Адаптированная рабочая программа по черчению для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherchenie_9_kl_petryakov.doc332.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО ________________________

________________________

________________________

________________________

Протокол заседания ШМО От________2017г. № _____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора               по УР

________________________

________________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________

Приказ  от 29.08.2017г.        № 316  

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные предствители) ________________________

________________________

Рабочая программа

учебного курса черчения

в 9 классе (обучение на дому)  на 2017-2018 учебный год

учителя Доготер Н. А.

г. Покачи

2017г

Рабочая программа для 9 класса курса черчения

Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский).

Цели и задачи изучения курса черчения в 9 классе  является

  • обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
  • всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
  • развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
  • развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
  • сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
  • ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  • обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
  • развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  • научить пользоваться учебными и справочными материалами.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Рабочая программа скорректирована для индивидуального обучения в общеобразовательном 9 классе (105 часов в год). Данная программа адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа ориентирована на:

-создание благоприятных условий для обучения и воспитания учащегося на дому, социальной адаптации и интеграции, здоровьесбережения;

- создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося;

-формирование общей культуры личности на основе усвоения программы;

-формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции образовательного, воспитательного процессов;

-практическую подготовку  обучающегося с проблемами в здоровье  к самостоятельной жизни и дальнейшей практической деятельности;

Учебный план обучения на дому ориентирован на помощь ребенку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей физического здоровья.

Планируемые результаты освоения учебного предмета черчения

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по черчению являются:

  • правила оформления чертежа;
  • приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
  • последовательность построения чертежа;

•        основные правила нанесения размеров на чертеже.

  • основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
  • типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;
  • условности изображения и обозначения резьбы;
  • правила оформления сборочного чертежа;

некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по черчению являются:

  • выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;
  • правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;
  • выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
  • читать и деталировать несложные сборочные чертежи;
  • анализировать форму детали по сборочному чертежу;
  • -читать несложные строительные чертежи;
  • пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником;
  • применять полученные знания при выполнении графических и практических работ.
  • рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
  • анализировать графический состав изображений;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
  • выбирать необходимое число видов на чертежах;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЧЕРЧЕНИЯ 9 КЛАСС

Введение в предмет:

  • значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;
  • инструмента, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Правила оформления чертежей:

  • понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
  • линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
  • сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
  • применение и обозначение масштаба;
  • некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
  • понятие о симметрии. Виды симметрии.

Геометрические построения:

  • деление углов на равные части;
  • деление отрезков на равные части;
  • сопряжение;
  • выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.

Способы проецирования:

  • проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
  • прямоугольные проекции;
  • выполнение   изображений   предметов   на   одной,   двух   и   трех   взаимно перпендикулярных плоскостях проекций;    _
  • расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;

•        косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
.   проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;

•        аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала;


понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические
проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и
рационального способа ее построения;

Чтение и выполнение чертежей деталей:

  • анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;
  • нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
  • нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;
  • анализ графического состава изображений;
  • чтение чертежей детали;
  • решение графических задач, в том числе творческих.

Обобщение сведений о способах проецирования.

Сечения и разрезы:

  • сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
  • разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;
  • применение разрезов в аксонометрических проекциях;
  • определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; Выбор главного изображения;
  • чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
  • решение графических задач, в том числе творческих.

Сборочные чертежи:

•        общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:
болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных
соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в
отверстии.   Обозначение   метрической  резьбы.   Упрощенное  изображение

"   резьбовых соединений;

  • работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;
  • выполнение чертежей резьбовых соединений;

  • обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения;
  • изображения на сборочных чертежах;
  • некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
  • чтение сборочных чертежей. Деталирование;
  • выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

Строительные чертежи:

  • понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
  • условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;
  • чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

Тематическое распределение часов по черчению

ТЕМЫ

Количество учебных часов по классам

1полугодие

2полугодие

Введение в предмет

1

Правила оформления чертежей

5

Геометрические построения

2

Способы проецирования

5

Чтение и выполнение чертежей деталей

4

Обобщение сведений о способах проецирования

1

Сечения и разрезы

10

Сборочные чертежи

5

Чтение строительных чертежей

1

Контрольная работа

1

итого

17

18




Календарно - тематическое планирование учебного материала по программе «ЧЕРЧЕНИЕ. 9 КЛАСС»

№ урока

Тема урока

Графическая и практическая деятельность учащихся

Виды контроля

Использование ИКТ

Сроки проведения

Разделы учебника

1

Комплексный чертеж детали по аксонометрической проекции.

Решение занимательных задач, выполнение чертежей.

§§1-6

2

Аксонометрические проекции.

Решение занимательных задач, выполнение аксонометрических проекций.  

§9-10

3

Знакомство с техническими .терминами и конструктивными элементами

Определение по чертежам наименование конструктивных элементов.

§11-13

4,5

Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материалов.

Нахождение    сечений    по    чертежу    в прямоугольных проекциях

§§14-

16

6,7

Практические работы по построению фигур сечения.

Построение   вынесенных   и   наложенных сечений на чертеже детали, выполненном в прямоугольных проекциях.

§§16-

20

8

Графическая работа № 1. Чертеж детали с выполнением фигур сечения.

Чертеж   детали   с   выполнением   фигур сечения.

§§21-

22

9,10

Разрезы. Классификация, обозначение.

Сравнение      изображений      сечений     и разрезов.      Выполнение      чертежей      с применением простых разрезов.

§23-§24

11

Соединение на чертеже вида и разреза. Местные разрезы.

Выполнение    чертежей    с   применением частичных     разрезов

по     наглядному изображению.

§25, §24.4

12,13

Особые случаи разрезов.

Построение чертежей детали содержащей ребра жесткости.

§26

14,15

Практические работы по построению рациональных разрезов.

Выполнение       чертежей       деталей       с применением необходимых разрезов.

16

Графическая работа № 2. Чертеж детали с выполнением рационального разреза.

Чертеж     детали     по     аксонометрии     с применение необходимых разрезов.

17

Применение разрезов в аксонометрии.

Выполнение аксонометрических проекций деталей с вырезами.

§27

18

Практические работы «Чтение чертежа содержащего разрезы».

Чтение   чертежей   деталей,   содержащих разрезы и сечения.

§15 п.15.1

19

Выбор количества изображений. Условности и упрощения на чертежах.

Выполнение и чтение чертежей деталей с применение сечений, разрезов и рассмотренных условностей и упрощений.

§§28-29

20

Графическая работа № 3. Сечения и разрезы.

Выполнение чертежей деталей с применение сечений и разрезов.

21

Общие сведения о соединении деталей. Типы соединений.

Определение     типов     соединений     по чертежам.

§30

22

Соединение штифтом и шпонкой.

Чтение и выполнение чертежей деталей, содержащих шпоночные и штифтовые соединения.

§33

23

Понятие о резьбах. Условное изображение резьбы на чертежах.

Выполнение чертежей деталей с резьбой.

§31


24

Типы резьбовых соединений. Условности на чертежах резьбовых соединений.

Чтение чертежей деталей, содержащих резьбовые соединения.

§32

25

Графическая работа № 4. Чертеж болтового соединения.

Чертеж болтового соединения по относительным размерам.

§32

26,27

Общие сведения о сборочных чертежах. Размеры и изображения на сборочных чертежах. Спецификация. Условности и упрощения.

Устные ответы на вопросы по сборочному чертежу, выполнение штриховки на разрезах соединений деталей.

§§34, 36

28

Практические работы по чтению сборочного чертежа.

Чтение сборочных чертежей по приведенному плану.

§35

29

Деталирование. Определение размеров деталей по сборочному чертежу.

Выполнение эскизов и технических рисунков по сборочному чертежу.

§37

30

Графическая работа № 5. Деталирование сборочного чертежа.

Выполнение чертежей одной - двух деталей по сборочному чертежу.

§37

31-34

Понятие об архитектурно-строительных чертежах. Их назначение и отличие от машиностроительных чертежей. Практические работы по чтению строительного чертежа.

Чтение строительных чертежей с использованием справочных материалов

§§38-40

35

Итоговая контрольная работа

Теоретическая часть: тестовые задания. Графическая часть: по двум видам вычертить третий вид детали с применением рационального разреза. Построить изометрическую проекцию детали.


Лист корректировки

календарно-тематического планирования

№ п/п

Причина корректировки

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ 9 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо черчению9 класс Из Закона РФ «Об образовании»Статья 9. Образовательные программы1.Образовательная программа определяет со­держание образования определенных уровня и напр...

Рабочая программа по черчению 8 класс(Ботвинников)

Рабочая программа по черчению за 8 класс.Расчитана на 35 часов в год(1 час в неделю).Учебник Ботвиннокова....

Рабочая программа по черчению 9 класс (Ботвинников)

Рабочая программа по черчению за 9 класс.Это вторая часть программы.Первая-см.за 8 класс....

Адаптированная рабочая программа по черчению 5, 6 класс для обучающихся с умственной отсталостью

Основная цель уроков черчения во вспомогательной школе - развивать графическую культуру учащихся, формировать у них умение читать и выполнять несложные чертежи. Ведущим началом, определяющим содержани...