Урок в специальной школе. 2 отделение."Слова - действия предмета"
план-конспект урока (7, 8, 9 класс)

Юсупова Альбина Алексеевна

Специальная школа. Предмет "Чтение, письмо и развитие речи" 7 класс "Конспект урока по теме "Слова- названия действий предмета" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ    КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                     

КОНСПЕКТ

открытого урока  по предмету

«Чтение, письмо и развитие речи»

в 7 «Б» классе (2 отделение)

тема: «Слова – названия действий».

                        

Подготовила: Юсупова А.А.

                                                                                        

Предмет: Чтение, письмо и развитие речи

Урок № 2 Класс 7 Б

Дата:  12.03.19

Тема: Слова – название действий.        

Цель: 1.Образовательная: учить находить, подбирать, читать слова, обозначающие действие предмета.

          2. Коррекционно – развивающая: развивать артикуляцию, фонематический слух, слуховую и зрительную внимание и память, мелкую моторику, пространственное восприятие, познавательную активность через коррекционные упражнения и работу с демонстрационным и раздаточным материалом.

3. Воспитательная: культуру речи, поведения на уроке, интерес к чтению, аккуратность при письме, усидчивость.

Ожидаемые результаты: определение и  называние слов обозначающих действие предметов.

Этап урока

Содержание совместной деятельности

учителя и учащихся

Дифференцированный и индивидуальный подход

I.

Организационный момент  

- Садитесь.

1. - Прозвенел звонок весёлый,

  Вы начать урок готовы?

 Будем говорить, писать, читать,

    И друг другу помогать.

 2.   А нам будут помогать наши   глаза.

Они внимательно смотрят и всё видят.

 Наши уши. Они внимательно слушают и всё слышат.

Наша голова хорошо думает.

А наши пальцы ловко и быстро двигаются.

Хором: Да!

Повторяют вслед за учителем слова и показывают глаза и т.д.

II.

Коррекционные упражнения

  1. Пальчиковая гимнастика.

Вышли пальчики гулять, 1, 2, 3, 4,…10, 10,9,8,…2,1.

Ловкие, дружные, все такие нужные.

2. Самомассаж.

А теперь возьмите массажеры и давайте хорошо разогреем наши ладони.

Вопросы: Что ты делаешь? Для чего ты это делаешь?

Ладони стали тёплыми.

Выполняют движения и проговаривают слова.

Самостоятельно массажируют ладони, отвечают на вопросы учителя.

III.

Актуализация знаний

1.  Запись даты.

- На улице тоже потеплело. Почему?

Правильно. По календарю наступила весна.

Прочитайте. На доске записано, какое сегодня число и месяц.

 Вопрос: 12-е, который по счёту день от начала месяца?

  Сядем правильно «Спины выпрямили – раз. Ноги поставили ровно – два, Руки на парту -  три.».  Откроем тетради.  Возьмите ручки. Запишите число и месяц в тетрадь, диктуя себе в полголоса.

2. Чтение пословицы.

 А что мы знаем про месяц март?

 Чтение пословицы про март (на доске). Март и снегом сеет, и солнцем греет.

3. Игровое коррекционное  упражнение «Солнышко спряталось»

- Сегодня солнышко спряталось. Давайте его найдём. У каждого из вас, карточка с указанием, где искать своё солнышко. Внимательно прочитайте и рассмотрите то, что написано или нарисовано  на карточке и приступайте к поиску.

После того как учащиеся найдут свои солнышки, вопрос:

- Чего не хватает у наших солнышек? (лучей)

Задание: Отсчитайте вот столько лучиков (показывает на число в дате), и выложите их вокруг своего солнышка.

4. Минутка чистописания.

Красивые, лучистые солнышки у нас получились. Сразу стало светлее и теплее.  

- Сколько слогов в слове «солнышко»?

- Какой звук слышен  первым в слове «солнышко»?

- А с какой буквы мы будем писать слово «солнышко»?

- Покажите эту букву в алфавите. Внимательно рассмотрите письменную большую и маленькую буквы. Напишем эти буквы в воздухе. А теперь пройдём, правильно сядем за парты и напишем буквы  в тетради по образцу.

5. Упражнение в постановке вопроса кто? что? к словам, обозначающим предметы.

На доске выставляется картинка «солнышко»

- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (солнышко)

- Словом «солнышко» мы обозначаем живой или неживой предмет? (неживой).

- Какой вопрос мы поставим к слову «солнышко»? (что?).

- Запишем это слово с вопросом.  ( на одной строке).

Выставляется ещё одна картинка «рыжий котёнок».

- Кого вы видите на этой картинке? (котёнок).

- А он утверждает, что он Солнышко. Почему, как вы думаете? (его так зовут, кличка).

- Нам нужно записать правильно вопрос и кличку. Какой поставим вопрос к кличке? С какой буквы запишем кличку?  (на второй строке).

Отвечают на вопрос.

Чтение даты.

Отвечают на вопрос.

Проверяют осанку.

Записывают дату в тетрадь.

Ответы

 Хоровое чтение.

У каждого ребёнка индивидуальная карточка с указанием, где ему  искать солнышко. Учащиеся подходят к столу, где стоят подставки с лучиками.

Выкладывают лучи у солнышка.

Считают слоги  (3 слога).

Показ буквы на плакате Алфавит.

По образцу в тетради записывают с буквы С с, проговаривая их вполголоса.

Один ученик записывает на доске, остальные в тетради. Что? Солнышко.

Кто? Солнышко.

(Аня, Дима работают у доски).

IV.

Сообщение темы урока.

- Послушайте внимательно. Сейчас я назову один из этих предметов (показывает на картинки на доске). Догадайтесь, какой именно. Солнышко.

- Достаточно ли просто назвать предмет, чтобы было ясно и понятно о  каком предмете идёт речь?

Даю подсказку: Моё солнышко: светит, греет, сияет.

- Какие слова вам помогли узнать предмет?

- Что обозначают эти слова? (действия).

- Вот об этих словах, которые обозначают действие предмета, мы и будем сегодня на уроке говорить.

Думают, рассуждают.

V.

Коррекционная пауза

1.  Просмотр слайд-шоу «Коты, кошки и котята».

-  Котёнок  Солнышко приглашает нас посмотреть, какие действия и движения могут выполнять коты, кошки и котята. А я предлагаю вам комментировать вслух, т.е. называть те действия кошек, которые вы видите на экране.

2. Физминутка «Головой мы покиваем, носиками помотаем … ».

- Мы тоже можем выполнять различные действия. Давайте их покажем.

3. Упражнение «Вспомни слова»

- Какие слова, обозначающие действия, вы запомнили?

Дети смотрят,

вслух называют слова-действия.

Дети поют,

повторяют движения  разминки.

Называют слова.

VI.

Работа над новым материалом

1. Работа с учебником.

- Сели за парту правильно.

- В учебнике для нас приготовлено новое задание. Открыли учебник на странице 122, упражнение 1.

Читаем задание.

Ответ на вопрос: Кто как передвигается?

- Назовите одним словом все изображённые предметы.   (животные)

Медведь, заяц, рыба, птица, белка, змея. (Ходит, прыгает, плавает, летает, скачет, ползает)

- Что обозначают слова, которые мы подобрали и прочитали?

Ответ на вопрос: Кто как голос подаёт?

(Мяукает, лает, мычит, квакает, чирикает, хрюкает.)

- Что обозначают слова, которые мы подобрали и прочитали?

2. Работа в тетради.

На доске выставляется 2 карточки: «мяукает» и «светит».

- Прочитайте слова-действия на карточке и поставьте их

к тому предмету, который может выполнять это действие.    

- Запишите эти слова в тетрадь.

Один ученик читает.

Ответы  детей (по картинкам и читают слова, обозначающие действия).

Индивидуальная работа: Полина раскрашивает котёнка.

Читают слова на карточках. Вызванный к доске ученик ставит карточку к ранее записанному слову: Что? солнышко светит. Кто? Солнышко мяукает.

VII.

Закрепление изученного

1. Игровое упражнение «Слова назовём и сюрприз найдём»

- Сегодня на уроке мы услышали и узнали много слов, которые обозначают действие предметов. И если мы сможем их вспомнить и повторить, то нас ждёт сюрприз. Мы сможем сделать  шаг навстречу сюрпризу, если назовём слово, обозначающее действие. Начнём?

 (С каждым названным правильно словом, обозначающим действие, учитель и дети подходят к корзинке с угощением).

Хоровой ответ.

VIII.

Итог урока

1. Что понравилось на уроке?

2. Что запомнилось?

3. Какое задание было самым интересным (трудным)?

4. Какие слова мы научились находить?

IX.

Домашнее задание

Нарисовать картинку  «Что я делаю лучше всех».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета"

Конспект урока по предмету "Основы грамоты и письмо" . Тема: "Слова, обозначающие предмет и действия предмета" .Целью урока является формирование у учащихся умения определять слова, обозначающие предм...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Слова, которые обозначают названия действий предметов", 3 класс

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова, которые обозначают названия действий предметов"....

Урок в специальной школе 2 отделение. 5 класс. Предмет: Счёт. Тема: Составление арифметических задач на нахождение стоимости в пределах 20 тенге.

Урок в специальной школе 2 отделение (УУО). 5 класс. Предмет: Счёт. Тема: Составление  арифметических задач на нахождение стоимости  в пределах 20 тенге....

Рекомендации по инклюзивной работе с детьми с РАС на уроке в специальной школе

В связи с увеличением числа детей с РАС среди контингента обучающихся специальной школы особую актуальность приобретает проблема разработки методического инструментария в помощь учителю, реализующему ...