«Специфика деятельности учителя-дефектолога в составе ПМПК»
методическая разработка
В методической разработке представлены основные направления деятельности учителя-дефектолога в рамках ПМПК, методики, используемые для диагностического обследования детей различных возрастов, дан образец представление по результатам обследования учителем-дефектологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Специфика деятельности учителя-дефектолога в составе ПМПК" | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа-интернат»
Демидовская территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
Методическая разработка
на тему:
«Специфика деятельности учителя-дефектолога
в составе ПМПК»
Подготовила: учитель-дефектолог ТПМПК
Михайлова Лариса Викторовна
В ситуации введения Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости в заключении ПМПК определения, в первую очередь, варианта, формы и режима реализации образовательной программы очень важным становится мнение и результаты оценки особенностей ребенка учителем-дефектологом. Основная задача учителя - дефектолога на ПМПК – определить общую осведомленность, обученность и, соответственно, обучаемость ребёнка.
В сферу деятельности учителя-дефектолога ПМПК входит решение следующих вопросов:
- оценка объема имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков, их соответствие возрасту и ступени обучения;
- выявление, по возможности, основных причин затруднений в обучении и развитии ребенка;
- в сложных случаях проведение дополнительного углубленного дефектологического обследования ребенка;
- разработка рекомендаций о специализированных формах обучения и воспитания детей;
- консультирование всех участников образовательного процесса по вопросам обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии;
- просвещение населения по вопросам, находящимся в сфере компетенции учителя-дефектолога ПМПК.
Обследование обучающихся проводится с использованием диагностических пакетов для комплексной диагностики в условиях ПМПК.
Будучи ограниченным во времени, дефектолог может предлагать ребенку задания не из всего арсенала диагностических материалов, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их, а также анализируя в сфере решения собственных задач результаты обследования ребенка другими специалистами.
При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария учитель-дефектолог (как и все остальные специалисты) опирается на данные анамнеза и медицинские документы, родителей, на психолого-педагогические характеристики (при наличии), собственную первичную диагностическую гипотезу. Обращается внимание на соответствие возрасту внешнего вида ребенка, на характер взаимодействия с предметами, на адекватность поведения, на включение ребенка в ситуацию обследования и целенаправленность деятельности.
При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребёнка в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности, оказанием ребёнку дозированной помощи в ходе их выполнения.
Обученность у дошкольника определяется соответствием знаний, умений, навыков и представлений, которыми владеет ребенок, уровнем развития игровой и продуктивной деятельности возрастным показателям. Такие показатели заложены в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. При обследовании дошкольника обязательна игровая форма предъявления методик и приемов.
В процессе обследования детей дошкольного возраста дефектолог определяет:
1) соответствует ли деятельность ребенка, его знания, умения, навыки и представления об окружающем возрасту;
2) степень отставания или опережения в сформированности ЗУН и представлений, соотнеся их с усредненными возрастными показателями;
3) является ли отставание/опережение равномерным или парциальным;
4) возможности и условия обучения ребенка.
У ребенка учитель-дефектолог обязательно оценивает:
• сформированность элементарных математических представлений;
• уровень развития конструктивной деятельности;
• уровень развития мыслительных операций (группировка, обобщение, классификация, сравнение, способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей).
В процессе предъявления заданий учитель-дефектолог выявляет, как ребенок принимает задание, как справляется с ним, необходима ли помощь, каков характер и объем этой помощи. Анализируется сформированность представлений об окружающем мире и о себе, уровень развития пространственной ориентации (восприятия), зрительно моторной координации, графической деятельности, общей и мелкой моторики, речи.
Обученность у детей школьного возраста определяется соответствующей программой обучения.
В ходе обследования учитель-дефектолог определяет:
1. Соответствуют ли знания по основным предметам (письмо, обучение грамоте, русский язык, математика) требованиям программы, по которой ребенок обучается.
2. Степень усвоения программы: усвоена программа в достаточном объеме, усвоена не полностью или частично, не усвоена.
3. Есть ли знания за предыдущие года обучения. Если ребенок учится в первом классе и программный материал не усваивает, учитель-дефектолог оценивает сформированность предпосылок к школьному обучению.
4. Возможности и необходимость создания специальных условий обучения ребенка.
На ПМПК должны быть представлены рабочие тетради по основным предметам. Анализируя их, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики.
Диагностическое обследование рекомендуется начинать с математики. Выявляется уровень сформированности навыка счёта и счетных операций в соответствии с классом обучения, соблюдая принцип «от сложного к простому». В процессе дефектологического обследования целесообразно предложить ребёнку текстовую арифметическую задачу. Задача предлагается с теми числами, которыми ребенок оперирует. Текст задачи ребенок читает вслух.
По результатам выполнения этого задания можно судить об уровне развития математического мышления, оценивая способ решения задачи и учитывая объем оказываемой помощи.
В процессе выполнения этого задания можно сделать предположения об уровне развития навыка чтения: соответствует ли он потребностям обучения, может ли ребенок прочитать текст самостоятельно или с помощью, оценить, насколько ребенок понимает прочитанное и ориентируется в тексте задачи.
Степень усвоения программы по русскому языку учитель-дефектолог может оценить, анализируя тетради и используя данные обследования логопеда.
Если ребенок не усваивает программный материал по основным предметам, необходимо определить обучаемость ребенка. Для этого дефектолог предлагает выполнить задания, аналогичные тем, которые ребенок выполнял с помощью
педагога.
Задания, которые предлагаются ребенку, должны соответствовать его возможностям. Если ребенок не справляется с ними, то ему предлагаются более простые задания.
Обучаемость определяется по способности ребенка усвоить алгоритм деятельности и перенести его на аналогичное задание: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания, способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
По характеру оказываемой помощи ребенку от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.
При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.
Важно оценить уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо выявить, какого типа инструкция понятна детям (вербальная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная), учесть способность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы
Условно можно выделить три уровня обучаемости:
- достаточный уровень обучаемости. Ребенок понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема исключительно организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений;
- недостаточный уровень обучаемости. Ребенок понимает смысл задания, но
нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е. снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна.
- низкий уровень обучаемости. Ребенок самостоятельно не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. "перенос" фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребенок фактически "не помнит", для их выполнения снова требуется весь объем помощи.
По результатам обследования учитель-дефектолог заполняет протокол и делает вывод о степени усвоения программного материала (обученности ребенка) и дает заключение об уровне обучаемости ребенка. А при коллегиальном обсуждении заключения – совместно с другими специалистами определяет программу обучения ребенка, ее особенности и условия реализации.
Одним из наиболее сложных и для дефектолога, и для всех остальных специалистов ПМПК является обследование детей с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) по типу ДЦП. Диагностическое обследование с этими нарушениями в условиях ПМПК производится с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, а также с учетом имеющихся дополнительных сенсорных нарушений или особенностей.
Прежде, чем предложить ребенку стандартный набор диагностических методик, дефектолог должен оценить (сам, если первым включается в работу с ребенком, посредством наблюдения за действиями других специалистов - если решено, что
сначала ребенка обследуют другие):
• уровень развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики;
• устойчивость зрительного контакта и зрительного внимания;
• сформированность графических навыков (или возможность их сформировать);
• степень нарушения/сформированности пространственной ориентации, пространственно- временного восприятия.
Диагностический материал должен быть достаточно крупным, ярким, контрастным,
не иметь много мелких деталей. Картинки не ламинируются, так как гладкая поверхность бликует и создает помехи для восприятия.
Учитывая уровень развития мелкой моторики, дефектолог может изменить форму выполнения задания, например, вместо «положи числа по порядку» - «покажи числа по порядку» и т.п.
При оценке уровня развития графо-моторной деятельности, следует учитывать, что дети с подобными нарушениями не способны освоить каллиграфическое письмо. Главным критерием становится разборчивость письма. Размер строки и клеточки для каждого ребенка определяется индивидуально и зависит от двигательных возможностей ребенка, остроты зрения, наличия/отсутствия нистагма, астигматизма.
Пространственные нарушения у детей с НОДА по типу ДЦП заложены в саму структуру дефекта. Поэтому при обследовании следует определить степень выраженности нарушения пространственной ориентации и восприятия. В процессе выполнения логических заданий (нахождение логических последовательностей и связей) необходимо помогать ребенку: показать, где должна лежать первая картинка, начертить вертикальную красную линию на листе, обозначающую начало и т.п.
Дефектолог совместно с логопедом оценивает выраженность нарушений речи (разборчивость речи), возможность и целесообразность вербальной формы обследования.
При отсутствии речи, при грубых нарушениях произносительной стороны речи, когда речь малопонятна, вполне возможно провести обследование в невербальной форме. Ребенок отвечает на вопросы в письменном виде на листе бумаги или с использованием компьютера (ноутбука, планшета, мобильного телефона). В случае если ребенок не владеет письменной речью или пишет (печатает) медленно, дефектолог предлагает ему задание «ПОКАЖИ». Например, «покажи зеленый предмет», «покажи большой зеленый предмет»; «покажи НЕ большой и НЕ зелёный предмет», «покажи лишний предмет» и т.д.
Предлагая подобные задания, необходимо помнить, что дети с ДЦП значительно лучше воспринимают изображения, расположенные на вертикальной поверхности, чем на горизонтальной. Поэтому сначала нужно показать картинки по одной доске или держа их в руке вертикально, а затем уже положить парту перед ребенком. Картинок не должно быть много и лежать они должны на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы ребенок мог точно показать ту, которую он выбирает. Если остаются сомнения в том, какая именно картинка из двух была выбрана, возьмите их в правую и левую руку и попросите показать еще раз.
Если ребенок читает, для диагностики можно использовать карточки со словами «ДА, «НЕТ», если не читает – карточки-символы, например, белая карточка и черная соответственно, как «ДА» и «НЕТ». Необходимо убедиться, что ребенок правильно прочитал или правильно понял (запомнил) символы.
Можно использовать и другие символические изображения, например математические знаки «+» и «-» для понимания смысла задачи: если в задаче нужно узнать «сколько всего?», что будешь делать, складывать или вычитать, какой знак используешь?
Для обследования ребенка должны выбираться диагностические задания в форме, доступной для самостоятельного выполнения, что позволит оценить как уровень обученности, так и предположить (предложить) формы обучения и развития доступных видов деятельности. Следует дифференцировать помощь, необходимую ребенку, как техническую (физическую), так и организующую, стимулирующую, обучающую.
По итогам обследования учителем-дефектологом дается заключение, отражающее уровень обученности (сформированности доступных видов деятельности) и обучаемости ребенка. Затем совместно с другими специалистами определяется программа обучения ребенка, ее особенности и условия реализации.
Следующая группа обследуемых в ПМПК, нуждающаяся в особом подходе - обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Следует учитывать, что обследование ребенка с РАС в связи с его особыми поведенческими и эмоциональными сложностями желательно проводить одному специалисту - тому, кто смог установить с ребенком контакт. Задания должны предлагаться ребенку таким образом, чтобы другие члены ПМПК могли оценить интересующие их сферы развития ребенка. При этом крайне важно учитывать психоэмоциональные особенности и потребности детей этой категории, в связи с которыми следует соблюдать следующие правила:
- ребенку нужно время для адаптации и ориентации в пространстве кабинета;
- количество и объем диагностических заданий определяется с учетом психической и
физической истощаемости детей с РАС, их высокой сенсорной чувствительности;
- инструкцию следует сопровождать доступной наглядностью (по возможности краткой и схематичной), поскольку имеются трудности слухового восприятия;
- необходимо создавать ребенку ситуацию успеха.
Для тяжелых вариантов обсуждаемого расстройства практически невозможно использовать какие-либо инструментальные методики, стимульные материалы, в том числе, входящие в состав примерных пакетов. В этом случае остается только метод наблюдения и отдельные методики пакетов для соответствующего возрастного диапазона, а в случае интеллектуальной недостаточности - для более младшего возраста.
Таким образом, деятельность учителя-дефектолога ПМПК многогранна и многолика. Она направлена на оказание помощи ребенку, родителям, специалистам. Ведь каждый родитель мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном покорить любые высоты.
Методики и задания, используемые дефектологом
при обследовании младших дошкольников (3 - 5 лет)
- Исследование предметно-практической деятельности.
- Сюжетно-процессуальная игра.
- Ориентировка в схеме тела.
- Исследование общей и мелкой моторики.
- Узнавание реалистических изображений
- Сюжетные картинки (понимание действий)
- Оценка уровня общей осведомленности
- Представления о цвете.
- Представления о форме.
- Представления о величине.
- Элементарные количественные представления.
- Анализ продуктов деятельности.
Методики и задания, используемые дефектологом
при обследовании старших дошкольников (5 - 7 лет)
- Беседа (выявление представлений об окружающем мире):
- Предметное окружение
- Социальное окружение (семья)
- Природный мир, времена года
- Выявление представлений о сенсорных эталонах (сгруппируй картинки)
- Представления о цвете, форме, величине
- Построй из палочек
- Разрезные картинки
- Понимание скрытого смысла (картинки)
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка на листе бумаги
- Исследование графических навыков (Рисунок человека)
- Исследование уровня сформированности элементарных математических представлений
- Анализ продуктов деятельности ребенка
- Готовность к школе (сформированность графических навыков, зрительно-моторной координации)
- Готовность к школе (сформированность произвольного поведения)
Примерный пакет диагностических методик для проведения
диагностики учителем-дефектологом детей младшего школьного
возраста (от 7 до 11 лет)
- Беседа: представления об окружающем
- Понимание скрытого смысла текста
- Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок
- Анализ продуктов деятельности ребенка
- Обследование знаний учащихся по математике (первая половина учебного года: 1 класс)
- Обследование знаний учащихся по математике за 1 класс.
- Обследование знаний учащихся по русскому языку (первая половина учебного года, 1 класс)
- Обследование знаний учащихся 1 класса по русскому языку
- Самооценка учебных успехов и "зоны незнания" (со 2 года обучения)
- Обследование знаний учащихся по математике (2 класс)
- Обследование знаний учащихся по русскому языку (2 класс)
- Обследование знаний учащихся по математике (3 класс)
- Обследование знаний учащихся по русскому языку (3 класс)
- Обследование знаний учащихся по русскому языку (4 класс)
- Обследование знаний учащихся по математике (4 класс)
- Сформированность познавательных учебных действий.
Примерный пакет диагностических методик для проведения
диагностики учителем-дефектологом детей среднего школьного
возраста (от 11 до 15 лет)
- Самооценка учебных успехов и "зоны незнания"
- Сформированность познавательных учебных действий
- Аудирование
- Диктант
- Грамматическое задание
- Литературное чтение
- Обследование знаний учащихся по математике за 5 класс
- Обследование знаний учащихся по математике за 6 класс
- Обследование знаний учащихся по математике за 7 класс
- Обследование знаний учащихся по математике за 8 класс
- Обследование знаний учащихся по математике за 9 класс
Представление по результатам обследования учителем-дефектологом
Ф.И.О. ребенка: Дата обследования:
Дата рождения: Возраст:
Трудности в развитии: ребенок с нарушениями слуха/ зрения/ ТМНР/ НОДА/ ЗПР/ЗРР/ ЗПРР/ аутичный/ УО (ИН)/ нарушение эмоций и поведения
Особенности контакта:
Знания и представления об окружающем: соответствуют возрасту / ограничены / не соответствуют возрасту/ искажены/ выявить не удалось
Понимание инструкции:
Характеристики деятельности/действий:
Мотивация деятельности: мотивирован / недостаточно мотивирован / не мотивирован.
Целенаправленность деятельности: деятельность целенаправленная / отдельные целенаправленные действия со стимулированием / нецеленаправленные действия/ отказ
от деятельности.
Продуктивность деятельности: продуктивная/ низкопродуктивная/ непродуктивная.
Сенсорные эталоны: сформированы/ несформированы/ сформированы частично
Пространственно-временные представления: сформированы/ несформированы/ сформированы частично
Предметно-практическая и конструктивная деятельность: использует зрительное соотнесение / целенаправленные пробы / нецеленаправленные пробы / хаотичные действия / отказ от деятельности
Специфика продуктивной деятельности: действует самостоятельно/ с помощью / стереотипные действия / манипуляции
Качество мыслительных процессов:
Способность к обобщению, суждению: сформирована, недостаточно сформирована/ трудности вербализации/ крайне низкая
Логические связи и отношения: устанавливает/ не устанавливает
Причинно-следственные связи: понимает и устанавливает/ устанавливает с помощью/ не устанавливает
Понимание скрытого смысла: понимает/ по наводящим вопросам/ после объяснения/ не понимает
Уровень освоения содержания обучения (обученность): освоен/ освоен не в полном объеме/не освоен
Испытывает трудности в освоении (указать образовательные области):
Обучаемость:
Помощь: принимает/ избирательно/ не принимает
Характер помощи: стимулирующая/ организующая/ направляющая (подсказка)/ обучающая (полный показ-объяснение)/ все виды помощи
Способность переноса на аналогичные задания: переносит/ частично/ не переносит
Математические представления:
Счет в пределах ______ осознанный / механический / не считает
Соотнесение цифры, числа и количества: соотносит/ соотносит с ошибками / не соотносит
Выполняет счетные действия в пределах__________
Вычисляет: «в уме»/ на бумаге/ использует калькулятор/ использует таблицы (зрительную опору)/ на пальцах/ не может
Решение арифметических задач - простые, косвенные, составные: самостоятельно / с помощью / не решает
Знание таблицы умножения: знает /с ошибками/ не знает
Обучаемость по математике: достаточная / недостаточная/ грубо нарушена
Исследование знаний и умений по русскому языку (письму):
Навык каллиграфического письма: сформирован; сформирован недостаточно; не сформирован; находится в стадии формирования
Навык письма под диктовку: сформирован/ сформирован частично/ не сформирован
Навык списывания текста: сформирован/ сформирован частично/ не сформирован
Выполнение грамматических заданий: выполняет самостоятельно/ выполняет с помощью/ допустимо выполнение некоторых грамматических заданий/ не может самостоятельно выполнять грамматические задания
Характерные ошибки:
Уровень сформированности навыков чтения:
Навык чтения: сформирован, не сформирован, находится на стадии формирования
Способ чтения: побуквенный, послоговой, побуквенно-слоговой, целыми словами, сложные слова по слогам
Качество чтения (правильность, выразительность, осознанность): (правильность – грамматически правильное, грамматически неправильное/ выразительность – чтение выразительное, недостаточно выразительное, чтение невыразительное/ осознанность – смысл прочитанного понимает, смысл прочитанного не осознает, нарушено понимание прочитанного);
Характер ошибок:
Пересказ: самостоятельный/ полный/ последовательный/ по наводящим и уточняющим вопросам/ после повторного прочтения/ упрощенный/ фрагментарный
Оценка результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки): соответствуют возрасту/ не в полной мере/ не соответствуют/ недоступны
Дефектологическое заключение: имеющиеся ЗУН (обученность) (соответствуют, отстают, выражено отстают) от возрастной нормы; обучаемость
****Достаточная обучаемость. Ребенок понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его при оказании незначительного объема организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений.
****Недостаточная обучаемость. Ребенок понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е. снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна.
****Низкая обучаемость. Ребенок самостоятельно не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребенок фактически «не помнит», для их выполнения снова требуется весь объем помощи.
В создании специальных условий получения образования: нуждается / не нуждается
Выводы (рекомендуемый вариант ООП/АООП):
Рекомендуемый вариант адаптированной образовательной программы: первый / второй / третий / четвертый
****Первый: уровень обученности и обучаемости позволяет усваивать общеобразовательную программу при наличии дополнительной помощи
****Второй: уровень обученности и обучаемости требует снижения уровня сложности программы
****Третий: уровень обученности и обучаемости не позволяет получать цензовое образование
****Четвертый: уровень обученности и обучаемости минимален, нуждается в обучении по СИПР
Рекомендации:
Учитель-дефектолог: ________________ (Л.В. Михайлова)
Литература
- Алгоритмизация и технология деятельности учителя-дефектолога в рамках деятельности психолого-медико-педагогической комиссии: учебно-методическое пособие / автор-сост.: К. Г. Федорова. – Ханты-Мансийск, АУ «Институт развития образования», 2016.
- Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии // Дефектология.-2001. - №6 - с.66-94.
- Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в Российской Федерации. – М.: РИТМ, 2016 .
- «Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования», /Под общ. Ред. М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2017.
- Психолого-медико-педагогическая консультация [Электронный ресурс]: метод. рекомендации / [авт.-сост. Л. М. Шипицына, М. А. Жданова]. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога
Самоанализ педагогической деятельности учителя-дефектолога...
комплексный подход в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога
описание направлений работы учителя-дефектолога...
Презентация "Специфика деятельности учителя-дефектолога ЦПМПК"
В презентации определены направления работы, отражено содержание деятельности учителя-дефектолога центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Представлены методы педагогического обследования...
Деятельность учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической комиссии
В ситуации введения Федеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости в заключении ПМПК определения, в первую очередь, варианта, формы и...
«Специфика работы учителя-дефектолога в школе для обучающихся с ОВЗ.»
Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...
Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме: "Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ."Повышение качества образо...