Логопедическое занятие во 2 классе (уо/ин) на тему: «Звуки С-Сь. Различение в словах, предложениях»
план-конспект

Mарина Aлексеевна Kовалёва

Цель: дифференцировать звуки [С- СЬ]

Коррекционно-образовательные задачи.

 - совершенствовать умение дифференцировать звуки С и Сь в словах и фразах. 

 - совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов; 

 - продолжать знакомить с понятиями твердый, мягкий звук;

- развивать фонематический слух;

 -актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы»;  

-совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными;

 -образовывать притяжательные прилагательные,

Коррекционно-развивающие задачи.

- развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_s-s.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

Логопедическое занятие во 2 классе на тему:

«Звуки С-Сь. Различение в словах, предложениях»

Учитель – логопед: Ковалева М.А.

2019-2020 уч.год

Цель: дифференцировать звуки [С- СЬ]

Коррекционно-образовательные задачи.

 - совершенствовать умение дифференцировать звуки С и Сь в словах и фразах. 

 - совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов; 

 - продолжать знакомить с понятиями твердый, мягкий звук;

- развивать фонематический слух;

 -актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы»;  

-совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными;

 -образовывать притяжательные прилагательные,

Коррекционно-развивающие задачи.

- развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование: раздаточный материал на каждого ребенка: фишки, предметные картинки, презентация, карточки с заданием.

  1. Оргмомент.

Игра – приветствие.

  1. Самомассаж, артикуляционная гимнастика, развитие дыхания.

Массаж лица.

Солнышко проснулось (поглаживающие движения указательным и средним пальцем обеих рук от середины лба к ушам),

Лобика коснулось (круговые поглаживающие движения вокруг глаз),

Лучиками повело (движения от переносицы через щеки к ушам),

И погладило, погладило (от подбородка через щеки вверх).

Развитие дыхания.

Игра « Вдохни свежий воздух».

Цель: дифференцировать носовое и ротовое дыхание.

Какой воздух зимой? Вдохнем через нос и выдохнем через рот.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка – Трубочка»

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным.

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

3.«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

4.«Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф,   сдуть ватный шарик  на противоположный край стола.

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

5. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

6. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

  1. Сообщение темы.

Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, кто это вы узнаете, отгадав загадки.

Любит тёплые края,

Прилетает к нам весной.

 Поселяется в деревянный дворец

 Птица певчая -… (Скворец)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

 Дай и семечек, и сала,

 Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

Я вчера гулял в пургу,

 Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут ... 
(Клестом)

Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Повернулась — и в лес. (Сорока)

Птица хищная с ушами

 Громко ухает ночами. (Сова)

- Какой общий звук вы слышите в названиях птиц? [С], а в слове – синица? [Сь].

Сегодня мы будем работать со звуками С, Сь. И говорить о птицах. Подскажите мне о каких птицах? (Зимующих). Здесь есть лишняя птица, какая? Почему?

  1. Основная часть.

Давайте вспомним, как правильно произносится звук С?

Губы открыты или сомкнуты?

Зубы плотно стиснуты или между ними есть расстояние?

Где находится кончик языка: за нижними или за верхними зубами?

Язык плоско лежит или горочкой?

Распластай язык  пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

– Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Какой звук [С] – гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Каким цветом мы его обозначаем? А звук [Сь]? Нужен ли колокольчик для этих звуков?

Я оставляю на доске изображение сороки и синицы, скажите,какой первый звук в слове сорока? – с – твердый, он обозначается синим цветом, прикрепляю синий кружок, а в слове синица? – сь – мягкий, обозначаем зеленым цветом – зеленый кружок. Поиграем с птицами.

  1. Игра «Ловушки».

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Нужно «поймать» твердый С.

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки,  а дети  хлопают в ладоши на заданный звук.

С  Э   С    И  С   У  С  О  Сь  М  С    Э   Сь   А   К     С

  1. Игра «Ушки на макушке».

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Логопед  произносит слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги (каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги).

 – Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук [С], зеленым, если услышите звук [Сь].

АС   УП  УСЬ  ЭС   ОН  ОСЬ  ИС   ОК  СЭ  СЕ  ДО  МУ  СО   СЫ   ВО СЮ

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/kruzochki-1024x77.jpg

 – Посчитайте  закрашенные круги. Сколько синих? (6), зеленых – (3), свертись с карточкой.  Если совпало – то вы  держали ушки на макушке, были  внимательными. МОЛОДЦЫ!

  1. Пальчиковая игра «Кормушка»

Как мы можем помочь птицам перезимовать?

Ребята дощечки пилили, пилили

(пилят ребром одной ладони по другой),

И дружно кормушку они смастерили

(постукивают кулачком по ладони),

В нее мы насыплем для птиц угощенье

(щепоткой),

Немного семян и остатки печенья,

И сала на ветки развесим немножко

(загибают пальцы на обеих руках),

А чтобы на птичий обед посмотреть,

(смотрят через «очки»),

Чуть – чуть отойдем

(«шагают» пальцами по столу)

И не будем шуметь

(указательный палец к губам).

  1. Игра «Подбор слов на заданный звук».

Цель: развивать фонематическое восприятие, анализ.

Итак, чем накормим птиц? Крошки, зерна, семечки, рябина, сало. Назовите слова со звуками с, сь. Где спрятались наши звуки С, Сь?

А давайте вспомним еще продукты питания, в названиях которых есть звук [с], и подумаем, будем ли мы ими кормить птиц. ( Сахар, соль, сухари, сметана, масло, квас, суп, салат, ирис). Определяем место звука.

  1. Игра « Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»

Какие же птицы прилетят к нам на кормушку? Выберите лишнюю птицу.

Сорока, ворона, скворец, воробей.

Журавль, воробей, синица, снегирь.

Снегирь, ворона, ласточка,  сорока.

  1. Выполнение звуко-буквенного анализа слов.

- А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)

- Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие). Запишите слово буквами.

7.Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень.

(потопали ножками)

  1. Игра «У кормушки».

А) Кто как голос подает?

Б) Игра «Назови ласково».

- Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка).

(Падежное управление.)

В) « Накорми птиц»

Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите

 (Дети  соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)

Г) Игра  «Сколько птиц?».(Употребление существительных с числительными).

9. Исправь ошибки.

Красногрудая снегирь.

Синица стучал в окно.

Снегирь села на ветку.

Сорока чирикала.

Синица клевал сало.

10. Игра «Подарки».

Цель: дифференцировать твердый и мягкий звуки. Для сороки выберите картинки со звуком [С], а для синицы – со звуком [сь].

 

11. Игра «Веселая синичка».(Употребление предложно-падежных конструкций).

На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.

Логопед демонстрирует действия синицы, а дети говорят, что происходит. (Синица  села  на крышу дома. Синица улетела с крыши. Синица залетела за дом. Синица вылетела  из-за дома. Синица села под елку. )

  1. Итог.

Нашим  птицам очень понравилось у нас в гостях. Давайте с ними прощаться. Прощаемся и вспоминаем, чем занимались на занятии, какие задания было интересно выполнять.

Список использованной литературы

1. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Дети с общим недоразвитием речи.

М., 1999 г.

2. Т. А. Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. – Спб., 1997 г.

3. М. А. Панфилофа. Игротерапия общения. М., «Просвещение» 2000 г.

4. Ж. Л. «Дошкольное воспитание №3», 2001 г.

Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ptic-dlya-detej-70-luchshix.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".

Конспект логопедического занятия  по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....

Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....

Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Звук [М]

ЦЕЛЬ: четкое произнесение и характеристика звука [м], упражнение в делении двух- и трёхсложных слов на слоги.          Коррекционно-образовательные задачи:...

Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"

Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...