Д О К Л А Д НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»
материал
Педагог дает определение "здоровьесберегающим технологиям", описывает основные группы здоровьесберегающих технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе, представляет опыт реализации в образовательной организации программы "Школа-интернат - школа-здоровья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА» | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» Д О К Л А Д НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА» Подготовила: Михайлова Л.В. |
Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, по мнению В.Д. Сонькина, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой
качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается
нанесением ущерба их здоровью.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями;
образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя
К критериям здоровьесбережения на уроке относятся:
- комфортная обстановка и гигиенические условия в классе (температурный режим, освещение класса и доски, свежесть воздуха);
- смена видов учебной деятельности (самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие задания, рассказ, рассматривание наглядных пособий);
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут);
- наличие на уроке методов преподавания, способствующих мотивации к учебной деятельности (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), активизации инициативы и творческого
самовыражения самих обучающихся;
- чередование методов преподавания (словесный, наглядный и т.д.);
- место и длительность применения ТСО (в соответствии с СанПиН);
- поза учащихся, смена поз;
- наличие места, содержания и продолжительность на уроке моментов оздоровления (физминутки – тематические, танцевальные, подражательные, динамические паузы, речевая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек);
- психологический климат и эмоциональные разрядки (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм) на уроке.
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время. Учитель может добиться интереса разными способами: во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материала
доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута - 60-40%
35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Эти технологии должны разрабатываться и внедряться в совместной работе психологического, логопедического, медицинского, педагогического отделов после объективизация состояния здоровья детей при помощи комплексного валеологического мониторинга и создание информационной базы данных. Основными направлениями психологического сопровождения учащихся являются: стимулирование познавательной активности; развитие критического мышления, навыков самоанализа; формирование умения жить в обществе, сотрудничать; развитие навыков общения и т.д. Логопедический отдел способствует коррекционному развитию сенсорных и моторных функция; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; коррекция чтения и письма. Медицинской отдел проводит ежегодную диспансеризацию с участием узких специалистов, лабораторные и клинические исследования, оказывает профилактическую помощь, проводит занятия лечебной физкультурой, лечебный массаж. Педагогические приемы включают: наличие в содержательной части урока целеполагания, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; создание ситуации успеха на уроке.
Технология дифференцированного, в том числе индивидуального обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных). Ее цель – оказание психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Технология проблемного обучения.
Технология психологического сопровождения. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Технология ненасильственного обучения.
Технология эффективной речевой деятельности.
Технология диалогового обучения.
Технология рефлексивного обучения содержит информацию о рефлексии, ее сущность, этапах, видах. Используя данную технологию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учащимися учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи. Названная технология помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.
Модульное обучение.
4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Создание образовательных программ;введение учебного предмета «Валеология, здоровье и ЗОЖ» в учебный план образовательного учреждения; включение валеологических модулей в предметы; преподавание факультативного цикла; создание системы работы по валеологичекому образованию педагогов.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны
соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее: в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.
На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневна. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения?
В нашей школе-интернате реализуется программа «Школа-интернат - школа здоровья». За методологическую основу Программы взята концепция Проекта «Школа здоровья» под общей редакцией И.В. Кузнецовой, в которой определена модель здоровья воспитанников, включая здоровье физическое – совершенствование саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде, здоровье социальное, включая моральное самообеспечение, адекватную оценку своего «Я», самоопределение и здоровье психическое включая развитие мышления, внутреннюю и моральную силу, побуждающую к действию.
Цель этой программы: сохранение и укрепление психологического и социального здоровья обучающихся воспитанников как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения специальной (коррекционной) образовательной программы; создание благоприятных условий для формирования здоровой личности, социальная защита детей с ОВЗ, подготовка их к самостоятельной жизни, создание возможностей для формирования основных жизненных ценностей ребенка.
Комплексная программа включает в себя следующие направления:
1. Педагогическое направление (Цель: оптимизация системы обучения и воспитания, направленных на создание условий для обеспечения развития здоровья детей и взрослых), включающее организационно-педагогическую, коррекционно-развивающую, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу; работу по адаптации и интеграции воспитанников в социуме;
2. Физиолого-валеологическое направление (Цель: укрепление здоровья воспитанников), включающее лечебно-профилактическую, общегигиеническую и санитарно-просветительскую работу;
3. Психологическое направление (Цель: компенсация психологическими методами психолого-социальной депривации у воспитанников школы-интерната), включающее коррекционно-развивающую, психопрофилактическую работу, психологическое консультирование и сопровождение педагогической деятельности.
Мониторинг реализации данной Программы включает:
- данные об уровне представлений обучающихся о своем здоровье, правильном питании, влияние вредных привычек на здоровье человека;
- отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;
- отслеживание динамики показателей количества пропусков занятий по болезни;
- анализ случаев травматизма в школе-интернате;
- статистика о динамике развития мотивации в обучении;
- контроль за организацией учебно-воспитательного процесса.
Результаты мониторинга:
- положительные результаты экспресс-диагностики показателей здоровья обучающихся воспитанников;
- положительные результаты анализа анкет по исследованию здоровья школьников, анкет для родителей (законных представителей);
- улучшение качества обучения воспитания детей на основе адаптивной психо-эмоциональной среды и здоровьесберегающих технологий образования;
- увеличение охвата детей физкультурно-оздоровительной работой, сужение сферы противоправных действий;
- стабилизация, а затем улучшения основных показателей здоровья детей;
- повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам саморегуляции и способов укрепления здоровья;
- целенаправленная работа педагогов и учащихся по саморазвитию,
самосовершенствованию, самокоррекции на основе мониторинговых исследований резервных возможностей здоровья ребенка.
Систематическое использование на уроках и во внеклассной деятельности здоровьесберегающих технологий являются залогом успешности всего учебно-воспитательного процесса, и, следовательно, повышения качества обучения. Применение этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно-ориентированный подходы при работе с детьми с ОВЗ. Можно смело сказать, что успешная работа по сохранению и укреплению здоровья, по формированию ЗОЖ дает положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают учебные занятия, активно работают на уроках и во внеурочной деятельности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
- почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
- что? – отбор и структура содержания;
- как? – оптимальная организация учебного процесса;
- с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
- кто? – реальный уровень квалификации учителя;
- так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. От каждого из нас, помимо результативности коррекционной работы, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Литература:
1. Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия/ авт.-сост. Безух К.Е. и др. - Волгоград: Учитель, 2011.
2.Смирнов Н.К. Здороьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.,2005.
3. Современный урок в коррекционной школе/ авт.-сост. Т.И.Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2013.
4.Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Сборник материалов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ. Под.ред. Шамовой Т.И. - М.: Изд-во ООО «УП Перспектива», 2008.
5. Шклярова О.А., Шестакова Н.В. Здоровьесберегающее направление в современной школе. – М.: Изд-воООО «УП Перспектива», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие сотрудников образовательного учреждения для совершенствования учебно-воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида
Для того чтобы наиболее оптимальным образом осуществить комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите учащихся, необходимо наладить гармоничное взаимодействие всей обра...
Мастер–класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в логопедическом процессе»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....
Доклад на родительском собрании по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе"
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обознача...
Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»
Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе"
Здоровье необходимо беречь смолоду-народная мудрость, не требующая пояснений!...
Сообщение Тема: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».
ШМО учителей гуманитарного цикла "Здоровьесберегающие технологии". Сообщение....
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"...