Статья "Использование современных технологий при работе с детьми с ОВЗ на уроках.
статья
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий при работе с детьми с ОВЗ на уроках.
Луценко Е.С.
ГБОУ школа № 432 Колпинского района
Санкт-Петербурга, Россия
В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы. Дети с ОВЗ—одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Ребенок с ОВЗ, как и нормальный ребёнок, растёт и развивается, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что вызывает сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормально развивающихся детей. При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Направление обучения такого рода должно быть направлено соответственно на преодоление дефектов развития. Решение этой проблемы на современном этапе предусматривает поиск новых методов и форм организации обучения, преимущественно эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы фактические возможности детей с особыми образовательными потребностями, условия текущей деятельности. Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе я использую такие технологии как:
-индивидуальный и дифференцированный подход
-игровая технология
-информационно-коммуникационная
-здоровьесберегающая
Индивидуальный и дифференцированный подход.
При выполнении заданий дети испытывают трудности, педагог должен работать с каждым ребенком и по мере необходимости должна быть оказана помощь в зависимости от возможностей детей. При применении данной технологии, обучающиеся делятся на группы. В зависимости от уровня развития каждой группе предъявляется свой разноуровневый дидактический материал и задания для выполнения, различающиеся по содержанию, объему, методам и приемам выполнения
Игровая технология
Игры, задания, занимательные упражнения, имея различную степень сложности, позволяют дифференцированно проводить коррекционные занятия, также снижают физические и психические перегрузки. Игровые упражнения способствуют активизации знаний, успешному усвоению обучающей программы. Игра создаёт возможность для практического использования обучающимися знаний, умений и навыков, полученных ранее. Особенно целесообразно использование игровых подготовительных упражнений на 1 этапе при коррекции звукопроизношения, формирования правильных навыков чтения и письма, а также предупреждения фонематической дислексии и акустико-артикуляционной дисграфии.
Это всем известные упражнения: «Лопатка», «Накажи язычок», «Комарики», «Чашечка», «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Останови лошадку», «Дразнилка», «Пчела», «Отгадай звук», «Сколько звуков в слове?».
Игры, которые используются на этапе восполнения пробелов фонематического восприятия и закрепления соотнесения звуков с буквами – это словесные игры: «Угадай где звук?», «Угадай букву», «Волшебный мешочек», «Загадки», «Что перепутал художник?», «Собери слово».
На каждом логопедическом занятии можно показывать свои знания «гостю»: Буратино, Читайке, Незнайке и т. д.
Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Занятия полезно начинать с разминки пальцев, языка, ритмических упражнений: пальчиковые рисунки, а также пальчиковые игры с речевым сопровождением, наряду с этим, эффективным коррекционным приемом стали подвижные игры с речевым сопровождением, в ходе которых у ребенка появлялась доверчивость, улыбчивость, желание общаться.
Информационно-коммуникационная технология
Эта технология - неотъемлемая часть работы учителя в условиях внедрения ФГОС. На занятиях используются различные виды информационных технологий: презентации, мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также на отдельных этапах работы. Наглядный материал для презентаций подбирается дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии. Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения учебного материала и забавные ведущие делают программы интересными, способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий. Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:
-компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;
-использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению речевой и познавательной активности; способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций; повышается самооценка ребенка .
Здоровьесберегающие технологии.
Приоритетная задача современного коррекционного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ. Главной целью этих технологий на логопедических занятиях является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья. При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка. Обучение ребёнка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе.
Здоровьесберегающая технология рассматривается как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной, зрительной и пальчиковой гимнастики, релаксации. Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой смены видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия. Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровья этих детей. В силу своего заболевания такие дети не всегда самостоятельно включаются в процесс выполнения каких-либо упражнений и заданий, их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно. Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально, адаптированные конкретному ребенку.
Таким образом, в результате применения данных видов технологий на логопедических занятиях у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция речевых нарушений и психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Список литературы
1.Ахутина Т.В .Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья.2002 №2
2.Лубовский,Т.В.Розанова,Л.И.Солнцева и др. Специальная психология:Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений-2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия»,2005
4.Баев Н.М. Играем на уроках русского языка.-М.,1989
5.Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.-М.:РПА,1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные технологии коррекционной работы с детьми с РАС и ТМНР»
Выступление на методическом объединении по плану подготовки к педагогическому совету...
Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения.В настоящее время современное общество ха...
Современные технологии в работе с детьми. Метод проектов. (изобразительное искусство)
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе соб...
«Современные технологии коррекционной работы с детьми РАС и ТМНР» (формирование жизненных компетенций)
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни....
«Современные педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС ООО»
Практический опыт...
Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий. Учитель использует для обучения детей с умственной отсталостью (и...
Современные технологии в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Использование современных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью играет важную роль. ИКТ помогает в реализации поставленных целей и задач и усвоении знаний....