Консультативно - методическая деятельность
методическая разработка
Профилактическая работа педагога-дефектолога предполагает оказание помощи педагогам и родителям воспитанников в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультативно-методическая деятельность
Перспективный план по работе с родителями детей с ОВЗ 4 – 7 лет
на 2019-2020 учебный год
Цель: обеспечение взаимопонимания, единства и взаимосвязи с родителями в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Сроки | Тема | Цель | Программное содержание | Предварительная работа | Материал | Литература |
Еженедельно (понедельник) | Инд. консультация учителя-дефектолога «Динамика развития речи детей» | Ознакомление родителей с результатами диагностики | • Познакомить родителей с динамикой развития ребёнка в индивидуальном порядке • Помочь родителям разобраться в индивидуальных особенностях развития ребенка, получить рекомендации логопеда для организации домашних занятий | Коррекционная работа с детьми по рекомендациям дефектолога и назначение консультации по времени | Документация | - |
Еженедельно (пятница) | Тетради взаимосвязи и взаимодействия семьи и д/с /логопед родители/ | Поддержание тесного контакта и обеспечение развития ребенка с учетом его возраста и индивидуальных возможностей | Обеспечить повышение педагогической грамотности родителей по вопросам дошкольной педагогики | Оформление папок, подборка упражнений, коррекционная работа с детьми, объяснение дом. задания родителями | Папки | - |
Ежеквартально | Посещение праздников | Обеспечение расширения возможностей для вовлечения родителей в работу д/с | Привлечь родителей к участию и подготовке праздников (костюмы, атрибуты, участие в сценариях) | Знакомство со сценарием, ролями детей, костюмами, подготовка подарков детям | Сценарии праздников | - |
Ежемесячно | Выпуск газеты «Дефектолога вестник» | Расширение знаний родителей о роли массажа зубной щёткой в речевом развитии ребенка | Помочь родителям пополнить знания полезными советами по выполнению логопедического массажа | Подбор литературы, оформление, статьи из журналов и книг | Стенгазета | - |
сентябрь | Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка» | Нахождение путей сотрудничества д/с и семьи | Предложить родителям заполнить анкеты, обработать полученные результаты | Взаимосвязь со старшим логопедом - дефектологом д/с | Анкета - опросник | - |
Инд. консультация «Комплексное обследование детей на начало учебного года» | Ознакомление с уровнем развития детей на начало года | Провести диагностику речевого развития ребенка и выявить уровень знаний, умений, навыков детей данной группы | Подбор материала, тестов, диагностик, пособий для проведения обследования | Материалы по темам: «Семья», «Диагностика» | Журналы: Д/В № 6-10, 1999«Обруч» № 4, 1997 | |
Консультация «Знакомство родителей с развивающей средой д/с и группы» | Посещение родителями детей группы и д/с | Познакомить родителей с развивающей средой и перспективами развития их детей | Организация проведения экскурсии | Группа д/с | - | |
Родительское собрание «Год начинается – ученье продолжается» | Знакомство родителей с условиями развития и воспитания детей в д/с, с результатами психологического, речевого обследования по основным разделам программы (дефектолог) | Ознакомить родителей • с программами логопедической работы в младшей и средней, старшей группе • с основными приемами коррекционной работы по развитию речи детей | Подготовка докладов, тематической выставки «Чему мы должны научиться к концу года» | Выставка коррекционных пособий и игр, литература: раскраски, рабочие тетради по развитию речи. | Программа Васильевой, литература: раскраски, рабочие тетради по развитию речи. инд. распечатки «Чему научимся к концу года» | |
октябрь | Индивидуальная консультация (через мир дефектологии) «Возрастные особенности речевого развития» | Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей с ОВЗ | Предложить родителям ознакомиться с советами дефектолога и использовать их на практике | Изготовление родителями пособий и дидактического материала для речевого развития детей | Текстовой и демонстрацион. материал для родительского уголка | Консультация «Из опыта родителей» |
Дни открытых дверей «Наши успехи» | Посещение родителями детей занятий по развитию речи | Познакомить родителей с требованиями логопеда и уровнем развития детей | Диагностика детей | Консультации для родителей | Рабочие тетради по развитию речи и для индивидуальной работы с логопедом | |
Индивидуальнаяконсультация по развитию речи «Дефектологическая страничка» | Знакомство родителей с приемами правильного выполнения артикуляционной гимнастики | Познакомить родителей с приемами правильного выполнения артикуляционной гимнастики | Индивидуальная и коррекционная работа с детьми | Демонстрацион. материал для родительского уголка | ||
Фронтальная консультация «Пальчиковые игры. Значение и их связь с развитием речи» | Знакомство родителей со значением и видами пальчиковых игр | Научить родителей использовать на практике игры для пальчиков | Выявление вопросов, интересующих родителей | Подборка пальчиковых игр | Журналы: «Обруч», «Карапуз», «Д/В» (игры, упражнения), картотека игр | |
Индивидуальная Консультация «Мамина школа» | Обеспечение взаимопонимания родителей и ребенка | Познакомить родителей с 10 заповедями, как на самом деле любить своего ребенка | Наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей, на основе памятки изучения семьи; анкетирование «Уровень педагогической культуры родителей» | Методические материалы | «Развитие эмоцион. мира детей», Кряжева, М.,1996; «Как живете, дети?», Амонашвили, М., 1986 | |
ноябрь | Индивидуальная консультация «Общение с детьми» | Обеспечение подчеркнуто-уважительного, терпеливого и гибкого общения с семьей | • обеспечить взаимодействие с семьей на положительно-эмоциональном фоне • поддерживать тесные контакты со всеми членами семьи | Наблюдения, подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы (педагог, психолог) | Печатный материал | Журнал «Дошкольное воспитание», №11, 1998; консультация «Общение с детьми» |
Индивидуальная консультация «Повышение познавательной активности методом наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста» | Познакомить родителей с приёмами повышения познавательной активности | • обеспечить взаимодействие с семьей на положительно-эмоциональном фоне, не забывая положительные стороны ребенка и семьи • поддерживать тесные контакты со всеми членами семьи | Наблюдения, подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы (Дефектолог) | Печатный материал | ||
Индивидуальная консультация «Речь и общение при нарушении зрения» | Расширение кругозора родителей по данной теме | Познакомить родителей детей с нарушением зрения со спецификой приемов и методов работы по развитию речи | Наблюдения, подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы (педагог, психолог) | Печатный материал | ||
Общая консультация «Коррекционно- – развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста» | Расширение кругозора родителей по данной теме | Познакомить родителей с Коррекционно – развивающими играми | Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме | Текстовой материал для мира логопедии | Консультация И. Ю. Оглоблиной «Коррекционно – развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста» | |
декабрь | Фронтальная консультация «Психологические особенности дошкольников» | Знакомство родителей с психологическими особенностями дошкольников | Содействовать: • повышению педагогической грамотности родителей по вопросам возрастной психологии • воспитанию ответственности за своего ребенка | Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?» | Анкеты, печатный материал | Книга «Практическая психология» п/р Дубровиной |
Папка-передвижка «Активизация познавательной активности методом наглядного моделирования у детей старшего дошкольного возраста» | Расширение кругозора родителей по данной теме | Познакомить родителей с многообразием методов и приёмов активизации познавательной активности | Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме | Текстовый и демонстрационный материал по логопедии | - | |
январь | Почтовый ящик «Спрашивайте – ответим» | Обеспечение педагогической грамотности родителей | Создать условия для получения на базе д/с помощи педагогических знаний, умений, навыков | Индивидуальные беседы с родителями по выявлению интересующих их вопросов, через анкетирование, и подготовка ответов на заданные вопросы в письменном виде | Почтовый ящик, необходимый печатный материал | Журналы: «Обруч», «Карапуз», «Д/В» |
Родительское собрание «Истоки диалога» | Расширение кругозора родителей по данной теме | Познакомить родителей детей с речевыми нарушениями со спецификой приемов и методов работы по развитию связной речи | Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме Выявление вопросов, интересующих родителей | Текстовый материал по логопедии | ||
Фронтальная консультация «Нормативность как главный показатель культуры речи» | Обеспечение педагогической грамотности родителей | Познакомить родителей детей с речевыми нарушениями, что включает в себя культура речи? Как нужно разговаривать со своим ребенком? Нормативность речи. | Подготовка печатного материала о нормативности речи | Текстовый материал по логопедии | ||
Индивидуальная консультация «Речевое обследование детей в середине года» | Динамика речевого развития детей в середине года | Провести диагностику речевого развития и выявить уровень знаний, умений, навыков детей данной группы | Подбор материала, тестов, диагностик, пособий для проведения обследования | Материалы по темам: «Семья», «Диагностика» | Журналы: Д/В № 6-10, 1999 «Обруч» № 4, 1997 | |
февраль | «Дни открытых дверей» | Знакомство родителей с условиями жизни и воспитания детей в группе | Показать родителям открытые занятия и мероприятия вне учебной деятельности, опираясь на специализацию д/с | Подготовка и организация проведения открытых занятий | Конспекты, игры, оборудование и пособия к занятиям | Методики |
Родительское собрание «Особенности воспитания в семье ребенка с нарушением речи» | Знакомство родителей с условиями развития и воспитания детей с нарушением (логопед) | Ознакомить родителей: • нарушение речи проблема не только ребенка, но и родителей • с основными приемами коррекционной работы по развитию речи детей | Подготовка докладов, тематическая книжная выставка «Речевая активность ребенка» | Выставка коррекционных пособий и игр, литература: раскраски, рабочие тетради по развитию речи | Программа Васильевой, литература: раскраски, рабочие тетради по развитию речи, консультации из серии «Мир логопедии» | |
Тематическая выставка (через родительский уголок) «Все ли вы знаете про своего ребенка?» | Обеспечение развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей | Предложить подборку книг по определению темперамента, характера ребенка. | Подбор литературы, оформление, статьи из журналов и книг | Выставка книг | Журналы: «Д/В», «Обруч», «Карапуз», «Астрология» | |
март | Папка-передвижка «Показатели речевого развития детей 4 - 6 лет» | Расширение кругозора родителей по данной теме | Помочь родителям в обеспечении развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей | Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме | Текстовый и демонстрационный материал для родительского уголка | |
Фронтальная консультация «Коррекционные возможности массажа» | Знакомство родителей с приемами выполнения разных видов массажа | Познакомить родителей с приемами выполнения разных видов массажа | Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме Выявление вопросов, интересующих родителей | |||
Индивидуальная консультация «Упражнения на релаксацию» | Расширение кругозора родителей по данной теме | • Познакомить с упражнениями. •Познакомить с упражнениями на релаксацию. •Познакомить с приемами разучивания стихов и чтения книг. • Поддерживать тесные контакты со всеми членами семьи. | Наблюдения, подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы (педагог, психолог) | Печатный материал | Консультации: «Упражнения на релаксацию», «Как встречать ребенка дома», «Как провожать ребенка из дома», «Правила хорошего тона», «Как разучивать стихи», «Какие вопросы задавать во время чтения книг»… | |
Совместное мероприятие «Праздник общения детей и взрослых» | Поддерживание тесных контактов с семьей | Создать благоприятную атмосферу общения детей и взрослых, обеспечить положительные эмоции | Объявление, распределение ролей, подготовка оборудования и условий проведения праздника | Сценарий развлечения, необходимое оборудование | Журналы: Д/В за 1999, 2000 г., «Праздник наших мам» | |
Тематический стенд «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике» | Расширение кругозора родителей по данной теме | Содействовать: • повышению педагогической грамотности родит. • воспитанию ответственности за своего ребенка | Беседы с родителями по выяснению примерного уровня знаний по данной теме | Текстовый и демонстрационный материал для мира логопедии | Справочник логопеда | |
апрель | Индивидуальная консультация «Забавные мелочи – наши помощники» | Расширение кругозора родителей по данной теме | Содействовать: • повышению педагогической грамотности родителей | Подбор литературы, оформление | Текстовый и демонстрационный материал для мира логопедии | |
Родительское собрание «Как прошел год» | Знакомство с результатами освоения детьми программы за год | Познакомить родителей с успехами детей за год; предложить родителям диагностику, наметить перспективы развития на следующий год | Подбор материала, тестов, диагностик, пособий для проведения обследования | Материалы по темам: «Диагностика», подготовка докладов | Программа Васильевой, консультации из серии «Мир логопедии» | |
май | Индивидуальная консультация «Роль тактильных дощечек в речевом развитии ребенка» | Расширение кругозора родителей по данной теме | Содействовать: • повышению педагогической грамотности родителей | Подготовка конкретных рекомендаций и предложение литературы | Печатный материал | |
июнь | Индивидуальная консультация «Пальчиковая гимнастика в речевом развитии ребенка». | Обеспечение педагогической грамотности родителей | Создать условия для получения на базе д/с помощи педагогических знаний, умений, навыков | Подбор литературы, оформление, статьи из журналов и книг, консультация | Текстовый и демонстрационный материал для логопедического уголка | |
Тематическая выставка «Чем занять ребенка в свободное время?» | Обеспечение развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей | Предложить подборку книг, Статей по организации досуга ребенка дома | Подбор литературы, оформление, статьи из журналов и книг | Выставка книг | Журналы: «Д/В», «Обруч», «Карапуз», «Крестьянка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - методическая деятельность
Урок внеклассного чтения в 6 классе...
Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"
В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....
Научно – методическая деятельность
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даныили сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должендостигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,собственным ...
Консультативно-просветительская деятельность по проектной деятельности
родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного...
Разработка семинарского занятия "Методическая продукция - форма выражения результативности методической деятельности педагога"
В разработке семинарского занятия, который был адресован педагогам художественной напрваленности ЦТ, обосновывается актуальность создания методической продукции, раскрываются понятие, основные с...
Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.
В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...
План научно-методической и организационно-методической деятельности
Методический совет«Введение и реализация федеральных образовательных программ»...