Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".
статья

Жуланова Татьяна Борисовна

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии  в образовательном процессе.

  Сегодня современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, и школа призвана создать все  условия для формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся.

Здоровый и социально успешный ребенок. Это созвучные понятия?

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме.

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самостоятельность в обучении.

В нравственном плане – честен, самокритичен.

В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, активен.

В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

С какими трудностями сталкивается учитель, работая в направлении здоровьесбережения:

Школьные факторы риска, что это?

  • -Отсутствие системы мониторинга за состоянием здоровья школьников;
  • -интенсификация учебного процесса(увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
  • -педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
  • -Несоблюдение детьми режима дня;
  • -Снижение двигательной активности;
  • -функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
  • -отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни на государственном уровне
  • - копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
  • Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:
  • -возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
  • -выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
  • -усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса.

И здесь на помощь учителю приходят конечно здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. (профессор Н.К. Смирнова).

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. 

Очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни. Поэтому вводится  понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на  формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Поскольку урок является основной единицей в организации учебного процесса давайте рассмотрим  каким же должен быть урок с позиции здоровьесбережения .

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока 
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес к познанию,  готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

  • показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
  • проявлением и тренировкой познавательной активности;
  • показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока взаимный интерес, который предупреждает утомление.

 Правило 2. Использование всех каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  • 5-25-я минута — 80%;
  • 25-35-я минута — 60-40%;
  • 35—40-я минута — 10%.

Нашей Академией ППО разработаны Критерии и  Схема  Анализа урока с позиции здоровьясбережения. (раздаточный материал) Критерии здоровьесбережения на уроке (у вас раздаточный материал)

  их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока   представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: 
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

 

В школе в соответствии с ФГОС введена Внеурочная деятельность с 1 по 9 класс . (Направления реализации)

 спортивно-оздоровительное

духовно-нравственное

социальное

общеинтелектуальное

общекультурное

В нач. школе ведется курс «Азбука здоровья». «Азбука безопасности» (1-4 класс)

В 5-7 классах- «Культура здорового питания» и «Здоровым быть здорово!»

В 8-10 классах – «Красота. Здоровье. Стиль.» и  « Основы Антропологии»

   Ведущей технологией  в организации внеурочной деятельности является Технология сотрудничества. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь учитель  использует такие приемы организации деятельности:

-работа в группах,

-работа в парах сменного состава,

-деятельность с элементами соревнования,

-взаимооценка,

-ребенок-консультант и др.

   В 1-2 классах учителя часто применяла сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Эксперементально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Учителя используют веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.

Игровые оздоровительные технологии позволяют решать целый комплекс важных вопросов в работе со школьниками, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи , конечно способствуют здоровьесозиданию.

Для  детей  игра  –  сфера  их социального   творчества,   сфера   их   общественного   и    творческого самовыражения. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик и учитель одновременно - и игра выполняет много разных функций: социализации, коммуникации, самореализации, релаксации, коррекции.

Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя.

  Способствует самореализации и носит личностно-ориентированный характер Технология проектной деятельности.

 Проект можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся. Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

- Декада Науки. Научные секции.

-Школьная Конференция «Шаг в будущее»( работы «Надежда-ключ к жизни»-Гасанов Руслан-7-Б, «Микромир вокруг нас»- Вишняков Лука-3-Б, «Растения в домашней аптечке»- 2-Б, «Безопасность в школе»-6-Б, «Здоровым быть здорово!- 8 класс., «Семья-территория здоровья» - Баданин Дмитрий-6 класс)

- Районная научно-практическая конференция  «Первые шаги в науку» и Гуманитарный Форум «Ижорские берега»

- Международная неделя познания Мозга на базе Университета.

- Городские лицейские чтения «Здоровье и безопасность человека через призму исследовательских работ учащихся»

 На Международный  Петербургский образовательный Форум, который проходил весной по теме «Современное образование - Код Эпохи» рассматривались и вопросы здоровьесбережения в ОУ.

МЫ стремимся к созданию Комфортной школы через активное использование здоровьесберегающих технологий, понимая, что

Здоровьесбережение, здоровьесозидание -  залог не только повышения качества учебно-воспитательного процесса, но и здоровье настоящего и будущего поколений.

  • Здоровье человека не в сердце и не в почках… Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать, сделать что - то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо – то должно быть и всем хорошо!

                                                             Пришвин М.М.  

Важное направление в работе воспитание Ответственности за свое здоровье .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о возможностях – реальных и потенциальных - педагогических технологий в образовательном процессе.

В статье я рассматриваю традиционные  педагогические технологии во взаимосвязи с современными инновационными решениями, быстро приобретающими популярность и вес во многих ОО....

статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Статья посвящена актуальной проблеме - сохранению здоровья школьников и важном значении использования здоровьесберегающих технологий на уроках...

статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Статья посвящена актуальной проблеме - сохранению здоровья школьников и важном значении использования здоровьесберегающих технологий на уроках...

Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".

В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....

статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение  понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ...

Статья "Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения физическая культурв"

Для современной школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готов...