Этапы логопедической помощи в классе "Особый ребенок"
статья

Бойкова Ольга Валерьевна

Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Речевые нарушения встречаются практически при всех видах отклонений в развитии детей и требуют особой системы коррекционно-воспитательного воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_logopedicheskoy_pomoshchi.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КЛАССЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК».

     Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий познавать окружающий мир ... (И.П. Павлов). Особенно важным для познания окружающего мира является то, чтобы речь была достаточно развита, сформирована.

Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Речевые нарушения встречаются практически при всех видах отклонений в развитии детей и требуют особой системы коррекционно-воспитательного воздействия. Каждый из видов нарушений развития глубоко проанализирован в специальной литературе (Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, С.С. Ляпидевский, С.С. Рубинштейн, В.И. Селиверстов и многие другие).

Речь у детей класса «Особый ребенок» формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова к 5-6 годам. Обычно, эти дети понимают обращенную к ним речь, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдаются дефекты звукопроизношения, которые чаще всего носят полиморфный характер.

У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.

Так как у детей класса «Особый ребенок» имеются речевые нарушения, им необходима логопедическая помощь. Первые две недели сентября логопед проводит обследование ребенка с целью выяснения сформированности всех сторон речи. Когда определен логопедический диагноз, написано индивидуальное планирование занятий (в классе «Особый ребенок» наиболее эффективной является индивидуальная форма проведения занятия), начинается работа логопеда, направленная на достижение поставленных им задач.

Работу надо начинать с тренировки дыхания, так как у неговорящих детей речевой выдох очень укорочен. На занятиях, в игровой форме, ребенку можно предложить подуть на перышко, ватку; дуть на «веселый ветерок» (вертушка), на воду, чтобы поплыла лодочка; дуть в свисток, дудочку, губную гармошку, чтобы извлечь звук, надувать воздушные шарики, мыльные пузыри. Обучение ребенка по артикуляции узнавать гласный звук и длительно произносить его также способствует развитию голоса и выдоха: «Сейчас открою широко рот и спою песенку - а-а-а. Я делаю губы круглыми и пою о-о-о. А теперь губы вытягиваю трубочкой и пою песенку у-у-у. Давай споем эти песенки вместе». Когда ребенок запомнил артикуляцию гласных, логопед может беззвучно ее показывать, а ребенок пропевает гласные. Как показывает практика, иногда даже гласные звуки оказываются не все сохранными. Поэтому при развитии речевого выдоха рекомендуется использовать только те звуки, которые ребенок произносит четко. Для лучшего запоминания артикуляции гласных, кроме собственного показа артикуляции, логопед может использовать схемы: а - большой кружок, о - овал, у - маленький кружок, а чтобы ребенку было интересно эти схемы могут являться ртом (губами) какого-либо сказочного персонажа.

Работа по постановке правильной артикуляции согласных должны предшествовать упражнения по развитию подвижности языка и губ, например, можно использовать систему упражнений для языка и губ, которую предлагает Н.В. Новоторцева: «птенчики» - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости; «лопатка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе; «чашечка» - рот широко открыт, передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов; «иголочка» - рот открыт, узкий язык выдвинут вперед; «змейка» - рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта; «улыбка» - удерживать губы в улыбке, зубы не видны; «хоботок» -вытягивание губ вперед длинной трубочкой; и так далее. Все упражнения рекомендуется проводить перед зеркалом, но учитывая индивидуальные особенности этих детей (в некоторых случаях была отмечена боязнь зеркала) работу с зеркалом надо начинать осторожно, наблюдая за реакцией ребенка. Если логопед замечает, что ребенок чувствует себя некомфортно перед зеркалом для показа артикуляции можно изготовить муляжи, на которых будет видно положение языка, губ. Обязательным при работе по развитию подвижности языка и губ является дозированность упражнений, предложенных Н.В. Новоторцевой, так как необходимо учитывать высокую утомляемость этих детей. Тренировку в произнесении согласных лучшее проводить, связав звук с определенным образом: з-з-з - пищит комар, ш-ш-ш - шипит змея, с-с-с - льется вода, ф-ф-ф - фырчит ежик, в-в-в - летит самолет, п-п-п - едет поезд и тому подобное. Конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый из них с соответствующей картинкой.

Работу над постановкой определенного звука надо начинать только после того, как у ребенка уже есть устойчивое внимание, когда ребенок относительно организован и усидчив.

По словам И.П. Павлова «... речь возникает по подражанию речи окружающих...», для того, чтобы ребенок научился понимать обращенную речь, нужно как можно чаще называть интересующие его предметы, оречевлять все, что его окружает.

Познания детей первого класса «Особый ребенок» об окружающем мире невелики, поэтому необходимо расширять и обогащать его словарный запас. На начальном этапе необходимо, чтобы ребенок усвоил названия частей тела; понимал обобщающие слова: игрушки, посуда, овощи, фрукты. Каждое слово логопеда должно подкрепляться не картинкой, а предметом. Чем интереснее для него предмет, чем ближе и всестороннее для него он сможет познакомиться с ним, тем скорее он соотнесет словесное обозначение с реальной вещью или действием. Поэтому ребенку необходимо не просто показать предмет, а дать потрогать, ощупать, совершить с ним определенные

манипуляции. С помощью этого приема ребенок научится не просто узнавать, но и называть предметы, а затем сможет строить простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, чрезвычайно узкий круг знаний, отсутствие интереса к окружающему - все это замедляет развитие речи. Поэтому организовать занятие с ребенком нужно так, чтобы он был вынужден попросить или сказать что-либо. Например, предложить ребенку раскрасить какой-нибудь предмет, но не положить на стол карандаш. Ребенок будет вынужден попросить его.

И только тогда, когда дети уже знакомы с определенным количеством предметов, у них есть представления об окружающем мире, предметы на занятиях можно заменить картинками. Все больше внимания на занятиях следует уделять обобщающим словам, необходимо вводить  в речь детей и следить за правильностью их употребления.

Постепенно логопед может приступать к работе с простыми сюжетными картинками. Детальный разбор картинки необходимо проводить при помощи вопросов логопеда. Вопросы должны быть ясными и короткими. Если ребенок не умеет говорить, то он показывает на предметы, изображенные на картинке, внимательно слушает объяснения логопеда. Как показывает практика нельзя просто убрать предметы и заменить их картинками, этот этап необходимо обыграть. Будет лучше, если первые картинки будут являться копией предметов, которые использовались ранее на занятиях. После того, как ребенок успешно освоил работу по одной картинке, можно начинать занятия с серией картинок, связанных между собой простым содержанием (3-4 картинки). Логопед помогает ребенку разложить картинки в нужной последовательности, детально разобрав все изображенные предметы и персонажи. Но на начальных этапах, составление рассказа будет являться непосильным для ребенка заданием. Поэтому работа над составлением рассказа должна быть систематической.

Занимаясь с ребенком развитием речи необходимо помнить о том, что на первых порах дети класса «Особый ребенок» чаще всего только понимают

обращенную речь. Говорить такие дети начинают поздно. Но регулярные занятия, а так же совместная работа логопеда, учителя, родителей приведет к тому моменту, когда ребенок произнесет отдельное слово, затем короткую фразу, а в дальнейшем он сможет общаться.

Список литературы

1. Беккер К.П., Гебельт X. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении. //Дефектология - 1969 - №5.

2. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. /Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. МЛ 968.

3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи. Ярославль, 1996.

4. Рубинштейн С.С. Психология умственно отсталых школьников. М, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида

Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или кл...

Логопедическая помощь детям раннего возраста

    В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами, особенно это проявляется у детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому важно выявить неблагополучно...

Организация работы с учащимися, нуждающимися в логопедической помощи

В статье описывается работа школьного логопункта и система работы с родителями детей-логопатов...

Представление опыта работы на тему «Использование игрового материала «Замок звуков и букв» для логопедической помощи школьникам с нарушениями звукопроизношения, чтения и письма»

Оригинальная серия  практических упражнений и дидактических игр, игр-соревнований, игровых заданий являются еще одной попыткой решения задач своевременной логопедической помощи школьникам с наруш...

"Обучение чтению на начальном этапе" (в помощь молодому учителю)

Методические рекомендации «Обучение учащихся начальной школы чтению на немецком языке» составлены в помощь молодому учителю, начинающему работать в средней школе.  При составлении рекомендаций бы...

Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников

Письмо – одна из сложных форм речевой деятельности. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Несформированность правильного звукопроизношения, в...