Личностно-ориентированное обучение и воспитание.
статья (7 класс)
Личностно-ориентированное обучение и воспитание.
Предпосылки возникновения новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий:
1) Современное общество требует воспитания ярких индивидуальностей. Ребёнку нужно стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;
2) Современные школьники раскрепощены и независимы мыслями и действиями, что требует новых подходов и методов в общении с ними;
3) Школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Вывод: необходим переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_24.03.2015g.dokument_microsoft_word.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное обучение и воспитание.
Предпосылки возникновения новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий:
1) Современное общество требует воспитания ярких индивидуальностей. Ребёнку нужно стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;
2) Современные школьники раскрепощены и независимы мыслями и действиями, что требует новых подходов и методов в общении с ними;
3) Школа нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Вывод: необходим переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному.
Личностно-ориентированное образование .
Личностно-ориентированное обучение ---учебный процесс, направленный на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъектный опыт.
Личностно-ориентированное воспитание это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребёнка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Личностный подход оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. Личностно-ориентированное обучение предполагает, в первую очередь, знание особенностей каждого ученика. Для этого проводятся ДИАГНОСТИКИ.
Педагог в личностно-ориентированной школе :
Задача педагога: профессионально используя данные о ребёнке в учебном процессе и знания по организации личностно-ориентированного обучения, создать разностороннюю образовательную среду.
Принципы личностно-ориентированного обучения
Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся.
Исходными положениями в личностно-ориентированном обучении являются:
1) принцип целеполагания и мотивации;
2) принцип открытости;
3) принцип вариативности;
4) принцип успешности обучения;
5) принцип направленности обучения на развитие личности ученика;
6) принцип индивидуализации обучения.
1) принцип целеполагания и мотивации:
требует от учителя умения организовать и управлять деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определения темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:
- на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос; - на других - ученики выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
- на третьих – учителем на доске записываются только ключевые слова: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего?
б) определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д.,
а учащиеся на основе данного плана составляют целостную картину целей на занятия;
2) принцип открытости – возможность дополнять, видоизменять информацию, форм организации учебно-познавательной деятельности; реализуется на основе обработки диагностики с мониторинговым подходом; диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогическое воздействие; на занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приёмами взаимообучения и взаимопроверки;
3) принцип вариативности - использование на уроках (или для домашних заданий) нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению;
4) принцип успешности обучения – собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы; это позволяет увеличить интенсивность урока за счёт повышения активности учащихся и возможности оценить каждого; создаёт высокий эмоциональный подъём и настрой на весь урок, условия для повышения интереса к предмету. Увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность;
5) принцип направленности обучения на развитие личности ученика – реализуется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работу с разноуровневыми заданиями;
через выбор ролей в деятельности групп;
через возможность выбора уровня домашнего задания.
Личность - устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Задачи формирования личности:
- Формирование ценностной определённости и ценностной толерантности;
- Формирование конвергентного и дивергентного мышления, поисковой активности; - Формирование самопознания, позитивной Я-концепции; - Формирование самостоятельности; -Формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей, признание ценности личностной уникальности каждого человека.
6) принцип индивидуализации обучения – опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.
Определение личностно-ориентированного урока
Надо признать, что современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. И все же далеко не всегда его можно считать личностно-ориентированным.
Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель–ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Особенности личностно-ориентированного урока
Этапы урока:
Актуализация.
На личностно ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на других уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников) – он предмет анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт учащихся ;
Мотивация и целеполагание.
При личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности и самоцелеполагания;
Изучение нового материала.
Учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят(ситуация выбора!);
Отработка умений и навыков.
Чтобы развивать мыслительные операции у учеников, нужны индивидуальные задания: заданий таких должно быть очень много, чтобы каждый ученик смог выбрать исходя из своих особенностей. На этом этапе урока очень важно создать ситуацию успеха;
Подведение итогов урока.
На личностно-ориентированном уроке – двойной результат:
Объективный – отметка ( критерии: правильность, самостоятельность, оригинальность);
Субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов, оценка себя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дистанционного обучения – основа для формирования личностно-ориентированной траектории обучения
Возможности и преимущества дистанционных форм обучения...
Дифференциация и индивидуализация обучения, как одна из составляющих личностно-ориентированных технологии обучения
Статья по методике преподавания англ.яз...
отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ....
Продуктивность использования образовательных технологий. 4 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока:«Бег из различных исходных положений»....
Продуктивность использования образовательных технологий. 14 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Выполнение упражнений на гимнастической стенке различными способами»....
Продуктивность использования образовательных технологий.15 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Подвижные игры на основе баскетбола»....