Консультативно - методическая деятельность
методическая разработка

Козелова Светлана Ивановна

Профилактическая работа педагога-дефектолога предполагает оказание помощи педагогам и родителям воспитанников в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультативно-методическая деятельность

Перспективный план по работе с родителями детей с ОВЗ  4 – 7  лет

на 2019-2020 учебный год  

   Цель: обеспечение взаимопонимания, единства и взаимосвязи с родителями в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Сроки

Тема

Цель

Программное содержание

Предварительная работа

Материал

Литература

Еженедельно (понедельник)

Инд. консультация учителя-дефектолога «Динамика развития речи детей»

Ознакомление родителей с результатами диагностики

•  Познакомить родителей с динамикой развития ребёнка в индивидуальном порядке

•  Помочь родителям разобраться в индивидуальных особенностях развития  ребенка, получить рекомендации логопеда для организации домашних занятий

Коррекционная работа с детьми по рекомендациям дефектолога и назначение консультации по времени

Документация

-

Еженедельно (пятница)

Тетради взаимосвязи и взаимодействия семьи и д/с

/логопед           родители/

Поддержание тесного контакта и обеспечение развития ребенка с учетом его возраста и индивидуальных возможностей

Обеспечить повышение педагогической грамотности родителей по вопросам дошкольной педагогики

Оформление папок, подборка упражнений, коррекционная работа с детьми, объяснение дом. задания родителями

Папки

-

Ежеквартально

Посещение праздников

Обеспечение расширения возможностей для вовлечения родителей в работу д/с

Привлечь родителей к участию и подготовке праздников (костюмы, атрибуты, участие в сценариях)

Знакомство со сценарием, ролями детей, костюмами, подготовка подарков детям

Сценарии праздников

-

Ежемесячно

Выпуск газеты «Дефектолога вестник»

Расширение знаний родителей о роли массажа зубной щёткой  в речевом развитии ребенка

Помочь родителям пополнить знания полезными советами по выполнению логопедического массажа

Подбор литературы, оформление, статьи из журналов и книг

Стенгазета

-

сентябрь

Анкетирование родителей

«Речевое развитие ребенка»

Нахождение путей сотрудничества д/с и семьи

Предложить родителям заполнить анкеты, обработать полученные результаты

Взаимосвязь  со старшим логопедом - дефектологом д/с

Анкета - опросник

-

Инд. консультация

«Комплексное обследование детей на начало учебного года»

Ознакомление с уровнем развития детей на начало года

Провести диагностику речевого развития ребенка и выявить уровень знаний, умений, навыков детей данной группы

Подбор материала, тестов, диагностик, пособий для проведения обследования

Материалы по темам: «Семья», «Диагностика»

Журналы: Д/В № 6-10, 1999«Обруч» № 4, 1997

Консультация «Знакомство родителей с развивающей средой  д/с и группы»

Посещение родителями детей группы и д/с

Познакомить родителей с развивающей средой и перспективами развития их детей

Организация проведения экскурсии

Группа д/с

-

Родительское собрание «Год начинается – ученье продолжается»

Знакомство родителей с условиями развития и воспитания детей в д/с, с результатами психологического, речевого обследования по основным разделам программы (дефектолог)

Ознакомить родителей

• с программами      логопедической работы в младшей и средней, старшей   группе

• с основными приемами коррекционной работы по развитию речи детей

Подготовка докладов, тематической выставки «Чему мы должны научиться к концу года»

Выставка коррекционных пособий и игр, литература: раскраски, рабочие тетради по развитию речи.

Программа Васильевой, литература: раскраски, рабочие тетради по развитию речи.

инд. распечатки «Чему научимся к концу года»

октябрь

Индивидуальная консультация (через мир дефектологии)

«Возрастные особенности речевого развития»

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей с ОВЗ

Предложить родителям ознакомиться с советами дефектолога  и использовать их на практике

Изготовление родителями пособий  и дидактического материала для речевого развития детей

Текстовой и демонстрацион. материал для родительского уголка

Консультация «Из опыта родителей»

Дни открытых дверей «Наши успехи»

Посещение родителями детей занятий по развитию речи

Познакомить родителей с требованиями логопеда и уровнем развития детей

Диагностика детей

Консультации для родителей

Рабочие тетради по развитию речи и для индивидуальной работы с логопедом

Индивидуальнаяконсультация по развитию речи

«Дефектологическая страничка»

Знакомство родителей с приемами правильного выполнения артикуляционной гимнастики

Познакомить родителей с приемами правильного выполнения артикуляционной гимнастики

Индивидуальная и коррекционная работа с детьми

Демонстрацион. материал для родительского уголка

Фронтальная консультация

«Пальчиковые игры. Значение и их связь с развитием речи»

Знакомство родителей со значением и видами пальчиковых игр

Научить родителей использовать на практике игры для пальчиков

Выявление вопросов, интересующих родителей

Подборка пальчиковых игр

Журналы: «Обруч», «Карапуз», «Д/В» (игры, упражнения), картотека игр

Индивидуальная Консультация

«Мамина школа»

Обеспечение взаимопонимания родителей и ребенка

Познакомить родителей с 10 заповедями, как на самом деле любить своего ребенка

Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей, на основе памятки изучения семьи; анкетирование «Уровень педагогической  культуры родителей»

Методические материалы

«Развитие эмоцион. мира детей», Кряжева, М.,1996;

«Как живете, дети?», Амонашвили, М., 1986

ноябрь

Индивидуальная консультация

«Общение с детьми»

Обеспечение подчеркнуто-уважительного, терпеливого и гибкого общения с семьей

• обеспечить взаимодействие с семьей на положительно-эмоциональном фоне

• поддерживать тесные контакты со всеми членами семьи

Наблюдения, подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы (педагог, психолог)

Печатный материал

Журнал «Дошкольное воспитание», №11, 1998; консультация «Общение с детьми»

Индивидуальная консультация

«Повышение познавательной активности методом наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста»

Познакомить родителей с приёмами повышения познавательной активности

• обеспечить взаимодействие с семьей на положительно-эмоциональном фоне, не забывая положительные стороны ребенка и семьи

• поддерживать тесные контакты со всеми членами семьи

Наблюдения, подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы (Дефектолог)

Печатный материал

Индивидуальная консультация

«Речь и общение при нарушении зрения»

Расширение кругозора родителей по данной теме

Познакомить родителей детей с нарушением зрения со спецификой приемов и методов  работы по развитию речи

Наблюдения, подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы (педагог, психолог)

Печатный материал

Общая консультация

«Коррекционно- – развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста»

Расширение кругозора родителей по данной теме

Познакомить родителей с Коррекционно – развивающими играми

Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме

Текстовой материал для мира логопедии

Консультация  И. Ю. Оглоблиной

«Коррекционно – развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста»

декабрь

Фронтальная консультация

«Психологические особенности дошкольников»

Знакомство родителей с психологическими особенностями

дошкольников

Содействовать:

• повышению педагогической грамотности родителей по вопросам возрастной психологии

• воспитанию ответственности за своего ребенка

Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»

Анкеты, печатный материал

Книга «Практическая психология» п/р Дубровиной

Папка-передвижка

«Активизация познавательной активности методом наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста»

Расширение кругозора родителей по данной теме

Познакомить родителей с многообразием методов и приёмов активизации познавательной активности

Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме

Текстовый и демонстрационный материал по логопедии

-

январь

Почтовый ящик

«Спрашивайте – ответим»

Обеспечение педагогической грамотности родителей

Создать условия для получения на базе д/с помощи педагогических знаний, умений, навыков

Индивидуальные беседы с родителями по выявлению интересующих их вопросов, через анкетирование, и подготовка ответов на заданные вопросы в письменном виде

Почтовый ящик, необходимый печатный материал

Журналы: «Обруч», «Карапуз», «Д/В»

Родительское собрание

«Истоки диалога»

Расширение кругозора родителей по данной теме

Познакомить родителей детей с речевыми нарушениями со спецификой приемов и методов  работы по развитию связной  речи

Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме

Выявление вопросов, интересующих родителей

Текстовый материал по логопедии

Фронтальная консультация

«Нормативность как главный показатель культуры речи»

Обеспечение педагогической грамотности родителей

Познакомить родителей детей с речевыми нарушениями, что включает в себя культура речи?

Как нужно разговаривать со своим ребенком?

Нормативность речи.

Подготовка печатного материала о нормативности речи

Текстовый материал по логопедии

Индивидуальная  консультация

«Речевое обследование детей в середине года»

Динамика речевого  развития детей в середине года

Провести диагностику речевого развития и выявить уровень знаний, умений, навыков детей данной группы

Подбор материала, тестов, диагностик, пособий для проведения обследования

Материалы по темам: «Семья», «Диагностика»

Журналы:

Д/В № 6-10, 1999

«Обруч» № 4, 1997

февраль

 «Дни открытых дверей»

Знакомство родителей с условиями жизни и воспитания детей в группе

Показать родителям открытые занятия и мероприятия вне учебной деятельности, опираясь на специализацию д/с

Подготовка и организация проведения открытых занятий

Конспекты, игры, оборудование и пособия к занятиям

Методики

Родительское собрание

«Особенности воспитания в семье ребенка с нарушением речи»

Знакомство родителей с условиями развития и воспитания детей  с нарушением (логопед)

Ознакомить родителей:

• нарушение речи проблема не только ребенка, но и родителей

• с основными приемами коррекционной работы по развитию речи детей

Подготовка докладов,

тематическая книжная выставка «Речевая активность ребенка»

Выставка коррекционных пособий и игр, литература: раскраски, рабочие тетради по развитию речи

Программа

Васильевой, литература: раскраски, рабочие тетради по развитию речи, консультации из серии «Мир логопедии»

Тематическая  выставка (через родительский уголок)

 «Все ли вы знаете про своего ребенка?»

Обеспечение развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей

Предложить подборку книг по определению темперамента, характера ребенка.

Подбор литературы, оформление, статьи из журналов и книг

Выставка книг

Журналы:

«Д/В», «Обруч», «Карапуз», «Астрология»

март

Папка-передвижка

«Показатели речевого развития детей 4 - 6 лет»

Расширение кругозора родителей по данной теме

Помочь родителям в обеспечении развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей

Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме

Текстовый и демонстрационный материал для родительского уголка

Фронтальная консультация

«Коррекционные возможности массажа»

Знакомство родителей с приемами выполнения разных видов массажа

Познакомить родителей с приемами выполнения разных видов массажа

Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме

Выявление вопросов, интересующих родителей

Индивидуальная консультация

«Упражнения на релаксацию»

Расширение кругозора родителей по данной теме

• Познакомить с упражнениями.

•Познакомить с упражнениями на релаксацию.

•Познакомить с приемами разучивания стихов и чтения книг.

• Поддерживать тесные контакты со всеми членами семьи.

Наблюдения, подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы (педагог, психолог)

Печатный материал

Консультации:

«Упражнения на релаксацию», «Как встречать ребенка дома», «Как провожать ребенка из дома»,

«Правила хорошего тона», «Как разучивать стихи», «Какие вопросы задавать во время чтения книг»…

Совместное

мероприятие

«Праздник общения детей и взрослых»

Поддерживание тесных контактов с семьей

Создать благоприятную атмосферу общения детей и взрослых, обеспечить положительные эмоции

Объявление, распределение ролей, подготовка оборудования и условий проведения праздника

Сценарий развлечения, необходимое оборудование

Журналы: Д/В за 1999, 2000 г., «Праздник наших мам»

Тематический стенд

«Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике»

Расширение кругозора родителей по данной теме

Содействовать:

• повышению педагогической грамотности родит.

• воспитанию ответственности за своего ребенка

Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме

Текстовый и демонстрационный материал для мира логопедии

Справочник логопеда

апрель

Индивидуальная консультация

«Забавные мелочи – наши помощники»

Расширение кругозора родителей по данной теме

Содействовать:

• повышению педагогической грамотности родителей

Подбор литературы, оформление

Текстовый и демонстрационный материал для мира логопедии

Родительское собрание

«Как прошел год»

Знакомство с результатами освоения детьми программы за год

Познакомить родителей с успехами детей за год; предложить родителям диагностику, наметить перспективы развития на следующий год

Подбор материала, тестов, диагностик, пособий для проведения обследования

Материалы по темам: «Диагностика»,

подготовка докладов

Программа Васильевой, консультации из серии «Мир логопедии»

май

Индивидуальная консультация

«Роль тактильных дощечек в речевом развитии ребенка»

Расширение кругозора родителей по данной теме

Содействовать:

• повышению педагогической грамотности родителей

Подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы

Печатный материал

июнь

Индивидуальная консультация

«Пальчиковая гимнастика в речевом развитии ребенка».

Обеспечение педагогической грамотности родителей

Создать условия для получения на базе д/с помощи педагогических знаний, умений, навыков

Подбор литературы, оформление, статьи из журналов и книг, консультация

Текстовый и демонстрационный материал для логопедического уголка

Тематическая  выставка «Чем занять ребенка в свободное время?»

Обеспечение развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей

Предложить подборку книг,

Статей по организации досуга

ребенка  дома

Подбор литературы, оформление, статьи из журналов и книг

Выставка книг

Журналы:

«Д/В», «Обруч», «Карапуз», «Крестьянка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методическая деятельность

Урок внеклассного чтения в 6 классе...

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Научно – методическая деятельность

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даныили сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должендостигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,собственным ...

Консультативно-просветительская деятельность по проектной деятельности

родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного...

Разработка семинарского занятия "Методическая продукция - форма выражения результативности методической деятельности педагога"

В разработке семинарского занятия, который был адресован педагогам художественной напрваленности ЦТ, обосновывается актуальность создания методической продукции, раскрываются  понятие, основные с...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

План научно-методической и организационно-методической деятельности

Методический совет«Введение и реализация федеральных образовательных программ»...