Альтернативные коммуникации при работе с детьми с ОВЗ
статья

Статья посвящена альтернативным коммуникациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt16.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Альтернативные коммуникации при работе с детьми с ОВЗ.

   Коммуникативные навыки являются важнейшими в жизни человека. Большинство из нас даже не задумываются какого это — не иметь возможность донести свои мысли до собеседника, попросить о помощи, рассказать о своих переживаниях. Дети, страдающие различными формами церебрального паралича, нередко имеют проблемы с речевыми навыками. И тогда на первый план выходит поиск способа коммуникации.

   

   При выборе системы альтернативной коммуникации необходимо учитывать ряд аспектов, в первую очередь они должны быть направлены на облегчение повседневной жизни.

   

   В Конвенции о правах инвалидов в РФ в 2012 г. также говорится о необходимости использования технологий, которые будут учитывать разные формы инвалидности, содействии использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных средствах коммникации.

 

   Выделяют основные цели использования альтернативной коммуникации:

адаптация ребенка, его социализация;поддержка вербальных средств общения (при помощи символов);создание благоприятных условий для овладения алфавитным чтением.Следует помнить, что обучение детей с ОВЗ средствам альтернативной коммуникации ведется поэтапно.

   На первом этапе ребенка обучают понимать простые инструкции («Поверни голову», «подними руку» и т. д.)

   На втором этапе действия переносят в естественную среду и постепенно добавляют жесты, карточки.

   Таким образом можно выделить основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:

от реального объекта к пространственному;

выбор символов – жесты, картинки, письменное и устное слово;

мотивация;

поощрение;

функциональное использование в коммуникации;

занятия с ребенком не должны проходить в молчании, нельзя использовать приказы, а только просьбы и вопросы;

создание условий для ощущения необходимости в общении;

обязательное включение общения в повседневную жизнь ребенка с ОВЗ;

приверженность различных вариантов коммуникативных ситуаций.

   Следует помнить, что в процессе обучения ребенка с ОВЗ нет методов, гарантирующих быстрый успех, но есть возможность подобрать коммуникативный метод, подходящий конкретному ребенку.

   Список литературы:

Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ –М.: ТЦ Сфера, 2017.

Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию- М.: Теревинф, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование альтернативных технологий в работе с детьми с сенсомоторными нарушениями в условиях подготовки и введения ФГОС для детей с ОВЗ

Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 чел.) при участии учителя – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности школь...

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ТМНР

Материал освещает проблему развития коммуникативных навыков у детей с ТМНР...

Использование технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС

КОММУНИКАЦИЯ- это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприя...

Технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС (из опыта работы педагогов)

Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут...

Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном  материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...

Коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация» в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС.

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Они не испытывают мотивации к общению, не умеют осуществлять речевое взаимодействие. Всё...