Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.
методическая разработка
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме: "Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ."
Повышение качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), достижение образовательных результатов напрямую зависит от правильно организованного психолого-педагогического сопровождения, которое организуется и реализуется через выстраивание междисциплинарной и межведомственной системы помощи лицам с ОВЗ. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности специалистов, направленную на создание условий для организации образовательной среды (пространства) и достижения образовательного результата обучающимся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_30.10.23.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка
Специфика работы учителя дефектолога в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.
Учитель-дефектолог Бражкина В.В.
30.10.2023 г.
Повышение качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), достижение образовательных результатов напрямую зависит от правильно организованного психолого-педагогического сопровождения, которое организуется и реализуется через выстраивание междисциплинарной и межведомственной системы помощи лицам с ОВЗ. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему деятельности специалистов, направленную на создание условий для организации образовательной среды (пространства) и достижения образовательного результата обучающимся с ОВЗ.
Учитель-дефектолог – это один из ведущих специалистов сопровождения, который выполняет функции связующего звена психолого-педагогического сопровождения, реализует диагностические, коррекционные и просветительские задачи. Процессы модернизации российского образования, происходящие в последние годы, существенным образом меняют нормативно-правовую базу деятельности учителя-дефектолога.
Значимым событием для сообщества учителей-дефектологов стал приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 № 73027), в котором представлены трудовые действия, функции, определённые для учителей дефектологов при работе с детьми разных нозологических групп.
В соответствии с данным приказом учителю-дефектологу предъявляются требования к уровню профессиональной подготовки, к трудовым действиям, куда включены в том числе, отбор и использование в организации работы методов коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся, программно-методических и учебно-дидактических материалов в соответствии с потребностями детей, а также требования, предъявляемые к необходимым знаниям и умениям.
В своей работе учитель-дефектолог общеобразовательной организации руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ 29 декабря 2012 года; - Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; - Приказ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2021г., регистрационный № 63180); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576, от 11.12.2020 № 712); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 №64100); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577, от 11.12.2020 № 712); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74229) (ФОП НОО); - Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74223) (ФОП ООО); - Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП НОО ОВЗ); - Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП ООО ОВЗ); - Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 № 71930) (ФАООП УО); - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 марта 2023 г. № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2023 г., регистрационный № 73027); - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации» от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; - Распоряжение Минпросвещения России от 6.08.2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; - Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». В связи с тем, что на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не разработано примерное Положение об оказании дефектологической помощи, где были бы представлены образцы рабочей документации, образовательная организация самостоятельно разрабатывает локальный акт, регламентирующий деятельность учителя-дефектолога. Это может быть: -Положение о работе учителя-дефектолога; -Положение о дефектологической службе. Далее Положение. В данных Положениях могут раскрываются организационные и содержательные аспекты деятельности учителя-дефектолога в конкретной образовательной организации, исходя из специфики её функционирования и режима работы.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»: продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для учителей-дефектологов устанавливается 20 часов в неделю. 18 часов своего рабочего времени специалист работает непосредственно с детьми, что включает в себя проводимые занятия и короткие перерывы между ними. Время перемен входит в рабочее время учителя-дефектолога, может использоваться для проверки работ обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к следующему занятию и др. Два часа отводятся на иную деятельность, включая консультирование, ведение документации и пр.
Периодичность и продолжительность коррекционных занятий. Периодичность коррекционных занятий устанавливается учебным планом АООП образовательной организации, а также может быть определена решением школьного психолого-педагогического консилиума. Продолжительность дефектологических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: в 1 (дополнительном) и 1 классах – групповое занятие до 40 мин, индивидуальное – до 20 мин. во 2 – 11(12) классах - групповое занятие 40-45 мин, индивидуальное –20-45 мин.
Периодичность и продолжительность проведения дефектологической диагностики. Устанавливается в соответствии с программой коррекционной работы АООП образовательной организации. Дефектологическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, положительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное диагностическое мероприятие подразумевает проведение дефектологического обследования обучающихся: -поступивших в первый класс; -по запросу родителей; -по запросу педагогических работников; -углублённое обследование обучающихся, имеющих заключения ПМПК и получающих дефектологическую помощь с целью разработки индивидуального плана коррекционно-развивающей работы / программа. На основании сравнения данных, полученных в результате входной и контрольной диагностики, проводится мониторинг динамики развития обучающихся и успешности в освоении АООП. Рекомендуемая предельная наполняемость группы обучающихся из расчёта на одну штатную единицу должности учителя-дефектолога. Согласно п. 39 приказа № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице учителя дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с заключениями ПМПК). Для обучающиеся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ и имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (ППк) рекомендуемая наполняемость не менее 25 человек. (Распоряжение Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».)
Примерный список документации учителя-дефектолога может содержать:
-Положение о работе учителя-дефектолога;
-Должностная инструкция учителя-дефектолога;
-Рабочая программа учителя-дефектолога;
-Годовой план работы учителя-дефектолога;
-Протоколы дефектологического обследования;
-График работы учителя-дефектолога;
-Расписание коррекционных занятий, утверждённое директором;
-Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем дефектологом;
-Журнал посещаемости занятий. Может вестись в журналах коррекционно-развивающих занятий
-Журнал учёта диагностической работы
-Журнал консультаций
-Годовой отчёт учителя-дефектолога
Образовательная организация самостоятельно определяет, какую документацию и в какой форме необходимо вести учителю-дефектологу и утверждает в Положении.
Учитель-дефектолог разрабатывает рабочие программы коррекционных
курсов на каждую нозологическую группу на определённый уровень
образования в соответствии с учебным планом АООП образовательной
организации.
Структура рабочей программы учителя-дефектолога должна
соответствовать ФАОП НОО, ФАОП ООО и содержать:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику коррекционного курса;
3) цели и задачи изучения коррекционного курса;
4) место коррекционного курса в учебном плане;
5) основные содержательные линии коррекционного курса;
6) содержание коррекционного курса (по годам обучения);
7) планируемые результаты освоения коррекционного курса;
8) тематическое планирование.
В процессе дефектологической диагностики используются
диагностические методики и материалы мониторинга, подбираемые каждым
педагогическим работником в соответствии с нозологической группой
обучающихся. В качестве диагностических материалов могут быть использованы следующие пособия:
• Абрамова А.Ю. «Нейропсихологическая диагностика высших психических функций ребёнка»;
• Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;
• Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико нейропсихологическая диагностика);
• Медведева А. «Материал для проведения комплексного нейродефектологического исследования младших классов (1 – 4 классы)»;
• Радченкова С.А. «Диагностический материал для обследования обучающихся 1 – 4 классов»;
• Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка»;
• Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте».
Форма протокола дефектологического обследования утверждается Положением.
Для каждого класса необходимо подобрать диагностический
материал в соответствии возрастными и психолого-педагогическими
особенностями обучающихся.
Для мониторинга динамики развития обучающихся может быть использована 5-балльная шкала, так как при оценивании результатов освоения программы коррекционной работы ФГОС НОО ОВЗ и ФАОП ООО рекомендует применять уровневую шкалу, например: 3 балла – значительная динамика, 2 балла – удовлетворительная динамика, 1 балл – незначительная динамика, 0 баллов – отсутствие динамики. Разница количественных показателей результатов дефектологической диагностики в начале и конце учебного года будет отражать динамику развития обучающегося. На основании результатов, полученных в ходе обследования, учитель дефектолог формулирует заключение и рекомендации для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В заключении указывается основная проблема обучающегося, связанная с
освоением образовательной программы, и преимущественные нарушения в
структуре дефекта, которые привели к её возникновению. Например:
-специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности;
-специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные незрелостью эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью;
-недостаточная сформированность учебных навыков вследствие низкого уровня мыслительных операций.
Рекомендации определяют основные направления коррекционной работы
и должны соответствовать заключению психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК). Можно выделить следующие направления коррекционно развивающей работы (Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение
учащихся с задержкой психического развития в условия системы
коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. – 2007. - №2.):
-сенсорное и сенсомоторное развитие;
-формирование пространственно-временных представлений;
-формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
-коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале;
-восполнение образовательных дефицитов по учебным предметам на
основе индивидуальных приёмов формирования учебных навыков.
-нормализация ведущей деятельности возраста (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты).
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление
(одно или несколько), которое служит основой для построения
индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.
Рекомендуемая литература:
1. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательной школе [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - С. 32-40.
2. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в
общеобразовательной школе. [Текст] – М.: Школьная пресса, 2008. 112 с.
3. Гладкая В.В. Карта психолого-педагогического обследования учащихся с
трудностями в обучении [Текст]: Минск: АПО, 2009, – 70 с.
4. Гладкая В.В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие
познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями
в обучении [Текст]: Изд. «Речь», Минск, 2023. 2-е изд. - 115 с.
5. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического
развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения
[Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 50-57.
6. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического
развития в общеобразовательной школе [Текст]: (практические
материалы) / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 47-54.
7. Жеребор Ю. В. Журнал учёта работы учителя-дефектолога [Текст]:
Издательство: Учитель, Москва, 112 с.
8. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клиниконейропсихологическая диагностика). – М.: Изд. н/о «Компес-центр»,
1993, - 193 с.
9. Работа учителя-дефектолога над пониманием скрытого смысла пословиц
и поговорок учащимися с трудностями в обучении [Текст]/ А. Д.
Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -
2014. - № 6. - С. 22-32
10.Радченкова С.А. Могу учиться. Рабочая тетрадь дефектолога для занятий
с детьми с ОВЗ, 1 – 4 классы. [Текст]: Изд. «Центр развития человека
«Успешный человек будущего», Москва, 2018.
11.Холодова О. Юным умницам и умникам. Задания по развитию
познавательных способностей. Рабочие тетради 1 – 4 классы. [Текст]:
Изд. «РОСТ», Москва, 2007.
12.Шевченко С.Г., Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д., Дети с ЗПР в
общеобразовательной школе. Книга №1. («Воспитание и обучение детей
с нарушениями развития. Библиотека журнала. Вып.4) [Текст]:
Издательство «Школьная пресса», Москва, 2005, - 96 с.
13.Языканова Е.В. Учись учиться. Развивающие задания. Тесты, игры,
упражнения, 1-4 классы. [Текст]: Изд. «ЭКЗАМЕН», Москва, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Специфика работы учителя химии в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта»
Абрамкина Л.М. Специфика работы учителя химии в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. – Профессиональное развитие педагогических и управленческих кад...
Специфика работы учителя - логопеда в условиях инклюзивного образования.
Материалы методических объединений. Специфика работы учителя - логопеда в условиях инклюзивного образования....
Деятельность учителя-дефектолога в условиях внедрения ФГОС
Деятельность учителя-дефектологав условиях внедрения ФГОС...
Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования
Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ОВЗ в системе образования, где немалую долю играет и работа узкмх специалистов....
Статья по самообразованию «Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования»
Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ...
«Специфика работы учителя-дефектолога в школе для обучающихся с ОВЗ.»
Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть работающий с детьми, которые по различным причинам испытывают т...
Специфика работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФАООП НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.
Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени сложности. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индиви...