Программа работы кружка «Логоритмика» с детьми старшей группы
рабочая программа
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plnirovanie_kruzhka.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»
План-программа работы кружка
«Логоритмика»
с детьми старшей группы №12
«Непоседы» (5-6 лет)
на 2019 – 2020 учебный год
Автор:
учитель-логопед
Черенкова Т.С.
Смоленск 2019 г.
Название кружка: «Логоритмика»
Руководитель кружка: Черенкова Татьяна Сергеевна
Расписание работы кружка: 1 раз в 2 недели.
Начало занятия: 15:20 часов.
Программа кружка разработана на основе программы Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
Используемая в работе литература:
- Н. А.Лукина, И.Ф Сарычева Конспекты логоритмических занятий с детьми старшего возраста Санкт - Петербург « Паритет »2008 г.
- Н. М. Савицкая Логоритмика для малышей 4 - 5 лет.
- Санкт - Петербург. Издательство « Каро» 2009 г.
- М.Ю. Картушина . Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет.
Творческий центр «Сфера» 2010 г.
- М.Ю. Картушина . Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 -6 лет. Творческий центр «Сфера» г. Москва 2010.г.
- М. Ю Гоголева Логоритмика в детском саду старшая и
подготовительная группа. . Г. Ярославль. 2006.г.
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
- Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
Программа кружка составлена с учетом межпредметных связей по областям:
- Познание: наблюдения, беседы, игры.
- Социализация: используются дидактические, сюжетно - ролевые игры; разучиваются различные танцы.
- Художественная литература, используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
- Музыка, используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
- Физическая культура, проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
- Коммуникация, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Пояснительная записка.
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А.. И.. Буренина.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, « ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными . Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями .Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Различные педагогические системы придают большое значение воспитанию.
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма . Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих ( помимо развития чувства ритма ) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
При разработке кружковых занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно - методическое письмо « О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения » от 14.03. 2000 г. № 65/23- 16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.
Кружок рекомендуется проводить во второй половине дня, так как занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий - 25 минут, в зависимости от возраста детей. Тема кружка берется на 1 -2 занятия в зависимости от сложности материала и индивидуальных психо - физиологических особенностей детей. Кружок проводится один раз в неделю. Главная задача педагога- создание на занятиях атмосферы праздника, радости. По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях. Но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи. В ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.
Кружок по логоритмике хорошо вписывается в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как он построен в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлен на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Направленность программы:
Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность:
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение. Что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Каждое занятие кружка по логортмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
Цель кружка:
Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение.
Задачи кружка:
- Создать на занятиях логоритмического кружка атмосферу праздника, радости; ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой.
- Развить фонематическое восприятие и фонематические представления.
- Уточнять артикуляцию – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.
- Развить слухового внимания и памяти.
- Выработать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Развить мелодико - интонационные компоненты, творческой фантазии и воображения.
- Укреплять костно - мышечный аппарат.
- Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
- Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
- Развивать коммуникативные способности ( общение детей друг с другом, творческое использование музыкально - ритмических впечатлений в повседневной жизни.
- Развить способности восприятия музыкальных образов и учиться ритмично, выразительно петь, говорить, двигаться в соответствии с данным образом, т.е. перевоплощаться, проявлять художественно - творческие способности.
- Использовать музыкально - речевые игры, попевки как средство психологического раскрепощения детей.
- Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.
Использование наглядного материала:
- Иллюстрации и репродукции.
- Малые скульптурные формы.
- Дидактический материал.
- Игровые атрибуты.
- Музыкальные инструменты.
- Аудио - видеоматериалы.
- Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
- Коврики для проведения релаксации.
- Техническое оснащение занятий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Лексико-грамматическая тема | Название занятия | Количество занятий |
Сентябрь | |||
Обследование ритмико-интонационных компонентов речи | |||
Октябрь | ЗОЖ | «Мишкина малина» | 1 |
Наш край | «Родной край» | 1 | |
Осень | «Осень» | 1 | |
Ноябрь | Осенний лес. Грибы | «Прогулка в осенний лес» | 1 |
Дикие животные | «Лесные звери осенью» | 1 | |
Декабрь | Зима | « В гости к Снегурочке» | 1 |
Новый год | «Зимняя царица» | 1 | |
Январь | Каникулы | 1 | |
Одежда | «Одежда» | 1 | |
Февраль | Транспорт | «Поиграем в поезд» | 1 |
Армия | «Армейская карусель» | 1 | |
Март | 8 марта. Семья | «Самая любимая мама» | 1 |
Библиотека | «Наши любимые сказки» | 1 | |
Апрель | Весна | «Находчивый бобр» | 1 |
Перелетные птицы | «Здравствуйте, птицы!» | 1 | |
День Победы | «День Победы» | 1 | |
Май | Насекомые | «Муха-Цокотуха» | 1 |
Скоро лето | «Здравствуй, лето!» | 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. «Мишкина малина»
- Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
- Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
- Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
- Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
2. .«Родной край»
- Закрепить знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.
- Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
- Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
- Формирование длительного плавного ротового выдоха.
- Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, ее культуре.
3. «Осень»
- Закреплять знания детей об осени, как времени года.
- Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
- Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
- Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
4. «Прогулка в осенний лес»
- Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
- Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний согласный звук в словах.
- Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
5.«Лесные звери осенью»
- Закрепить знания детей по теме.
- Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
- Учить детей выделять звуки [Ы - И] из ряда гласных звуков.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
- Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
6.« В гости к Снегурочке»
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
- Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.
7.«Зимняя царица»
- Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных звуков.
- Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
8.Каникулы
9.«Одежда»
- Систематизировать знания детей о различных видах одежды.
- Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
- Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.
10.«Поиграем в поезд»
- Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
- Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
- Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
- Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.
11.«Армейская карусель»
- Закреплять знания детей по данной теме.
- Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных играх.
- Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей.
12.«Самая любимая мама»
- Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх.
- Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
- Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
- Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.
13.«Наши любимые сказки»
- Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
- Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
- Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
- Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.
- Воспитывать любовь к книгам, чтению, стремление узнать больше нового.
14.«Находчивый бобр»
- Закрепить знания детей о весне, ее приметах.
- Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков.
- Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
- Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.
- Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
15.«Здравствуйте, птицы!»
- Закреплять знания детей о перелетных птицах.
- Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
- Уточнить артикуляцию звуков [А – О – У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
- Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.
16. «День Победы»
- Закрепить знания детей по теме.
- Закреплять правильную артикуляцию звуков [Ф - В] в дыхательных играх.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх, умение соблюдать правила игры.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.
17.«Муха-Цокотуха»
- Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания.
- Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком.
- Формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков [А – У - О] в логопедических распевках.
- Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.
18. «Здравствуй, лето!»
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [К – Г - Х] в чистоговорках.
- Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
- Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.
- Развивать умения детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни, между фразами. Правильно произносить в словах гласные, определять направление мелодии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья». (Я работаю по программе «Детство», в рамках ФГТ и новым стандартам пишем конспекты по-новому).
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья».Основные виды деятельности: коммуникативная, продуктивная. Продукт деятельности: кол...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
рабочая программа организации деятельности с детьми старшей группы № 10 компенсирующей направленности учебный год 2018-2019 гг.
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности с детьми старшей группы № 10 компенсирующей направленности учебный год 2016-2017 гг.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности с детьми старшей группы № 10компенсирующей направленностиучебный год 2016-17 гг....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности с детьми старшей группы № 10 компенсирующей направленности учебный год 2017-2018 гг.
Рабочая программа...
Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы "Мы - исследователи"
Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы "Мы - исследователи"...