Конспект урока русского языка
методическая разработка
Урок разработан для учеников 2 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе с созданием условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих легкие интеллектуальные нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboznachenie_myagkosti_soglasnyh_zvukov_myagkim_znakom.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для 2 «в» класса
Тема: Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
Цель урока: закрепить умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать функцию словообразования.
- Расширять и обогащать словарь учеников.
- Развивать зрительное внимание и память.
Оборудование :картинки с изображением грустного и весёлого мягкого знака, буквы из разрезной азбуки, мяч, тетради, ручки, синий и зелёный карандаши, картинки с изображением «хор –хорь, угол – уголь, шест - шесть», карточки с началом и концом слова, паровозик.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1.Организационый момент. 2.Сообщение темы занятия. 3.Основная часть. Физминутка 3.Закрепление материала 4.Подведение итогов | -Здравствуйте, ребята. -Первым сядет тот, чье имя начинается со звука [ в]. -Теперь сядет тот, чье имя начинается со звука [ и]. -Лиза, с какого звука начинается твое имя? -Хорошо. Начинаем наш урок. -Ребята, посмотрите, к нам в гости кто-то пришёл. Кто это? -Почему он такой грустный, как вы думаете? -Действительно, он рассказал мне, что его обидели дети из другой школы. Они сказали, что он в русском языке совсем не нужен. -Давайте попробуем развеселить его и докажем, что без мягкого знака нам не обойтись. -Перед вами лежат буквы. Составьте из них слово. Что получилось? -Молодцы. Назовите согласный, который стоит после гласного [ у ]. -Уберите мягкий знак в слове, что получилось? -В слове гусь звук [ сь] твердый или мягкий? -А во втором слове? -Какой вывод можно сделать? Мягкий знак помогает согласному звуку, стоящему перед ним, стать мягким. Верно? -Ребята, кто такой гусь? -Правильно. А кто такой гус? -Видите, как изменилось слово без мягкого знака. Мы даже не можем назвать смысл. -Нужен ли нам мягкий знак в словах? -Откройте свои тетради, посмотрите, у вас записаны слова. Ваша задача - рядом написать слово, отличающееся только мягким знаком на конце слова. -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Давайте проверять. Первая пара слов, Игорь? -Хорошо.Придумайте предложение со словом был. -Кто из вас знает, что такое быль? -Быль – это то, что было в прошлом. Обратите внимание, слова отличаются друг от друга только мягким знаком, а значение слов изменилось. Мы ещё раз убедились в важности мягкого знака. -В первой или второй колонке находятся слова с мягким согласным на конце слова ? -Что делает эти согласные мягкими? -Хорошо. Все правильно изменили слова? Возьмите простой карандаш и поставьте друг другу оценку. -А теперь возьмите синий и зеленый карандаши и подчеркните твердые согласные в первом столбике синим цветом, а мягкие согласные во втором столбике – зеленым. -Встаньте у своих парт. Будьте внимательны. Я бросаю кому-то из вас мяч и называю слово во множественном числе, вы возвращаете мяч назад и называете это же слово в единственном числе. -кони -степи -голуби -двери -лебеди -медведи -журавли -караси -Все хорошо отдохнули. Садитесь. Посмотрите на доску. С левой стороны доски расположены карточки с началом слова, а с правой – конец слова. Ваша задача - найти две части одного слова. -Откройте учебники на странице 19, упражнение. Игорь, что надо сделать в этом упражнении? -Лиза, назови первую пару слов. -В каком из этих слов последний согласный звук произносится твердо, а в каком – мягко? -Что делает мягким согласный [рь]? -Запишите эти пары слов в тетради. Мягкий согласный выделите зелёным цветом. -Внимание, я называю слово с мягким согласным на конце, а вы в ответ называете слово с твердым согласным. - В норке спрятался хорь. -На сцене поет …. -Машина везет уголь. -В комнате есть …. -Ученик пишет цифру шесть. -У гимнаста есть …. -В лесу растет ель. -Мальчик кашу …. -Молодцы. Ребята, вспомните все слова с мягким знаком, которые мы Произносили на уроке. -Чтобы наш гость не грустил, сейчас все слова мы попытаемся посадить в поезд по вагончикам. В первом вагончике поедут слова с одним слогом, во втором – с двумя слогами, в третьем – с тремя. Задание понятно? -Итак, скажите пожалуйста, нужен ли мягкий знак в русском языке? -Посмотрите, наш гость стал весёлым. -Доказали мы, что мягкий знак имеет большое значение в русском языке? -Наш урок окончен. За раоту на уроке все получают 5. Можете быть свободны. | -Здравствуйте, Ольга Валерьевна. -Владимир. -Игорь. -Это мягкий знак. -Его кто-то обидел. Ученики соглашаются с учителем. -Гусь. Дети произносят звук [ сь ]. -гус. -Звук [с ь] мягкий . -Звук [с ] твердый. -Да. -Гусь –это птица. -Мы не знаем. -Да, нужен. Дети выполняют задание. -Был – быль. -Я был в школе. Ученики затрудняются ответить. - Во второй колонке. -Эти согласные делает мягкими мягкий знак. Ученики оценивают друг друга и обмениваются тетрадями. Ученики выполняют задание. -конь -степь -голубь -дверь -лебедь -медведь -журавль -карась Ребята по очереди выходят к доске, составляют слова, подчеркивают мягкий знак и согласную перед ним зелёным цветом, обьясняя, что мягкий знак смягчает в этих словах согласную перед ним. При затруднении учитель помогает ученикам. -Необходимо записать парами выделенные слова. -Жар – жарь. -В первом слове [р ] произносится твердо, а во втором мягко. -Мягкий знак. Дети выполняют задание, затем совместная проверка. -хор -угол -шест. -ел Ученики называют слова. Ребята называют по одному слову, определяют количество слогов и записывают это слово под нужным вагончиком. -Да, нужен. -Да. Ученики уходят на перемену. | Ученики, назвав свои имена садятся на свои места. Учитель показывает картинку с изоражением мягкого знака. Приложение 1. Приложение 2. В тетради: Был – Стал – Кон – Плакат – Цел – Пример – Аналогичная работа проводится с остальными словами. Приложение 3. На доске: Школь чик Крыль мо Силь мой Боль ник Паль цо Пись ный По аналогии разбираются другие пары слов. Учитель выставляет на фланелеграфе картинку с изображение. Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...