Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАЩИХСЯ»
статья на тему

Работа со слабоуспевающими детьми и с одаренными, формы организации занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_raznymi_kategoriyami_obuchayushchihsya.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской области»

ШМО классных руководителей

Доклад: 

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАЩИХСЯ»

Докладчик: Васина О.А.

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

                                                                    (Э. Хаббард)

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Но, к сожалению, это могут не все. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Что же такое неуспеваемость?    

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на базовом уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.                     Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)

Семья самоустраняется от процесса воспитания. Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащихся, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.

Чтобы грамотно построить адресную работу с детьми с девиантным поведением надо изучить особенности ребёнка, привить интерес к учебе.

Для достижения цели необходимо решить задачи.

Задачи:

1. активное вовлечение родителей в процесс профилактики, восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи, сделать родителей союзниками ребенка;

2. активное вовлечение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Пути решения:

Система работа с родителями ведется через индивидуальные беседы.

Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, индивидуальную работу с семьями. Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании. Необходимо добиться того, чтобы каждый из родителей чувствовал в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.

Чтобы беседы достигали цели, а слова воспринимались бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место. Практика показывает, что беседовать с родителями надо, не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к беседе. И разговор начинать (если он будет и не совсем приятным) с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.

Система работы с недисциплинированным ребёнком ведётся по трём направлениям:

  1. Формирование сознания (организация успехов в учебе (помощь ребенку пока он не догонит своих сверстников), убеждение, доверие, просьба, этическая беседа, пример)
  2. Формирование поведения (требование, приучение)
  3. Методы стимулирования (соревнование, просьба, поощрение, одобрение)

Вывод:

С целью преодоления неуспеваемости учителю соответствии с положением по ведению школьной документации:

- своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник;

- своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий  детей;

- наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку;

- помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;

- ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;

- использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;

- учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;

- при анализе работы и поведения девиантного ребёнка необходимо делать акцент на позитивном;

- учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

- не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;

- оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;

- не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;

- нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность – это следствие враждебности, а урок – не поле битвы;

- помнить, что главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.

Результат: любой ребенок, имеющий проблемы должен получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе помощи, учащийся при выходе из школы должен соответствовать портрету выпускника.

К учащимся, доставляющих дополнительные хлопоты учителям, относятся не только дети с девиантным поведением, но и одаренные дети.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам работы педагогов с ними.  При  работе с одаренными детьми надо создать  условий для развития творческой личности.

Задачи:

- раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей;

- создание работы на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей.

Этапы по развитию детской одаренности :

1 этап – мотивационный (5 класс) 
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Дети выполняют самые простые творческие задания. При проектировании видов деятельности на данном этапе необходимо опираться на принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают. 
2 этап – формирующий (6-7класс) 
На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (элективы, консультации) через использование проблемных ситуаций, презентаций. 
3 этап – развивающий (8-11класс) 
На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на профильных предметах. 

Методы работы с детьми, используемые на уроке:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий; 
- выполнение проблемных поисковых работ; 
- выступления в лекторских группах; 
- методика мозгового штурма 
- приобщение (в различных формах) к работе учителя; 
- повышение степени сложности заданий; 
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

Показатели эффективной работы с одаренными детьми:

- наличие базы данных;

- участие обучающихся в олимпиадах различных уровней, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;

- создание портфолио выпускника школы.

Таким образом, условия успешной работы с одаренными детьми зависят от следующих принципов: 1. Все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор; 2. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 3. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 4. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 5. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 6. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  Дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. 
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Литература: 
1. Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. – 1999. - № 8.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. — 192 с

8. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения - М. : Педагогика, 1990.

 9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – Бином: Лаборатория знаний, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы с разными категориями учащихся обучающихся в профессиональном лицее.

Чем я  могу  увлечь учащихся профессионального училища? Казалось бы главным образом красотой предмета радостью его познания.  Но радость познания возможна, если  есть само по...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ.

Методические рекомендации по работе с  разными категориями  детей. Поддержание  дисциплины в  отряде. 1.     Единство требований вожатых – условие нас...

Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)

Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...

Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"

Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"...

Доклад "Организация работы с учащимися группы риска, путем вовлечения их в спортивно-оздоровительную деятельность"

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок наход...

Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся.

Доклад на пелагогическом совете о методах и приёмах при работе с детьми с разными категориями....

Технологическая карта урока с разными категориями учащихся ( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)

Технологическая карта урока с разными категориями учащихся( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)Цель:формирование исторической культуры личности через  примеры борьбы русского народа проти...