Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
статья

Письмо – одна из сложных форм речевой деятельности. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Несформированность правильного звукопроизношения, высших психических функций, пространственного восприятия может вызвать нарушение процесса овладения письмом – «дисграфию». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_printsipy.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы

по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших

школьников

Проблема коррекции различных форм дисграфии была освещена многими авторами, так Л.Г. Парамонова, Е.В. Мазанова, И.Н. Садовникова разработали программы по преодолению артикуляторно-акустической, акустической, аграмматической и оптической дисграфии. В основном в методиках по преодолению дисграфии внимание уделяется коррекции нарушений устной речи обучающихся.

Садовникова И.Н. утверждает, что для преодоления дисграфии используются различные виды письма, а на подготовительном этапе коррекционная работа должна начинаться с развития пространственно-временных представлений, и на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях [3].

Мазанова Е.В. Разработала комплекты пособий для проведения эффективной работы по преодолению различных видов дисграфии, в том числе и оптической [2].

В связи с этим, логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников основывается на следующих принципах:

  • патогенетический принцип, в данном случае учитывается механизм нарушений и какова причина их возникновения;
  • принцип комплексности, при коррекции дисграфии, необходимо корригировать все речевые нарушения, как устной, так и письменной речи в комплексе;
  • принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому): необходимо постепенно вводить новые задания, при этом на знакомом уже материале, также педагогу необходимо осуществлять помощь ребёнку с нарушениями;
  • принцип системности: коррекционная работа по преодолению дисграфии должна осуществляться с использованием различных методов, которые выбираются общей целью, задачами логопедической работы и его местом в общей системе коррекционного процесса;
  • принцип деятельности, навык письма предполагает большое количество операций, автоматизируя данный навык создается целостность данной деятельности;
  • принцип         поэтапного         формирования         умственных действий: постепенно материал должен усложняться или должен меняться характер задания [1].

        Задачами         логопедической         работы        по         преодолению         оптико-

пространственной дисграфии у младших школьников являются:

  • развитие мелкой моторики,
  • развитие правильного звукопроизношения.
  • развитие фонематического слуха и восприятия,
  • формирование звукового анализа слова,
  • развитие пространственного гнозиса,
  • коррекция нарушений письма.

Решение всех этих задач в совокупности с развитием высших психических функций, прежде всего, восприятия, внимания и мышления, поможет сформировать базу для успешной коррекции оптико-пространственной дисграфии у обучающихся.  

Е.В. Мазанова считает, что при преодолении оптико-пространственной дисграфии у ребёнка необходимо:

  1. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
  2. Формирование и развитие зрительного восприятия.
  3. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  4. Развитие зрительно моторной координации.
  5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
  6. Дифференциация смешиваемых по оптическим признакам букв.

Мазанова Е.В. отмечает, что для проведения эффективной коррекционной работы с младшими школьниками по преодолению дисграфии логопеду важно обратить внимание на раннее начало коррекционной работы, комплексность всех мероприятия, направленных главным образом, на преодоление специфических ошибок на письме, активное подключение родителей к помощи в выполнении домашних

заданий [2].

Также Мазанова Е.В. предлагает 4 этапа коррекционной работы по устранению оптической дисграфии:  

Первый этап – организация своевременного обследования, анализ результатов и планирование дальнейшей коррекционной работы.

Второй этап – подготовительный, предполагает развитие у детей зрительного и пространственного восприятия, анализа и синтеза, уточнение и расширение объема зрительной памяти, коррекцию речевых нарушений, а также развитие зрительно-моторной координации.

Третий этап – самый длительный и важный этап, предполагает соотнесение звука с его графическим изображением на письме, автоматизация и дифференциация смешиваемых, с одинаковыми элементами букв.

Четвертый этап – заключительный, цель данного этапа закрепить полученные навыки и перенести полученные знания на другие виды работ.

Классические подходы к коррекции нарушений письменной речи изучали также Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова.  

А.В. Ястребова предлагает 3 этапа работы по преодолению нарушений письменной речи:  

Первый этап – коррекция и совершенствование звуковой стороны речи. Предполагает формирование звукового анализа и синтеза слова на основе

развития         фонематических         процессов,         коррекции         нарушений

звукопроизношения.

Второй этап – преодоление несовершенств лексико-грамматического строя речи: уточнение и обогащение словарного запаса, работа над словоизменением и словообразованием, использование предлогов, развитие навыков построения предложений.

Третий этап – преодоление недостатков связной речи. На данном этапе осуществляется работа по развитию навыков построения связного текста, овладение диалогической и монологической речи.

И.Н. Садовникова предлагает начать коррекционную работу с развития пространственных и временных представлений, а затем уже переходить к устранению нарушений письма.

Развитие пространственных представлений должно проводится в следующих направлениях:  

  • умение ориентироваться в схеме собственного тела;
  • восприятие пространственных признаков предметов;
  • ориентировка в окружающем пространстве;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  • понимание логико-грамматических конструкций.

При проведении коррекционной работы при оптико-пространственной дисграфии большое внимание уделяется развитию пространственного гнозиса, развитию общей и мелкой моторики, развитию внимания, мышления, памяти, нормализации всех факторов, которые влияют на совершенствование письменной речи обучающихся.

Литература:

  1. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1969. – 214 с.
  2. Мазанова, Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5 / Е. В. Мазанова. – Москва: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 72 с.
  3. Селиверстова, Е. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Е. И. Селиверстова. – Москва: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми, имеющими нарушения речи состоит в том, что:во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерн...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были исп...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной.  При разработке программы были испол...