Перечень диагностических материалов для обследования речи детей дошкольного возраста
статья

Елена Федоровна Курочкина

Перечень диагностических материалов для обследования речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перечень диагностических материалов для обследования речи

 детей дошкольного возраста.

п/п

Методические пособия

Аннотация

1

Сборник “Диагностика нарушения речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного дошкольного учреждения”. Составили:              Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина,     Н. В. Нищева и др. – СПб, 2001.

Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедического обследования детей разных возрастных групп с различной речевой патологией.

2

И. А. Смирнова “Диагностика нарушений развития речи” – СПб, 2007.

Представлено стандартное обследование ребёнка с рекомендациями по использованию наглядно-печатных пособий автора.

3

Р. А. Кирьянова “Комплексная диагностика” – СПб, 2012.

Даны рекомендации по организации, содержанию и проведению комплексной диагностики для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Предложены схемы логопедического, психолого-педагогического, социального, медицинского обследования детей. Дана характеристика речевых уровней ребёнка: высокий, средний, низкий, по результатам которого определяется индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

4

Г. А. Волкова “Методики обследования нарушения речи у детей” “психолого- логопедическое исследование детей с нарушениями речи” – СПб, 1993.

Даны рекомендации со справочным материалом по содержанию диагностического обследования детей дошкольного возраста. Предложена “речевая карта” для психолого-логопедического обследования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5

 Т. А. Фотекова “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” – М., 2007.

Содержит методики обследования речи школьников, описание речевых проб и системы оценки, примеры обработки и анализа результатов обследования. Особенно данная методика представляет интерес в составлении индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.

6

Т. В. Кабанова, О. В. Домнина “Тестовая диагностика обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями” – М., 2008.

Содержит методику обследования как несформированных, так и благополучных компонентов речевой системы ребёнка. Даёт возможность логопеду, основываясь на бально-уровневую систему оценки речевого профиля ребёнка, разработать коррекционную программу.

7

Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова “Тестовая методика обследования речи детей” – СПб, 2012.

Рекомендуются инструкции по проведению диагностики речи детей, и примеры таблиц для внесения полученных результатов, карта обследования речи ребёнка дошкольного возраста. Оценка составления речевых параметров в баллах позволяет увидеть результат работы по коррекции нарушений речи дошкольников в динамике, проследить динамику.

8

А. М. Быховская, Н. А. Казакова “Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР” -СПб, 2012.

Предложенная методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет с общим недоразвитием речи. Данная методика даёт возможность сравнивать в баллах количественные и качественные показатели развитие всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Методика даёт возможность выявить компоненты речи, требующего дополнительного коррекционного воздействия индивидуального для каждого ребёнка.

9

В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева,  М. И. Елакова, “Диагностика развития речи дошкольников” – М., 2008

Представлена методика обследования особенностей употребления детьми образных средств языка, предлагаются художественные тексты, словарь образных средств языка. Данная методика может использоваться с целью установления уровней развития образной речи у детей при диагностике лексико-грамматических категорий речи. Предлагается выбор способов фиксации результатов: дневниковые записи, составление протоколов наблюдений, беседы, заполнение таблиц, стенограммы, магнитофонные записи.

10

Н. Е. Веракса “Диагностика готовности ребёнка к школе” – М., 2007.

В пособии представлен методический комплекс (анкета, диагностические методики, карты развития ребёнка), позволяющие определить степень готовности ребёнка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики, оценить осведомлённости в основных областях знаний.

11

А. Н. Гвоздев “Вопросы изучения детской речи” -М., 1961.

Н. И. Жинкин “Механизмы речи” – М., 1958.

Н. С. Жукова “Отклонения в развитии детской речи” – М., 1994.

В сборнике раскрываются основные механизмы формирования детской речи, нормы возрастных показателей становления детской речи, которые являются основными критериями для установления границ в определении речевых отклонений в дошкольном возрасте. Являются справочными пособиями.

12

Т. А. Ткаченко “Альбом индивидуального обследования дошкольника” – М., 2003.

В. С. Володина “Альбом по развитию речи” – М., 2014.

Н. В. Нищева “Диагностический материал по обследованию речи” – СПб., 2010.

В пособиях представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего и младшего дошкольного возраста, который позволяет выявить нарушения по всем компонентам речи.

13

Ю. Ф. Гаркуша “Возможности изучения динамики индивидуального развития ребёнка дошкольного возраста с нарушениями речи” – Журнал “Логопед”, № 1, 2004.

Н. В. Козина “Схема обследования дошкольников с ОНР” – Журнал “Логопед”, №2, 2006.

О. О. Кузнецова “Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста” – Журнал “Логопед”, №5, 2005.

Г. В. Чиркина “Методы обследования речи у детей” – М., 2005.

Л. В. Лопатина “Приёмы обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии и дифференциация их обучения” – Журнал “Дефектология”, №2, 1986.

Р. И. Лалаева “Методика психо-лингвистического исследования нарушений речи” – СПб, 2006.

 В данных пособиях даются рекомендации и раскрывается опыт работы по диагностике речевых нарушений в дошкольном возрасте: характеристика речевых нарушений, особенности их проявлений на возрастных этапах, наиболее эффективные методы и приёмы обследования ребёнка, рекомендации к организации данного вида работы, определяется роль специалистов в совместном диагностическом процессе.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...

Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

Консультация для родителей "Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста"

Выявление речевых нарушений и оказание своевременной квалифицированной помощи ребенку дошкольного возраста...