Доклад: Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).
материал
Доклад на тему:
«Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_korrektsiya_dvigatelnoy_sfery_uchashchihsya_lfk.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).
Специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Эти занятия играют существенную роль в осуществлении коррекции двигательной сферы учащихся.
Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с интеллектуальными нарушениями в оздоровительных и коррекционных целях. Коррекционное обучение позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности.
Известно, что двигательная функция у детей с интеллектуальными нарушениями страдает в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, а двигательная сфера детей данной категории имеет ряд особенностей:
- нарушены представления о времени, пространстве и движении;
-свойственна неловкость движений, повышенная утомляемость, наличие лишних движений;
- замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также сила, быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и т. д.
-имеют место двигательное беспокойство, торопливость, наличие лишних движений, нарушение способности к целенаправленной деятельности или, наоборот, вялость, медлительность, неуверенность движений, отсутствие скоординированности тонких движений;
-имеют место качественные нарушения движений, дети не могут быстро и точно начать движение, с трудом меняют быстроту, темп и ритм, испытывают трудности при выполнении противоположных и последовательных движений, плохо справляются с выполнением дифференцированных действий;
-двигательные нарушения проявляются в несформированности тонких дифференцированных движений, низкой обучаемости движениям, плохой координации сложных двигательных актов, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения действий, затруднениях при выполнении или изменении движения по словесной инструкции.
- имеются нарушения сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из детей отсутствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение. Различные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стертые двигательные нарушения.
Таким образом, недостатки движений у детей с интеллектуальными нарушениями являются одной из основных причин, которые затрудняют формирование у них двигательных умений и навыков. Двигательные недостатки учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида - одна из причин, затрудняющих их обучение общеобразовательным предметам, а также приобретение навыков самообслуживания, успешной социализации.
Занятия ЛФК в нашей школе направлены:
- на коррекцию и компенсацию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, плоскостопие, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
- на развитие и коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.
Для привлечения интереса и повышения уровня активности на занятиях ЛФК используются разнообразные формы работы:
-лечебная ходьба (дозированная ходьба с изменением скорости и продолжительности, ходьба различными способами);
-игровые упражнения для профилактики и коррекции дефектов осанки (например: «Пропеллер», «Плавание», ,«Ласточка», «Лыжник», «Кошечка», «Воробьи» И.п. – стойка ноги врозь, ступни параллельны, руки на поясе. Прыжки на двух ногах. Во время прыжков спину и голову держать прямо. Прыжки можно выполнять с небольшим продвижением вперед и поворотами. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу)
-игровые упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия (например:
«Каток», «Маляр», «Сборщик», «Художник», «Гусеница».
-имитационные (подражательные) упражнения в ходьбе и беге;
-элементы самомассажа;
-гимнастика с элементами логоритмики;
Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы –
Прыг да скок –
На лесной опушке,
А у зайчиков торчат
Ушки на макушке.
Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я, пингвин, не один,
Нас, пингвинов, стая.
Мы живем среди льдин
И не замерзаем.
.Ходьба на наружном своде стопы.
Три медведя шли домой,
Папа был совсем большой,
Мама чуть поменьше ростом,
А сынок, малютка просто.
-занятия лечебными гимнастическими упражнениями направленные на коррекцию осанки;
-упражнения с воображаемыми и реальными предметами;
-упражнения на развитие дыхания («Насос»Тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произношении звука «С-с-с». «Три свечи»).
Формирование двигательных умений и навыков, развитие координации движений, их точности, равновесия , а также силы, быстроты, ловкости, выносливости, прыгучести происходят эффективнее посредством использования игр, игровых и соревновательных моментов.
Одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются, конечно же физические упражнения, однако проводя занятия по коррекции двигательной сферы учащихся с использованием нетрадиционных методов и приёмов, я обратила внимание на активное выполнение упражнений. Таким образом, моторная плотность на занятиях повышается. Благодаря упражнениям с названиями, дети представляют образ того иного персонажа и стараются, как можно лучше, выразительнее передать его. У обучающихся преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно.
Логопедическая разминка №1
1. Делаем на месте два шага, остановиться, притопнув левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (повторить шесть – восемь раз).
Топ, топ!
Хлоп, хлоп!
2. Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спешащими к маме-кошке)
Тук, тук, тук, тук!
Моих пяток слышен стук,
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).
Лед да лед, лед да лед,
А по льду пингвин идет.
Лед да лед, скользкий лед,
Но пингвин не упадет.
4. Ходьба на наружном своде стопы (дети – медвежата)
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
Мишка хочет ягод сладких,
Да никак их не найдет.
5. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети представляют себя лошадками)
Цок, цок! Конь живой,
С настоящей головой,
С настоящей гривой,
Вот какой красивый!
6. Прямой галоп (выполняя движение, дети щелкают языком)
7. Боковой галоп со сменой направления.
8. Бег с выносом прямых ног вперед.Бу-ра-ти-но
9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку)
10. Свободная ходьба с упражнениями на дыхание
Логопедическая разминка №2
1. Ходьба в колонне по одному (см. первую разминку).
2. Ходьба в полуприседе.
Чок, чок, чок, чок
Наступлю на каблучок (повторить шесть-восемь раз).
3. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бедрам.
Возле дома во дворе
Петушок гуляет
И любимую свою
Песню распевает
4. Ходьба на носках с хлопками над головой.
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку (повторить четыре раза)
5. Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы –
Прыг да скок –
На лесной опушке,
А у зайчиков торчат
Ушки на макушке.
6. Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я, пингвин, не один,
Нас, пингвинов, стая.
Мы живем среди льдин
И не замерзаем.
7. Ходьба на наружном своде стопы.
Три медведя шли домой,
Папа был совсем большой,
Мама чуть поменьше ростом,
А сынок, малютка просто.
8. Легкий бег на носках (0,5 мин.)
Побежали наши дети
Все быстрей, все быстрей,
Не догонит косолапый…
Давайте, веселей!
Логопедическая разминка №3
1. Свободная ходьба.
На огород мы наш пойдем,
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступая, мы, с носка.
2. Ходьба в полуприседе.
Дождик, дождик, веселей,
Капа, капай, не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе.
И по бордюру мы пойдем
И приседаем мы на нем,
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка.
4. Свободная ходьба.
А что в нынешнем году
В нашем выросло саду?
Все мы вам покажем,
Обо всем расскажем.
Логопедическая разминка №4 («Медвежата»)
1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.
Мы веселые ребята,
Наше имя – медвежата.
Любим лазать и метать,
Любим прыгать и играть.
2. Ходьба в глубоком приседе.
Мишка шел, шел, шел,
Землянику он нашел,
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел.
3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.
Мишка шел, шел, шел,
К тихой речке он пришел,
Сделал полный порот,
Через речку пошел вброд.
4. Прыжки с продвижением вперед.
Мишка шел, шел, шел,
На лужайку он пришел,
Он попрыгал на лужайке
Быстро, ловко, словно зайка.
5. Легкий бег на носках (0.5 мин.)
6. Спокойная ходьба.
Логопедическая разминка №5
1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бедрам.
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря, кря.
2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук –
Жу, жу, жу, жу
3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад.
Гуси шею выгибают –
Га, га, га, га.
4. Прыжки с продвижением вперед.
А лягушки на болоте
Ква, ква, ква, ква.
5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе.
Едем, едем, на лошадке,
Цок, цок, цок, цок!
По дорожке гладкой, гладкой,
Цок, цок, цок, цок!
В гости нас звала принцесса,
Цок, цок, цок, цок!
Кушать пудинг сладкий, сладкий,
Цок, цок, цок, цок!
6. Бег с захлестом голени назад.
Бей, бей барабан, Если лопнет барабан,
Помоги солдату. Положу заплату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида..
Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида.По теме:"Осанка"....
Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»
Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...
Вводный инструктаж для учащихся перед началом занятий по физической культуре
Вводный инструктаж для учащихся перед занятиями по физиеской культуре поможет родителям ознакомиться с правилами поведения и техникой безопасноти на уроках физической культуры, а также даст возможност...
идеомоторные упражнения - средство повышения эффективности занятий лечебной физической культурой
Дана краткая характеристика идеомоторной тренировки, история возникновения, упражнения. Желаю успехов!...
доклад "Лечебная физическая культура"
В данном докладе описываются занятия лечебной физической культурой. В нем указаны упражнения и этапы выполнения их. Данный матеиал будет полезен в работе для тех, кто работает с обучающимися с о...
План-конспект урока "Создание условий для формирования у учащихся интереса к занятиям к физической культуре через круговую тренировку".
Цель: Развитие физических качеств посредствам круговой тренировки.Задачи:Образовательная:Совершенствоваие двигательных умений и навыковПривлечение учащихся к систематическим занятиям спортомВоспитател...
Доклад ЦМК 12.10.2020. Организация занятий по физической культуре в специальный медицинской группе
Доклад ЦМК 12.10.2020. Организация занятий по физической культуре в специальный медицинской группе...