Альтернативные коммуникации при работе с детьми с ОВЗ
статья
Предварительный просмотр:
Альтернативные коммуникации при работе с детьми с ОВЗ.
Коммуникативные навыки являются важнейшими в жизни человека. Большинство из нас даже не задумываются какого это — не иметь возможность донести свои мысли до собеседника, попросить о помощи, рассказать о своих переживаниях. Дети, страдающие различными формами церебрального паралича, нередко имеют проблемы с речевыми навыками. И тогда на первый план выходит поиск способа коммуникации.
При выборе системы альтернативной коммуникации необходимо учитывать ряд аспектов, в первую очередь они должны быть направлены на облегчение повседневной жизни.
В Конвенции о правах инвалидов в РФ в 2012 г. также говорится о необходимости использования технологий, которые будут учитывать разные формы инвалидности, содействии использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных средствах коммникации.
Выделяют основные цели использования альтернативной коммуникации:
адаптация ребенка, его социализация;поддержка вербальных средств общения (при помощи символов);создание благоприятных условий для овладения алфавитным чтением.Следует помнить, что обучение детей с ОВЗ средствам альтернативной коммуникации ведется поэтапно.
На первом этапе ребенка обучают понимать простые инструкции («Поверни голову», «подними руку» и т. д.)
На втором этапе действия переносят в естественную среду и постепенно добавляют жесты, карточки.
Таким образом можно выделить основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:
от реального объекта к пространственному;
выбор символов – жесты, картинки, письменное и устное слово;
мотивация;
поощрение;
функциональное использование в коммуникации;
занятия с ребенком не должны проходить в молчании, нельзя использовать приказы, а только просьбы и вопросы;
создание условий для ощущения необходимости в общении;
обязательное включение общения в повседневную жизнь ребенка с ОВЗ;
приверженность различных вариантов коммуникативных ситуаций.
Следует помнить, что в процессе обучения ребенка с ОВЗ нет методов, гарантирующих быстрый успех, но есть возможность подобрать коммуникативный метод, подходящий конкретному ребенку.
Список литературы:
Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ –М.: ТЦ Сфера, 2017.
Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию- М.: Теревинф, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование альтернативных технологий в работе с детьми с сенсомоторными нарушениями в условиях подготовки и введения ФГОС для детей с ОВЗ
Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школь...
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ТМНР
Материал освещает проблему развития коммуникативных навыков у детей с ТМНР...
Использование технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС
КОММУНИКАЦИЯ- это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприя...
Технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС (из опыта работы педагогов)
Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут...
Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...
Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми – инвалидами
Консультация по вопросу коммуникации детей с ОВЗ...
Коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация» в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Они не испытывают мотивации к общению, не умеют осуществлять речевое взаимодействие. Всё...