Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников
статья
Письмо – одна из сложных форм речевой деятельности. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Несформированность правильного звукопроизношения, высших психических функций, пространственного восприятия может вызвать нарушение процесса овладения письмом – «дисграфию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы
по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших
школьников
Проблема коррекции различных форм дисграфии была освещена многими авторами, так Л.Г. Парамонова, Е.В. Мазанова, И.Н. Садовникова разработали программы по преодолению артикуляторно-акустической, акустической, аграмматической и оптической дисграфии. В основном в методиках по преодолению дисграфии внимание уделяется коррекции нарушений устной речи обучающихся.
Садовникова И.Н. утверждает, что для преодоления дисграфии используются различные виды письма, а на подготовительном этапе коррекционная работа должна начинаться с развития пространственно-временных представлений, и на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях [3].
Мазанова Е.В. Разработала комплекты пособий для проведения эффективной работы по преодолению различных видов дисграфии, в том числе и оптической [2].
В связи с этим, логопедическая работа по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников основывается на следующих принципах:
- патогенетический принцип, в данном случае учитывается механизм нарушений и какова причина их возникновения;
- принцип комплексности, при коррекции дисграфии, необходимо корригировать все речевые нарушения, как устной, так и письменной речи в комплексе;
- принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому): необходимо постепенно вводить новые задания, при этом на знакомом уже материале, также педагогу необходимо осуществлять помощь ребёнку с нарушениями;
- принцип системности: коррекционная работа по преодолению дисграфии должна осуществляться с использованием различных методов, которые выбираются общей целью, задачами логопедической работы и его местом в общей системе коррекционного процесса;
- принцип деятельности, навык письма предполагает большое количество операций, автоматизируя данный навык создается целостность данной деятельности;
- принцип поэтапного формирования умственных действий: постепенно материал должен усложняться или должен меняться характер задания [1].
Задачами логопедической работы по преодолению оптико-
пространственной дисграфии у младших школьников являются:
- развитие мелкой моторики,
- развитие правильного звукопроизношения.
- развитие фонематического слуха и восприятия,
- формирование звукового анализа слова,
- развитие пространственного гнозиса,
- коррекция нарушений письма.
Решение всех этих задач в совокупности с развитием высших психических функций, прежде всего, восприятия, внимания и мышления, поможет сформировать базу для успешной коррекции оптико-пространственной дисграфии у обучающихся.
Е.В. Мазанова считает, что при преодолении оптико-пространственной дисграфии у ребёнка необходимо:
- Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- Формирование и развитие зрительного восприятия.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Развитие зрительно моторной координации.
- Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
- Дифференциация смешиваемых по оптическим признакам букв.
Мазанова Е.В. отмечает, что для проведения эффективной коррекционной работы с младшими школьниками по преодолению дисграфии логопеду важно обратить внимание на раннее начало коррекционной работы, комплексность всех мероприятия, направленных главным образом, на преодоление специфических ошибок на письме, активное подключение родителей к помощи в выполнении домашних
заданий [2].
Также Мазанова Е.В. предлагает 4 этапа коррекционной работы по устранению оптической дисграфии:
Первый этап – организация своевременного обследования, анализ результатов и планирование дальнейшей коррекционной работы.
Второй этап – подготовительный, предполагает развитие у детей зрительного и пространственного восприятия, анализа и синтеза, уточнение и расширение объема зрительной памяти, коррекцию речевых нарушений, а также развитие зрительно-моторной координации.
Третий этап – самый длительный и важный этап, предполагает соотнесение звука с его графическим изображением на письме, автоматизация и дифференциация смешиваемых, с одинаковыми элементами букв.
Четвертый этап – заключительный, цель данного этапа закрепить полученные навыки и перенести полученные знания на другие виды работ.
Классические подходы к коррекции нарушений письменной речи изучали также Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.В. Ястребова.
А.В. Ястребова предлагает 3 этапа работы по преодолению нарушений письменной речи:
Первый этап – коррекция и совершенствование звуковой стороны речи. Предполагает формирование звукового анализа и синтеза слова на основе
развития фонематических процессов, коррекции нарушений
звукопроизношения.
Второй этап – преодоление несовершенств лексико-грамматического строя речи: уточнение и обогащение словарного запаса, работа над словоизменением и словообразованием, использование предлогов, развитие навыков построения предложений.
Третий этап – преодоление недостатков связной речи. На данном этапе осуществляется работа по развитию навыков построения связного текста, овладение диалогической и монологической речи.
И.Н. Садовникова предлагает начать коррекционную работу с развития пространственных и временных представлений, а затем уже переходить к устранению нарушений письма.
Развитие пространственных представлений должно проводится в следующих направлениях:
- умение ориентироваться в схеме собственного тела;
- восприятие пространственных признаков предметов;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- понимание логико-грамматических конструкций.
При проведении коррекционной работы при оптико-пространственной дисграфии большое внимание уделяется развитию пространственного гнозиса, развитию общей и мелкой моторики, развитию внимания, мышления, памяти, нормализации всех факторов, которые влияют на совершенствование письменной речи обучающихся.
Литература:
- Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1969. – 214 с.
- Мазанова, Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5 / Е. В. Мазанова. – Москва: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 72 с.
- Селиверстова, Е. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Е. И. Селиверстова. – Москва: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "О некоторых видах логопедической работы, используемых при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
Статья из опыта работы по коррекции смешанной дисграфии...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми, имеющими нарушения речи состоит в том, что:во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерн...
«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников»
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были исп...
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной. При разработке программы были испол...
Логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Особенности школьников с ДЦП, организация логопедической работы с ними....