"Я и мое окружение"
статья (9 класс)

Шиляева Ольга Владимировна

   Беседа: «Я и мое окружение»,проведена с целью формирования представления о значении общения, о правилах культурного общения.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moe.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Я и мое окружение»
Цели: формирование представления о значении общения, о правилах культурного общения.
Задачи: помочь воспитанникам понять ценность общения;
раскрыть содержание понятия «общение»;
показать значение общения в жизни человека;
познакомить с правилами культурного общения.

Ход  беседы:
Поклонившись, мы друг другу сказали: « Здравствуйте!  Что особого мы друг другу сказали …  Прежде чем сказать, на какую тему мы сегодня поговорим, попрошу вас выполнить одно  простое упражнение «Снежинка».    Перед   вами   чистые   листы   бумаги.   Возьмите   их   и   четко   выполняйте мою инструкцию: сверните   лист   пополам   и   оторвите   правый   верхний   угол,   сверните   еще   раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и посмотрите листы друг друга.  Что вы видите?   У всех листы получаются разные.  Что это значит?   Это говорит о том, что все мы очень разные и проявляется это абсолютно во всем: в наших поступках, поведении, привычках, мимике, жестах и др. Как вы думаете, для чего я дала вам это упражнение?     Для   того   чтобы   вы   наглядно   смогли   убедиться,   что   каждый   из   нас   по своему перерабатывает информацию, видит ее под своим углом зрения. И нельзя сказать, что чейто листок лучше, а чейто хуже, ктото оторвал уголок правильно, а ктото – нет.  Как правило, на основе различий и возникают ссоры между людьми. В психологии ссору называют   конфликтом.   Слово   «конфликт»   происходит   из   латинского   языка   и   означает«столкновение». Практически нет ни одной сферы жизни, где не могла бы возникнуть конфликтная ситуация. Конфликт –   это   столкновение   несовместимых   взглядов,   позиций,противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.   интересов,  Ну и что? Ну не совпали. И что? Люди начинают злиться. Почему? Каждому хочется отстоять свою точку зрения? Как отстаивают? Грубо, агрессивно, кричат. И получается конфликт. В конфликте – ты против меня.  Для каждого человека исключительно  важно уметь устанавливать контакты с другими людьми,   уметь   общаться,   т.е.   уметь   слушать   и   «слышать»   других,   понимать   мысли,   чувства, высказанные   словами,   выраженные   жестами   и   мимикой;   уметь   точно   доносить   свои   мысли   до слушателей, используя все богатство русского языка.  Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только от того, что люди не смогли понять друг друга. Запомните,   главное   в   конфликте   – умение   слушать   и   «слышать» другого.   Умеете   ли   вы слушать и «слышать» других людей? Это и будет темой нашей беседы: «Я и мое окружение»  Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так устроена жизнь: одиночество мучительно, неестественно для человека. И от того, умеем ли мыобщаться, иногда зависит наше счастье. Еще раз повторюсь, все мы разные и понятие о счастье у каждого из нас разное. «Счастье – это когда тебя понимают…»  такие слова звучали в фильме о проблемах молодежи «Доживем до понедельника».    Но   стараешься   ли   ты   сам   понять   другого   человека,   тем   самым   сделав   его   чуточку счастливее? Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь. Без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.  Так что же такое общение? (Ответы ребят). Обратимся к словарю. Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. И если мы заглянем в толковый   словарь   В.Даля,   то   узнаем,   что   слово   «общаться»   означает   быть   заодно,   с   кем либо знаться,   дружиться,   делиться   сообща,   давать   кому либо   долю   участия.   Вот   видите,   как   много синонимов в русском языке, как богат и разнообразен русский язык. Язык необходим, чтобы людимогли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов. Важно понимать, чтослово оказывает огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».  Давайте проверим, умеете ли вы слушать и «слышать» окружающих?

 Игра: «Испорченный телефон» Инструкция: человеку на ухо дается информация (чтоб не слышали остальные). Задача – запомнить ее  и пересказать следующему  (на ухо). Затем информация передается от второго к третьему, от третьего к четвертому и т.д. Затем, по порядку озвучивают услышанную информацию и сравнивают, как она исказилась. Вывод: Поиграв в знакомую всем с детства игру, мы наглядно смогли увидеть, что очень часто бывает так, что доверенная комуто информация, передающаяся из уст в уста, искажается, и нередко такой «испорченный телефон» служит причиной конфликта. Поэтому когда вам доверяют,не стоит делиться полученной информацией, если вас об этом не просили. А если до вас доходят какие-то слухи, то не покупайтесь на это, а коль уж хотите узнать наверняка, то обращайтесь к первоисточнику.  Между людьми, которые вступают во взаимодействие, иногда возникают противоречия, чтоможет явиться причиной ссор и размолвок. Повторюсь, поскольку мы все совершенно разные, то иотношение к конфликтам тоже разное: есть люди совершенно бесконфликтные, которые сделаютвсе, чтобы избежать столкновения, а некоторые без конфликтов не представляют свою жизнь.    Бывают   такие   случаи   в   общении,   когда   собеседник   неправильно   интерпретирует интонацию, и возникает конфликт. Например, шел какойто диалог, а потом .. А что ты голос на меня повышаешь?  Да я не повышаю.  Нет повышаешь!  Нет, не повышаю! (С раздражением)  Ты чего орешь?!!!  Да не ору я!!! (Крича)    Любое   обращение,   адресуемое   нами   кому либо,   может   быть   окрашено   различнымиэмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае уних устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других – плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы детей). Что не рекомендуется делать во время беседы:   бесцельно вертеть в руках какойнибудь предмет;   тереть кулаками глаза;   почесываться;   дергать кого-нибудь за рукав.   Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего.  Предлагаю выполнить следующее задание.  Упражнение «Интонация» Инструкция: учащимся предлагаются карточки с названием эмоции или чувства: удивление,восторг, сожаление, радость, злоба, безразличие, высокомерие, грубость, равнодушие, отвращение. За основу упражнения берется фраза: Привет! Как неожиданно мы с тобой встретились! Очень рада тебя видеть! Как дела? Что нового произошло, пока мы с тобой не виделись? После этого учащиеся по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому   чувству,   которое   записано   на   карточке.   Остальные   –   пытаются   отгадать,   какая   эмоция вложена в заданную фразу.             Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Поэтому каждый человек, т.е. каждыйиз вас, по своей сути уникален. Вы единственный и неповторимый. Вы нечто новое в этом мире. Каждый из вас обладает своими достоинствами и недостатками. Опора на положительные черты – одна   из   основ   успешного   взаимодействия   с   людьми.   Что   же   помогает   нам   более   комфортно чувствовать себя в коллективе?
Заключительная часть.  Так давайте относиться к окружающим нас людям подоброму. Пусть мы все разные, нонадо помнить, что у другого могут быть такие качества, которых, возможно, нет у тебя. Жить в мире с собой и в согласии с другими людьми  это значит быть счастливым. Мне бы хотелось, чтобы вы научились беречь мир внутри себя и окружающих вас людей. Памятка правил общения.  • Уважай собеседника.
• Будь тактичен.  • Не унижай собеседника.  • Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение.  • Будь внимателен к собеседнику.  • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.  • Стремись к взаимопониманию.
Рефлексия. Каждый участник должен завершить фразу: «Сегодня за время беседы я понял ...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный подход в обучении видовременным формам глагола по теме "Я и моё окружение" в 7 классе

   Опыт многих учителей английского языка подтверждает, что наибольшие трудности для достижения основной цели вызывает правильное употребление учащимися личных видо - временных ...

Программы воспитательной работы с учащимися 5-6 классов по теме: «Я и мое окружение»

Программа предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск.Формы проведения классных часов разнообразны: интегрированные, комплексные, беседы, доклады, мини- сочинения, экскурсии...

Меняя себя, создаем новое окружение!

Работая школьным психологом взаимодействуешь с разными категориями людей: родители, ученики, сотрудники. Родители просят помощи в воспитании детей, в формировании адекватной самооценки, обрести уверен...

"Под Ржевом сжималось кольцо окруженья..."

Внеклассное занятие в форме музыкально-литературной композиции посвящено истории Ржевской битвы и освобождению г. Ржева от немецко-фашистских захватчиков. Материал разработан с использованием историче...

Уроки в 5 классе по темам "Семья", "Я и мое окружение"

Краткий конспект двух уроков в 5 классе по УМК под редакцией Кауфман ставит целью научить ребят работать с тематическим текстом, повторить и закрепить лексико-грамматический материал за первые два раз...

Классный час "Я и мое окружение" 6 класс

В ходе игры классному руководителю вовсе не нужно пытаться влиять на учащихся с позиции силы и значимости взрослого человека. Учащимся нужно дать возможность убедиться в том, что собственная многолико...

Имена, имена, имена в нашей речи звучат не случайно

Сценарий литературного салона, проведен в 6-7 классахУзнать как можно больше о своем имени и его значении....