Профилактика правонарушений, девиантного поведения школьников.
методическая разработка

Агишева Татьяна Павловна

Дети с девиантным поведением оказываются в ситуации, когда отклоняющееся поведение является единственной реакцией на ненормальные для них социальные или микросоциальные условия, а другие способы поведения (приемлемые обществом) исчерпали себя или просто недоступны. Считается, что регулярными нарушениями общепринятых норм ребята пытаются привлечь внимание, просигнализировать о том, что они нуждаются в понимании и принятии, заботе, поддержки, любви. Полюбить примерного, послушного, старательного, замотивированного - удобного ребенка не так уж и сложно. А вот как быть с «трудным», с нестандартной направленностью в действиях? В данной статье Вы узнаете о комплексных мерах профилактики правонарушений, девиантного поведения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агишева Татьяна Павловна

Профилактика правонарушений, девиантного поведения школьников.

      С каждым годом растет число школьников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе - все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

      Современные социологические науки определяют девиантное поведение подростков как поведенческие нарушения, связанные с поступками или серией поступков, не отвечающими моральным принципам общества, общепринятым нормам поведения в обществе либо правонарушениями.

   Специалисты классифицируют отклонения в зависимости от норм, которые нарушаются, от степени вреда, который причиняется самой личности и окружающим. Предложено выделять такие виды нарушений:

- деструктивное поведение, то есть такое, которое выходит за рамки принятых норм, но вред причиняется самой личности, например, мазохизм, конформизм;

- асоциальное - наносит вред самой личности и обществу, то есть семье, друзьям, окружающим (алкоголизм, наркомания);

- противоправное, что означает нарушение правовых норм. Сюда относятся грабежи, хулиганство.

      Девиантное поведение подростков может проявляться различными способами и в разном возрасте. Обычно первые проявления начинаются с переходом в подростковый возраст (11-12 лет), однако возможно и более ранние проявления.

      Природа девиантного поведения достаточно сложна, она обуславливается разнообразными факторами, которые тесно взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Основные факторы, вызывающие девиантное поведение детей и подростков, следующие:

 - Биологические факторы. Некоторые физиологические и анатомические особенности организма ребенка затрудняют его социальную адаптацию. Например, дефекты слуха или зрения, передающиеся по наследству, или внешняя непривлекательность подростка. Такие изменения, как правило, вызывают негативное отношение сверстников и подростку труднее влиться в коллектив.

- Психологические факторы. К этой группе относятся различные нервно-психические заболевания, неврастении, психопатии и пограничные состояния. Дети с такими заболеваниями чрезвычайно уязвимы и нуждаются в специальной социально-медицинской реабилитации.

- Социально-педагогические факторы. Они включают в себя дефекты семейного, школьного и общественного воспитания и приводят к отклонениям в ранней социализации в период детства и в школьные годы. Такие дети плохо подготовлены к школе, у них нет никаких интересов и они безразличны к школьным оценкам.

- Социально-экономические факторы. Это социальное неравенство и расслоение общества на бедных и богатых, безработица, инфляция, обнищание населения. В итоге они приводят к социальной напряженности.

- Морально-этические факторы. В этой группе факторов, с одной стороны, падение морально-нравственного уровня самого общества, а с другой -  равнодушие общества к проявлениям девиантного поведения.

      Таким образом, дети с девиантным поведением просто оказываются в ситуации, когда отклоняющееся поведение является единственной реакцией на ненормальные для них социальные или микросоциальные условия, а другие способы поведения (приемлемые обществом) исчерпали себя или просто недоступны. Считается, что регулярными нарушениями общепринятых норм ребята пытаются привлечь внимание, просигнализировать о том, что они нуждаются в понимании и принятии, заботе, поддержки, любви. Полюбить примерного, послушного, старательного, замотивированного – удобного - ребенка не так уж и сложно. А вот как быть с «трудным», с нестандартной направленностью в действиях?

      Девиантное поведение поддается корректировке путем лечения в специализированных клиниках или занятий с психологом, а также в исправительных колониях и специальных школах для несовершеннолетних.

      Именно в такую специальную общеобразовательную школу № 2 для детей и подростков с девиантным поведением (открытого типа) я и пришла работать в 2016 учебном году. Такая школа в Санкт-Петербурге и Лен. области пока одна - она молодая, но перспективная в своем развитии. Наполняемость классов небольшая: максимум 5 - 8 человек, что исключает формальное отношение учителя к детям, способствует реализации субъек-субъектной системы отношений учителя и ученика и создает условия для применения личностно-индивидуального подхода к каждому ребенку. Каждый из воспитанников развивается индивидуально, в своем темпе, и это, безусловно, учитывается.

   В школе проводится комплексная работа, направленную на формирование понимания социальных норм и способов решения трудных ситуаций. Деятельность касается детей всех возрастных групп и включает участие и педагогов, и воспитательного отдела, и соцработников и, конечно же, родителей.

      Всем известно, что проще предупредить болезнь, нежели лечить ее. В отношении девиантного поведения тот же самый принцип. Чем раньше начать профилактику, тем меньше вероятность наступления отклонений в поведении, а если таковые и наступают, то проходят быстро.

      В первую очередь нужно общаться с ребенком с самого раннего возраста. Дефицит общения с родителями - основная причина, заставляющая его искать круг знакомых на улице. Семейное воспитание учеников контролируется педагогами-психологами. Ведь зачастую именно родители закладывают в чадо нормы поведения и формируют его психоэмоциональную сферу. Деятельность всего нашего педагогического коллектива направлена на то, чтобы родители делали это сознательно, видя перспективу, чтобы преодолеть разрыв между школой и семьей, т.к. они не должны противоречить друг другу. А если это происходит, неизбежны дефекты в воспитании, избавлять ребенка от которых уже имея последствия приходится воспитателям и учителям, а в худшем случае - инспекторам ПДН.

      В школе проводятся тренинги по саморегуляции поведения, которые играют не последнюю роль в профилактике девиаций. Также проводится регулярный мониторинг факторов риска. Жизнь не стоит на месте. Прогресс делает свое дело, как положительное, так и отрицательное. Потому и факторы риска меняются, появляются новые.

      Таким образом, профилактика девиантного поведения заключается в вовлечении всех детей в общественную жизнь школы, коррекции их успеваемости, постановка на контроль тех, кто нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, индивидуальный подход к каждому, всестороннем анализе причин отклонения от нормы поведения и его коррекции.

      Можно выделить следующие способы коррекционной работы с воспитанниками:

  1. Беседы и лекции. В доверительной форме ребятам рассказывают о способах решения различных проблем, приводят примеры, осуществляется анализ ситуаций и совместный поиск конструктивных моделей поведения. Также беседы направлены на пропаганду здорового образа жизни, воспитывают отвращение к алкоголю и наркотикам.
  2. Организация досуга. Нужно научить ребят занимать свое свободное время интересными и полезными занятиями. пример девиантного поведения ребенкаДля них постоянно  организовываются походы, посещения культурных мероприятий собственными силами педагогов и воспитателей.
  3. Психологические тренинги. Они помогают наладить взаимоотношения в коллективе, научить ребенка расставлять приоритеты и справляться с проблемами, позволяют сформировать у ребят правильное отношение к здоровому образу жизни, обеспечат профилактику сексуальных отклонений.
  4. Образовательные программы подбираются и разрабатываются таким образом, чтобы учащиеся получили общее образование, но с учетом их поведенческих особенностей, чтобы образовательный процесс проходил для них в максимально комфортных условиях и был осуществлен таким образом, чтобы детям было доступно и интересно учиться.

      За основу коррекционных методов исправления поведения взяты виды игровой деятельности. Человек, по мнению Хейзинга, с начала своего рождения есть "существо играющее". В ходе преобразования материального мира человек в сознании "проигрывает" собственную деятельность. Огромна роль игры в зарождении поэзии, музыки, " поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой». Общественно- политические идеалы, по мнению Хейзинги, также связаны с игрой, поскольку в них всегда присутствует цель как воображаемая мечта, они нередко содержат утопические идеи.

      Таким образом, во всех многообразных культурных явлениях Хейзинга усматривает игровой элемент. С его точки зрения, игре присущи следующие характеристики: во-первых, это свободная, "несерьезная" деятельность, во-вторых, она - фантазия, прямо не связанная с действительностью, в ней нет прагматической цели, игра находится вне будничной действительности, наконец, игра "играется" по правилам (поэтому она учит человека следовать определенным нормам и в своей обыденной жизни, укрощать свои инстинкты, что особенно важно для детей и подростков с девиантным поведением).       Культура, в понимании Хейзинги, первоначально возникает в форме игры, но по мере развития человеческой истории игровой элемент видоизменяется, игровая природа остается лишь в поэзии, праве, формах политической жизни.        

      Ослабление игрового начала, по мнению голландского культуролога, началось в 18 в, когда возобладали прагматизм и рационализм. С этого времени, считает Хейзинга, стал нарастать кризис культуры, который достиг своей наивысшей отметки в 20 веке. Современный человек уже не знает игру как культуросозидающую деятельность. Избыточное присутствие разного рода игр в индустрии развлечений массовой культуры, по мнению Хейзинги, как раз и является свидетельством утраты игры, как основы культуры, что и привело к различным девиациям поведения в обществе. Хотя, исходя из его концепции культуры, выход из кризиса может быть один - усиление игрового элемента в культуре, осознание культурой себя как Игры. Поэтому для правильного развития коммуникативной и эмоциональной сфер учащихся, их социализации и инкультурации эффективно применение следующих видов деятельности:

     - подвижная игра;

- инсценировка «сложно разрешимой ситуации»;

- обучающие игры на уроках;

- методика художественной драматургии уроков;

- танцы и исполнение песен;

- чтение художественной литературы,

которые в нашей школе активно и успешно реализуются.

      Проработав педагогом уже больше, чем два года, я поняла, что дети сейчас стали другими. Современные дети   не могут войти в устаревшую методику образования. Настало такое время, когда нужно встать рядом с ребенком и взять его за руку, но не тащить за собою насильно, а установить коммуникацию, во время которой должно возникнуть ощущение объединения и пространство взаимодействия. Мотивировать детей через действие, своим собственным примером. Учитель - один из носителей культуры, один из источников знаний. Но мы учим сейчас не знаниям, а умениям: действиям. Важно, чтобы ребенок научился осмысливать свои действия. Ребенок - это субъект деятельности. Здесь целесообразно не выливать на ученика поток информации, показывая, какие мы умные учителя, а научить правильно пользоваться этой информацией, обрабатывать ее, научить выстраивать отношения с реальным миром, черпая и усваивая из него лучшие качества, что способствует профилактики и коррекции различных девиаций поведения детей и подростков.

      Именно такой подход в своей работе с непростыми детьми я и мои коллеги в школе стараемся осуществлять. На данном этапе по большей части имея позитивную динамику, но проблема девиаций поведения школьников неоднозначна, малоизучена и относительна, что открывает широкое поле для дальнейших исследований и поиска ее решений.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение школьников

Девиантное поведение школьников...

Девиантное поведение школьников

Что текое девиантное поведение. Какими факторами обусловлено.Причины девиации и формы проявления. Рекомендации педагогам и родителям ....

Характеристика основных форм девиантного поведения школьников и организация работы по его профилактике

Вот они вечные истины эти:Поздно заметили…мимо прошли…Не рождаются трудными дети,Просто им вовремя не помогли! С. Давидович...

Областной практико-ориентированный семинар «Профилактика девиантного поведения школьников: построение модели работы с подростками в условиях реализации ФГОС ООО»

21.02.19 социальный педагог МБОУ СОШ № 2 п.Добринка Григорова Е.В. приняла участие в областном практико-ориентированном семинаре «Профилактика девиантного поведения школьников: постр...

Профилактика правонарушений. Правила поведения в школе, на улице, в общественных местах

Профилактика правонарушений. Правила поведения в школе, на улице, в общественных местах....