Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ (из опыта работы).
статья

Шафигулина Диана Рустамовна

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ

(из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19.03.2020.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Критическое мышление – средство от электронной зависимости.

          Цифровое общество агрессивно навязывает людям свои стандарты жизни. Количество информации вокруг нас растёт в геометрической прогрессии. Даже взрослым подчас сложно отделить нужное от ненужного, правду от лжи. Будучи постоянно вовлечёнными в интернет, люди теряют целенаправленность мышления и деятельности, перестают себя контролировать, теряя время попусту и растрачивая душевные силы на сиюминутные, ненужные вещи. Чтобы жизнь не растворилась в информационном пространстве, необходимо держать себя в ежовых рукавицах и критически относиться к каждому фрагменту информации, к каждому клику мышкой. Ещё сложнее детям. Незрелая воля и мышление заставляют их буквально бросаться на всё яркое, динамичное и увлекательное. Так, не успев ещё сформироваться и определиться, личность растворяется, уносится по информационным волнам в непредсказуемом направлении, что приводит подчас к фатальным последствиям — вовлечению в опасные сообщества, моральному и нравственному развращению, цифровому слабоумию, игровой и интернет-зависимости (которая уже официально признана психическим заболеванием, сродни алкоголизму и наркомании). О негативном влиянии интернета на детей уже много говорилось и писалось. Тем не менее, государственное образование продолжает держать курс на информатизацию и цифровизацию. Ученики поставлены в такие условия, что без гаджетов и интернета учёба становится невозможной.

        Как детям выжить в таких условиях? Следуя принципу «не можешь изменить ситуацию — измени своё отношение к ней», образовательная система предлагает делать детям прививку от всех зол информационного пространства — формировать у них критическое мышление. Казалось бы, прекрасное решение, ведь именно критическое мышление помогает нам удержаться от доверия сомнительным источникам и держать себя под контролем, не переходя по случайным ссылкам. Однако критическое мышление нужно не только для разумного потребления интернет-контента и безопасности в сетевом пространстве. Оно требуется детям и в учёбе, и в построении отношений со сверстниками. Такое мышление необходимо, чтобы противостоять вредному влиянию, преодолевать препятствия, адекватно воспринимать собственные ошибки и неудачи. Без него немыслимы разумный выбор, саморазвитие и достижение серьёзных целей. Очевидно, критическое мышление нужно было людям во все времена и каким-то образом у них развивалось. Но только сейчас мы наблюдаем, как у детей форсированно и массово формируют критическое мышление с помощью специальных технологий, начиная с дошкольного возраста.

        Цель критического мышления — поиск истины и отделение истинной информации от ложной. Критическое мышление рождается из потребности в истине, псевдокритическое — из протеста. Последнее всегда плод неустойчивой самооценки, своего рода психологическая защита — самоутверждение, превознесение над другими за счёт правоты или просто сохранение своего «я», когда признание своей ошибки субъективно равноценно краху личности. К чему приводит человека критическое мышление? К утверждению в истине. Это могут быть научные открытия, эффективные решения каких-либо деловых или житейских вопросов, преодоление кризисных ситуаций, формирование личных убеждений и обретение смысла жизни.

Как устроено критическое мышление? Начнём с небольшого самонаблюдения. Что мы делаем, когда мыслим критически? Здесь я советую вам отложить чтение и ответить самому себе на этот вопрос. Так как среди нашей аудитории много педагогов, удобно представить проверку ученических тетрадей — она сама склоняет нас именно к критическому мышлению и здесь вся его механика будет видна наиболее ярко и показательно, как на ладони.

Черты критического мышления

1.Вы не принимаете информацию на веру, а проверяете её. Если же речь идёт не просто о поступающих извне данных, а о некоем продукте мыслительной деятельности (чужой или собственной), которым стала в нашем примере домашняя работа по арифметике, то проверяется и сам ход мысли (учитель решает задачу). 2. Как видно из рассматриваемого нами примера, развитое критическое мышление фокусируется не только на поступающей информации — оно смотрит шире, на её контекст, на то, что что находится за скобками: причины, цели, последствия, перспективы, возможность влиять на развитие событий и тому подобное. Почему ученик допустил ошибку? Как помочь ему хорошо усвоить эту тему? Какую отметку будет правильно поставить? Это вопросы, иллюстрирующие данную особенность критического мышления. Человек видит элемент (предмет, явление, фрагмент информации, задачу) не изолированно, а в системе связанных с ним процессов и явлений. То есть критическое мышление неотделимо от мышления системного. 3. Критическое мышление предполагает не только оценку информации (верно–неверно), но и активное развитие мысли (как оценить работу, чтобы мотивировать ученика; как объяснить ему непонятый материал, и так далее). То есть зрелое критическое мышление носит творческий характер. Если это не верно, то что верно? Если этот выбор или поступок плохой, то какой в данной ситуации будет хорошим и правильным? Если допущена ошибка, то как её исправить? Отсюда следует вывод, что критическое мышление — необходимое условие для решения новых нестандартных задач. 4. Критическое мышление предполагает наличие адекватной внутренней системы координат. Чтобы правильно оценить информацию, мы сопоставляем её с определёнными критериями.

            Всё сказанное выше позволяет сделать вывод: развитие критического мышления неотделимо от формирования системы знаний. Мы видим, что иногда человек, критически мыслящий в одной области, может оказаться совершенно неспособным критически оценить ситуацию в другой (в самолётостроении) просто потому, что у него нет достаточных для этого знаний. Но одно бесспорно: без наличия системных знаний хотя бы в какой-то области полноценное критическое мышление невозможно в принципе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовая модель обобщения педагогического опыта учителя по теме "Дидактическая игра как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Развитие и коррекция интеллектуальной и личностной сфер воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики посредствам дидактической игры....

Доклад "Дидактическая игра как средство развития внимания у детей с нарушением слуха"

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса....

Статья на тему: Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ на уроке

Статья описывает работу с детьми с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) с помощью дидактической игры...

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ (из опыта работы).

Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ(из опыта работы)....

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...

Дидактические игры как средство развития речи детей

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связнуюречь, умение правильно выражать свои мысли....