Представление опыта работы на тему «Использование игрового материала «Замок звуков и букв» для логопедической помощи школьникам с нарушениями звукопроизношения, чтения и письма»
статья на тему
Оригинальная серия практических упражнений и дидактических игр, игр-соревнований, игровых заданий являются еще одной попыткой решения задач своевременной логопедической помощи школьникам с нарушениями письменной речи в рамках системного подхода к изучению и устранению различных речевых нарушений. «Шпаргалка» для развития фонематического восприятия звуков русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи
Исхакова Л.С.,
учитель – логопед I категории
МБОУ СОШ №1 им. М.П. Кочнева
г. Нерюнгри РС(Я)
Представление опыта работы на тему «Использование игрового материала «Замок звуков и букв» для логопедической помощи школьникам с нарушениями звукопроизношения, чтения и письма»
В каждом классе общеобразовательной школы встречаются первоклассники со школьной тревожностью. Порог школы переступили дети 6,5 лет. Они осторожны во всем: не всегда уверены в правильности своих действий, так как не хватает чувства ответственности. Чтобы эти дети не превратились в «проблемные» школьники, чтобы у них сложилась « школьная жизнь», не отвлекаясь на неудачи из-за низкой мотивации к получению знаний, нужно направить их двигательную активность на снятие психического напряжения – создавать игровые ситуации на всех этапах занятия. Оригинальная серия практических упражнений и дидактических игр, игр-соревнований, игровых заданий являются еще одной попыткой решения задач своевременной логопедической помощи школьникам с нарушениями письменной речи в рамках системного подхода к изучению и устранению различных речевых нарушений. Широкая распространенность и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей (новые формы и методы обучения) преодоления этого речевого дефекта одной из значимых задач логопедического воздействия.
Включить «несозревшего» ребенка в учебный процесс через игровую деятельность, увидеть результаты своей деятельности в процессе игры и уметь общаться со сверстниками, сотрудничать с взрослыми: учителем-логопедом, учителем, родителями – актуальный вопрос на сегодняшний день.
В ходе коррекционной работы преодолеть трудности нарушений звукопроизношения, чтения, письма (формирование языкового анализа синтеза) и придать привлекательность занятиям помогают веселые «человечки» из «Замка звуков и букв» и кубики (информационные, слоговые). От занятия к занятию работа над звуком с соотнесенной буквой, слогом в ситуации игрового общения повышается степень заинтересованности ребенка, заряжает его на новые поиски.
Применение опор при изучении слов в виде «человечков» и кубиков развивает у первоклассников познавательную и речевую активность. Они начинают осознавать, вслушиваться, узнавать, потрогать, выделять и различать составные элементы слова.
При работе с кубиками дети знакомятся буквами, обозначающими гласные звуки (гласные первого и второго ряда), затем согласные (парные и непарные; свистящие и шипящие; сонорные; звонкие и глухие; твердые и мягкие; взрывные и фрикативные). Ученикам предлагаются наиболее часто встречающиеся слоги в словах прямой структуры (СГ). На плоскостях слоговых кубиков даны образцы только строчных букв, поэтому приходится исключить из практики работы с ними составление предложений, которые начинаются с заглавной (большой) буквы, имен существительных (собственных). То же самое и с «человечками». На информационных кубиках даются буквы строчные (маленькие) и заглавные (большие) – (печатные и прописные) для зрительного запоминания, но не для практической деятельности.
В процессе работы над звуко-слоговым анализом слов кубики и «человечки» могут быть использованы как при самостоятельной, так и при коллективной работе учащихся на занятиях, а так же при проведении различных игровых заданий. Помогут следующие приемы:
- подбор слов, в состав которых входят те или иные буквы и слоги;
- чтение слогов на кубиках (при знакомстве с новым звуком и буквой);
- составление слогов («человечки» ходят в гости к друзьям, образовывая прямые и закрытые слоги), слов (при составлении слов ученик должен пользоваться уже готовыми слоговыми моделями, помещенными на плоскостях кубиков);
- составление слов по схемам. «Шпаргалкой» в данном задании является звуко-буквенная (З-Б) лента, которая прикреплена над доской с первых же дней учебного года.
Условные обозначения:
- твердые звуки – синий цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке;
- мягкие звуки - зеленый цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке;
- гласные 1,2 ряда – красный цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке,, йотированные гласные – из двух цветов: зеленый и красный;
- звонкие звуки – « колокольчики» - (на З-Б ленте, на шляпах «человечков», на информационных кубиках, на «сигнальной» карточке;
- глухие звуки – «наушники» (на информационных кубиках, на «сигнальной» карточке, на шляпах «человечков», на «сигнальной» карточке;
- интонированные звуки – рисунок нотного знака на нотном стане - гласные звуки 1го ряда А, О,У, Ы, Э и звук «И» 2 го ряда - «поются», согласные звуки Л, М, Н, Р, В, Ж, З, Ф, Ш, С, Х, Щ;
- неинтонированные звуки - рисунок «вспышки» света – гласные 2 го ряда Я, Е, Ю, Е и согласные звуки Й, Б, Г, Д, П, К, Т, Ц, Ч - «мгновенно произносятся».
Опыт показывает, что опора на слоги, а не на отдельные буквы при работе с кубиками быстрее формирует у учащегося навык слогового чтения, в полной мере осуществляя самостоятельную аналитико-синтетическую деятельность ребенка.
Например:
СОК КА – ША СО – РО – КА КО – РО - ЛИ
____ ___/____ ___/____/____ ____/____/___
скс ск ск ск ск ск ск ск зк
МЯЧ БА - НЯ КА – ЛИ – НА СНЕГ
____ ___/___ ___/____/____ _____
зкз ск зк ск зк ск сзкс
ЯМА СИ – ЛА РЕ – БУ - СЫ ЗВОН
_____ ___/___ ___/____/____ _____
кск зк ск зк ск ск сскс
ДЯ – ДЯ ДЕ – РЕ – ВО
___/____ ___/____/____
зк зк зк зк ск
Организация коррегирующего обучения парами и общение учащихся в подгруппах эффективно воздействуют при проведении игр-соревнований на успешное решение учебных и коррекционных задач с целью подготовки детей с речевыми нарушениями к овладению навыками чтения и письма.
Предлагаемый игровой материал удобен для установления связи логопедических занятий с уроками обучения грамоте, т.к. не утомляет учащихся однообразием и монотонностью и применяемы на всех этапах урока (для учителя), занятия (для учителя-логопеда). Основная работа направлена на развитие фонематического восприятия, на выделение гласных и согласных звуков в слове, на состав и ритмический рисунок слова (звук, буквы, слоги), на слогообразующую роль гласных 1,2 ряда (твердость и мягкость в слоговой структуре СГ).
Новая методика требует колоссальной оснащенности учебного процесса. В игру входят:
1. 33 информационных кубиков (по алфавиту). Каждый кубик содержит информацию на каждый звук и букву: картинная азбука, где соответствующий звук в начале слова или под ударением (согласные – схема твердости мягкости, звонкости и глухости, парности и непарности; так же - гласные 1,2 ряда, схема йотированных гласных, парные), буквы печатные (большие и маленькие) и прописные (большие и маленькие).
2. 40 слоговых кубиков, на которых запечатлены 20 согласных букв (Б, В, Г, Д, Ж З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ш,Ч, Ц, Щ, кроме Й,Ь,Ъ), с гласными 1,2 ряда (в твердом и мягком вариантах: СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, СЯ-СЕ-СЮ-СИ-СЕ. ( См. фотографии № 3011, 3012).
3. Дополнительно: 15 слоговых кубиков, наиболее часто повторяющихся буквами в словах (МА-МА, ДЯ-ДЯ, ПА-ПА, и т.д.).
4. «Человечков»-33 – по алфавитному порядку: все гласные и согласные в соответствующей одежде (обувь, шляпа). Данное наглядное пособие сделано руками учащихся начальных классов. Помимо кубиков и «человечков» в действии сигнальные карточки, обозначающие твердость и мягкость звуков, звонкость и глухость, интонированность и неинтонированность согласных и гласных 2 ряда (по методике С.Г. Зотова и М.А.Зотовой).
Игры с кубиками и «человечками», таблицами к ним прекрасно тренирует артикуляцию и фонематический слух. В обучении чтению помогают форма, цвет, звук, разная величина букв (шрифт) на кубиках и таблицах. После овладения общим способом чтения любого открытого, с помощью игровых занятий, перед ребенком вырисовывается форма слова. Суть этого способа состоит в том, чтобы приучить ребенка при чтении согласной буквы ориентироваться на последующую гласную.
Использован прием «Озвученные согласные и гласные» (по методике Зайцева Н.А.) для определения звонкости звуков. Разработанная система опробована на детях с ФФНР. Учились с детьми играть в слова и фантазировать. Игровые ситуации, задания, упражнения и игры-соревнования дополняют и углубляют методику коррекционно-логопедического воздействия. Ситуации совместной игры расковывают ребенка; диалогическая речь вызывает общение, как два партнера. Значит, игровой материал адресован широкому кругу взрослых: учителям, логопедам, воспитателям, родителям:
1. Игра: «Где живет звук?». Произнесение изучаемого звука (на разных позициях) в названиях картинок, определяя место в слове; «Найди среди других букв, прочитай» - поможет автоматизировать конфликтный звук в речи; также услышать звуки (в разных позициях), правильно произнести, сливать слоги, увидеть: «Пошли в гости «человечки» (произношение только звуковое!) и научиться играть в слова: ННН--- ООО--- ССС. (берем только интонированные звуки).
2. Задание – игра: «Скажи, где находится «человечек»? Берутся символы предлогов и конфликтный звук (буква) – веселый «человечек». Ребенок называет предлог и показывает действиями относительно к кубику. Игра проводится со всеми символами-предлогами. Потом игра усложняется: «Нарисуй на кубике – где находится «человечек»?
Игра-задание: «Где должен находиться «человечек» (относительно к информационному кубику). Ребенку даю символ (схему) - предлог.
3. Игра: «Путешествие по дороге». «Человечек» едет на игрушечном автомобиле по дороге-макете (на изучение и закрепление приставок): поехали, заехали, подъехали, отъехали, съехали, заехали, подъехали, отъехали, съехали, уехали… Можно использовать при изучении темы «Разделительный ъ (твердый знак). Систематическое повторение, своевременное предупреждение возможных ошибок – все это способствует тому, что первоклассники хорошо запоминают написание трудных слов и хорошо справляются с ними в контрольных диктантах.
4. Игры-соревнования. Участников от 2-8 человек. Победитель поднимает «флажок». Опора: кубики, «человечки». Цель: Соотнесение звуков и букв. Каждый «человечек» ищет свой куб (информационный).
При изучении гласных 1,2 ряда; гласных и согласных; звонких и глухих; парных и непарных можно использовать следующие игры. Цель: правильно различать их в устной и письменной речи.
5. «Кто правильно и быстро соберет кубики и «человечков» с гласными 1 ряда?
6. «Кто вперед соберет кубики с гласными 2 ряда?»
7. «Кто вперёд соберёт кубики с согласными?»
8. «Кто вперёд соберет с гласными 1-го,2-го ряда?»
9. «Кто хорошо знает кубиков и «человечков» с интонированными гласными (гл. 1 ряда и звук «И» 2-го ряда).
10. Аналогично: задание-игра на выделение интонированных гласных.
11. Такое же задание-игра на закрепление неинтонированных:
а) гласных;
б) согласных.
12. Аналогично: задание-игра на повторение или закрепление парных согласных (звонких, глухих) и гласных (1,2 ряда)
13. «Кто лучше всех запомнил алфавит?» - «Собери по порядку и назови».
14. «У кого больше кубиков со слогами, которые начинаются с мягкого согласного?»
15. «У кого больше кубиков со слогами, которые начинаются с твердого согласного?»
16. «Составь и прочитай слова» - (по схеме):
- односложных; - двусложных; - трехсложных …
Главное достоинство игр в раскованном обращении со словарным и словесным материалом, хотя каждая игровая ситуация решает определенную коррекционную задачу.
Изучаемый материал быстро и легко запоминается детьми, им радостно учиться «играючи», в каждой игре ребята открывают для себя новое и неизведанное. Задача сводится к тому, чтобы предлагаемая методика коррекционного воздействия не оставалась незамеченной, а воспользовалась и другими педагогами, будь это учителя начальных классов, учителя-логопеды, воспитатели детских садов или родители.
Литература.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – Санкт-Петербург, 2003.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников, М.: Просвещение. 1983.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М,: Просвещение. 1991.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. «Дельта» Санкт-Петербург. «Аквариум», М. 1995.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб, 1997.
- Параманова Л.Г. Говори и пиши правильно. «Дельта», «Аквариум», М. 1996.
- Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности. Хрестоматия.-СПб.: Издатедьство РГПУ им. А.И.Герцена,2000.
- Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие и интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения.детей с ОНР. Изд. « Учитель», Воронеж. 2003.
- Зотов С.Г., Зотова М.А. Начальное обучение технике чтения. Ростов-на Дону, « Феникс» Санкт-Петербург, «Союз» 2004.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. (Для детей с ФФН). – М., 1998.
- Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. М.,ЭКСМО, 2004.
«Шпаргалка» для развития фонематического восприятия звуков русского языка.
Цели:
1. Образовательные: Закрепление знаний об отличительных признаках гласных 1,2 ряда и согласных (твердых, мягких и звонких, глухих, интонированных и неинтонированных, их артикуляционных и акустических особенностях.
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия гласных 1,2 ряда и согласных ( твердых и мягких, всегда твердо произносимых (Ш,Ж,Ц) и всегда мягко произносимых);
- составление слов по схемам. «Шпаргалкой» в данном задании является звуко-буквенная (З-Б) лента (см. фотографию № 019), которая прикреплена над доской с первых же дней учебного года.
Условные обозначения:
- твердые звуки – синий цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке;
- мягкие звуки - зеленый цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке;
- гласные 1,2 ряда – красный цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке,, йотированные гласные – из двух цветов: зеленый и красный.);
- звонкие звуки – « колокольчики» - (на З-Б ленте, на шляпах «человечков», на информационных кубиках, на «сигнальной» карточке;
- глухие звуки – «наушники» (на информационных кубиках, на «сигнальной» карточке, на шляпах «человечков», на «сигнальной» карточке,
интонированные звуки – рисунок нотного знака на нотном стане - гласные звуки 1го ряда А, О,У, Ы, Э и звук «И» 2 го ряда - «поются», согласные звуки Л, М, Н, Р,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-138852-1352278856.jpg)
Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»
Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/30/picture-402483-1412059356.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»
В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-538244-1417281079.jpg)
Презентация опыта работы на тему: « Использование игровых технологий на уроках физической культуры"
Спортивные игры закрепляют естественные навыки в беге, прыжках, метаниях. Развивают физические качества, оказывают содействие нормальному формированию и развитию организма детей и укреплению их здоров...
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896589-1487518343.jpg)
Представление опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции на уроках биологии»
Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность». Компетентность мож...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/23/picture-62591-1411435764.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"
Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"...