Логопедическое занятие во 2 классе (уо/ин) на тему: «Звуки С-Сь. Различение в словах, предложениях»
план-конспект
Цель: дифференцировать звуки [С- СЬ]
Коррекционно-образовательные задачи.
- совершенствовать умение дифференцировать звуки С и Сь в словах и фразах.
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов;
- продолжать знакомить с понятиями твердый, мягкий звук;
- развивать фонематический слух;
-актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
-совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными;
-образовывать притяжательные прилагательные,
Коррекционно-развивающие задачи.
- развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_s-s.docx | 44.79 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»
Логопедическое занятие во 2 классе на тему:
«Звуки С-Сь. Различение в словах, предложениях»
Учитель – логопед: Ковалева М.А.
2019-2020 уч.год
Цель: дифференцировать звуки [С- СЬ]
Коррекционно-образовательные задачи.
- совершенствовать умение дифференцировать звуки С и Сь в словах и фразах.
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов;
- продолжать знакомить с понятиями твердый, мягкий звук;
- развивать фонематический слух;
-актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
-совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными;
-образовывать притяжательные прилагательные,
Коррекционно-развивающие задачи.
- развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование: раздаточный материал на каждого ребенка: фишки, предметные картинки, презентация, карточки с заданием.
- Оргмомент.
Игра – приветствие.
- Самомассаж, артикуляционная гимнастика, развитие дыхания.
Массаж лица.
Солнышко проснулось (поглаживающие движения указательным и средним пальцем обеих рук от середины лба к ушам),
Лобика коснулось (круговые поглаживающие движения вокруг глаз),
Лучиками повело (движения от переносицы через щеки к ушам),
И погладило, погладило (от подбородка через щеки вверх).
Развитие дыхания.
Игра « Вдохни свежий воздух».
Цель: дифференцировать носовое и ротовое дыхание.
Какой воздух зимой? Вдохнем через нос и выдохнем через рот.
Артикуляционная гимнастика.
1. «Улыбка – Трубочка»
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
2. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным.
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
3.«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
4.«Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
5. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
6. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
- Сообщение темы.
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, кто это вы узнаете, отгадав загадки.
Любит тёплые края, Прилетает к нам весной. Поселяется в деревянный дворец Птица певчая -… (Скворец) | Мерзнет желтенькая пташка, Накорми ее, бедняжку. Дай и семечек, и сала, Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка) |
Я вчера гулял в пургу, Видел веточку в снегу, А на ветке красный шарик. Кто же он, живой фонарик? (Снегирь) | Кто зимой средь хвойных веток |
Бела, как снег, Черна, как жук, Вертится, как бес, Повернулась — и в лес. (Сорока) | Птица хищная с ушами Громко ухает ночами. (Сова) |
- Какой общий звук вы слышите в названиях птиц? [С], а в слове – синица? [Сь].
Сегодня мы будем работать со звуками С, Сь. И говорить о птицах. Подскажите мне о каких птицах? (Зимующих). Здесь есть лишняя птица, какая? Почему?
- Основная часть.
Давайте вспомним, как правильно произносится звук С?
Губы открыты или сомкнуты?
Зубы плотно стиснуты или между ними есть расстояние?
Где находится кончик языка: за нижними или за верхними зубами?
Язык плоско лежит или горочкой?
Распластай язык пошире,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
По середине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
– Ссс, ссс, ссс – произнеси!
Какой звук [С] – гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий? Каким цветом мы его обозначаем? А звук [Сь]? Нужен ли колокольчик для этих звуков?
Я оставляю на доске изображение сороки и синицы, скажите,какой первый звук в слове сорока? – с – твердый, он обозначается синим цветом, прикрепляю синий кружок, а в слове синица? – сь – мягкий, обозначаем зеленым цветом – зеленый кружок. Поиграем с птицами.
- Игра «Ловушки».
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Нужно «поймать» твердый С.
Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки, а дети хлопают в ладоши на заданный звук.
С Э С И С У С О Сь М С Э Сь А К С
- Игра «Ушки на макушке».
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Логопед произносит слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги (каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги).
– Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук [С], зеленым, если услышите звук [Сь].
АС УП УСЬ ЭС ОН ОСЬ ИС ОК СЭ СЕ ДО МУ СО СЫ ВО СЮ
– Посчитайте закрашенные круги. Сколько синих? (6), зеленых – (3), свертись с карточкой. Если совпало – то вы держали ушки на макушке, были внимательными. МОЛОДЦЫ!
- Пальчиковая игра «Кормушка»
Как мы можем помочь птицам перезимовать?
Ребята дощечки пилили, пилили
(пилят ребром одной ладони по другой),
И дружно кормушку они смастерили
(постукивают кулачком по ладони),
В нее мы насыплем для птиц угощенье
(щепоткой),
Немного семян и остатки печенья,
И сала на ветки развесим немножко
(загибают пальцы на обеих руках),
А чтобы на птичий обед посмотреть,
(смотрят через «очки»),
Чуть – чуть отойдем
(«шагают» пальцами по столу)
И не будем шуметь
(указательный палец к губам).
- Игра «Подбор слов на заданный звук».
Цель: развивать фонематическое восприятие, анализ.
Итак, чем накормим птиц? Крошки, зерна, семечки, рябина, сало. Назовите слова со звуками с, сь. Где спрятались наши звуки С, Сь?
А давайте вспомним еще продукты питания, в названиях которых есть звук [с], и подумаем, будем ли мы ими кормить птиц. ( Сахар, соль, сухари, сметана, масло, квас, суп, салат, ирис). Определяем место звука.
- Игра « Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Какие же птицы прилетят к нам на кормушку? Выберите лишнюю птицу.
Сорока, ворона, скворец, воробей.
Журавль, воробей, синица, снегирь.
Снегирь, ворона, ласточка, сорока.
- Выполнение звуко-буквенного анализа слов.
- А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.) – Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)
- Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие). Запишите слово буквами.
7.Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок,
(прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок
(кружимся)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень.
(потопали ножками)
- Игра «У кормушки».
А) Кто как голос подает?
Б) Игра «Назови ласково».
- Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка).
(Падежное управление.)
В) « Накорми птиц»
Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите
(Дети соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)
Г) Игра «Сколько птиц?».(Употребление существительных с числительными).
9. Исправь ошибки.
Красногрудая снегирь.
Синица стучал в окно.
Снегирь села на ветку.
Сорока чирикала.
Синица клевал сало.
10. Игра «Подарки».
Цель: дифференцировать твердый и мягкий звуки. Для сороки выберите картинки со звуком [С], а для синицы – со звуком [сь].
11. Игра «Веселая синичка».(Употребление предложно-падежных конструкций).
На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.
Логопед демонстрирует действия синицы, а дети говорят, что происходит. (Синица села на крышу дома. Синица улетела с крыши. Синица залетела за дом. Синица вылетела из-за дома. Синица села под елку. )
- Итог.
Нашим птицам очень понравилось у нас в гостях. Давайте с ними прощаться. Прощаемся и вспоминаем, чем занимались на занятии, какие задания было интересно выполнять.
Список использованной литературы
1. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. Дети с общим недоразвитием речи.
М., 1999 г.
2. Т. А. Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. – Спб., 1997 г.
3. М. А. Панфилофа. Игротерапия общения. М., «Просвещение» 2000 г.
4. Ж. Л. «Дошкольное воспитание №3», 2001 г.
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ptic-dlya-detej-70-luchshix.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме: "Знакомство детей с названием частей артикуляционного аппарата,образование звуков в нем.Уточнение понятий:"слово", "предложение".
Конспект логопедического занятия по профилактики дисграфии, для учащихся 1 класса с ОНР (3 уровень речевого развития)....
Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"
Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.»
Конспект логопедического занятия....
Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Звук [М]
ЦЕЛЬ: четкое произнесение и характеристика звука [м], упражнение в делении двух- и трёхсложных слов на слоги. Коррекционно-образовательные задачи:...
Логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков [C] – [Ц] в слогах, словах, предложениях"
Занятие проводится в 3 классе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в форме групповой работы в соответствии календарно-тематическим планированием логопедических занятий по учебному плану. Основ...
Логопедическое занятие во 2 классе (у.о./и.н.) «Звуки С-Ш. Дифференциация в словах, предложениях».
конспект логопедического занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....