РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.4.)
рабочая программа (6 класс)

Федулова Анна Александровна

Рабочая программа содержит раздел системы оценки достижения оучающихся с интеллектуальными нарушениями и НОДА планируемых результов. В качестве критериев оценки выступает степень самостоятельности при выполнении действия (представлена удобной таблицей). В рабочей программе представлены деясять предметных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6.4.docx72.52 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.4.)

6  класс

Составитель: учитель Федулова А.А.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел                                                                                          

1.1. Пояснительная записка

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы

1.3.Система оценки достижения обучающимися с НОДА  умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

2. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования базовых учебных действий

2.2. Программы учебных предметов

 

3.3. Организационный раздел

3.1. Учебный план    

3.2. Система условий реализации рабочей   программы

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основой для разработки рабочей программы являются следующие нормативно-

правовые документы:

· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

· Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

· Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.

· Адаптированная основная общеобразовательная программа образования ГКОУ ЦИО «Южный» обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)

· Локальные акты ГКОУ ЦИО «Южный».

Характеристика учащихся

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) имеют сочетанные  нарушения развития интеллекта, зрения,  слуха,,  расстройствами аутистического  спектра  и эмоционально-волевой  сферы,  выраженными  в  различной степени и вариации. Поскольку обучающийся с НОДА и умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) не обладает достаточными интеллектуальными возможностями для освоения АООП (вариант 1), они получают образование по АООП (варианту 2) образовательного учреждения, на основе которой разрабатывается рабочая программа и специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающие индивидуальные образовательные потребности учащегося.

Цель программы :   поэтапное  и планомерное  расширение  жизненного  опыта  и  повседневных  социальных  контактов  в доступных  для  каждого  ребенка  пределах.  В результате специальной работы ребёнок вводится а более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение, хотя бы кратковременно. Деятельностный и дифференцированный подход  персонифицируют образовательный процесс, позволяют учесть особые образовательные потребности каждого обучающегося.

Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционно-развивающей направленности  обучения.

Методы и формы обучения.

-обучение в сотрудничестве (групповая работа);

- социальной истории как метод визуальной поддержки;

-полисенсорный метод (многоканальность подачи информации);

-игровая технология (сюжетно-ролевые  игры, пальчиковые игры, сенсорные игры, театрализация);

-технология мастерских- организованное взаимодействие через эмоции и творчество;

- информационно-коммуникативные технологии (виртуальные экскурсии).

 -здоровьесберегающая технология (адекватность предъявляемых требований);

-метод персонификации- индивидуальный учет динамики социализации (адаптации).

Доступными  видами деятельности учащихся по программным предметам могут быть:

· предметно-практическая деятельность , в том числе трудовая деятельность;

· игровая деятельность;

· познавательная деятельность;

При изучении предметных тем используются:

· наглядные пособия (схематические рисунки, макеты, муляжи, плакаты);

· специальный дидактический материал  ( бизиборды, тактильно-развивающие комплексы) ;

· коррекционно-развивающие игры.

-музыкальные инструменты, не имеющие звукоряда;

-мультимедийные материалы.

Программа включает в себя следующие предметы:

- речь и альтернативная коммуникация;

- математические представления;

- окружающий природный мир;

- окружающий социальный мир;

- домоводство;

- музыка и движение;

- человек;

-адаптивная физкультура;

-изобразительная деятельность

-профильный труд

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися

В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП, которые  рассматриваются в варианте 6.4. как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:  

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Планируемые (ожидаемые ) результаты освоения программы предполагают, что обучающийся будет:

знать

-собственное имя и имена членов семьи (класса);

-социальные группы людей (взрослые-дети, мальчики-девочки) социально-значимые объекты;

-предметы быта (продукты, посуду, мебель, одежду и т.п);

-отдельных представителей животного и растительного мира;

-сенсорные  эталоны;

уметь

-использовать  вербальную/невербальную коммуникации для общения;

-адекватно реагировать на  режимные моменты (прием пищи, занятия, прогулка, сон, гигиенические процедуры и т.п.);

-выполнять доступные повторяющиеся бытовые инструкции;

-продуктивно взаимодействовать с взрослым;

-ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

-оставлять графический след на бумаге;

-частично себя обслуживать ;

-выполнять доступные контролируемые взрослым трудовые операции.

1.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью и НОДА планируемых результатов освоения рабочей  программы

Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимся СИПР, составленного  на основе рабочей программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:  

-что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,

-что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому предмету, включенному в СИПР обучающегося, а анализ результатов позволяет оценить динамику развития его жизненной компетенции.

Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

В качестве критериев оценки выступает степень самостоятельности при выполнении действий:

ШКАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка

Количество необходимой помощи

6

ПОМОЩИ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

Не требуется помощи, чтобы обучающийся начал, продолжил или завершил выполнение задачи (или конкретного этапа задачи, который вы оцениваете). Воспитанник последовательно выполняет задачу (или этап) самостоятельно.

5

МИНИМАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СЛОВАМИ ИЛИ ЖЕСТАМИ

Для того, чтобы обучающийся начал, продолжил или завершил выполнение задачи (или ее этапа) требуется 1 или 2 указания словами или жестами (от рекомендации начать выполнение задачи до словесной инструкции). Какой-либо физической помощи не требуется. Возможно использование визуальной инструкции.

4

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЛОВАМИ ИЛИ ЖЕСТАМИ

Более двух вербальных или невербальных (жестами) указаний, которые побуждают воспитанника начать, продолжить или выполнить задачу, но не руководят всеми его действиями на протяжении решения им задачи или ее конкретного этапа.

3

МИНИМАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Одно или два физических воздействий, которые побуждают обучающегося начать, продолжить или завершить выполнение задания, но не руководят всеми его действиями на протяжении решения им задачи или ее конкретного этапа.

2

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Больше,        чем        два        физических        воздействия,        которые        побуждают

обучающегося начать, продолжить или выполнить задание, но не руководят всеми его действиями на протяжении решения им задачи или ее конкретного этапа.

1

РУКОВОДСТВО

Физическое воздействие необходимо, чтобы Обучающийся выполнил всю задачу или тот ее этап, который вы оцениваете (рука в руке в течение всего оцениваемого действия).

0

НЕСПОСОБНОСТЬ или КОМАНДНАЯ РАБОТА

Обучающийся не может выполнить задачу (или конкретный ее этап, который вы оцениваете), поэтому оно должно быть завершено другим лицом. Или он выполняет задачу вместе с вами (часть действия выполняется полностью взрослым без участия  самого ребенка

2. Содержательный раздел

2.1.Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся  задачи ;

-формирование учебного поведения, умения выполнять задания в течение определенного периода времени, от начала до конца; умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием (действий) занятий.

2.2 Программа учебных предметов.

1. Речь и альтернативная коммуникация.

Цель обучения: Формирование навыков социального общения средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Задачи: Развить понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; использование индивидуальных коммуникативных карточек, таблиц  с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением;

узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Раздел

Темы,содержание

учебный период

Коммуникация

формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта по темам:

приветствие-прощание

благодарность

просьба

согласие-несогласие

1 триместр

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (жест, мимика, графическое изображение)

Понимание бытовых инструкций-действий по темам:

дай

возьми

сядь

иди

гулять

пить

есть

мыться

гулять

спать и другие

Понимание слов, обозначающие предметы по темам

-мебель

-посуда

одежда

-продукты

животные

растения

-транспорт

-город и другие

2-3 триместр

Глобальное чтение и письмо. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Обводка букв.

3 триместр

Материально-техническое оснащение учебного предмета включает:

графические средства для альтернативной коммуникации:   карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв,     сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; компьютерные программы ,аудио и видеоматериалы.

2.Математические представления

Цель обучения: Формирование доступных математический представлений (характеристик предметов и явлений).

Задачи предмета: Разить умение различать и сравнивать предметы по форме, цвету, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.; умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой; умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками.

Раздел

Темы, содержание

учебный период

Количественные представления.

Различение  множеств «один», «много».

1 триместр

Представления о величине, цвете

Сравнение предметов по длине.

Сравнение предметов по ширине.

Сравнение предметов по высоте.

Сравнение предметов по размеру.

Сравнение предметов по цвету.

1 триместр

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия

Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х частей.

Штриховка, обводка геометрической фигуры.

Рисование круга произвольной величины, линии точки.

2  триместр

Представление о времени

Различение времен года.

Сравнение людей по возрасту.

3 триместр

Пространственное представления

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе.

Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.

Составление предмета (изображения) из нескольких  частей.

3 триместр

Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х), рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

3. Окружающий природный мир

Цель предмета: Формирование интереса к объектам и явлениям неживой природы. Представления об объектах неживой природы (вода, огонь, лес, водоемы,)

Задачи: Развить представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; интерес к объектам живой природы; представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды,  «дикие» - «домашние» и др.). Сформировать опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; представления о течении времени: смена событий дня.

Раздел

Темы, содержание

учебный период

Растительный мир

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава), их примеры. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Узнавание (различение) фруктов, овощей. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека, уход за ними.

1 триместр

Животный мир

Знакомство со  строением домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Дикие-домашние животные. Детёныши животных. Знакомство со строением птицы, различение птиц. Насекомые, их дифференциация . Морские обитатели. Питомцы.

2 триместр

Временные представления

Соотнесение частей суток с видами деятельности

2  триместр

Представления о неживом мире

Дождь, снег, солнце, земля, вода. Правила безопасного поведения на воде.

3 триместр

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания; аудио- и видеоматериалы.

4. Человек

Цель предмета: Повышение уровня самостоятельности в самообслуживании.

Задачи: Уметь соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале, ориентироваться в частях собственного тела. Соотносить  себя с определенным полом. Развить способность осознавать и выражать свои интересы, желания, умение сообщать о своих потребностях и желаниях, умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета). Развить представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Раздел

Темы, содержание

учебный период

Представление о себе

Идентификация себя как мальчика (девочки ).Узнавание (различение) частей тела.

1 триместр

Прием пищи

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Продукты, которые едят руками. Еда ложкой. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

1 триместр

Одевание и раздевание

Узнавание (различение) предметов одежды. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки). Узнавание (различение) предметов обуви. Различение сезонной одежды.

2 триместр

Гигиена тела. Туалет

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. Расчесывание волос. Полоскание полости рта. Сообщение  о желании сходить в туалет.

2  триместр

Семья

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых

3 триместр

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты быта, карточки, аудио-видео материал.

5.  Окружающий социальный мир

Цель предмета: Развитие социальной адаптации.

Задачи; Познакомить с разнообразием  мира, созданном руками человека. Сформировать Интерес к объектам, созданным человеком, государственной символикой (флаг, герб, гимн). Сформировать представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т. д.) и профессиях (учитель, повар, врач, водитель и т. д.); правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. Научить использовать простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности, соблюдать традиции семейных праздников.

Раздел

Темы, содержание

учебный период

Школа. Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Различение  частей дома (стена, крыша, окно, дверь)

1 триместр

Предметы быта

Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет ), электробытовых приборов (телевизор, утюг)

1 триместр

Продукты питания

Узнавание различение напитков; продуктов мясных, молочных, мучных, кондитерских.

2 триместр

Город .Транспорт

Знание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер: видов городского транспорта. Москва- достопримечательностей столицы.

3  триместр

Страна. Традиции и обычаи

Символика страны. Традиции и обычаи в сказках народов России.

3 триместр

Материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и , аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей. рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал, мультимедийное оборудование.

6. Музыка и движение.

Цель предмета: Развитие интереса к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

Задачи: Формировать умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

Обучить доступным приемам игры на музыкальных инструментах, сопровождению мелодии игрой на музыкальных инструментах. Развить умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Поощрять стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

Раздел

Темы, содержание

учебный период

Слушание  песен

Узнавание  знакомой песни.

1 триместр

Слушание музыки

Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной  музыки.

1 триместр

Движение под музыку

Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба,  бег, прыжки, кружение. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы

2 триместр

Игра на музыкальных инструментах

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. . Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.

3 триместр

Музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.  На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Музыка» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) музыкальных инструментов, оркестров; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.; Музыкальные инструменты:, барабаны, бубны, маракасы, бубенцы, ложки, , палочки, трещетки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, компьютер,  Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов,  фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки.

7. Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Развитие интереса к доступным видам изобразительной деятельности.

Развить способность к самостоятельной изобразительной деятельности, положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

Создать возможность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

Раздел

Темы, содержание

учебный период

Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание инструментов-ножницы, клей. Аппликация из готовых шаблонов. Коллаж. Обрывная аппликация.

Объёмна аппликация из  бумажных трубочек. Работа с ножницами и клеем.

1-2 триместр

Лепка.

Размазывание пластилина на бумаге. Раскатывание пластилина в жгутик, шарик. Пластилиновая живопись, мозаика. ). Получение формы путем выдавливания формочкой.

2-3 триместр

Рисование.

Нетрадиционные техники и материалы для декоративного рисунка. Рисования с солью.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками

2-3 триместр

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и дрстеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; клей, бумага (цветная.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса) и др.

8.Адаптивная физкультура.

Цель предмета: Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (с использованием технических средств).

Задачи: Формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры, физическая подготовка, ходьба,  метание, освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

Раздел

Темы, содержание

Подвижные игры

Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».

Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий».

Знакомство с видами физической активности (спорта).

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Ловля и передача среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Метание в цель (на дальность). Перенос груза.

Пальчиковая гимнастика.

Материально-техническое оснащение учебного предмета: мячи разного размера, мягкие модули, маты, настольные игры, дидактические карточки с изображением спортивного инвентаря, видов спорта и активностей.

9.Домоводство

Цель предмета: Развитие хозяйственно-бытовых навыков самообслуживания.

Задачи: Использование предметов быта в соответствии с их функциональным назначением. Формирование бытовых навыков   при уборке помещения, уходе за одеждой, совершении покупок.

Раздел

Темы, содержание

учебный период

Уборка помещений и территории

Уборка бытового мусора. Вытирание стола. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.

1 триместр

Обращение с кухонным инвентарем

Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик,   разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка,  открывалка и др.). Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Различение бытовых приборов по назначению (чайник, холодильник). Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.

1 триместр

Приготовление пищи

Выбор продуктов для приготовления пищи. Приготовление бутерброда. Варка яйца. Приготовление фруктового салата.

2 триместр

Уход за вещами

Сортировка чистого и грязного белья. Ручная стирка. Машинная стирка.

2  триместр

Покупки

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Раскладывание продуктов в места хранения.

3 триместр

 

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает:

дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с изображения алгоритмов приготовления блюд, стирки белья, глажения белья ,уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.

10.Профильный труд

Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с к доступной трудовой деятельности.

Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям, нитями и бумагой.

Раздел

Темы, содержание

учебный период

Ткачество.

Виды тканей.

 Работа с нитями. Плетение на картоне.

1 триместр

Полиграфия

Изделия из бумаги и картона. Различение изделий из бумаги. Способы складывание буклета. Блокнот-технология изготовления. Папка-скоросшиватель: создание портфолио из творческих работ. Инструменты для работы с бумагой; степлер, дырокол.

2 триместр

Растениеводство

Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.

Рыхление почвы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей

3 триместр

Материально-техническое обеспечение образовательной области и предметов по труду включает: дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.); оборудование для полиграфии: бумага, дырокол, степлер; набор тканей и нитей.

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

Количество часов в неделю

Учебные предметы

учитель

логопед

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Обязательная часть

Речь и альтернативная коммуникация

2

Математические представления

2

Окружающий природный мир

2

Окружающий социальный мир

2

Человек

1

Домоводство

5

Музыка и движение

2

Изобразительная деятельность

3

Адаптивная физическая культура

3

Профильный труд

2

Итого

24

3.2. Система условий реализации рабочей   программы

Материально-технические условия

Особенности восприятия детей с ТМНР диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала, для размещения которого в поле зрения обучающихся необходимы специально оборудованные места: ковролиновые и/или магнитные доски, фланелеграфы и др.

Содержание образования детей с ТМНР включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся в соответствующих помещениях.

Успешному образованию ребенка с ТМНР во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистивные и вспомогательные технологии.

К ассистивным технологиям относятся:

– индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.);

– подъемники;

– приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;

Особые образовательные потребности детей с ТМНР вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области «Язык» предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться:

– специально подобранные предметы,

– графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

Освоение содержательной области «Математические представления» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде:

– предметов различной формы, величины, цвета,

– изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

– оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения и другие объекты на прилегающей к образовательной организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт детей с ТМНР. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования детей с ТМНР в областях «Изобразительная деятельность» и «Профильный труд». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий изобразительной деятельностью необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.).

На занятиях музыкой важно обеспечить обучающимся с ТМНР использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), оснащение учебных помещений воспроизводящим оборудованием.

Содержательная область «Адаптивная физическая культура» должна обеспечивать обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА). Английский язык (Spotlight 6)

Данная рабочая программа адаптирована для обучающегося на дому с нарушениями опорно-двигательного аппарата с сохранным интеллектом; поражения опорно-двигательного аппарата не затрагивают речевую и инт...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся 5-9 классов является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществл...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, ...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...

Рабочая программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 2023-2024 учебный год

АФК рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на восстановление, укрепление здоровья и наиболее полную реализацию физ...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

   Внеурочная деятельность «Речевая практика» позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое з...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (вариант 9.1) 5-9 классов

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) и умственной отсталостью для 5-9 классов является его коммуникатив...