Рабочая программа внеурочной деятельности. Логопедические занятия для обучающихся 5 класса с ОВЗ, имеющих ЗПР
рабочая программа (5 класс)
Программа для учащихся 5 класса с ОВЗ, посещающих логопедические занятия в начальных классах. У подростков с ЗПР сохраняются нарушения письма, наличие специфических ошибок сопровождается большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок. Ошибки на правила правописания чаще всего являются следствием недоразвития устной речи, недостаточности метаязыковой деятельности, несформированности регуляторных механизмов. Количество дисграфических ошибок к 5 классу сокращается, а количество дизорфографических нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 50.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Логопедические занятия
для обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития
коррекционно-развивающее направление
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: формирование речевой компетенции учащихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.
Документы, определяющие содержание рабочей программы.
Рабочая программа по логопедии составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012
- Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
- Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
- Распоряжение Минпросвещения России «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» от 06.08.2020 г. № Р - 75
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года. Регистрационный №19993; с изм. от 24.11.2015 №81
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 14 августа 2015 года, регистрационный № 38528
- Образовательная программа основного общего образования СОШ № 21 (приказ № 01-09/248-50 от 01.09.2016г)
- Локальный акт «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов» СОШ №21 Приказ №01-09/217 от 30.08.2018
- Локальный акт «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», приказ № 299 от 05.11.2015
- Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов. –Ярославль, 2015
Рабочая программа составлена на основе Программы по логопедии для работы с обучающимися начальных классов/авт.-сост. А.Л. Антонышева, А.В. Севрюгина. -Ярославль: ГОАУ ДОД ЯЩ ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2015 и с использованием пособия «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык, 5, 6, класс: Пособие для учащихся / Л.А. Ахременкова. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2007 год.
Характеристика контингента учащихся 5 классов с ОВЗ, имеющих ЗПР
На коррекционных групповых занятиях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие ЗПР и посещавшие логопедические занятия в начальных классах. Группа состоит из обучающихся 5а и 5б классов.
Анализ результатов диагностики говорит о том, у подростков с ЗПР сохраняются недостатки фонематической стороны речи, они продолжают смешивать оппозиционные звуки, затрудняются выполнить фонематический разбор слова, остаются нестойкие замены и смешения букв на письме, нечеткая дикция и отдельные нарушения звуко-слоговой структуры в малознакомых сложных словах.
Навыки словообразования формируются специфично и запозданием, им сложно образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способами в различных частях речи, они допускают аграмматизм, как в устной, так и в письменной речи.
Подростки с ЗПР испытывают семантические трудности, они не могут опираться на контекст для понимания значения нового слова. Обедненный словарный запас затрудняет речевое оформление, они чаще используют упрощенные речевые конструкции. По причине недостаточности словарного запаса они часто испытывают трудности в коммуникации.
Употребление частей речи характеризуется преимущественным использованием существительных и глаголов, другие части речи используются реже. Крайне редко дети используют оценочные прилагательные, часто заменяют слова «штампами», но по смыслу они не всегда подходят. В самостоятельной речи детям с ЗПР сложно подбирать и использовать синонимы и антонимы, они не понимают фразеологизмов, не используют в самостоятельной речи образные сравнения.
У подростков с ЗПР сохраняются нарушения письма, наличие специфических ошибок сопровождается большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок. Ошибки на правила правописания чаще всего являются следствием недоразвития устной речи, недостаточности метаязыковой деятельности, несформированности регуляторных механизмов. Количество дисграфических ошибок к 5 классу сокращается, а количество дизорфографических нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку.
Нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках. При построении предложений дети допускают синтаксические, грамматические и стилистические ошибки.
При повышении степени самостоятельности письменных работ количество ошибок увеличивается.
Эти отклонения приводят к специфическим трудностям в овладении теоретическими программными знаниями по ряду основных учебных предметов, отставанию в развитии их общих познавательных способностей и высших психических функций в целом.
Особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР
Для обучающихся с ЗПР характерны следующие образовательные потребности:
∙ обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
∙ гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
∙ упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
∙ организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
∙ наглядно-действенный характер содержания образования;
∙ развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
∙ обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
∙ постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
∙ специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
∙ необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
∙ постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
∙ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
∙ специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
∙ развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия
∙ обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Общая характеристика программы
Программа предназначена для обучающихся 5-х классов с ограниченными возможностями здоровья, имеющими ЗПР, получивших логопедическую помощь по коррекции устной и письменной речи в начальных классах.
Дизорфография - трудности формирования орфографического навыка - широко распространенное явление среди обучающихся начальной и, особенно, средней общеобразовательной школы.
Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения. В результате коррекционного обучения дисграфические ошибки, как правило, исчезают. Для дизорфографии характерно наличие единичных дисграфических ошибок, которые сочетаются с орфографическими. Особенно это проявляется у обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР. Это связано с недостаточной сформированностью познавательной деятельности, трудностями формирования УУД и остаточными явлениями недоразвития речи системного характера.
На изучение материала отводится 1 час в неделю. Период обучения длится 34 учебных недели - 34 часа. Первое и последнее занятие отводится на первичную и заключительную диагностику.
Содержание коррекционного курса
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия, графика):
Различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец.
Совершенствовать оптико-пространственные представления и мелкую моторику, различать буквы по оптическому и кинетическому сходству, исключая специфические ошибки (по типу замены).
Различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением.
Ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор.
Выделять ударный слог в начале, в середине и в конце слова, различать ударные и безударные слоги и приводить примеры.
Использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания (в том числе правописание разделительных ъ и ь; ы – и после ц; правописание сочетаний жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-).
Читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, пропуски, замены).
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика
Правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их.
Ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание;
Образовывать существительные при помощи суффиксов: – ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-.
Образовывать существительных при помощи суффиксов и приставок;
Образовывать прилагательные при помощи суффиксов: -ов - (-ев), -лив-, - к, -ск-, -ева-, -н-.
Образовывать глаголы при помощи приставок: без-бес, пре, при;
и суффиксов.
Соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок на з (с); правописание корней с буквами о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-); с буквами е – о после шипящих в корне слова; с буквами ы, и после ц.
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология
Пополнять словарный запас существительных, прилагательных, глаголов наречий;
Различать существительные, уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами существительными, правописание собственных имен существительных.
Различать прилагательные полной и краткой формы; уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные, грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола.
Спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного). Правописание глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);
Различать однозначные и многозначные слова, понимать переносное значение изученных слов, подбирать и употреблять антонимы и синонимы,
Согласовывать подлежащее со сказуемым, выраженным глаголом прошедшего времени;
Согласовывать прилагательные с существительными;
Употреблять существительные в различных падежных формах;
Строить простые распространенные предложения, исключая или минимизируя смысловые и грамматические ошибки.
Конструировать сложные предложения по образцу с союзами а, и, но;
Соблюдать на письме орфографические и пунктуационные правила:
- знаки препинания в конце предложения;
- тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в И. п. );
- знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами И, А, НО, а также повторяющимся союзом И) и обобщающим словом перед однородными членами;
- знаки препинания в предложении с обращениями.
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация
(говорение, чтение, письмо)
Понимать и различать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности).
Различать и применять средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова).
Понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста. Формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них. Подробно и кратко пересказывать текст в устной и письменной форме. Составлять простой план текста. Составлять устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений,
чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-повествование).
Участвовать в диалоге (в рамках изученной темы) и на основе жизненных наблюдений объемом не менее 3 реплик.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (объемом не менее 70 слов).
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.
Соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения.
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Ученик в 5 классе получит возможность развивать универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести);
- умение использовать справочную литературу, ИКТ;
- умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
Познавательные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать цель;
- ориентироваться в учебных источниках;
- анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
Предметные:
- совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- понимание определяющей роли коррекционного обучения в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционной программы в 5 классе.
Ученик научится:
- преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их;
- использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания (в том числе правописание разделительных ъ и ь; ы – и после ц; правописание сочетаний жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-);
- ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- образовывать существительные, прилагательные и глаголы при помощи суффиксов и приставок;
- кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки).
- находить в словах изученные орфограммы;
- находить орфографические ошибки и исправлять их;
- создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину;
- восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.
Поурочное планирование логопедических занятий 5 класс
п/п | Тема занятия | Основное содержание занятия | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Первичная диагностика. Фронтальное обследование речи. | Обследование речевых и орфографических навыков по диктантам и письменным работам. Выявление речевых и орфографических ошибок | |
2 | Характеристика звуков речи. Фонематический разбор слова | Характеристика гласных и согласных. Фонематический разбор слова с опорой на алгоритм | Ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор. Характеризовать звуки речи. Выполнять фонетический разбор по алгоритму |
3 | Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ, -ЧН, -ЧК- -НЧ-, НЩ-, РЩ- в словах | Правила правописания сочетаний –ЧК-, -ЧН-НЧ-, -НЩ-, -РЩ-. Применение правила написания сочетаний. Опознавательный признак орфограммы. Способы проверки написания. Алгоритм рассуждения при выборе написаний: ча-ща, чу-щу, жи-ши. | Определять последовательность выполнения действий при выявлении места возможной ошибки в написании слова. Формулировать правило написания сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ, -ЧН, -ЧК- -НЧ-, НЩ-, РЩ-Осуществлять самоконтроль при списывании. Находить орфограммы. Уметь применять правило. Обосновывать свой ответ. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей |
4 | Ударение в слове. Безударная гласная в корне слова | Звуки А, О, И, Е в ударной и безударной позиции. Выбор проверочного слова из ряда родственных. Способ проверки безударных гласных. | Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова. Выявлять среди родственных слов проверочные. Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию. Объяснять смыслоразличительную функцию буквы. Отрабатывать применение изученного правила, обнаруживать ошибки |
5 | Парные звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких согласных в конце и середине слова | Нахождение и фиксирование орфограммы в словах. Способы проверки написания. Алгоритм рассуждения при выборе написания. Применение правила на практике. | Определять опознавательные признаки орфограммы. Выстраивать алгоритм рассуждения при выборе написания. Определять морфемный состав слов. Работать со словарями. Устанавливать основание для объединения слов в группу. Находить слово, не обладающее общим для группы признаком. Объяснять правила написания слов с разными орфограммами |
6 | Непроизносимые согласные в корне слова | Нахождение и фиксирование орфограммы в словах. Способы проверки написания. Алгоритм рассуждения при выборе написания. Применение правила на практике. | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить в словах орфограмму непроизносимого согласного звука. Оценивать результаты своей деятельности. Различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука. |
7 | Разделительный мягкий знак (Ь). Разделительный твердый знак (Ъ) | Роль твердого и мягкого знака в слове. Сравнение орфограмм. Алгоритм рассуждения при выборе написания. Применение правила на практике. Составление словосочетаний и предложений с использованием слов с данными орфограммами | Определять роль твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков в слове. Обосновывать написание слов с изученными орфограммами. Составлять словосочетания и правильно их записывать. Составлять предложения из слов с данной орфограммой. Оценивать результаты своей деятельности. |
8 | Состав слова. Корень слова. Родственные слова | Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование родственных слов разных частей речи. | Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различиях. Находить общую часть в группах слов. Уточнить понятия «корень», «однокоренные слова». Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Наблюдать за словами с омонимичными корнями. |
9 | Суффиксальное образование имен существительных | Образование слов с суффиксами без изменения звуковой структуры корня, с чередованием согласных звуков в корне. Образование слов с суффиксами -УШК, -ЫШК, -Ц. Собственные и нарицательные существительные с суффиксами –ОЧК, -ЕЧК, -ИЧК, -ЕНЬК, -ОНЬК Значение суффиксов –ИЩ, -ИК, -ИНК, -ИЦ, -ЕЦ Сочетания –ИЧК, -ЕЧК. Разбор по составу | Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы. Проверять предложенную работу, находить и исправлять ошибки. |
10 | Приставочно-суффиксальное образование имен существительных | Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия. Разбор по составу. Способы образования существительных. Составление предложений. | Устанавливать значения суффиксов. Определять и объяснять способы образования слов. Составлять слова из заданных морфем. Соблюдать последовательность действий при разборе слов по составу. Подбирать слова в соответствии с графическими моделями состава слова. Уточнять значения профессий. Анализировать значение слов, используя приём развёрнутого толкования. |
11 | Суффиксальное образование имен прилагательных | Образование относительных прилагательных с суффиксами –ОВ, -ЕВ, -Н-, -ЯН, -ЕНН, -СК- и др. Образование качественных прилагательных от прилагательных, глаголов, существительных при помощи суффиксов –Н, -ИВ, -ЛИВ, -ЧИН, -ОНН_. –ЕНН, -ОВАТ, -ЕВАТ, -ЕНЬК, -ОНЬК- и др. с чередованием согласных в корне. | Группировать относительные прилагательные по заданным основаниям. Образовывать прилагательные, обозначающие из чего сделан предмет. Наблюдать за языковым материалом, самостоятельно формулировать правило написания суффиксов -ИВ-, -ЕВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-. Планировать свою работу при записи слов, группировать слова по заданному основанию. |
12 | Образование прилагательных с суффиксом Н от существительных с основой на Н | Образование прилагательных с суффиксом –Н- от существительных с основой на –Н. Определение способа образования прилагательных. Составление предложений. Разбор по составу. | Образовывать прилагательные от существительных с основой на Н. Фиксировать (графически обозначать) условия написания Н и НН. Наблюдать за образованием относительных прилагательных. Фиксировать (графически обозначать) состав слова. |
13 | Префиксальное и суффиксальное образование глаголов | Значение приставки. Правописание приставок с гласными А, О. Образование глаголов с этими приставками. Приставка С-. Образование глаголов совершенного и несовершенного видов с помощью суффиксов –ИВА, -ЫВА, -ВА. | Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами -ИВА-/-ЫВА-, -ОВА-/-ЕВА-. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом. Использовать суффиксальный и приставочный способы словообразования глаголов. Контролировать написание приставок с гласными А, О. Подбирать слово для заполнения пропуска в предложении. |
14 | Правописание приставок на С/З | Правописание приставок, заканчивающихся на С/З. Приставка С-. Составление словосочетаний и предложений. | Наблюдать за написанием группы приставок БЕЗ-/БЕС-ИЗ-/ИС-, РАЗ-/РАС-, выявлять закономерность написания и формулировать выводы о правилах написания приставок. Использовать алгоритм написания приставок. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. Группировать слова по заданному основанию. Обосновывать выбор буквы. Различать написание слов с приставкой С- и ранее изученными приставками. |
15 | Правописание чередующихся гласных О-А в корнях ЛАГ, ЛОЖ, РОС, РАСТ, РАЩ | Орфограммы-гласные в корнях с чередованием. Орфограммы-гласные О и А в корнях слов -лож-, -лаг-,-рос-, -раст-. ращ-. Опознавательные признаки орфограммы-гласной в корнях с чередованием | Использовать правила правописания корней с чередованием. Составлять алгоритм рассуждения при выборе написания орфограммы-гласной в корнях с чередованием. Тренироваться в морфемном анализе слов. Записывать тексты с применением правила написания корней с чередованием. |
16 | Буквы Ё-О после шипящих | Опознавательный признак орфограммы. Способы проверки написания. Правила правописания букв О,Ё после шипящих в корне слова и его применение. | Наблюдать за способом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова. Использовать алгоритм обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова при решении практических задач. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма. Устанавливать основание для объединения слов в группу. Находить слово, не обладающее общим для группы признаком. |
17 | Правописание И-Ы после Ц | Обозначение звука Ы после Ц в различных частях слова. Использование алгоритма обозначения звука. Составление предложений с использованием орфограммы | Наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Формулировать зависимость выбора буквы от части слова. Использовать алгоритм обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова при решении практических задач. Объяснять написание слов с изучаемой орфограммой. Группировать слова по заданным основаниям. |
18 | Имена собственные. Написание НЕ с существительными | Существительные собственные и нарицательные. Не с существительными. НЕ как приставка или часть корня. НЕ как отрицательная частица. | Составлять алгоритм рассуждения при выборе слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Подбирать синонимы или близкое по значению выражение. Отрабатывать алгоритм написания НЕ с существительными. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей. |
19 | Согласование существительных и прилагательных. НЕ с прилагательными | Родовые окончания прилагательных. Согласование существительных и прилагательных в именительном падеже единственного числа. Сопоставление окончаний –ИЕ, -ЕЕ. Алгоритм написания НЕ с прилагательным. НЕ как приставка или часть корня. НЕ как отрицательная частица. Полное и краткое прилагательное. | Сравнивать род имён существительных и имён прилагательных. Определять род имён прилагательных и их синтаксическую функцию. Фиксировать (графически обозначать) окончания имён прилагательных. Согласовывать имена существительные и прилагательные в роде. Отрабатывать алгоритм написания НЕ с прилагательным |
20 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Возвратные и невозвратные глаголы. | Образование глаголов совершенного и несовершенного видов с помощью суффиксов и приставок. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов и правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ. Сравнение в написании существительных с суффиксами -ИЦ-, -НИЦ- и возвратных глаголов. Составление предложений. Разбор по составу. | Использовать суффиксальный способ словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида. Находить слова по заданному основанию. Различать случаи написания -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах. Сопоставлять возвратные глаголы с существительными с суффиксами –ИЦ, -НИЦ. Группировать слова по заданному основанию. |
21 | Мягкий знак (Ь) в глаголах 2 лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы | Изменение глаголов по лицам. Определение лица и числа глагола. Написание мягкого знака после шипящей в глаголах 2 лица единственного числа и глаголах неопределенной формы | Определять лицо и число глагола. Устанавливать основание, по которому сгруппированы слова. Находить слово, не удовлетворяющее заданному условию. Знакомиться с алгоритмом определения окончания глагола в форме единственного числа, 2 лица и неопределенной форме глагола и написания в них мягкого знака (Ь) после шипящей |
22 | Правописание НЕ с глаголами | Составление алгоритма рассуждения при выборе слитного или раздельного написания НЕ с глаголами. Составление и запись предложений с данными глаголами. | Составлять алгоритм рассуждения при выборе слитного или раздельного написания НЕ с глаголом. Отрабатывать алгоритм написания НЕ с глаголами. |
23 | Согласование подлежащего и сказуемого, выраженного глаголом прошедшего времени | Грамматическая основа предложения. Различение глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода, согласование их с местоимениями: он, она, оно. Родовые окончания глаголов. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени. | Составлять словосочетания из слов, данных в начальной форме, выбирать нужную форму имени существительного. Составлять и записывать текст по плану и опорным словам, используя предложно-падежные конструкции. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. |
24 | Закрепление падежных форм существительных | Формирование словоизменения существительных. Модели предложно-падежных конструкций. Составление словосочетаний и предложений из слов в начальной форме. | Составлять словосочетания из слов, данных в начальной форме, выбирать нужную форму имени существительного. Составлять и записывать текст по плану и опорным словам, используя предложно-падежные конструкции. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. |
25 | Однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов. | Понятие однозначные и многозначные слова. Уточнение и усвоение новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний. Подбор синонимов к многозначным словам. | Высказывать предположение о возможных причинах непонимания значения слов. Знакомиться с многозначными словами. Составлять предложения с использованием многозначных слов. Опознавать слова в переносном значении. Обобщать и систематизировать знания о многозначных словах. Наблюдать за языковыми приёмами построения текста, обобщать результаты наблюдений. |
26 | Антонимы. Синонимы. Омонимы. Использование их в речи | Наблюдение явления антонимии. Подбор антонимов к разным частям речи и использование их в речи. Уточнение значения слов. Наблюдение явления синонимии Подбор синонимов к разным частям речи, уточнение значения слов. Наблюдение явления омонимии. Понятие слова – омонимы. Лексическое значение омонимичных слов. Уточнение и усвоение новых слов. Сочетаемость слов-омонимов с другими словами. | Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Находить антонимы в текстах. Подбирать антонимы к предложенным словам. Наблюдать за сходством и различием значений синонимов. Выбирать из ряда слов синонимы. Находить в тексте неоправданные повторы слов и исправлять их с помощью синонимов. Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но разными по значению. Высказывать предположение о причинах не сочетаемости приведённых в задании слов. Составлять словосочетания с омонимами. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей. |
27 | Предложение. Характеристика предложения по цели высказывания и интонации | Выделение предложений из речевого контекста и текста. Интонационная законченность предложения. Обозначение границ предложения на письме. Предложения по цели высказывания и интонации. Грамматическая основа предложения. Части речи. | Знакомиться с признаками предложения: цель высказывания, интонация, знаки препинания в конце предложений. Обозначать границы предложения. Находить и фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу в предложении. |
28 | Простое распространенное предложение | Словосочетание и предложение как речевые единицы. Составление и распространение предложений дополнением, определением, обстоятельством. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Главные и зависимые слова в словосочетании. | Наблюдать за функцией слов, не входящих в грамматическую основу. Закрепить понятия «нераспространённое предложение», «предложение распространённое». Задавать вопросы по предложенному алгоритму. Находить предложения по заданному основанию, устанавливать связь слов в предложении. |
29 | Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания. | Главные однородные члены предложения. Нахождение однородных подлежащих и сказуемых в предложениях. Грамматическая основа предложения. Распределение по группам словосочетаний, однородных членов, грамматической основы предложения. Составление предложений. | Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения. Знакомиться с однородными главными членами предложения. Сравнивать предложения с однородными членами и без них. Наблюдать за особенностями однородных главных членов предложения. Соблюдать знаки препинания. |
30 | Простое и сложное предложение. Знаки препинания. | Сложносочиненное предложение и простое с однородными членами. Грамматическая основа предложения. | Наблюдать за союзами И, А, в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулировать выводы по результатам наблюдения. Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Составлять сложные предложения из двух простых. Составлять устное сочинение, используя предложно-падежные конструкции. |
31 | Текст. Составление плана текста | Чтение текста. Деление текста на части. Составление плана. Пересказ по плану. | Читать текст, делить его на части, находить главное в каждой части. Составлять план для пересказа. |
32 | Подробный и краткий пересказ в устной и письменной форме. | Составление подробного и краткого пересказа текста. Запись краткого пересказа | Составлять подробный и краткий пересказ текста. Записывать краткий пересказ текста, соблюдая правила написания. Контролировать правильность написания, исправлять ошибки. |
33 | Восстановление деформированного текста | Коллективное восстановление деформированного текста. Нахождение частей текста. Запись текста после разбора. | Находить части деформированного текста. Восстанавливать его. Контролировать написание текста после коллективного разбора |
34 | Заключительная диагностика. Итоговая контрольная работа. | Фронтальная диагностика группы. Выполнение устных и письменных заданий. | Выполнять контрольную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для обучающихся 1класса
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием и приложениями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов
Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 7 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...
Рабочие программы по предмету "Логопедические занятия" для обучающихся с нарушением интеллекта
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционного занятия(коррекционно – развивающей области)«Логопедические занятия»7 класс(умеренная умственная отсталость)...