лексико- грамматическое занятие "Сложные слова"
план-конспект
в материале представлен конспект логопедического занятия в 4 классе УО (ИН)
Цель: учить образовывать сложные слова путем сложения слов.
Задачи: развивать подвижность артикуляционного аппарата, лицевой мускулатуры;
развивать фонематический слух;
расширять словарь сложных слов;
развивать грамматический строй речи: (упражнять учащихся в образовании сложных слов; упражнять в составлении предложений со сложными словами);
развивать связную речь;
развивать коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped._zanyatie_slozhnye_slova.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа- интернат»
Логопедическое лексико-грамматическое занятие
«Сложные слова»
Учитель- логопед: Ковалева М.А.
Цель: учить образовывать сложные слова путем сложения слов.
Задачи: развивать подвижность артикуляционного аппарата, лицевой мускулатуры;
развивать фонематический слух;
расширять словарь сложных слов;
развивать грамматический строй речи: (упражнять учащихся в образовании сложных слов; упражнять в составлении предложений со сложными словами);
развивать связную речь;
развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Вы готовы? Тогда начинаем занятие.
- Сообщение темы.
Вы уже умеете складывать новые слова из двух слов. Вспомните, как можно сказать про дом, если он состоит из двух этажей? Про ученика, который учится в 3 классе?
Сегодня мы продолжим эту работу, будем составлять новые слова из двух слов.
- Речевая разминка.
Артикуляционная и мимическая гимнастика, дыхательные упражнения.
- Не боимся мы мороза (радостная улыбка)
Рассердился он на нас: (сдвинуть брови)
«Заморожу, заморожу! (вытянуть губы трубочкой, еще больше нахмурить брови, сердито трясем головой)
Заморожу всех сейчас»
Посмотри - кругом бело! Много снегу намело! (восторг)
Он откуда прилетел? Почему так чист и бел? (удивление)
- Посмотрел язык в окно, а на улице бело! (открываем широко рот, язык вытянут)
Справа – снег, слева – сугроб! (часики)
И вокруг метет снежок (вкусное варенье)
Взял лопату язычок (лопатка)
И пошел кидать снежок (качели)
По дорожке поскакал (лошадка)
И на горку забежал (горка)
Стал на саночках кататься (зубками по язычку)
Веселился (улыбка)
Улыбался (улыбка)
А потом лепил снежки (орешки)
Преврати снежки в комки (надуть щеки)
друг на друга положил (надувать щеки поочередно)
Получился снеговик.
Подмигнул глазком (правым), другим (левым)
И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)
«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо – влево)
- Снежинка кружится, снежинка летит.
Ко мне на ладошку снежинка спешит. (Е.Г. Карельская)
(Сдуем снежинки).
- Ветер бормочет: «Бу, бу, бу!»
Ветер забрался в нашу трубу.
Вот ветер: «В-в-в..!»ов-в-в-ов-вв,
Не бойся зимних ветров –вввв. (Е.Г.Карельская)
- Работа по теме урока.
- Образование сложных слов, практические навыки.
Ребята, я хочу рассказать вам одну историю. Жили – были девочка и мама. Девочка была очень любознательная, любила узнавать новое, любила смотреть в окно. Однажды девочка смотрела в окно, а мама на кухне готовила обед. Вдруг девочка сказала: «Мама, посмотри, какой снег!». Мама посмотрела в окно и сказала: «Да, настоящий снегопад».
Девочка удивилась и спросила, что такое снегопад. Мама ответила, что это сложное слово, которое состоит из двух слов: снег падает. Девочка поинтересовалась, трудно ли это составлять такие сложные слова, сможет ли она. Мама сказала, что, конечно, сможет и она образовать такое слово из двух маленьких. И предложила посмотреть на бытовые приборы, стоящие на кухне. Ведь среди них много таких, названия которых состоят из двух слов, объединенных в одно.
Я очень люблю побродить по коврам,
По мягким диванам, по темным углам.
Там вкусную пыль я всегда нахожу
И от наслаждения громко жужжу. (Пылесос)
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет. (Самовар)
Что за чудо машина:
Варит кофе капучино. (Кофеварка)
Фрукты-овощи жуёт.
Их бросай в раскрытый рот.
Как вода её вкусна!
Догадались, кто она? (Соковыжималка)
Ей набили мясом рот,
И она его жует,
Жует, жует и не глотает –
Скорей в тарелку отправляет. (Мясорубка)
Мясорубка, кофеварка, соковыжималка, кофемолка, овощерезка, электрочайник, самовар, пылесос.
Из каких слов они состоят?
Мясо+ рубит = мясорубка
Кофе +варит = кофеварка
Сок +выжимает = соковыжималка
Кофе +молоть = кофемолка
Овощи+резать = овощерезка
Сам +варит = самовар
Пыль+сосет = пылесос.
«Ой, как интересно, смогу ли я составлять такие слова?»- спросила девочка.
«Конечно», - ответила мама. Вот у тебя длинные волосы, значит, ты какая ? длинноволосая, голубые глаза – голубоглазая.А вы сможете?
Давайте попробуем.
- Кто лес рубит? (Лесоруб)
- Кто ловит рыбу? (Рыболов)
- Кто птиц ловит? (Птицелов)
- Кто змей ловит? (Змеелов)
- Кто разводит пчёл? (Пчеловод)
- Кто разводит сады? (Садовод)
- Кто разводит собак? (Собаковод)
- Кто копает землю? (Землекоп)
- Кто чистит трубы? (Трубочист)
- Кто воду проводит? (Водопроводчик)
Карточки, составь сложное слово.
сам +летает = светлые +глаза=
вода +падает= длинные +волосы=
сам + сваливает= длинная + шея=
звезды + падают = короткий +хвост=
сам+ катится= красная + грудка=
камни +падают= длинные +уши=
рыбу + ловит = круглый+бок=
- Физминутка.
Мама приготовила обед и предложила девочке прогуляться по улице.
Девочка была очень рада и придумала песенку.
Слова бывают разные: (Руки на пояс))
Веселые, забавные, простые и серьезные (повороты)
И очень – очень сложные (погрозить пальцем)
Листопад – слово летящее, (трепещущие движения кистями рук)
Снегопад – слово блестящее, (фонарики)
Звездопад – слово искрящее, (поднимая руки вверх с силой разжать кулаки)
Водопад – слово мокрющее, (стряхнуть капли воды с кислей рук)
Ледоход – слово плывущее, (волнообразные движения ладонями)
Носорог – слово могучее, («силач»)
Водомерка – слово скользящее, (движение вперед – назад ладонями)
Пылесос – слово удящее, (имитация работы пылесоса со звуком У-УуУ)
Самовар – слово пыхтящее, («пружинки» со словами пых – пых – пых)
А сладкоежка – слово хрустящее! (щелчки пальцами рук хр, хр, хр)
- Упражнение в употреблении сложных слов в речи.
Мама с дочкой пошли в близлежащий лесок. По дороге они увидели сугробы из белого снега (белоснежные), мальчика со (по снегу катится) снегокатом, на ветках дерева они увидели сороку с белым боком (белобокую), снегирей с красной грудкой(красногрудых), вдруг из-за куста выскочил заяц с длинным ухом (длинноухий), за ним побежала лиса с рыжим хвостом (рыжехвостая). Они пошли дальше и встретились с человеком, который рубит лес (лесорубом), потом они вышли к реке и увидели человека, который рыбу ловит (рыболов). Так, прогулявшись, мама с девочкой вернулись домой. А во дворе дети слепили снеговика, у него был длинный нос (длинноносый) и круглые бока (круглобокий).
Дети выставляют картинки на панно и составляют предложения, включая в них сложные слова.
Вот у нас получилось панно, посмотрите на него и вспомните еще раз все сложные слова, которые мы составляли.
- Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.
Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языкадля VI класса школ с угл...
Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».
Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...
Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)
Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...
Методическая разработка на тему: «Обучение лексике иностранного языка в медицинском колледже» (Комплекс лексико – грамматических упражнений)
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка медицинского колледжа. Её цель – ознакомление с новым методом преподавания иностранного языка – лингвосоциок...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Слово. Лексическое и грамматическое значения слова".
Открытый урок по русскому языку в 5 классе....
Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.
Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...