Девиантное поведение школьников
презентация к уроку по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Что текое девиантное поведение. Какими факторами обусловлено.Причины девиации и формы проявления. Рекомендации педагогам и родителям .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie_shkolnikov.pptx | 484.12 КБ |
deviantnoe_povedenie.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие и особенности девиантного поведения.
«Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования».
Взаимодействующие факторы Биологические факторы Психологические факторы Социально – психологические факторы Социально-экономические факторы Морально-этические факторы
Формы проявления девиантного поведения Алкоголизация
Наркомания
Агрессивное поведение
Суицидальное поведение
Психические расстройства
Противоправное поведение
Формы проявления девиантного поведения Алкоголизация Наркомания Агрессивное поведение Суицидальное поведение Психические расстройства Противоправное поведение
Проблемы в эмоционально-волевой сфере группы Агрессивные Эмоционально – расторможенные Тревожные
Особое внимание! морфологические и физиологические изменения нервные и психические заболевания . расширение сферы социальных отношений
Подростки с явлениями психической неустойчивости
Подростки с аффективной возбудимостью
Поведенческие нарушения Гиперкинетическое расстройство поведения Расстройство поведения, ограничивающееся семьёй Несоциализированное расстройство поведения Социализированное расстройство поведения
Типичные ошибки педагогов и родителей
Предварительный просмотр:
Девиантное поведение школьников
- Количество школьников, которых выделяют как уч-ся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает. Потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
(слайд 2*)Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение,уклонение.
Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, (слайд2 *)которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.
Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет.(слайд 3 *)Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение: (слайд 3 *)«Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования». Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.(слайд4*)
Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы (слайд 4*)– это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка
Причины:
- нарушения центральной нервной системы;
- несвоевременная диагностика умственной отсталости;
- неравномерность полового созревания;
- аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
- наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)
Психологические факторы (слайд 4*)– это психопатологии или акцентуации характера.
Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Причины:
- конфликт ролей у подростка;
- конфликт уровня притязаний и самооценки;
- конфликт со взрослыми;
- конфликт со сверстниками;
- сексуальный конфликт;
- неуспех ребенка в ведущей деятельности;
- неразвитость самосознания;
- неадекватная самооценка;
- личностный кризис;
Социально – психологические факторы (слайд 4*)выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:
*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;
*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье.Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
- социальный статус района;
- пассивность общественности;
- педагогические ошибки воспитателей;
- неблагополучный социально – психологический климат в школе;
- стиль преподавания в школе;
- трудность школьных программ;
- неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
- воспитание детей в жестокой семье;
- многодетные семьи;
Социально-экономические факторы (слайд 4 *)включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.
Морально-этические факторы(слайд 4*)проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
- К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид.
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Существует несколько форм проявления(слайд 5*)отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
- Алкоголизация(слайд5**)
- Наркомания(слайд6**)
- Агрессивное поведение(слайд7**)
- Суицидальное поведение(слайд 8**)
- Психические расстройства(слайд9**) (с одной стороны, психические заболевания, с другой- акцентуации характера – процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определённым неблагоприятным воздействиям).
- Противоправное поведение(слайд10***)
(слайд 11*)
- Развитие эмоционально – волевой сферы – один из важнейших компонентов готовности к школе. Один из наиболее распространенных вопросов у учителей является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы(слайд 12*) так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
- (слайд12**)Агрессивные дети. Безусловно в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
- (слайд 12**)Эмоционально – расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс, если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
- (слайд12 **)Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Учителю, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых являются непосильными. Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски.
Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня.
Следующие рекомендации:
1.(слайд 13*) Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
2. (слайд13*)Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.
3. (слайд13*) Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций
(отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.
4. (слайд 13*)Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.
Проблема "группы риска" среди подростковособенно актуальна именно с детьми от 10 до 14 – 15 лет.
(слайд14*)Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необходимо по трем причинам.
- Во-первых,(слайд14*) морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний.
- Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются (слайд14*)многие нервные и психические заболевания.
- В-третьих, естественное для этого возраста(слайд14*) расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.
Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна, и нет возможностей охватить все варианты трудностей. Поэтому, пока остановимся, только на тех, кто вызывает наибольшее беспокойство родителей и педагогов.
Первыми рассмотрим подростков с явлениями (слайд15**)психической неустойчивости.
Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Они описываются под разными названиями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым настроением».
У этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Малоспособные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков, катаются на городском транспорте, играют в футбол. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат удовлетворением инфантильных потребностей.
При рано сформированной и стойкой микросоциальной и педагогической запущенности нереалистично начинать психолого-педагогическую коррекцию с попыток ликвидации неуспеваемости, это может привести к еще большему протесту. Более актуальные пути, направленные на формирование личностных качеств – правильной самооценки, чувства ответственности и долга, целенаправленной деятельности.
Следующая категория - подростки "группы риска" с преобладанием (слайд15**)явлений аффективной возбудимости.
Центральное проявление их школьнойдезадаптациии – аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для окружающих. Данные педагогических характеристик и психологического исследования указывают на педагогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд. Все это относится к социальным факторам. К биологическим факторам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренный половой метаморфоз с бурным физическим ростом. Декомпенсация поведения по типу аффективной возбудимости является как бы «болезнью роста».
(Слайд17*)Поведенческими нарушениями могут бытьследующие:
(слайд17*)Гиперкинетическое расстройство поведения (характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, тенденция перехода от одного занятия к другому, не завершая ни одного, импульсивность, заниженная самооценка. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть).
(слайд17*)Расстройство поведения, ограничивающееся семьёй.
(слайд17*)Несоциализированное расстройство поведения (характеризуется отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них. По отношению ко взрослым проявляют несогласие, негодование, непослушание. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, тяжёлые вспышки гнева и неконтролируемой ярости).
(слайд17*)Социализированное расстройство поведения( отличается тем, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников).
Смешанные поведенческие и эмоциональные расстройства в одних случаях сочетаются с постоянной депрессией, проявляющей потерей интересов, самообвинениями и безнадёжностью. В других – сопровождается тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями.
Типичные ошибки педагогов и родителей(слайд18*)
- (слайд18*) «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
Займитесь своими негативными эмоциями, их можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Если вы научитесь управлять своими эмоциями, и не будете выливать на головы учеников потоки «благородного гнева», то вы лишите многих из них ожидаемой от вас реакции и подготовите почву для успешного взаимодействия.
2. (слайд18*)В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
3. (слайд18*)Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
4. (слайд18*) Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот. Научитесь акцентировать внимание на поступках, а не на его личности, описывайте поведение ребёнка безоценочно.
5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
7. (слайд18*)Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость. Позволяйте ученику «сохранять лицо». НЕ задевайте чести и достоинства учеников. Позвольте ему исполнить безвредную игру «сделаю по-своему»: выполнить ваши требования не сразу, а «тянуть» несколько секунд; строить гримасы, выполняя ваше требование.
8. (слайд18*)В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем, дискуссии. Обсуждайте поступок ученика позже. Поговорить о некрасивом поведении ученика нужно, но не в момент самой выходки. Это можно сделать через час, завтра. Отреагировать на поступок можно немедленно, но совсем не так, как ожидает ваш ученик.
9. (слайд18 *)Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, тк это позволит в дальнейшем обучать детей адекватному выражению своих чувств.
Нарушения поведения имеют свои последствия или свою расплату. Ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выберут поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Ученики должны думать о последствиях, тогда они научатся выбирать наиболее подходящее поведение.
Санкции, которые педагог применяет к ученику, должны быть связаны с именно этим нарушением. Важно, чтобы санкции за проступок, совершённый в классе, ученик получил в школе, а не дома. Формулирование санкций должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.
К сожалению, учителя позволяют себе несдержанность, грубость, оскорбления учеников. Конфликтогенные проявления отличаются разнообразием: наклеивание ярлыков, публичная компрометация учащегося, скрытое унижение личности, пристрастное отношение, нарушение педагогического этикета, месть, запугивание и т.д.
Такая реакция учителя противоречит педагогической целесообразности и зачастую является причиной невротизации школьников, а также вызывает эмоциональное напряжение и стресс у самого педагога. В целях сохранения психоэмоционального здоровья необходимо овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов, операционными умениями по этической защите, что позволит эффективно решать проблемы дисциплины в классе и сохранить уважение и любовь учащихся.
IV.Любой педагог сталкивается в своей работе с разными формами нарушения дисциплины. Дисциплинарные нарушения учеников могут привести к затяжным конфликтам. Это ведёт к ухудшению результатов деятельности, снижению работоспособности, появлению ошибок, в критический момент потере самоконтроля и самообладания. Для того, чтобы справиться со сложной конфликтной ситуацией, педагогу необходимо умело сочетать различные приёмы. Специфика поведения здесь заключается в том, чтобы не уронить свой авторитет, скорректировать поведение ребёнка и сохранить своё достоинство.
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем, необходимо:
- Распознать истинный мотив поступка и в соответствии с ним выбрать способ действия .
- Разработать стратегию своего поведения в классе, где часто происходят нарушения дисциплины.
- Привлечение внимания
Некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы быть в центре внимания . Суть «плохого» поведения – демонстративность. Природа такого поведения – базовая психологическая потребность во внимании. Первая причина – получить любое, даже сердитое внимание, чем никакого.
Вторая – никто не учит ребёнка, как привлечь внимание в приемлемой учителю манере. Третья – чем меньше внимания ребёнок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе.
В младших классах детям нужно внимание учителя. В средних и старших нужна более широкая аудитория: одноклассники и учителя. На самом деле ученики, демонстрирующие такое поведение, показывают вам, что они хотят взаимодействовать с вами, просто не знают как.
Способы профилактики такого поведения::
- Попробовать уделять внимание тем, кто сегодня ведёт себя хорошо. Поощряйте за хорошее поведение активнее, чем наказываете за плохое.
- Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса.
Возможные способы реагирования на случившееся нарушение:
- Установите зрительный контакт с недисциплинированным учеником
- Начните говорить тихим голосом
- Измените манеру речи
- Задайте школьнику прямой вопрос
- Попросите о каком-нибудь одолжении
- Встаньте рядом
- Упоминайте имя ученика
- Попросите пересесть на другое место
- Предложите изменить деятельность
- Делайте письменные замечания
- Временно прекратите урок
2. Утверждение своей власти над классом.
Такие ученики постоянно задевают вас, бросают вам вызов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девиантное поведение школьников
Девиантное поведение школьников...
Характеристика основных форм девиантного поведения школьников и организация работы по его профилактике
Вот они вечные истины эти:Поздно заметили…мимо прошли…Не рождаются трудными дети,Просто им вовремя не помогли! С. Давидович...
Статья "Причины и факторы девиантного поведения школьников".
Одной из важных проблем современной школы является проблема отклоняющегося (девиантного) поведения школьников. Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возраст...
«Причины девиантного поведения школьников и методы профилактики».
МО классных руководителей, доклад...
Областной практико-ориентированный семинар «Профилактика девиантного поведения школьников: построение модели работы с подростками в условиях реализации ФГОС ООО»
21.02.19 социальный педагог МБОУ СОШ № 2 п.Добринка Григорова Е.В. приняла участие в областном практико-ориентированном семинаре «Профилактика девиантного поведения школьников: постр...
Причины девиантного поведения школьников и борьба с ними.
Сообшение на ШМО классных руководителей....
Профилактика правонарушений, девиантного поведения школьников.
Дети с девиантным поведением оказываются в ситуации, когда отклоняющееся поведение является единственной реакцией на ненормальные для них социальные или микросоциальные условия, а другие способы ...