лексико- грамматическое занятие "Сложные слова"
план-конспект

Mарина Aлексеевна Kовалёва

в материале представлен конспект логопедического занятия в 4 классе УО (ИН)

Цель: учить образовывать сложные слова путем сложения слов.

Задачи: развивать подвижность артикуляционного аппарата, лицевой мускулатуры;

             развивать фонематический слух;

             расширять словарь сложных слов;

             развивать грамматический строй речи: (упражнять учащихся в образовании сложных слов; упражнять в составлении предложений со сложными словами);

             развивать связную речь;

             развивать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped._zanyatie_slozhnye_slova.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа- интернат»

Логопедическое лексико-грамматическое занятие

«Сложные слова»

Учитель- логопед: Ковалева М.А.

Цель: учить образовывать сложные слова путем сложения слов.

Задачи: развивать подвижность артикуляционного аппарата, лицевой мускулатуры;

             развивать фонематический слух;

             расширять словарь сложных слов;

             развивать грамматический строй речи: (упражнять учащихся в образовании сложных слов; упражнять в составлении предложений со сложными словами);

             развивать связную речь;

             развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: предметные картинки, карточки с заданиями.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Вы готовы? Тогда начинаем занятие.

  1. Сообщение темы.

Вы уже умеете складывать новые слова из двух слов. Вспомните, как можно сказать про дом, если он состоит из двух этажей? Про ученика, который учится в 3 классе?

Сегодня мы продолжим эту работу, будем составлять новые слова из двух слов.

  1. Речевая разминка.

Артикуляционная и мимическая гимнастика, дыхательные упражнения.

  • Не боимся мы мороза (радостная улыбка)

Рассердился он на нас: (сдвинуть брови)

«Заморожу, заморожу! (вытянуть губы трубочкой, еще больше нахмурить брови, сердито трясем головой)

Заморожу всех сейчас»

Посмотри -  кругом бело! Много снегу намело! (восторг)

Он откуда прилетел? Почему так чист и бел? (удивление)

  • Посмотрел язык в окно, а на улице бело! (открываем широко рот, язык вытянут)

Справа – снег, слева – сугроб! (часики)

И вокруг метет снежок (вкусное варенье)

Взял лопату язычок (лопатка)

И пошел кидать снежок (качели)

По дорожке поскакал (лошадка)

И на горку забежал (горка)

Стал на саночках кататься (зубками по язычку)

Веселился (улыбка)

Улыбался (улыбка)

А потом лепил снежки (орешки)

Преврати снежки в комки (надуть щеки)

друг на друга положил (надувать щеки поочередно)

Получился снеговик.

Подмигнул глазком (правым), другим (левым)

И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)

«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо – влево)

  • Снежинка кружится, снежинка летит.

Ко мне на ладошку снежинка спешит. (Е.Г. Карельская)

(Сдуем снежинки).

  • Ветер бормочет: «Бу, бу, бу!»

Ветер забрался в нашу трубу.

Вот ветер: «В-в-в..!»ов-в-в-ов-вв,

Не бойся зимних ветров –вввв. (Е.Г.Карельская)

  1. Работа по теме урока.
  1. Образование сложных слов, практические навыки.

Ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Жили – были девочка и мама. Девочка была очень любознательная, любила узнавать новое, любила смотреть в окно. Однажды девочка смотрела в окно, а мама на кухне готовила обед. Вдруг девочка сказала: «Мама, посмотри, какой снег!». Мама посмотрела в окно и сказала: «Да, настоящий снегопад».

Девочка удивилась и спросила, что такое снегопад.  Мама ответила, что это сложное слово, которое состоит из двух слов: снег падает. Девочка поинтересовалась, трудно ли это составлять такие сложные слова, сможет ли она. Мама сказала, что, конечно, сможет и она образовать такое слово из двух маленьких. И предложила посмотреть на бытовые приборы, стоящие на кухне. Ведь среди них много таких, названия которых состоят из двух слов, объединенных в одно.

Я очень люблю побродить по коврам,
По мягким диванам, по темным углам.
Там вкусную пыль я всегда нахожу
И от наслаждения громко жужжу. (Пылесос)

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет. (Самовар)

Что за чудо машина:

Варит кофе капучино. (Кофеварка)

Фрукты-овощи жуёт.
Их бросай в раскрытый рот.
Как вода её вкусна!
Догадались, кто она? (Соковыжималка)

Ей набили мясом рот, 
И она его жует, 
Жует, жует и не глотает – 
Скорей в тарелку отправляет. (Мясорубка)

Мясорубка, кофеварка, соковыжималка, кофемолка, овощерезка, электрочайник, самовар, пылесос.

Из каких слов они состоят?

Мясо+ рубит = мясорубка

Кофе +варит = кофеварка

Сок +выжимает = соковыжималка

Кофе +молоть = кофемолка

Овощи+резать = овощерезка

Сам +варит = самовар

Пыль+сосет = пылесос.

«Ой, как интересно, смогу ли я составлять такие слова?»- спросила девочка.

«Конечно», - ответила мама.  Вот у тебя длинные  волосы, значит, ты какая ? длинноволосая, голубые глаза – голубоглазая.А вы сможете?

Давайте попробуем.

- Кто лес рубит?   (Лесоруб)

- Кто ловит рыбу?   (Рыболов)

- Кто птиц ловит?  (Птицелов)

- Кто змей ловит? (Змеелов)

- Кто разводит пчёл?  (Пчеловод)

- Кто разводит сады?   (Садовод)

- Кто разводит собак?  (Собаковод)

- Кто копает землю?  (Землекоп)

- Кто чистит трубы? (Трубочист)

- Кто воду проводит?  (Водопроводчик)

Карточки, составь сложное слово.

сам +летает =                                      светлые +глаза=

вода +падает=                                     длинные +волосы=

сам + сваливает=                                 длинная + шея=

звезды + падают =                               короткий +хвост=    

сам+ катится=                                       красная + грудка=

камни +падают=                                   длинные +уши=

рыбу + ловит =                                     круглый+бок=

  1. Физминутка.

Мама приготовила обед и предложила девочке прогуляться по улице.

 Девочка была очень рада и придумала песенку.

Слова бывают разные: (Руки на пояс))

Веселые, забавные, простые и серьезные (повороты)

И очень – очень сложные (погрозить пальцем)

Листопад – слово летящее, (трепещущие движения кистями рук)

Снегопад – слово блестящее, (фонарики)

Звездопад – слово искрящее, (поднимая руки вверх с силой разжать кулаки)

Водопад – слово мокрющее, (стряхнуть капли воды с кислей рук)

Ледоход – слово плывущее, (волнообразные движения ладонями)

Носорог – слово могучее, («силач»)

Водомерка – слово скользящее, (движение вперед – назад ладонями)

Пылесос – слово удящее, (имитация работы пылесоса со звуком У-УуУ)

Самовар – слово пыхтящее, («пружинки» со словами пых – пых – пых)

А сладкоежка – слово хрустящее! (щелчки пальцами рук хр, хр, хр)

  1. Упражнение в употреблении сложных слов в речи.

Мама с дочкой пошли в близлежащий лесок. По дороге они увидели сугробы из белого снега (белоснежные), мальчика со (по снегу катится)  снегокатом, на ветках дерева они увидели сороку с белым боком (белобокую), снегирей с красной грудкой(красногрудых),  вдруг из-за куста выскочил заяц с длинным ухом (длинноухий), за ним побежала лиса с рыжим хвостом (рыжехвостая). Они пошли дальше и встретились с человеком, который рубит лес (лесорубом), потом они вышли к реке и увидели человека, который рыбу ловит (рыболов). Так, прогулявшись, мама с девочкой вернулись домой. А во дворе дети слепили снеговика, у него был длинный нос (длинноносый) и круглые бока (круглобокий).

Дети выставляют картинки на панно и составляют предложения, включая в них сложные слова.

Вот у нас получилось панно, посмотрите на него и вспомните еще раз все сложные слова, которые мы составляли.

  1. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...

Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...