Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Сегодня современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, и школа призвана создать все условия для формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся. Здоровый и социально успешный ребенок. Это созвучные понятия? В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самостоятельность в обучении. В нравственном плане – честен, самокритичен. В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, активен. В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. С какими трудностями сталкивается учитель, работая в направлении здоровьесбережения: Школьные факторы риска, что это? - -Отсутствие системы мониторинга за состоянием здоровья школьников;
- -интенсификация учебного процесса(увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
- -педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;
- -Несоблюдение детьми режима дня;
- -Снижение двигательной активности;
- -функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
- -отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни на государственном уровне
- - копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).
- Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:
- -возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
- -выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;
- -усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса.
И здесь на помощь учителю приходят конечно здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. (профессор Н.К. Смирнова). Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни. Поэтому вводится понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Поскольку урок является основной единицей в организации учебного процесса давайте рассмотрим каким же должен быть урок с позиции здоровьесбережения . Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий. Правило 1. Правильная организация урока Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес к познанию, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является: - показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
- проявлением и тренировкой познавательной активности;
- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа: - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который предупреждает утомление. Правило 2. Использование всех каналов восприятия Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: - 5-25-я минута — 80%;
- 25-35-я минута — 60-40%;
- 35—40-я минута — 10%.
Нашей Академией ППО разработаны Критерии и Схема Анализа урока с позиции здоровьясбережения. (раздаточный материал) Критерии здоровьесбережения на уроке (у вас раздаточный материал)
их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице. Критерии здоровьесбережения | Характеристика | Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители | Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. | Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности | | Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа | Чередование видов преподавания | | Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) | Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения | Поза учащегося, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы | Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу | Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) | Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие | Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности | Момент наступления утомления и снижения учебной активности | Темп окончания урока | |
В школе в соответствии с ФГОС введена Внеурочная деятельность с 1 по 9 класс . (Направления реализации) спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтелектуальное общекультурное
В нач. школе ведется курс «Азбука здоровья». «Азбука безопасности» (1-4 класс) В 5-7 классах- «Культура здорового питания» и «Здоровым быть здорово!» В 8-10 классах – «Красота. Здоровье. Стиль.» и « Основы Антропологии»
Ведущей технологией в организации внеурочной деятельности является Технология сотрудничества. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь учитель использует такие приемы организации деятельности: -работа в группах, -работа в парах сменного состава, -деятельность с элементами соревнования, -взаимооценка, -ребенок-консультант и др. В 1-2 классах учителя часто применяла сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Эксперементально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Учителя используют веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др. Игровые оздоровительные технологии позволяют решать целый комплекс важных вопросов в работе со школьниками, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на : -развитие внимания; -развитие памяти и восприятия, наблюдательности; -развитие произвольных движений и самоконтроля; -развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации; -развитие мышления и речи , конечно способствуют здоровьесозиданию. Для детей игра – сфера их социального творчества, сфера их общественного и творческого самовыражения. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик и учитель одновременно - и игра выполняет много разных функций: социализации, коммуникации, самореализации, релаксации, коррекции.
Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя.
Способствует самореализации и носит личностно-ориентированный характер Технология проектной деятельности. Проект можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся. Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. - Декада Науки. Научные секции. -Школьная Конференция «Шаг в будущее»( работы «Надежда-ключ к жизни»-Гасанов Руслан-7-Б, «Микромир вокруг нас»- Вишняков Лука-3-Б, «Растения в домашней аптечке»- 2-Б, «Безопасность в школе»-6-Б, «Здоровым быть здорово!- 8 класс., «Семья-территория здоровья» - Баданин Дмитрий-6 класс) - Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» и Гуманитарный Форум «Ижорские берега» - Международная неделя познания Мозга на базе Университета. - Городские лицейские чтения «Здоровье и безопасность человека через призму исследовательских работ учащихся» На Международный Петербургский образовательный Форум, который проходил весной по теме «Современное образование - Код Эпохи» рассматривались и вопросы здоровьесбережения в ОУ.
МЫ стремимся к созданию Комфортной школы через активное использование здоровьесберегающих технологий, понимая, что Здоровьесбережение, здоровьесозидание - залог не только повышения качества учебно-воспитательного процесса, но и здоровье настоящего и будущего поколений. - Здоровье человека не в сердце и не в почках… Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать, сделать что - то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне хорошо – то должно быть и всем хорошо!
Пришвин М.М.
Важное направление в работе воспитание Ответственности за свое здоровье .
|