Девиантное поведение школьников
презентация к уроку по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сысоева Ирина Николаевна

Что текое девиантное поведение. Какими факторами обусловлено.Причины девиации и формы проявления. Рекомендации педагогам и родителям .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie_shkolnikov.pptx484.12 КБ
Файл deviantnoe_povedenie.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиантное поведение школьников Педагог-психолог И.Н.Сысоева МБОУ «Лицей №7» Г.Новочеркасск

Слайд 2

Понятие и особенности девиантного поведения.

Слайд 3

«Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования».

Слайд 4

Взаимодействующие факторы Биологические факторы Психологические факторы Социально – психологические факторы Социально-экономические факторы Морально-этические факторы

Слайд 5

Формы проявления девиантного поведения Алкоголизация

Слайд 6

Наркомания

Слайд 7

Агрессивное поведение

Слайд 8

Суицидальное поведение

Слайд 9

Психические расстройства

Слайд 10

Противоправное поведение

Слайд 11

Формы проявления девиантного поведения Алкоголизация Наркомания Агрессивное поведение Суицидальное поведение Психические расстройства Противоправное поведение

Слайд 12

Проблемы в эмоционально-волевой сфере группы Агрессивные Эмоционально – расторможенные Тревожные

Слайд 14

Особое внимание! морфологические и физиологические изменения нервные и психические заболевания . расширение сферы социальных отношений

Слайд 15

Подростки с явлениями психической неустойчивости

Слайд 16

Подростки с аффективной возбудимостью

Слайд 17

Поведенческие нарушения Гиперкинетическое расстройство поведения Расстройство поведения, ограничивающееся семьёй Несоциализированное расстройство поведения Социализированное расстройство поведения

Слайд 18

Типичные ошибки педагогов и родителей



Предварительный просмотр:

Девиантное поведение школьников

  1. Количество школьников, которых выделяют как уч-ся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает. Потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

(слайд 2*)Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение,уклонение. 
Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, (слайд2 *)которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.

Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет.(слайд 3 *)Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение: (слайд 3 *)«Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования». Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.(слайд4*)

Среди них важнейшее значение имеют:

Биологические факторы (слайд 4*)– это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка

Причины:

  • нарушения центральной нервной системы;
  • несвоевременная диагностика умственной отсталости;
  • неравномерность полового созревания;
  • аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
  • наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

Психологические факторы (слайд 4*)– это психопатологии или акцентуации характера.

 Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.

Причины:

  • конфликт ролей у подростка;
  • конфликт уровня притязаний и самооценки;
  • конфликт со взрослыми;
  • конфликт со сверстниками;
  • сексуальный конфликт;
  • неуспех ребенка в ведущей деятельности;
  • неразвитость самосознания;
  • неадекватная самооценка;
  • личностный кризис;

Социально – психологические факторы (слайд 4*)выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации. 
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:
*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;
*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье.Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.

  • социальный статус района;
  • пассивность общественности;
  • педагогические ошибки воспитателей;
  • неблагополучный социально – психологический климат в школе;
  • стиль преподавания в школе;
  • трудность школьных программ;
  • неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
  • воспитание детей в жестокой семье;
  • многодетные семьи;

Социально-экономические факторы (слайд 4 *)включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.
Морально-этические факторы(слайд 4*)проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.

  1. К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид.

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Существует несколько форм проявления(слайд 5*)отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

  • Алкоголизация(слайд5**)
  • Наркомания(слайд6**)
  • Агрессивное поведение(слайд7**)
  • Суицидальное поведение(слайд 8**)
  • Психические расстройства(слайд9**) (с одной стороны, психические заболевания, с другой- акцентуации характера – процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определённым неблагоприятным воздействиям).
  • Противоправное поведение(слайд10***)

(слайд 11*)

  1. Развитие эмоционально – волевой сферы – один из важнейших компонентов готовности к школе. Один из наиболее распространенных вопросов у учителей является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают как вести себя со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы(слайд 12*) так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

  • (слайд12**)Агрессивные дети. Безусловно в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.
  • (слайд 12**)Эмоционально – расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс, если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
  • (слайд12 **)Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Учителю, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых являются непосильными. Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски.

Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня.

Следующие рекомендации:

1.(слайд 13*) Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

2. (слайд13*)Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.

3. (слайд13*) Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций

(отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

4. (слайд 13*)Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.

Проблема "группы риска" среди подростковособенно актуальна именно с детьми от 10 до 14 – 15 лет.
(слайд14*)Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необходимо по трем
причинам.

  • Во-первых,(слайд14*) морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний.
  •  Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются (слайд14*)многие нервные и психические заболевания.
  • В-третьих, естественное для этого возраста(слайд14*) расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.

Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна, и нет возможностей охватить все варианты трудностей. Поэтому, пока остановимся, только на тех, кто вызывает наибольшее беспокойство родителей и педагогов.

Первыми рассмотрим подростков с явлениями (слайд15**)психической неустойчивости.

Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Они описываются под разными названиями: «безвольные», «повышенно - внушаемые», «с неустойчивым настроением».

 У этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности). Малоспособные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков, катаются на городском транспорте, играют в футбол. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат удовлетворением инфантильных потребностей.

При рано сформированной и стойкой микросоциальной и педагогической запущенности нереалистично начинать психолого-педагогическую коррекцию с попыток ликвидации неуспеваемости, это может привести к еще большему протесту. Более актуальные пути, направленные на формирование личностных качеств – правильной самооценки, чувства ответственности и долга, целенаправленной деятельности.

Следующая категория  - подростки "группы риска" с преобладанием (слайд15**)явлений аффективной возбудимости.

Центральное проявление их школьнойдезадаптациии – аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для окружающих. Данные педагогических характеристик и психологического исследования указывают на педагогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд. Все это относится к социальным факторам. К биологическим факторам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренный половой метаморфоз с бурным физическим ростом. Декомпенсация поведения по типу аффективной возбудимости является как бы «болезнью роста».

(Слайд17*)Поведенческими нарушениями могут бытьследующие:

(слайд17*)Гиперкинетическое расстройство поведения (характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, тенденция перехода от одного занятия к другому, не завершая ни одного, импульсивность, заниженная самооценка. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть).

(слайд17*)Расстройство поведения, ограничивающееся семьёй.

(слайд17*)Несоциализированное  расстройство поведения (характеризуется отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них. По отношению ко взрослым проявляют несогласие, негодование, непослушание. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, тяжёлые вспышки гнева и неконтролируемой ярости).

(слайд17*)Социализированное  расстройство поведения( отличается тем, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников).

Смешанные поведенческие и эмоциональные расстройства в одних случаях  сочетаются с постоянной депрессией, проявляющей потерей интересов, самообвинениями и безнадёжностью. В других – сопровождается  тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями.

Типичные ошибки педагогов и родителей(слайд18*)

  1.           (слайд18*) «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.

Займитесь своими негативными эмоциями, их можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Если вы научитесь управлять своими эмоциями, и не будете выливать на головы учеников потоки «благородного гнева», то вы лишите многих из них ожидаемой от вас реакции и подготовите почву для успешного взаимодействия.

2.         (слайд18*)В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
3.         (слайд18*)Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
4.        (слайд18*) Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот. Научитесь акцентировать внимание на поступках, а не на его личности, описывайте поведение ребёнка безоценочно.
5.         Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
6.        Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
7.         (слайд18*)Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость. Позволяйте ученику «сохранять лицо». НЕ задевайте чести и достоинства учеников. Позвольте ему исполнить безвредную игру «сделаю по-своему»: выполнить ваши требования не сразу, а «тянуть» несколько секунд; строить гримасы, выполняя ваше требование.
8.         (слайд18*)В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем, дискуссии.  Обсуждайте поступок ученика позже. Поговорить о некрасивом поведении ученика нужно, но не в момент самой выходки. Это можно сделать через час, завтра. Отреагировать на поступок можно немедленно, но совсем не так, как ожидает ваш ученик.

9.         (слайд18 *)Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, тк это позволит в дальнейшем обучать детей адекватному выражению своих чувств.

Нарушения поведения имеют свои последствия или свою расплату. Ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выберут поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Ученики должны думать о последствиях, тогда они научатся выбирать наиболее подходящее поведение.

Санкции, которые педагог применяет к ученику, должны быть связаны с именно этим нарушением. Важно, чтобы санкции за проступок, совершённый в классе, ученик получил в школе, а не дома. Формулирование санкций должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.

 К сожалению, учителя позволяют себе несдержанность, грубость, оскорбления учеников. Конфликтогенные проявления отличаются разнообразием: наклеивание ярлыков, публичная компрометация учащегося, скрытое унижение личности, пристрастное отношение, нарушение педагогического этикета, месть, запугивание и т.д.

Такая реакция учителя противоречит педагогической целесообразности и зачастую является причиной невротизации школьников, а также вызывает эмоциональное напряжение и стресс у самого педагога. В целях сохранения психоэмоционального здоровья необходимо овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов, операционными умениями по этической защите, что позволит эффективно решать проблемы дисциплины в классе и сохранить уважение и любовь учащихся.

IV.Любой педагог сталкивается в своей работе  с разными формами нарушения дисциплины. Дисциплинарные нарушения учеников могут привести к затяжным конфликтам. Это ведёт к ухудшению результатов деятельности, снижению работоспособности, появлению ошибок, в критический момент потере самоконтроля и самообладания. Для того, чтобы справиться со сложной конфликтной ситуацией, педагогу необходимо умело сочетать различные приёмы. Специфика поведения здесь заключается в том, чтобы не уронить свой авторитет, скорректировать поведение ребёнка и сохранить своё достоинство.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем, необходимо:

  • Распознать истинный мотив поступка и в соответствии с ним  выбрать способ действия .
  • Разработать стратегию своего поведения в классе, где часто происходят нарушения дисциплины.

  1. Привлечение внимания

Некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы быть в центре внимания . Суть «плохого» поведения – демонстративность. Природа такого поведения – базовая психологическая  потребность во внимании. Первая причина – получить любое, даже сердитое внимание, чем никакого.

Вторая – никто не учит ребёнка, как привлечь внимание в приемлемой учителю манере. Третья – чем меньше внимания ребёнок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного  на привлечение внимания в школе.

В младших классах детям нужно внимание учителя. В средних и старших нужна более широкая аудитория: одноклассники и учителя. На самом деле ученики, демонстрирующие такое поведение, показывают вам, что они хотят взаимодействовать с вами, просто не знают как.

Способы профилактики такого поведения::

  1. Попробовать уделять внимание тем, кто сегодня  ведёт себя хорошо. Поощряйте за хорошее поведение активнее, чем наказываете за плохое.
  2. Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса.

Возможные способы реагирования на случившееся нарушение:

  • Установите зрительный контакт с недисциплинированным учеником
  • Начните говорить тихим голосом
  • Измените манеру речи
  • Задайте школьнику прямой вопрос
  • Попросите о каком-нибудь одолжении
  • Встаньте рядом
  • Упоминайте имя ученика
  • Попросите пересесть на другое место
  • Предложите изменить деятельность
  • Делайте письменные замечания
  • Временно прекратите урок

2.  Утверждение своей власти над классом.

Такие ученики постоянно задевают вас, бросают вам вызов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение школьников

Девиантное поведение школьников...

Характеристика основных форм девиантного поведения школьников и организация работы по его профилактике

Вот они вечные истины эти:Поздно заметили…мимо прошли…Не рождаются трудными дети,Просто им вовремя не помогли! С. Давидович...

Статья "Причины и факторы девиантного поведения школьников".

Одной из важных проблем современной школы является проблема отклоняющегося (девиантного) поведения школьников. Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возраст...

Областной практико-ориентированный семинар «Профилактика девиантного поведения школьников: построение модели работы с подростками в условиях реализации ФГОС ООО»

21.02.19 социальный педагог МБОУ СОШ № 2 п.Добринка Григорова Е.В. приняла участие в областном практико-ориентированном семинаре «Профилактика девиантного поведения школьников: постр...

Причины девиантного поведения школьников и борьба с ними.

Сообшение на ШМО классных руководителей....

Профилактика правонарушений, девиантного поведения школьников.

Дети с девиантным поведением оказываются в ситуации, когда отклоняющееся поведение является единственной реакцией на ненормальные для них социальные или микросоциальные условия, а другие способы ...