Развитие внимания на логопедических занятиях.
консультация
в сообщении раскрывается понятие Внимание,даны рекомендации, как можно развивать внимание на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_na_logop.docx | 302.61 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»
«Развитие внимания на логопедических занятиях»
Учитель – логопед:
Ковалева М.А.
«Развитие внимания учащихся на логопедических занятиях»
Внимание – психический процесс не менее важный, чем восприятие. Ученые также подчеркивают важность внимания, полагая, что оно не просто является особым психическим процессом, но входит, в качестве составляющей во все остальные способности (память, мышление и др.). Очень часто при выполнении какого-нибудь задания мы требуем от ребёнка внимательности. Особенности внимания.
Под вниманием понимают не отдельный психический процесс, а определенную сторону психических процессов - направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
Основными функциями внимания являются:
- выбор психической деятельности и ее сохранение на определенный промежуток времени;
- сосредоточенность, углубленность в деятельность;
- контроль и регуляция деятельности.
Непроизвольное внимание - оно возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид внимания характерен для познавательной деятельности школьника младшего возраста. То, что ярко, эмоционально, интересно, вызывает повышенное внимание ребенка, заставляет его сконцентрироваться на какое-то время на объекте.
Произвольное внимание - оно требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание не появляется с рождением, само собой. Оно формируется с возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми. Оно является неотделимой составляющей произвольности ребенка, когда необходимо делать не то, что хочется, а то, что надо.
Послепроизвольное внимание - этот вид внимания возникает из произвольного в процессе обучения, выполнения какой-то очень интересной работы, когда человек увлекается и волевое напряжение, необходимое для возникновения произвольности, снижается.
Значение внимания для всех психических явлений огромно, потому как ни одно из них не может существовать без внимания.
К свойствам внимания относятся:
Устойчивость - способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность не обращать внимания на посторонние раздражители. Антипод - отвлекаемость внимания.
Распределение - умение; выполнять несколько видов деятельности одновременно.
Переключение - сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота такого переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и должна учитываться педагогом.
Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Психологи давно отметили связь между степенью проявления, устойчивости свойств внимания и успехами в учебе. Если на момент начала обучения в школе свойства внимания ребенка (концентрация, активность, переключаемость, устойчивость) недостаточно сформированы, то это может затруднять обучение письменной речи.
В письменных работах детей отмечаются ошибки на уровне букв, слов, предложений: перестановки, пропуски букв, недописывание слов, сращение предложений (могут написать начало одного и конец другого предложения). При чтении они допускают много ошибок: заменяют буквы, теряют строчку, не прочитывают слово до конца, а пытаются угадать его.
Обучение письменной речи требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, и он заставляет себя выполнять требуемое. Задача педагогов помочь школьнику постепенно перейти от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания.
Развивают детское внимание игры и задания «Найди отличия», «Что изменились?», «Найди пару», «Найди такой же предмет», «Рисунок по точкам», «Клетчатый рисунок», «Чья тень?», «Найди силуэт», «Прятки»(поиск на картинке «спрятавшихся предметов, букв, цифр), «Подбери фрагмент к картинке», «Лабиринт», «Перепутанные линии»» (прослеживание взглядом линии от начала до конца), «Шифровка» (расстановка значков в соответствии с образцом), «Движение по команде», сортировка крупы, сортировка и нанизывание бус и т.д.
На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому
Ниже представлены игровые упражнения для развития внимания, как слухового так и зрительного.
№ 1. “Мой любимый фрукт”
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
№ 2. “Наблюдательность”
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
№ 3. “Тик – так – тук”
Логопед обращается к ученикам: “Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова “тик-так-тук”. Дети несколько раз повторяют ряд слов. Услышите 1 свисток – говорите ТИК, 2 свистка – говорите ТАК, 3 свистка – говорите ТУК. Побеждает тот, который меньше всех ошибется”.
№ 4. “Не перепутай” (“Нос – ухо – лоб”)
Логопед объясняет детям правила игры: при слове “нос” нужно дотронуться до носа, при слове “лоб” – до лба и т.д. когда дети усвоят правила, будут верно показывать части лица, головы, то игру можно усложнить.
Логопед путает детей: “Нос – лоб – ухо!”. Сказав “ухо”, логопед показывает на лоб и т.д. данная игра поможет закрепить названия различных частей тела, лица, головы, а также будет воспитывать внимание, быстроту реакции.
№ 5. “Найди себе пару”
Играющие стоят в парах. По команде “Лицом к лицу!” игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде “ Спиной к спине!” они становятся друг к другу спиной. По команде “Меняйтесь парами!” каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий тоже ищет себе пару. Тот кто остался без пары – водящий.
Игра развивает быстроту реакции, внимание, формирует понимание отдельных инструкций, умение удерживать их в памяти и правильно выполнять.
№ 6. “Узнай по голосу”
Дети становятся в круг. В середине водящий с завязанными глазами. Дети идут по кругу, останавливаются. Логопед говорит: “Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай?”
Логопед молча указывает на одного играющего, который восклицает: “Узнай, кто я!”. Ведущий по голосу должен определить того. Кто к нему обратился.
Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие.
№ 7. “Самый внимательный”
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
№ 8. “Волшебное слово”
Сначала следует договориться, какие же слова считать “волшебными”. “Волшебными” можно считать слова на букву “М” или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно – обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении “волшебных слов” ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
№ 9. “Запрещенное слово”
Выбираем запрещенное слово, это может быть какой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем малышу мяч, одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? А ромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить "абракадабра".
№ 10. “Телефон”
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. Словесным сообщением может быть простое предложение, небольшой текст или маленькая сказка.
задание 11.
Цель: обучить комплексу специальных упражнений, которые способствуют формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и внимания.
Вначале ученику следует показать и выполнить совместно с ним двигательные упражнения из методики «И: О. Д.» (избавимся от двоек)1. Они носят название «разминка для мозга» и способствуют формированию межполушарного взаимодействия. По мнению И.Друбачевской: «Движение в сочетании с умственной деятельностью делает процесс обучения внутренне мотивированным, подкрепляет его положительным стимулом»2. Упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения, повышению концентрации для выполнения других упражнений. Надо отметить, что этой разминкой для мозга хорошо воспользоваться в любой ситуации, требующей сосредоточенности и внимания. Рассмотрим их подробно. Практика показывает, что регулярное выполнение этих упражнений синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению процессов памяти и внимания, облегчает процесс освоения письма и чтения.
Упражнение 12. «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке (от указательного пальца к мизинцу), а затем в обратном (от мизинца к указательному пальцу, рис. 5.5).
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение 13. «Лезгинка»
Левую руку ребенок складывает в кулак, большой палец отставляет в сторону, а кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо менять положение рук 6-8 раз и добиваться высокой скорости выполнения.
Упражнение 14.« Кулак- ребро-ладонь»
Упражнение 15. «Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Дайте ребенку в обе руки по карандашу или фломастеру и попросите рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения ребенок должен почувствовать, как расслабляются глаза и руки. При синхронизации деятельности обоих полушарий повышается эффективность работы всего мозга.
Упражнение 16. «Ухо-нос»
Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши. Затем положение рук следует поменять «сточностьюдо наоборот».
Упражнение 17. «Корректурная проба»
На занятии логопед предлагает ребенку выполнить корректурную пробу в течение 3-5 минут. Это упражнение направлено на развитие зрительного внимания и памяти, что важно для овладения навыками письма и чтения.
В первый день ученик вычеркивает заданные буквы в печатном тексте (любая старая детская книга, журнал, в которых шрифт не меньше, чем в учебнике по чтению); на другой день те же буквы вычеркиваются в письменном тексте. Для этого задания можно использовать шрифт «Прописи».
Выбор букв для этого упражнения, их количество и порядок зависит от проблем ребенка. Например: ребенок путает П-Б, тогда ему предлагаете букву П обводить в кружок, а Б вычеркивать. Продолжительность - 3-4 минуты.
При низком уровне концентрации внимании ребенок вычеркивает по одной букве.
Если у ребенка есть проблемы в написании какой-либо орфограммы, то можно предложить ему вычеркивать эту «проблемную» орфограмму, например:
- Вычеркни все жи, ши, которые встретятся в предложенном письменном тексте.
Перед ребенком обязательно нужно положить листок бумаги, на котором крупными буквами будет написано то, что ему надо найти и вычеркнуть. Возможно, за это время ему ни разу не встретятся эти слоги, но их «образ» будет перед глазами и сыграет свою роль.
- обведи все (ой, ый и т.д.) в конце слов;
- обведи все тся в кружок, а ться вычеркни и т.д.
Это упражнение рекомендуем выполнять ученику каждый день в любое время, но не позднее 1,5-2 часов до сна. Допускается перерыв в выполнении этого упражнения не более двух дней.
Для развития слухового восприятия и избирательности внимания подойдут задания типа «Запретное слово». Заранее оговаривается «запретное» слово, после чего логопед называет ряд слов, а дети хлопают в ладоши, когда слышат «запретное» слово.
В упражнении «Поймай слово» логопед просит ребят хлопнуть в ладоши (положить фишку) тогда, когда они услышат правильно произнесенное
слово.
Упражнение «Отметь слово» может быть построено на грамматическом материале. Учитель зачитывает ряд слов, ученики ставят в тетрадь галочку (плюсик, любой значок), если услышат, например, слова с сочетанием –ЧК-.-чн-, нч и т.д.
Упражнение «Запомни картинки» разовьёт не только внимание, но и непосредственную произвольную зрительную память. Ученику предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображённые на картинках. Предъявляется 5-7 картинок, через несколько секунд картинки убираются, их просят назвать по памяти, затем ученик должен отыскать их среди 10-12 похожих, беспорядочно разложенных картинок.
Избирательность внимания можно тренировать по специально разработанным таблицам. Например, необходимо зачеркнуть слова, которые начинаются с гласных первого ряда, и в колонке 1записать, сколько раз эти слова встретились на каждой строке.
Например при изучении темы «Буква мягкий знак –показатель мягкости , ученики из таблицы выписывали все слова с мягким знаком в конце и середине слова.
0 | Л | Е | Н | Ь | П | 0 | Л | 0 |
М | Ы | Л | Ь | Н | И | Ц | А | 3 |
Е | Ь | Р | Е | Л | Ь | С | П | Ь |
Ь | Б | Е | Н | Ь | Т | Ы | Е | Я |
Л | У | Д | А | Н | Ю | Р | Р | 0 |
Е | Л | У | П | Ь | Л | 0 | Ь | К |
Р | 0 | Т | С | Ь | Л | Я | Я | У |
Е | Г | Н | Я | Ь | Р | У | Б | Н |
Ж | 0 | А | Ц | Ь | Л | Ы | П | Ь |
Упражнения на развитие зрительного внимания.
Для того чтобы бегло читать, ребёнок должен научиться удерживать взглядом порядок букв в слове, затем — строку, абзац; следить глазами за главным в тексте, отвлекаясь от второстепенного. Для грамотного письма ребёнок должен научиться чётко различать графический образ букв. Для этого и нужно развивать устойчивое произвольное зрительное внимание.
Игры этого раздела помогают профилактике нарушений чтения, развитию устойчивого произвольного внимания, синтеза трёх-, четырёх-, пятибуквенных слов. Графические упражнения способствуют закреплению зрительного образа букв и формированию выносливости мышц кисти.
Путаница (анаграммы)
Напиши буквы в клеточках, проследив линию, и прочти получившееся слово.
Бусы
Проследи глазами по ниточке и собери слова из бусинок.
Далее можно усложнить задание , например списать загадку
Практика показывает, что ученики с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности. Состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. При обучении на основе пояснения и показа детям даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло. Таким образом, формирование внимания у детей происходит в условиях обучения. Наблюдения показывают, что в ходе воспитания и коррекционного обучения свойства детей изменяются и что средства, направляющие эти изменения, находятся в руках логопеда.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что, «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,— делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». В школьной практике поэтому необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание и, опираясь на непроизвольное, воспитывать произвольное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на тему: «Развитие мышления на логопедических занятиях»
Подготовила: учитель-логопед МОУСОШ № 20Погорелова Л.Ю.Подготовила: учитель-логопед МОУСОШ № 20Погорелова Л.Ю....
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)
Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в усло...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка. Актуальность проблемы развития внимани...
Дидактические игры для активизации и развития словаря на логопедических занятиях. Методическая разработка.
В данной разработке присутствуют игры по всем разделам логопедической коррекции для детей с фонетическим недоразвитием речи: общие речевые навыки, фонематический анализ и синтез, развитие лексико-грам...
Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе
Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...
Занятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.
Название мероприятияЗанятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.Дата проведения и продолжительность14.10.22 40 минУчре...