ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья по физкультуре на тему
Статья написана в рамках работы инновационной площадки на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа" по теме "Воспитание ответственности в условиях сельской школы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина России.
Одним из базовых нравственных качеств является чувство долга, ответственности. Оно определяет и другие важные нравственные проявления, такие как настойчивость, сознательность, активность.
Чувство долга, чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи. Люди различны, поэтому различается и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать.
Формирование ответственности – сложный, долгий процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.
Свою задачу как учителя физической культуры вижу в том, чтобы формировать у обучающихся чувство ответственности за свое здоровье.
Что же значит «нести ответственность за свое здоровье»? Ответ на этот вопрос вытекает из основных задач, которые ставлю перед собой как учитель физической культуры :
• сформировать у обучающихся представление :
- о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной
активности;
• дать представление:
- о негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• научить обучающихся:
- составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;
• сформировать у обучающихся:
- представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровье необходимо учитывать психологические и психофизические характеристики возраста.
Надо помнить, что в младшем подростковом возрасте примером для подражания для детей становятся уже не взрослые, а их сверстники. Известно, что у подростков принят стиль «Все, как один». Все поступки ребенка в этом возрасте выражают мотивации этого стиля поведения. Если подросток в этом возрасте попадает в компанию курящих, как правило, он будет курить, с пьющими – пить, или употреблять наркотики. Изменить стиль поведения, воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав наглядный пример другой группы детей. Например, это ребята, активно участвующие не только в жизни класса и школы, но и выступающие на районных, региональных, всероссийских соревнованиях. Большинство из них награждены призовыми кубками, грамотами, дипломами. На протяжении многих лет ребята активно участвуют в соревнованиях между сельскими поселениями и занимают призовые места как личного, так и командного значения. Хорошие результаты обучающиеся показывают в лыжных гонках, волейболе, настольном теннисе, футболе, шахматах.
Поведение ребят 15-17 лет еще определяется микросоциумом (например, друзей), но они уже более самостоятельны в выборе решений. Дети данной возрастной группы четко понимают, что здоровому человеку легче получить более элитное образование и сделать карьеру. Известно, что наиболее престижные фирмы в качестве стандарта успеха в работе или при приеме на работу отдают предпочтение людям, ведущим здоровый образ жизни и обладающим крепким здоровьем.
Большое место в жизни молодых людей отводится взаимоотношениям в системе «ты и я». Чтобы быть любимым, нужно быть здоровым – так можно характеризовать здоровьесберегающее поведение подростков.
Все спортивно-оздоровительные мероприятия и соревнования, а также уроки физической культуры построены на формировании ответственности за свою жизнь и здоровье у подростков, чувства долга и пропаганды здорового образа жизни.
Педагогам и родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы переориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми, ставить акцент на детей этого же возраста (сверстников) и более старших детей.
Рассмотрим, как связано формирование чувства долга и ответственности за свое здоровье у подростков и занятия физической культурой.
Несомненно, существенная роль в воспитании чувства долга и ответственности принадлежит оценке текущей успеваемости и повседневное отношение учащихся к занятиям. Учащиеся должны признать важность и значимость физической культуры как общеобразовательного предмета
В последние годы в нашей стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Кроме этого, нередко уже среди младших школьников возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией.
Учащиеся должны осознавать тот факт, что здоровье – самая большая ценность. Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде требует от самих детей строгого соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Детский травматизм нередко приводит к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.
При выполнении акробатических упражнений ребенок, не соблюдающий элементарные правила группировки или страховки, может получить боль в области шеи или поясницы. На уроках лыжной подготовки при неправильной постановке стопы обучающийся может получить вывих голенностопного сустава.
В общей структуре детского травматизма травмы, полученные в школе, составляют довольно высокий удельный вес (не менее 15-20%). Анализ их показывает, что в большинстве случаев обучающиеся травмируются в результате:
- нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;
- на уроках физкультуры;
- вследствие нарушения инструктажа техники безопасности в спортзалах или на спортивных площадках;
- в результате бесконтрольности со стороны учителей, родителей;
- в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы.
Важно знать и всегда помнить, что у подростков 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. У ребят вырабатывается характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. Однако уже в этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Им кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, все познали. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям. Важно воспитывать у ребят не просто формальное отношение к соблюдению инструктажа техники безопасности, а вдумчивое, осознанное, ответственное отношение к нему как к средству предотвращения травматизма, как к способу сохранить свою жизнь и своё здоровье.
4. Очень важно, как подростки выполняют различные поручения учителя физкультуры: подготовка к уроку спортивного инвентаря, уборка инвентаря после урока, оказание помощи в проведении урока, подготовка спортивного вечера, судейство внутришкольных соревнований и т.д. Ответственное отношение к своим обязанностям позволяет чётко организовать учебный процесс, сделать его безопасным, комфортным для обучающихся.
5. Учащиеся нашей школы принимают активное участие не только в соревнованиях за честь класса, в эстафетах и спортивных играх на уроках физической культуры, но и в спортивных соревнованиях более высокого уровня. Каждый раз ребята оповещаются о результатах, каждый раз подчеркивается вклад в общий успех отличившихся учащихся. Это способствует осознанию школьниками чувства ответственности перед школьным коллективом, перед сверстниками, пробуждает у других учащихся желание отстаивать честь, как своего класса, так и школьного коллектива. Отдельно обсуждаются и негативные явления, имевшие место в соревнованиях (неявка без уважительной причины, опоздание, равнодушие к происходящему), чтобы на этих примерах показать, как безответственность отдельных школьников подводит весь коллектив. Наша школа имеет достаточный опыт работы в области формирования чувства ответственности за свое здоровье и долга у подростков:
● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;
● сотрудничество с заведующей сельской амбулаторией, работа социального педагога с подростками;
● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах.
Какие формы работы целесообразно использовать для формирования мотивации здоровьесбережения, формирования чувства ответственности и долга у этой возрастной группы?
- круглые столы (с приглашением успешных людей в различных областях деятельности);
- диспуты, например, на тему «Как выглядит успешный человек?»;
- классные часы общения «Здоровье – путь к успеху»;
- спортивные праздники (День Здоровья, «Зарница»)
- туристические походы.
Составляющие ответственности обучающихся за здоровье.
● активного участия в этом процессе самих обучающихся;
● создания здоровьесберегающей среды;
● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
● планомерной работы с родителями;
● тесного взаимодействия с социально-культурной сферой села, города.
В этом наша школа видит приоритетное направление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время»
Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...
«Профилактическое мероприятие, направленное на формирование знаний и навыков ответственного отношения к сохранению здоровья»
ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ«Счастье жить!»(Акция «Всё в твоих руках)...
«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»
Презентация для пед.совета на тему «Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время»...
Формирование здорового образа жизни на уроках биологии и во внеурочное время
Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к ...
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина Росси...
«Формирование ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, как фактор привития здорового образа жизни»
статья на тему воспитания и привытия навыков здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта...
ДОКЛАД на ММО учителей физической культуры " Формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни."
ldquo;Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоро...