Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАЩИХСЯ»
статья на тему
Работа со слабоуспевающими детьми и с одаренными, формы организации занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_raznymi_kategoriyami_obuchayushchihsya.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ООШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской области»
ШМО классных руководителей
Доклад:
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАЩИХСЯ»
Докладчик: Васина О.А.
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
(Э. Хаббард)
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Но, к сожалению, это могут не все. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на базовом уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Семья самоустраняется от процесса воспитания. Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащихся, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Чтобы грамотно построить адресную работу с детьми с девиантным поведением надо изучить особенности ребёнка, привить интерес к учебе.
Для достижения цели необходимо решить задачи.
Задачи:
1. активное вовлечение родителей в процесс профилактики, восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи, сделать родителей союзниками ребенка;
2. активное вовлечение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.
Пути решения:
Система работа с родителями ведется через индивидуальные беседы.
Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, индивидуальную работу с семьями. Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании. Необходимо добиться того, чтобы каждый из родителей чувствовал в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.
Чтобы беседы достигали цели, а слова воспринимались бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место. Практика показывает, что беседовать с родителями надо, не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к беседе. И разговор начинать (если он будет и не совсем приятным) с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.
Система работы с недисциплинированным ребёнком ведётся по трём направлениям:
- Формирование сознания (организация успехов в учебе (помощь ребенку пока он не догонит своих сверстников), убеждение, доверие, просьба, этическая беседа, пример)
- Формирование поведения (требование, приучение)
- Методы стимулирования (соревнование, просьба, поощрение, одобрение)
Вывод:
С целью преодоления неуспеваемости учителю соответствии с положением по ведению школьной документации:
- своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник;
- своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий детей;
- наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку;
- помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;
- ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;
- использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;
- учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
- при анализе работы и поведения девиантного ребёнка необходимо делать акцент на позитивном;
- учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
- не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;
- оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
- не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;
- нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность – это следствие враждебности, а урок – не поле битвы;
- помнить, что главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.
Результат: любой ребенок, имеющий проблемы должен получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе помощи, учащийся при выходе из школы должен соответствовать портрету выпускника.
К учащимся, доставляющих дополнительные хлопоты учителям, относятся не только дети с девиантным поведением, но и одаренные дети.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам работы педагогов с ними. При работе с одаренными детьми надо создать условий для развития творческой личности.
Задачи:
- раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей;
- создание работы на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей.
Этапы по развитию детской одаренности :
1 этап – мотивационный (5 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Дети выполняют самые простые творческие задания. При проектировании видов деятельности на данном этапе необходимо опираться на принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают.
2 этап – формирующий (6-7класс)
На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (элективы, консультации) через использование проблемных ситуаций, презентаций.
3 этап – развивающий (8-11класс)
На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на профильных предметах.
Методы работы с детьми, используемые на уроке:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- методика мозгового штурма
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
Показатели эффективной работы с одаренными детьми:
- наличие базы данных;
- участие обучающихся в олимпиадах различных уровней, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
- создание портфолио выпускника школы.
Таким образом, условия успешной работы с одаренными детьми зависят от следующих принципов: 1. Все дети одарены от природы и на развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор; 2. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 3. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 4. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 5. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 6. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Литература:
1. Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. – 1999. - № 8.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. — 192 с
8. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения - М. : Педагогика, 1990.
9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – Бином: Лаборатория знаний, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация работы с разными категориями учащихся обучающихся в профессиональном лицее.
Чем я могу увлечь учащихся профессионального училища? Казалось бы главным образом красотой предмета радостью его познания. Но радость познания возможна, если есть само по...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ.
Методические рекомендации по работе с разными категориями детей. Поддержание дисциплины в отряде. 1. Единство требований вожатых – условие нас...
Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)
Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...
Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"
Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"...
Доклад "Организация работы с учащимися группы риска, путем вовлечения их в спортивно-оздоровительную деятельность"
Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок наход...
Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся.
Доклад на пелагогическом совете о методах и приёмах при работе с детьми с разными категориями....
Технологическая карта урока с разными категориями учащихся ( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)
Технологическая карта урока с разными категориями учащихся( одарённые дети и дети с ОВЗ в одном классе)Цель:формирование исторической культуры личности через примеры борьбы русского народа проти...