правой рукой «снимаем» с ветки фрукт) | 1.«Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафареты фруктов цветными карандашами. 2. «Юный художник» Ребёнок дорисовывает вторую половину фрукта по опорным точкам. | 1.«Ваза с фруктами» Лепка фруктов из солёного теста. 2. «Умелые ручки» Выкладывание фруктов из крупной мозаики. 3. «Юный строитель» Выкладывание из палочек ящичка для фруктов. 4. « Урожай из сада» Выкладывание контура фруктов из цветных шнуров.
|
*Ссылка на источник
Овощи | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«У Лариски две редиски» *(4, 85) 2. «Корзинка» «Я корзиночку беру, овощи в неё кладу.» (Ладони на себя, пальцы переплетаются. Большие пальцы образуют ручку.)
| 1.«Помидор» (Полусогнутые указательные и большие пальцы соединены своими подушечками, образуя круг) 2. «Огурец» (Прямые указательные и большие пальцы соединены своими подушечками, образуя овал) | 1.«Волшебный карандаш» Обводка трафаретов овощей цветными карандашами. 2. «Юный художник» Ребёнок дорисовывает вторую половину овоща по опорным точкам. | 1.«Овощи в корзинке» Лепка овощей из солёного теста. 2. «Умелые ручки» Выкладывание овощей из крупной мозаики. 3. «Юный строитель» Выкладывание из палочек ящичка для овощей. 4. « Урожай с грядки» Выкладывание контура овощей из цветных шнуров.
|
Сад - огород. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Урожай» *(4,101) 2. «Собираем урожай» *(6,86) 3. «Порисуем» *(5,44)
| 1.«Грабли» (Руки вытянуты, кисти напряжены, пальцы разжаты и слегка согнуты) 2. «Лопата» (Руки вытянуты, пальцы напряжены и соединены) 3. «Корзинка» (Ладони на себя, пальцы переплетаются. Большие пальцы образуют ручку) | 1.«Прятки» «Поливаем из лейки» Ребёнок цветным карандашом проводит прямые линии по опорным точкам. 2. «Юный художник» Ребёнок дорисовывает заборчик по опорным точкам. | 1.«Забавные фигурки» Выкладывание огородного чучела из геометрических фигур 2. «Огородные грядки» Вырезание полосок бумаги, изображающих грядки. 3. «Юный строитель» Выкладывание заборчика из палочек.
|
Осень - деревья. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Осенние листья» *(4,98) 2. «Осенний букет» *(1,25) 3. «По грибы» *(5,35)
| 1.«Дерево» (Руки подняты вверх и напряжены, пальцы широко расставлены) 2. «Капли дождя» (Поочерёдное постукивание подушечками пальцев по столу) 3. «Лист берёзы» (Ладонь прямая, пальцы прижаты друг к другу) 4. «Лист клёна» (Ладонь прямая, пальцы разведены в стороны) | 1.«Дождик» Ребёнок рисует штрихами дождь. 2. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам капли дождя и раскрашивает карандашами. 3. «Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафареты листьев цветными карандашами. | 1.«Лужица» Выкладывание лужицы из шерстяных ниток на бархатной бумаге. 2. «Листопад» Обрывание листа цветной бумаги на мелкие кусочки. 3. «Юный строитель» Выкладывание ёлочки из палочек. 4.»Дерево» Выкладывание нитками, прикреплёнными к нарисованному стволу его веток
|
Одежда. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Посчитаем в первый раз» *(4,116)
| 1.«Варежка» (Ладонь прямая, 4 пальца сжаты, большой отведён в сторону) 2. «Перчатка» (Ладонь прямая, все пальцы разведены в стороны) | 1.«Прятки» Ребёнок рисует узор на варежке по опорным точкам. 2. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам головной убор и раскрашивает карандашами. 3. «Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафареты одежды цветными карандашами. | 1.«Укрась платье кукле» Наклеивание цветных кружочков на данную заготовку. 2. «Умелые ручки» Выкладывание из пуговиц различных предметов одежды. 3. «Застегни платье». Застёгивание пуговиц на кукольном платье. 4.Выкладывание предметов одежды из нескольких частей.
|
Обувь. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Посчитаем в первый раз» *(4,116)
| 1.«Валенки» (Руки, имитируют ноги, которые забираются в валенки. Ладони хлопают по столу) | 1.«Прятки» Ребёнок рисует второй ботинок, сапог по опорным точкам. 2. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам узор на сапоге цветными карандашами. 3. «Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафареты обуви цветными карандашами. | 1.«Укрась сапожок» Наклеивание геометрических фигурок на данную заготовку. 2. «Весёлые шнурки» Шнуровка и завязывание бантиков на ботинках, кроссовках. 3. «Загадочный комок». Разглаживание смятых комочков бумаги с рисунками обуви внутри.
|
Продукты. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Сорока-белобока» *(5,37) 2. «Ладушки» *(5,39)
| 1.«Баранки» (Все пальцы по очереди соединяются с большим , образуя колечки) 2. «Варим кашу» ( Левая ладонь слегка согнута образует ложку, указательный палец правой руки «мешает» кашу) | 1.«Баранки » Ребёнок рисует колечки. 2. «Юный художник» Ребёнок продолжает по опорным точкам узор на торте цветными карандашами. | 1.«Булочная» Лепка из солёного теста колобков, баранок. 2. «Продукты» Выкладывание продуктов на бархатной бумаге из шерстяных ниток . 3. «Загадочный комок». Разглаживание смятых комочков бумаги с рисунками продуктов внутри. 4. «Умелые ручки»
|
Посуда. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Помощники» *(4,120)
| 1.«Ложка» (Рука слегка вытянута, пальцы вместе, ладошка округлена) 2. «Ножик» (Рука слегка вытянута, пальцы сжаты, ладонь повёрнута ребром) | 1.«Юный художник» Ребёнок рисует недостающие детали у посуды по опорным точкам. 2. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам узор на тарелке цветными карандашами. 3. «Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафарет чашки и раскрашивает цветными карандашами. | 1.«Чаепитие» Лепка из солёного теста чашки и блюдца. 2. «Тарелочка» Выкладывание тарелочки из пластилиновых жгутиков . 3. «Соберём картинку». Складывание картинки с изображением посуды, разрезанной на шесть частей. 4. «Умелые ручки» Выкладывание из крупной мозаики предметов посуды. |
Игрушки. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Игрушки» *(4,111) 2. «Шарик» *(1,92) 3. «Посмотри мои ладошки» *(6,9)
| 1.«Гармошка» (Раздвигаем и соединяем пальцы, ладонь прямая) 2. «Волчок» ( Вращательные движения указательным пальцем по столу) 3. «Мячик» (Округлённые и разведённые пальцы рук соединяются своими кончиками) | 1.«Волшебный карандаш» » Ребёнок обводит трафареты игрушек и раскрашивает в заданном направлении. 2. «Юный художник» Ребёнок рисует по опорным точкам вторую половину мячика . 3. «Помоги художнику» Ребёнок дорисовывает детали у игрушек по опорным точкам. | 1.«Юный строитель». Выкладывание из палочек пароходика, домика для куклы. 2. «Забавные фигурки» Выкладывание из геометрических фигур куклы, машины . 3. «Мячик». Выгибание из проволоки мячика .
|
Дикие животные. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Сидит белка» *(4,138) 2. «Ёжик топал по дорожке» *(5,6) 3. «Заинька» *(5,41)
| 1.«Заяц играет на барабане» (Два пальца - безымянный и мизинец по очереди касаются большого, указательный и средний пальцы изображают зайца) 2. «Ушки зайчика» ( Сгибание и разгибание указательного и среднего пальцев, безымянный и мизинец прижаты большим пальцем к ладони) | 1.«Волшебный карандаш» » Ребёнок обводит трафареты диких животных и штрихует в заданном направлении. 2. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным детёныша животного. Полученное изображение соединяет стрелкой с его мамой. 3. «Помоги художнику» Ребёнок дорисовывает части тела у животных по опорным точкам. | 1.«Умелые ручки». Выкладывание из мелких камешков угощения для животного (гриб – белочке, морковку – зайке) 2. «Ёжик» Лепка ежа из солёного теста . 3. «Соберём картинку». Складывание картинки с изображением дикого животного, разрезанной на шесть частей
|
Домашние животные. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Лошадка» *(4,19) 2. «Встреча друзей» *(1,5) 3. «Коза» *(5,38)
| 1.«Свинки» (Пальцы сжаты в кулачки) 2. «Кошечка» (Средний и безымянный пальцы полусогнуты и соединены с большим. Указательный и мизинец полусогнуты.) | 1.«Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафареты животных и штрихует в заданном направлении. 2. «Помоги художнику» Ребёнок дорисовывает части тела у животных по опорным точкам. 3. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам детёныша животного. Полученное изображение соединяет стрелкой с его мамой. | 1.«Поросёнок». Лепка поросёнка из солёного теста. 2. «Загадочный комок» Разглаживание смятых комочков бумаги с рисунками животных внутри. 3. «Юный строитель». Выкладывание из палочек конуры. 4. «Соберём картинку» Складывание картинки с изображением животного, разрезанной на шесть частей.
|
Домашние птицы | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Уточка» *(4,133) 2. «Курочка» *(2,72)
| 1. «Гусь» (Ладонь под прямым углом. Пальцы прижаты друг к другу, средний опирается на большой) 2. «Курочки клюют» (Указательный и большой палец соединены и стучат по столу. Остальные пальцы прижаты к ладони) | 1. «Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафареты птиц по контуру и штрихует в заданном направлении. 2. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам детёныша птицы. Полученное изображение соединяет стрелкой с его мамой. | 1. «Уточка» Лепка уточки из солёного теста. 2. «Забавные фигурки» Выкладывание фигурки цыплёнка из геометрических фигур. 3. «Юный строитель» Выкладывание кормушки из палочек. 4. «Покормим цыплят» Обрывание листа бумаги на мелкие кусочки. |
Дикие птицы | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1.«Кормушка» *(4,126) 2. «Ласточка» *(4,163)
| 1.«Филин» (Сжатые кулачки прижаты друг к другу, большие пальцы полусогнуты) 2. «Птичка» (Разжатые пальцы отведены в стороны, а большие прижаты друг к другу.) | 1.«Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафареты птиц и штрихует в заданном направлении. 2. «Помоги художнику» Ребёнок дорисовывает части тела у птиц по опорным точкам. 3. «Повтори рисунок» Ребёнок обводит по контуру пальчиком нарисованную птицу. | 1.«Птичка». Лепка птички из солёного теста. 2. «Забавные фигурки» Выкладывание фигурки птички из геометрических фигур. 3. «Юный строитель». Выкладывание из палочек кормушки. 4. «Покормим птичек» Обрывание листа бумаги на мелкие кусочки.
|
Новый год. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Ёлочка» *(4,130) 2. «Наряжаем ёлку» *(1,58-59)
| 1. «Ёлка» (Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики пропускаются между собой) 2. «Бусинки» (Пальцы по очереди соприкасаются подушечками с большим пальцем) 3. «Шарик» (Разжатые и округлённые пальцы обеих рук соприкасаются кончиками) | 1. «Прятки» Ребёнок рисует шарики по опорным точкам на ёлке. 2. «Юный художник» Ребёнок рисует по опорным точкам вторую половину ёлочной игрушки. 3. «Ёлочная гирлянда» Ребёнок рисует ниточку с бусами. | 1. «Ёлочная гирлянда» Склеивание и соединение колечек из полосок бумаги. 2. «Украсим ёлку» Наклеивание вырезанных шариков на заготовку ёлки. 3. «Юный строитель» Выкладывание ёлочки из палочек. 4. Выкладывание веток у ёлки из ниток, прикреплённых к стволу, нарисованного на бумаге. |
Зима. Зимние забавы. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Снежок» *(4,123) 2. «Мы во двор пошли гулять» *(4,123)
| 1. «Снеговик» (Рисование в воздухе указательными пальцами снеговика) 2. «Катание с горки» (Движение прямой ладони сверху вниз) | 1. «Помоги художнику» Ребёнок дорисовывает детали у снеговика. 2. «Прятки» Ребёнок рисует снежинку по опорным точкам. 3. «Повтори рисунок» Ребёнок обводит по контуру пальчиком нарисованный предмет (лыжи, коньки, санки) | 1. «Снеговик» Изготовление снеговика из ватных комочков. 2. «Снежок» Обрывание ваты на мелкие кусочки. 3. «Юный строитель» Выкладывание снежинок из палочек. 4. «Загадочный комок» Разглаживание смятых комочков бумаги с рисунками внутри (лыжи, коньки, санки). |
Человек. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Дружные пальчики» *(6,7) 2. «Наши пальчики сплетём»*(6,9) 3. «Этот пальчик»*(5,30) 4. «Ну-ка, братцы, за работу!»*(5,31)
| 1. «Человечек» (Рисование указательным пальцем в воздухе человечка) | 1. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам куклу. 2. «Повтори рисунок» Ребёнок обводит по контуру пальчиком нарисованного мальчика и девочку. | 1. «Юный строитель» Выкладывание человечка из палочек и геометрической фигуры. 2. «Загадочный комок» Разглаживание смятых комочков бумаги с рисунками внутри (мальчик, девочка) 3. «Одень куклу на прогулку» Одевание бумажной куклы. |
Мамин праздник. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Как у нас семья большая»*(4,153) 2. «Бабушка и внуки»*(1,84) 3. «Мама»*(1,98)
| 1. «Семья» (Сгибание пальцев в кулак, начиная с большого) 2. «Колыбелька» (Две полусогнутые и сложенные вместе ладошки изображают колыбельку) | 1. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам цветок в вазе 2. «Юный художник» Ребёнок рисует по опорным точкам вторую половину вазы. 3. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам узоры на праздничном пироге. | 1. «Подарок бабушке» Украшение заготовки платочка вырезанными фигурками. 2. «Пирог» Лепка из солёного теста пирога для мамы. 3. «Загадочный комок» Разглаживание смятых комочков бумаги с рисунками внутри (пирожок, цветок, ваза, торт) |
Мебель. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Много мебели в квартире»*(4,118) 2. «Стол» У стола четыре ножки, сверху крышка как ладошка. (Правая рука сжата в кулак, левая прижата вертикально к правой) | 1. «Стул» (Правая ладонь прямая, левая сжата в кулак и прижата к ладони) 2. «Диван» (Прямые ладони прижаты друг к другу под прямым углом) | 1. «Помоги художнику» Ребёнок дорисовывает недостающие части у стола, у стула по опорным точкам. 2. «Повтори рисунок» Ребёнок обводит по контуру пальчиком нарисованный предмет мебели. 3. «Юный художник» Ребёнок дорисовывает по опорным точкам вторую половину шкафа. | 1. «Юный строитель» Выкладывание из палочек стола, стула. 2. «Забавные фигурки» Выкладывание мебели из геометрических фигур. 3. «Умелые ручки» Выкладывание из мозаики предметов мебели. 4. «Соберём картинку» Складывание картинки с изображением мебели, разрезанной на шесть частей. |
Дом. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Теремок»*(3,213) 2. «Новый дом»*(5,33) 3. «На поляне»*(5,34)
| 1. «Крыша» (Ладони прямые, соприкасаются подушечками пальцев под углом) 2. «Дверь» (Движение прямой ладони вправо – влево) | 1. «Прятки» Ребёнок рисует по опорным точкам домик для зайчика и штрихует в заданном направлении крышу. 2. «Юный художник» Ребёнок рисует по опорным точкам вторую половину домика. | 1. «Забавные фигурки» Выкладывание домика из геометрических фигур. 2. «Юный строитель» Выкладывание домика и забора из палочек. 3. «Умелые ручки» Выкладывание домика и дорожки из мелких камешков. 4. «Дорожка» Выкладывание из шерстяных ниток дорожки к дому на бархатной бумаге. |
Весна. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Кап, кап, кап»*(4,151) 2. «Сосулька» Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капелек и пахнет весной. (Ладони опущены вниз, кончики всех пальцев соприкасаются)
| 1. «Солнышко» (Напряженные пальцы рук разведены в стороны) 2. «Ручеёк» (Рисование в воздухе указательным и большим пальцем ручейка) | 1. «Солнышко» Ребёнок рисует лучики у солнца. 2. «Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафарет и штрихует в заданном направлении парусную лодочку. 3. «Юный художник» Ребёнок рисует по опорным точкам вторую половину скворечника. | 1. «Забавные фигурки» Выкладывание из геометрических фигур скворечника. 2. «Лодочка» Конструирование из природного материала лодочки. 3. «Ручеёк» Выкладывание на бархатной бумаге ручейка из шерстяных ниток. 4. «Лужица» Выгибание из проволоки лужицы. |
Транспорт. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Есть игрушки у меня»*(4,148) 2. «Кораблик»*(5,17)
| 1. «Пароход» (Ладони сложены как ковшик, большие пальцы подняты вверх) 2. «Самолёт» (Наложение одной ладони на другую тыльной стороной, большие пальцы отведены в сторону) | 1. «Помоги художнику» Ребёнок дорисовывает недостающие детали по опорным точкам у машины. 2. «Волшебный карандаш» Ребёнок обводит трафарет самолёта и штрихует в заданном направлении. 3. «Поезд» Ребёнок рисует вагоны. | 1. «Забавные фигурки» Выкладывание из геометрических фигур поезда, самолёта, машины. 2. «Юный строитель» Выкладывание из палочек парохода, лодочки. 3. «Загадочный комок» Разглаживание смятых комочков бумаги с рисунками внутри (паровоз, пароход, машина). 4. «Соберём картинку» Складывание картинки с изображением транспорта, разрезанные на шесть частей. |
Лето. | Игры с пальчиками | Пальчиковая гимнастика | Графические упражнения | Продуктивная деятельность |
1. «Пчела»*(4,166) 2. «Цветы»*(1,126) 3. «Цветок»*(5,42)
| 1. «Оса» (Пальцы сжаты в кулак, вытянутый указательный палец выполняет вращательные движения) 2. «Цветок распускается» (Напряжённые пальцы обеих рук соприкасаются кончиками, а затем разводятся в стороны и расслабляются) | 1. «Прятки» Ребёнок рисует лепестки ромашки по опорным точкам. 2. «Юный художник» Ребёнок рисует по опорным точкам вторую половину бабочки. 3. «Повтори рисунок» Ребёнок обводит по контуру пальчиком нарисованный цветок. | 1. «Грибок» Лепка из солёного теста. 2. «Цветок» Выкладывание из семян арбуза цветов. 3. «Гусеница» Выкладывание из пластилиновых жгутиков гусеницы. 4. «Загадочный комок» Разглаживание смятых комочков бумаги с рисунками внутри (ягода, гриб, бабочка, цветок). |
Список литературы.
1. Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей» - М., 2005г.
2. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить» - СПб, 1994г.
3. Лопухина И.С. «Логопедия. Речь. Ритм. Движение» СПб, 1994г.
4. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб, 2005г.
5. Новоторцева Н.В. «Учимся писать, обучение грамоте в детском саду» - Ярославль, 1998г.
6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» - М., 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)
Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».
Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.Задачи:Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую...
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....
Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)
Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в усло...
Обобщение опыта "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи"
Обобщены нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи. Данный материал предназначен для педагогов и родите...
Практикум "Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики и речи у дошкольников с речевыми нарушениями"
Для педагогов представлены игры на развитие мелкой моторики рук и речи...