Программа работы кружка «Логоритмика» с детьми старшей группы
рабочая программа

Черенкова Татьяна Сергеевна

     Ритмические  движения  способствуют  активации  различных  анализаторных  систем,  становлению  интегративной  деятельности  человека.  Поэтому  развитием  чувства  ритма  рекомендуется  заниматься  с  самого  раннего  возраста  и  в  доступной  для  дошкольников  форме:  ритмических  упражнениях и  играх.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plnirovanie_kruzhka.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»

План-программа работы     кружка

 «Логоритмика»

с детьми старшей группы №12

 «Непоседы» (5-6 лет)

на 2019 – 2020 учебный год

Автор:

учитель-логопед

Черенкова Т.С.

Смоленск 2019 г.

Название кружка: «Логоритмика»

Руководитель кружка: Черенкова Татьяна Сергеевна

Расписание работы кружка: 1 раз в 2 недели.

Начало занятия: 15:20 часов.

Программа кружка разработана на основе программы Картушиной М.Ю.  «Логоритмические занятия в детском саду».

Используемая в работе литература:

 

  1.  Н. А.Лукина,   И.Ф Сарычева  Конспекты  логоритмических    занятий  с  детьми  старшего  возраста   Санкт  -  Петербург  «   Паритет  »2008 г.
  2. Н. М. Савицкая  Логоритмика  для  малышей  4  - 5  лет.    
  3. Санкт  -  Петербург.   Издательство  «  Каро»  2009  г.
  4. М.Ю. Картушина   .   Конспекты   логоритмических  занятий  с  детьми  5  - 6   лет.

Творческий  центр  «Сфера»   2010  г.

  1. М.Ю. Картушина  .      Конспекты  логоритмических  занятий  с  детьми  5  -6    лет. Творческий  центр  «Сфера»  г. Москва  2010.г.
  2. М. Ю  Гоголева  Логоритмика  в  детском  саду  старшая  и

 подготовительная  группа. . Г.  Ярославль. 2006.г.

  1. Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
  2. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
  3. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева,                    Б.Б. Егорова;
  4. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
  5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и     С. В. Коноваленко;
  6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.

Программа кружка  составлена  с  учетом  межпредметных  связей  по  областям:

  1.     Познание:  наблюдения,  беседы,  игры.
  2.    Социализация: используются   дидактические,  сюжетно  -  ролевые  игры;   разучиваются  различные  танцы.
  3. Художественная  литература, используются  произведения познавательной  направленности  (стихи,  потешки,  прибаутки,  частушки,  тексты  песен).
  4. Музыка,    используются  музыкальные  произведения,   песни,  танцы, музыка  для  релаксации,  упражнений,  игр   в  соответствии  с  тематикой  занятия.
  5. Физическая  культура,    проводятся  подвижные  игры,   развлечения,  досуги,   упражнения   для  профилактики  плоскостопия.
  6.   Коммуникация, овладение способами и средствами  взаимодействия  с  окружающими людьми.

Пояснительная  записка.

Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,

что  есть  в  жизни  - это  красивая речь

и  свободное  движение  под  музыку.

И  ребенка можно    этому   научить.

А.. И.. Буренина.

  Ритмическая  организация  является  основой  жизни. Все,  окружающее нас,  живет  по  законам  ритма.  Смена  времен  года,  дня  и  ночи, биение  сердца,  возрастные  процессы -   все  это  и  многое  другое  подчинено  определенному  ритму.  По  выражению  Э. Жака Далькроза,  «  ритм  есть  движение  материи,  логически  и  пропорционально   распределенной  во  времени  и  пространстве».

          Данные  физиологии  и  психологии  доказывают  тесную  взаимосвязь  слуховых  ощущений   с  мышечными .  Еще  великий  русский  физиолог  И.М.  Сеченов   отмечал, что  слуховое  и  мышечное  восприятие  связано  с  временными  ощущениями   .Советский ученый,  невролог,  и  психиатр  Б.. М.. Бехтерев  доказал,  что  вначале   на  маленького  ребенка  заметное  воздействие  оказывает  ритм,  а  лишь  затем звуковысотные  сочетания  и  тембр  звучащей  музыки.  

     Ритмические  движения  способствуют  активации  различных  анализаторных  систем,  становлению  интегративной  деятельности  человека.  Поэтому  развитием  чувства  ритма  рекомендуется  заниматься  с  самого  раннего  возраста  и  в  доступной  для  дошкольников  форме:  ритмических  упражнениях и  играх.

     Различные  педагогические  системы  придают  большое  значение  воспитанию.

     Логоритмика  является  своеобразной  формой  активной  терапии,  средством  взаимодействия  в  комплексе   методик  и  учебной  дисциплины. Первое  понимание  логоритмики   основано  на  сочетании  слова,  музыки  и  движения.  Взаимоотношения  указанных  компонентов   могут  быть  разнообразными,   с  преобладанием  одного  из  них  или  связи  между  ними.

     Второе  понимание  логоритмики  обусловливает  включение  ее  в  любую  реабилитационную  методику  воспитания,  обучения  и  лечения  людей  с  различными  аномалиями  развития  и  нарушения  речи. Целью  логоритмики  является  преодоление  речевого  нарушения  путем  развития   и  коррекции  неречевых  и  речевых  психических   функций  и  в  конечном  итоге  адаптация  человека  к  условиям   внешней  и  внутренней  среды.  Задачи  логоритмики  определяются  как  оздоровительные,  образовательные,  воспитательные,  коррекционные.

     В педагогическом  аспекте  логоритмика -  это  система  физических  упражнений, построенная на  связи движений  с  музыкой. Она  способствует  воспитанию  познавательной,  волевой  и  эмоциональной  сфер  личности,  гармоническому  физическому  и  художественному  развитию  детей,  развитию  музыкального  слуха,  внимания  и  восприятия,  комплексных  видов  памяти,  выразительности  движений,  формирует  эмоциональную  отзывчивость  и  музыкально – ритмическое  чувство,  учит  движениями  выражать  характер  и  темп музыкального  произведения,  развивает  музыкально -  речевые  способности, расширяет  певческий  диапозон.  На  занятиях  логоритмики   формируются  представления  о  музыкальном,   двигательном,  речевом,  изобразительном  ритмах  и  осуществляется  в  неразрывном  единстве.

      В  игровой форме  дети  осваивают  и  закрепляют  понятия  величины,  формы  и  цвета  предметов,  овладевают  движениями  общей  и  мелкой  моторики,  учатся  находить  ритмическую  организацию  в  музыке  и  речи,  знакомятся  с  элементарными  приемами  самомассажа.

      Сюжетно -  тематическая  организация  кружковой работы   позволяет  каждому  ребенку  чувствовать  себя  комфортно,  уверенно,  так как  в  игре  максимально  реализуются  потенциальные  возможности  детей.  Комплексно – игровой  метод  наиболее целесообразен  для  развития  познавательных  процессов  и  соответствует  детским  психо – физическим  данным.  Такое   построение   кружковых  занятий   позволяет  добиться  устойчивого  внимания  на  протяжении всего   занятия  и  соответственно  повышает  результативность  в  усвоении знаний.    

      Кружковые   занятия  включают  в  себя  пальчиковые  и  подвижные  игры,  песни  и  стихи.  Сопровождаемые  движениями,  двигательные  упражнения,  несложные  танцы.  Элементарное  музицирование  на  музыкальных  инструментах,  дидактические  игры,  способствующие  развитию  чувства  ритма .  Речевой  материал  доступен  в  лексическом   отношении,  включает  малые  формы  русского  фольклора  и  стихи  современных  детских  поэтов.  Значительная  роль  в  работе  по  осознанию  ритмического  строя  речи  принадлежит  играм,  созданным  на  основе  стихотворного  текста.  Эти  игры  учат  малышей  координировать  движения  со  словом,  что  способствует,  в  первую  очередь,  речевому  развитию  детей.  Обучение  детей  на  музыкально -  шумовых  инструментах  является  средством  для  решения  следующих  (  помимо  развития   чувства  ритма )  задач:  развития  внимания   и  памяти,   координации  движений,  мелкой  моторики и  т.  д.

      Все  упражнения  проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал  предварительно  не  выучивается.  

При  разработке  кружковых  занятий  использовались   рекомендации  Министерства  образования  Российской  Федерации (Инструктивно  -  методическое  письмо  «  О  гигиенических  требованиях  к  максимальной  нагрузке  на  детей  дошкольного  возраста  в  организованных  формах  обучения »  от  14.03. 2000 г.  №  65/23-  16),  где  предпочтение  отдается  интегрированным  занятиям,  включающим  развитие  музыкальных  способностей,  речи,  движения,  познавательную  деятельность  с  оздоровительной  направленностью.

Кружок  рекомендуется  проводить  во второй  половине  дня,  так  как   занятия  являются  интегрированными.  Продолжительность  занятий  -  25  минут,  в  зависимости  от  возраста  детей.  Тема  кружка  берется  на  1  -2  занятия  в  зависимости  от  сложности  материала и индивидуальных  психо -  физиологических  особенностей  детей.  Кружок  проводится  один  раз  в  неделю. Главная  задача  педагога- создание  на  занятиях  атмосферы праздника,  радости. По  желанию  педагога   возможно  заменить  музыкальный  или  речевой  материал  на  аналогичный,  сократить  занятие  в  зависимости  от  индивидуальных возможностей  детей.

Работа  по  развитию  чувства  ритма  продолжается  в  процессе  овладения   детьми  различных  видов  деятельности   не  только  на  музыкальных  и  физкультурных  занятиях.  Но  и  на  занятиях  по  рисованию,  конструированию,  аппликации,  развитию  речи.  В  ходе  подвижных, хороводных,  дидактических  игр  и  игр – драматизаций.

Кружок  по  логоритмике  хорошо  вписывается  в  учебную  работу  любой  современной  программы  по  воспитанию  дошкольников,  так  как  он  построен  в  соответствии с  современными  подходами  к воспитанию  детей  дошкольного  возраста  и  направлен  на  овладение  чувством  ритма,  что  способствует  формированию  у  ребенка  целостного  восприятия  пространства  и  времени,  гармонизации  психического  развития  детей.

Направленность  программы:

Тематическая  направленность  и  организационная  вариативность  программы  кружка  способствует  формированию  устойчивого  интереса  к  музыкальной  и  речевой  деятельности,  поддерживают    положительное  эмоциональное  отношение  детей  к  логоритмическим  упражнениям,  а,  значит,  помогают  достигнуть  лучшей  результативности  в  обучении  и  воспитании.

Новизна  и  актуальность:

Система  подачи  программных  задач,  методов,  средств  по  знакомству  детей  с  логоритмикой  отработана  с  учетом  возрастных  особенностей  и  методических  требований  в  непосредственно  образовательной  деятельности.  В  занятия  кружка  включены  элементы,  имеющие  оздоровительную  направленность  (общеразвивающие  упражнения,  упражнения  для  профилактики  плоскостопия,  работа  над  певческим  дыханием  и  развитием  певческого  голоса,  простейшие  приемы  массажа,  гимнастики  для  глаз).  В  занятия  включены  пальчиковые  музыкально  -  речевые  игры  или  массаж  пальцев. По  насыщенности  акупунктурными  зонами  кисть  не  уступает  уху  или  стопе.  В  восточной  медицине  существует  убеждение.  Что  массаж  большого  пальца  повышает  функциональную  активность  головного  мозга,   указательного  -  положительно  воздействует  на  состояние  желудка,  среднего  -  на  кишечник,  безымянного  -  на печень  и  почки,  мизинца -  на  сердце.   Каждое  занятие    кружка  по  логортмике    включает  в  себя  упражнения  на  релаксацию  под  музыку,  (помогающие  детям  снять  напряжение,  нервную  нагрузку),  чистоговорки,  речевые  или  музыкальные  игры,   упражнения  на  развитие  чувства  ритма  или внимания.

Цель  кружка:

Преодоление  речевого  нарушения  путем  развития  и  коррекции  неречевых  и  речевых  психических  функций  ребенка  через  музыку  и  движение.

Задачи   кружка:

  1. Создать  на  занятиях  логоритмического  кружка  атмосферу  праздника,  радости;  ввести  ребенка в  мир  музыки  и  развития  речи  с  радостью  и  улыбкой.
  2. Развить  фонематическое  восприятие  и  фонематические  представления.
  3. Уточнять  артикуляцию – положения  губ,  языка,  зубов  при  произношении  изучаемого  звука.
  4. Развить   слухового  внимания  и  памяти.
  5. Выработать   четкость   координированных  движений  во  взаимосвязи  с  речью.
  6. Развить  мелодико  -  интонационные  компоненты,   творческой  фантазии и  воображения.
  7. Укреплять  костно  - мышечный  аппарат.
  8. Развивать  дыхание,  моторные,  сенсорные  функции,  воспитывать  чувство  равновесия,  правильной  осанки,  походки,  грации  движения.
  9. Развивать   речь,  чувства  ритма,  способность  ощущать  в  музыке,  движениях  и  речи  ритмическую  выразительность.
  10. Развивать  коммуникативные  способности  (  общение  детей  друг  с  другом,  творческое  использование  музыкально  -  ритмических  впечатлений  в  повседневной  жизни.
  11. Развить  способности  восприятия   музыкальных  образов  и  учиться  ритмично,  выразительно  петь, говорить,  двигаться  в  соответствии  с  данным  образом,  т.е.  перевоплощаться,  проявлять    художественно  -  творческие   способности.
  12. Использовать  музыкально  -  речевые  игры,  попевки  как  средство   психологического  раскрепощения  детей.
  13. Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.

Использование  наглядного  материала:

  1. Иллюстрации  и  репродукции.
  2. Малые  скульптурные  формы.
  3. Дидактический  материал.
  4. Игровые  атрибуты.
  5. Музыкальные  инструменты.
  6. Аудио  -  видеоматериалы.
  7. Живые  игрушки (преподаватели  или  дети,  одетые  в  соответствующие  костюмы).
  8. Коврики  для  проведения  релаксации.
  9. Техническое оснащение   занятий.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Лексико-грамматическая тема

Название занятия

Количество занятий

Сентябрь

Обследование ритмико-интонационных компонентов речи

Октябрь

ЗОЖ

«Мишкина малина»

1

Наш край

«Родной край»

1

Осень

«Осень»

1

Ноябрь

Осенний лес. Грибы

«Прогулка в осенний лес»

1

Дикие животные

«Лесные звери осенью»

1

Декабрь

Зима

« В гости к Снегурочке»

1

Новый год

«Зимняя царица»

1

Январь

Каникулы

1

Одежда

«Одежда»

1

Февраль

Транспорт

«Поиграем в поезд»

1

Армия

«Армейская

 карусель»

1

Март

8 марта. Семья

«Самая любимая мама»

1

Библиотека

«Наши любимые сказки»

1

Апрель

Весна

«Находчивый бобр»

1

Перелетные птицы

«Здравствуйте, птицы!»

1

День Победы

«День Победы»

1

Май

Насекомые

«Муха-Цокотуха»

1

Скоро лето

«Здравствуй, лето!»

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. «Мишкина малина»

  • Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
  • Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
  • Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
  • Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

2. .«Родной край»

  • Закрепить знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.
  • Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
  • Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
  • Формирование длительного плавного ротового выдоха.
  • Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, ее культуре.

3. «Осень»

  • Закреплять знания детей об осени, как времени года.
  • Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
  • Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Развивать силу голоса в упражнениях и играх.

4. «Прогулка в осенний лес»

  • Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
  • Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний согласный звук в словах.
  • Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.

5.«Лесные звери осенью»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
  • Учить детей выделять звуки [Ы - И]  из ряда гласных звуков.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

6.« В гости к Снегурочке»

  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
  • Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.

7.«Зимняя царица» 

  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных звуков.
  • Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

8.Каникулы

9.«Одежда»

  • Систематизировать знания детей о различных видах одежды.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
  • Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.

10.«Поиграем в поезд»

  • Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
  • Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
  • Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
  • Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.

11.«Армейская карусель»

  • Закреплять знания детей по данной теме.
  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных играх.
  • Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей.

12.«Самая любимая мама»

  • Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх.
  • Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
  • Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.

13.«Наши любимые сказки»

  • Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
  • Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
  • Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
  • Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.
  • Воспитывать любовь к книгам, чтению, стремление узнать больше нового.

14.«Находчивый бобр»

  • Закрепить знания детей о весне, ее приметах.
  • Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков.
  • Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
  • Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

15.«Здравствуйте, птицы!»

  • Закреплять знания детей о перелетных птицах.
  • Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
  • Уточнить артикуляцию звуков [А – О – У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
  • Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.

16. «День Победы»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закреплять правильную артикуляцию звуков [Ф - В] в дыхательных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх, умение соблюдать правила игры.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.

17.«Муха-Цокотуха»

  • Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания.
  • Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком.
  • Формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков [А – У - О] в логопедических распевках.
  • Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

18. «Здравствуй, лето!»

  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [К – Г - Х] в чистоговорках.
  • Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
  • Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.
  • Развивать умения детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни, между фразами. Правильно произносить в словах гласные, определять направление мелодии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья». (Я работаю по программе «Детство», в рамках ФГТ и новым стандартам пишем конспекты по-новому).

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья».Основные виды деятельности: коммуникативная, продуктивная.  Продукт деятельности: кол...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности с детьми старшей группы № 10 компенсирующей направленности учебный год 2016-2017 гг.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  организации деятельности с детьми старшей группы № 10компенсирующей направленностиучебный год 2016-17 гг....

Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы "Мы - исследователи"

Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей  группы "Мы - исследователи"...