Использование иллюстративного и презентационного материала для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ОНР .
учебно-методический материал
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. В этом эффективно помогают правильно подобранные презентации и иллюстрации, в которых заложены игры, задания и упражнения, являющиеся для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, и как следствие коррекционной и развивающей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИЛЛЮСТРАТИВНОГО И ПРЕЗЕНТАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО
АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР.
Мартыненко Л.А.,
учитель-логопед МАДОУ№75
г. Красноярск
Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи включают в себя компьютерные технологии и принцип наглядности.
В основе представленного материала лежит система коррекции и развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи II-III уровня при алалии, дизартрии путем целенаправленного включения иллюстративного и презентационного материала в специально-организованную и образовательную деятельность, осуществляемую учителем-логопедом и в содержание рекомендаций родителям.
Под включением иллюстративного материала в специально-организованную и образовательную деятельность предполагается показ детям иллюстративных пособий: картинок, зарисовок на доске, иллюстрированных карточек – заданий и работа с данными пособиями. Под презентационным материалом предполагается показ презентаций с помощью компьютерной техники и работа детей в процессе просмотра презентации.
Правильно подобранные презентации и иллюстрации, в которых заложены игры, задания и упражнения являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, и как следствие коррекционной и развивающей. При подборе наглядного и презентационного материала особенно важно уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, какова их продолжительность. Кроме того нужно отслеживать, чтобы игры, задания и упражнения не были перегружены второстепенными элементами (неагрессивный сюжет игры, спокойные тона графики), лишними словесными инструкциями и шумным музыкальным оформлением.
В связи с этим, учитывая методические рекомендации специальной литературы, дидактические, коррекционные принципы и целеполагание были подобраны и систематизированы готовые комплексы развивающих и обучающих компьютерных презентаций, иллюстративного материала, а так же созданы авторские адаптированные компьютерные презентации и иллюстративный материал для детей с ОНР, выработана стратегия их реализации.
Компьютерные технологии и принцип наглядности способствуют коррекции речевых и личностных нарушений детей при этом активно включаются компенсаторные возможности и, как минимум, 2-3 вида анализатора ребенка. В минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.
Внедрение принципа наглядности в практику работы отвечает социальному заказу родительской общественности к дошкольному учреждению и способствует эффективной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР.
Как известно, при обучении детей с ОНР, важное значение отводится
работе по формированию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, слоговой структуры слова, что в дальнейшем положительно сказывается на развитии всех компонентов речевой системы, подготовке к чтению и письму.
В практической деятельности неоднократно убеждаешься в том, что овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Это касается детей, имеющих общее недоразвитие речи, со снижением мотивации к познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощением, фонетико – фонематическим недоразвитием, отягощенным дизартрией и другими диагнозами. Смазанная, нечеткая, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. В этой связи еще более усугубляется нарушение звукопроизношения, звуконаполняемость и слоговая структура. Не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих людей тормозит процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Наблюдение и работа с данным контингентом воспитанников очень часто показывает, что некоторые дети с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков, выделением гласного в середине слов типа: суп, мак, сок; вычленением двух гласных звуков в слове, последнего гласного звука и т.д. Отсутствие полноценного восприятия фонем, связанного с неспособностью дифференцировать на слух делает невозможным их правильное произношение. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям в нужной степени овладеть словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Дети с трудом овладевают техникой чтения, основой которого является формирование навыков простого и сложного звуко - слогового, а затем и звукобуквенного анализа и синтеза, что является предпосылками полноценного усвоения грамоты, профилактики дисграфии, дислексии. Следовательно, овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры.
Принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии речевых навыков у детей. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-развивающие технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность детей и принадлежит к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. А создание авторских иллюстративных пособий и презентаций продиктовано тем, что имеющиеся ресурсы не всегда соответствуют, поставленным учителем-логопедом, целям и задачам.
Исходя из выше сказанного, применение иллюстративного и презентационного материала с использованием компьютера является важным источником для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ОНР.
Применение иллюстративного и презентационного материала
в процессе проведения фронтальных занятий
по звуко-слоговому анализу и синтезу
согласно перспективному планированию
месяц | темы | задачи | Применяемый материал |
октябрь | Звуки и буквы: А,У,О,И. | 1. Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка. 2.Работать по единицам речи: звуку, слогу, слову. 3.Обучать звуковому анализу (учить определять место звука в начале слова), соотнесению звука со зрительным образом буквы. 4. Развивать умение определять количество слогов в слове. | Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы». Дидактические пособия: «Играем в лото», «Логический поезд» , «Я учу буквы»и др. Авторские презентации: «Звук и буква О», «Звук и буква И». Презентация интернет-ресурса «Буквы-звуки», «Азбука-малышка» |
ноябрь | Звуки и буквы: Э, Ы. Гласные звуки. Звук и буква М | 1.Развивать у детей фонематический и речевой слух. 2.Показать слогообразующую роль гласного звука и буквы. 3.Учить соотносить звук со зрительным образом буквы. 4.Продолжать обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов. | Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы». Дидактические пособия: «Играем в лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др. Авторские презентации: «Звук и буква Ы», «Звук и буква Э», карточки – задания. Презентации интернет-ресурса «Автоматизация Ы на уровне связной речи», «Где звук живет?», «Азбука-малышка». Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик». Буклет для родителей «Гласные звуки». |
декабрь | Звуки и буквы: Н, Б,П,Д,Т | 1.Развивать умение различать на слух все пройденные звуки в составе слога и слова. 2.Учить различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие 3.Продолжать учить соотносить звук со зрительным образом буквы. 4. Продолжать обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов. | Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы». Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи». Дидактические пособия: «Играем в лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др. Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик».. Презентация интернет-ресурса «Игра-тренажер Муравейник», «Азбука-малышка». Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!» Авторские карточки-задания. Буклет для родителей «Слоговая елка». |
январь | Звуки и буквы: К,Г,Х | 1.Продолжать обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов. 2.Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие. 3. .Продолжать учить соотносить звук со зрительным образом буквы. 4.Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу | Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы». Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи». Дидактические пособия: «Играем в лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др. Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик». Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка». Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!» Авторские карточки-задания. Авторская презентация «Собираем слоги и слова». Памятка для родителей «Формируем навыки звуко-слогового анализа и синтеза у детей» |
февраль | Звуки и буквы: В,Ф, С,З | 1.Продолжать обучать звуковому анализу (учить определять место звука в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце слова), звукослоговому анализу и синтезу слов. 2. Учить различать согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие. 3. .Продолжать учить соотносить звук со зрительным образом буквы. 4.Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу. | Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы». Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи». Дидактические пособия: «Играем в лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др. Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик». Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка», «Дифференциация согласных». Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!». Авторские карточки-задания.
|
март | Звуки и буквы: Ц, С-З-Ц, Ш, Ж | 1.Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. 2. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слогов, слов с заданным звуком. 3.Продолжать работу по соотнесению звука со зрительным образом буквы. 4. Развивать умение подбирать слова по заданным слогам. | Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы». Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи». Дидактические пособия: «Играем в лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др. Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик». Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка», «Игра-тренажер Муравейник». Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!». Авторские карточки-задания. Буклет для родителей «Свистелочка-Шипелочка». |
апрель | Звуки и буквы: Ш-Ж, Щ, Ч, Ш-Ж-Щ-Ч | 1.Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. 2. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слогов, слов с заданным звуком. 3.Продолжать работу по соотнесению звука со зрительным образом буквы. 4. Развивать умение подбирать слова по заданным слогам. | Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы». Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи». Дидактические пособия: «Играем в лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др. Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик». Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка», «Игра-тренажер Муравейник». Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!». Авторские карточки-задания. |
май | Звуки и буквы Л,Р, Л-Р | 1.Закрепить пройденные звуки и буквы. 2. Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза. 3. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению. | Иллюстративное пособие Д.Н. Колдиной «Запоминаю буквы». Карточки-задания из пособия Соловьевой Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи». Дидактические пособия: «Играем в лото», «Логический поезд», «Я учу буквы» и др. Диски: «Коммуникация», «Букварик-Смешарик». Презентация интернет-ресурса «Азбука-малышка», «Звук Л», «Звук Р». Авторское иллюстрированное пособие «По дорожке пройди, слог назови!». Авторские карточки-задания. Памятка для родителей «Закрепляй и повторяй!». |
Целенаправленное и систематическое применение уже знакомого детям иллюстративного и презентационного материала, повторяющегося из месяца в месяц, а также постепенное введение нового:
- придаст детям чувство уверенности на фронтальных занятиях;
- повысит мотивационную готовность детей к овладению навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- улучшит уровень сформированности навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ОНР.
Применение иллюстративного и презентационного материала
в процессе проведения индивидуально-подгрупповых занятий
Направление работы | Задачи | Применяемый материал |
Коррекция звукопроизношения | 1.Развивать у детей фонематическое воспритятие. 2.Учить правильно произносить звуки. 3.Учить различать и выделять труднопроизносимые звуки. 4.Формировать умение применять труднопроизносимые звуки в свободной речи. | Альбомы Лазаренко О.И. по автоматизации звуков. Логопедические карты. Пособия для звуков: С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Л,Р в электронном виде: Е.А. Азова, О.О. Чернова «Учим звуки», Ю.Б. Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми», З.Т. Бобылева «Игры с парными картинками», И.В. Баскакина, М.И. Лынская «Логопедические игры». Иллюстративный материал для автоматизации звуков «Улитка». Карточки-задания из журналов «Конфетка»: «Логопедическая сказка», «Доскажи словечко», «Учим звуки Л,Р». Сборник электронных иллюстраций и презентаций «Автоматизация звуков». Авторские презентации: «Лесная сказка» (для звука С), «Русалочкина история» (для звука Р). |
Коррекция слоговой структуры | 1.. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. 2. Учить правильно произносить слова сложной слоговой структуры. 3.Формировать умение применять труднопроизносимые слова в свободной речи. | Дидактический материал Черенковой М.А. в иллюстративном и электронном варианте. Альбом для индивидуальной работы Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». Авторский картинный материал для проведения игр и упражнений. Презентация интернет-ресурса «Слоговая структура слова». Авторская презентация «1,2,3 - слово в слово повтори!» |
Целенаправленное и систематическое применение иллюстративного и презентационного материала в процессе проведения индивидуально-подгрупповых занятий повысит:
- мотивационную составляющую;
- активность ребенка в процессе занятия;
3.качество коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Методические условия, обеспечивающие успешное использование иллюстративного и презентационного материала:
1.Обязательное применение триединства: наглядность, слово, действие.
2.Четкое выделение главного при показе иллюстраций или презентаций, так как они могут содержать отвлекающие моменты.
3.Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
4. Привлечение самих детей к нахождению желаемой информации в иллюстрированном или презентационном материале, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
ВЫВОД:
Использование иллюстративного и презентационного материала в коррекционно-образовательной деятельности помогает эффективно решить ряд задач:
- оптимизировать запоминание материала;
- создать ситуацию занимательности, заинтересованности;
- вызвать интерес и желание трудиться на занятии;
- использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
- задействовать как визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
- повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы;
- оптимизировать процесс использования наглядных пособий.
№ | Литература. Интернет - ресурсы. |
1. | Изучение материалов на сайтах:
|
2. | Реферат: Специфика использования наглядных средств обучения у детей дошкольного возраста. http://www.bestreferat.ru/referat-227278.html |
3. | Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях.// Логопед.-2011.-№3. |
4 | ТкаченкоТ.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004 |
5 | ТкаченкоТ.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005 |
6 | Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет -- М.: Гном Пресс, 2006 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза
В презентации дано описание учебно-методического пособия "Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза", которое было создано мною для работы с учащимися специальной (коррекционной) начально...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФН ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
Условия овладения звуко-буквенными обозначениямиОсобенности звукового анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитиемЭтапы формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН...
Консультация для воспитателей «Формирование навыка звуко-слогового анализа у детей с ОНР»
Данное мероприятие направлено на ознакомление воспитателей с методами, направленными на развитие навыков звуко-слогового анализа у детей с речевыми нарушениями....
презентация Формирование звуко – слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с ЗПР при обучении чтению и письму
За годы логопедической практики в общеобразовательной школе я всё чаще стала обращать внимание на категорию детей, требующих особой коррекционной поддержки. Это дети с задержкой психического развития....
Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич
Представленная авторская образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению навыками звукового анализ...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Статья Коноваленко С.В., канд. психол. наук, логопед высш.кат., психолог высш.кат. ЦЛПДО ЮАО...
Серия конспектов занятий "Звуки гласные" по формированию фонематических представлений и развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей 5 - 6 лет.
Содержание конспектов направлено на формирование у детей представлений о звуковой стороне речи как действительности. Игровые задания направлены на развитие фонематического восприятия и слухового внима...