Доклад на родительском собрании по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_sreda_vystuplenie_na_rod._sob.docx | 9.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Талдома.
Доклад на родительском собрании
"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе"
Докладчик:
Зам. директора по УВР: В.А.Зуева
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Что входит в понятие каждого вида здоровья?
Психическое здоровье – комфортное существование в социуме, умение снимать психоэмоциональное напряжение и стрессы, умение управлять своими эмоциями.
Физическое здоровье – отсутствие функциональных отклонений, гармоничность физического развития, сохранение и укрепление своего здоровья.
Нравственное здоровье – преобладание в структуре личности гуманистических ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Мир, Культура.
Обратимся к данным исследований Минсоцразвития России:
из 13,4 миллионов детей школьного возраста:
- только 14% являются практически здоровыми;
- 50% имеют функциональные отклонения;
- 35-40% имеют хронические заболевания;
- ко времени окончания школы у каждого четвертого выпускника наблюдается патология сердечно-сосудистой системы;
- у каждого третьего - близорукость и нарушение осанки;
- количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому образованию, превышает 32%;
- лишь 10% выпускников ОУ РФ могут быть отнесены к категории здоровых.
Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний у детей и подростков Госкомсанэпиднадзора России
l учебно-воспитательный процесс особо отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной системы в 11-м классе регистрируются у 32,6 % девушек и 16,4 % юношей, а 50 % учащихся нуждаются в помощи психолога.
Особого обсуждения требует вопрос профилактики суицидального поведения, ибо проблема самоубийств в современном мире чрезвычайно велика.
§ По данным ВОЗ, вследствие суицида ежегодно погибают около 1 миллиона человек, среди них: 350 000 китайцев, 110 000 индийцев, 45 000 россиян, 31 000 американцев, 30 000 японцев, 12 000 украинцев, 10 000 французов.
§ Ежегодно от 10 до 20 миллионов человек в мире совершают суицидальные попытки.
§ За последние 60 лет частота суицидов в мире увеличилась на 60%.
§ Суицид занимает 8 место в списке причин смерти и 1 место среди причин насильственной смерти.
§ От самоубийств гибнет людей больше, чем во всех вместе взятых вооруженных конфликтах.
§ Самоубийств совершается в 2 раза больше, чем убийств.
§ Самоубийство стало ведущей причиной смерти среди лиц молодого и среднего возраста.
На что же нужно обращать внимание? У подростков, склонных к суициду, наблюдается снижение настроения, жизненной активности, утрата интересов к удовольствиям, резкие перемены в настроении, косвенные разговоры:- уснуть и не проснуться, - когда же все это кончится? - когда-нибудь вы об этом пожалеете и т.п.
Каковы же причины такого поведения?
l В подростковом возрасте 10-14 лет – переориентация авторитетов
l Катастрофическая «потеря лица» - изгой
l Интернет преследование и мобинг
l Любовные драмы
l Сатанистские секты, другие молодежные движения (Готы, Эмо)
l Сексуальные насилия (2010 год-2500, за полгода 2011 - 6 000)
l Негативное видение будущего
l Чувство вины (корень неврастенического поведения – низкая самооценка)
Следует внимательно относиться к таким настроениям и стараться вызвать подростка на доверительную беседу, которая
-должна иметь цель,
-предварительное формирование определенной системы ожиданий и результатов беседы,
-искренняя заинтересованность в своем собеседнике
-при несовпадении мнений или позиций беседа не должна переходить в спор и заканчиваться конфликтом
- ребенок должен быть убежден в том, что с ним беседуют, а не допрашивают
-корректность
Отчитывание подростка при всех – недопустимо!
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Тому есть много причин, наиболее значимыми среди них можно назвать следующие:
- Ухудшение социального положения семей учащихся (многие родители получают очень низкую заработную плату, на уровне прожиточного минимума);
· Неполноценное питание детей;
· Наличие неблагополучных семей, не занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;
· Низкий уровень общей культуры населения.
Такое плачевное состояние здоровья детей не только результат длительного неблагоприятного социально-экономического и экологического факторов, но и целого ряда организационно-педагогических факторов:
- Стрессовая педагогическая тактика.
- Интенсификация учебного процесса.
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
- Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
- Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
- Функциональная безграмотность педагога в вопросах охраны и сохранения здоровья детей.
- Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
- Провалы в существующей системе физического воспитания.
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Платные медицинские услуги, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый. Систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов не доступны нашим детям. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста очень актуальна для наших учащихся. Значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа. Образование — необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование, как на целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Традиционной формой организации учебной деятельности в школе является урок.
Принципы построения здоровьесберегающего урока следующие
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущего темперамента);
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает:
- сокращение и индивидуализацию аудиторной нагрузки;
- сокращение и индивидуализацию домашнего задания;
- сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций;
- повышение мотивации учащихся
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся следующие:
- Витаминизация и аромотерапия
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз- самокоррекция
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая (оживлялки)
- Организация работы в режиме смены позы
Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться...
Большую и лучшую часть своей жизни мы отдаем работе, и мне нравится формула счастья, которая звучит «С удовольствием ходить на работу, с удовольствием работать и получать кроме финансового, еще и моральное удовлетворение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.
Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....
Новые подходы при организации учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе.
Школа является базовой площадкой ГОУ ДПО «Хакасского республиканского института повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме: «Интегрированное воспитание детей с...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Опираясь на традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса Дубровская детская музыкальная школа решает такие задачи, как: увлечение детей освоением нового музыкального репертуа...
Проектная деятельность как основа организации учебно-воспитательного процесса в современной школе
В данной статье рассматриваются оптимальные методы использования проектной деятельности в организации учебно-воспитательного процесса, типы проектов, указывается роль учителей, учащихся и завучей в ре...
«Организация учебно-воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида»
В статье говорится об учебно-воспитательной работе в школе VIII вида, о коррекционной работе с данной категорией детей....
Cоздание специальных индивидуализированных условий организации учебно-воспитательного процесса в школах VIII вида
Презентация выступления на педагогическом совете по диссеминации педагогического опыта на уроках социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе VIII вида...