Статья на тему: Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ на уроке
статья

Трифонова Наталья Васильевна

Статья описывает работу с детьми с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) с помощью дидактической игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ на уроке

Использование игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя как средство развития познавательных интересов и личностной сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в возрастной педагогике и психологии. Применение различных игровых методик имеет большое значение в развитии познавательного интереса ребенка, как в учебной, так и игровой деятельности.

Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Дидактические игры способствуют:

развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения.

развитию речи детей: пополнению и активизации словаря

социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

 В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

Отечественные психологи детально изучили особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников. Большое внимание уделяется изучению восприятия и ощущения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что замедленная восприимчивость, характерная для таких детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития. У них крайне низкий уровень развития мышления, что прежде всего объяснятся неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Из-за этого они плохо понимают смысл разговоров окружающих их людей, содержание книг и заданий. Мышление детей с ограниченными возможностями здоровья формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Они очень отличаются от здорового ребенка конкретностью мышления и слабостью обобщений.

Характерной особенностью памяти всех детей с ограниченными возможностями здоровья является замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, а так же неумение целенаправленно строить свою деятельность. Их неумение запоминать с особенной очевидностью обнаружилось в исследовании преднамеренного и непреднамеренного запоминания. Исследования Г.М. Дульнева и Б.И. Пинского показали, что преднамеренное запоминание удается им ненамного лучше, чем непреднамеренное.

Память детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Отметим, что у них в большей степени страдает и произвольно внимание, невозможным оказывается сколько-нибудь длительное концентрирование внимания, одновременное выполнение разных видов деятельности.

Эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности учеников в этом процессе.

Экспериментальных исследований, специально посвященных изучению основных свойств внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, весьма немного. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерное преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания таких детей объясняется нарушением концентрации процесса возбуждения.

Уровень развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья весьма низок. Их внимание нестойкое. Оно легко переключается с одного объекта на другой. Нередко случаются длительные периоды затухания внимания. Внимание детей направляется в основном на предметы, ярко выделяющиеся среди других и чем-то вызвавшие интерес и эмоциональное переживание (яркий цвет, большой размер). Дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов.

Вследствие низкого уровня развития внимания дети не улавливают много из того, о чем сообщает им учитель. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Объем зрительного внимания детей больше зависит от количества предъявляемых объектов. Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. В детский мозг поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимание, то мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность.

Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющее, которое то и дело ослабляется или отвлекается на какой-либо раздражитель.

Объем внимания – это количество объектов, которые охватываются вниманием, одновременно. Объем внимания во многом зависит от знаний объектов и от связи их друг с другом.

Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.

Переключение внимания – это способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка. При маленьком объеме внимания – ребенок не может одновременно сосредоточиться на нескольких предметах и удерживать их в уме. При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно выполнять один вид деятельности от другого. При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно, без ошибок, выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредотачивать внимание по требованию. Эти недостатки могут быть устранены при использовании специальных упражнений на занятиях, тренирующих основные свойства внимания.

Игры позволяют активизировать учебный и воспитательный процессы, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов к предмету, творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе, в значительной степени учитывают индивидуальные особенности учеников.

Список источников:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной      культуры ребенка от рождения до шести лет. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. - №3. – 77 с.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Бук-Мастер, 1993. – с. 100-118
  4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2001. – с. 102-103.
  5. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.
  6. Перова М.Н. Дидакт. игры и упр-я по матем. для работы с детьми дошк. и мл. шк-го возр-та: Пособ. д. учит. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....

Доклад на тему: «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».

В докладе раскрываются особенности познавательных психических процессов детей со сложной структурой дефекта (ССД). Также рассматриваются особенности развития внимания и умственной деятельности. Раскры...

Доклад "Дидактическая игра как средство развития внимания у детей с нарушением слуха"

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса....

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ (из опыта работы).

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ(из опыта работы)....

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ (из опыта работы).

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ(из опыта работы)....

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"...

Дидактические игры как средство развития речи детей

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связнуюречь, умение правильно выражать свои мысли....