Перечень диагностических материалов для обследования речи детей дошкольного возраста
статья
Перечень диагностических материалов для обследования речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перечень диагностических материалов для обследования речи
детей дошкольного возраста.
№ п/п | Методические пособия | Аннотация |
1 | Сборник “Диагностика нарушения речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного дошкольного учреждения”. Составили: Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Н. В. Нищева и др. – СПб, 2001. | Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедического обследования детей разных возрастных групп с различной речевой патологией. |
2 | И. А. Смирнова “Диагностика нарушений развития речи” – СПб, 2007. | Представлено стандартное обследование ребёнка с рекомендациями по использованию наглядно-печатных пособий автора. |
3 | Р. А. Кирьянова “Комплексная диагностика” – СПб, 2012. | Даны рекомендации по организации, содержанию и проведению комплексной диагностики для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Предложены схемы логопедического, психолого-педагогического, социального, медицинского обследования детей. Дана характеристика речевых уровней ребёнка: высокий, средний, низкий, по результатам которого определяется индивидуальная и подгрупповая работа с детьми. |
4 | Г. А. Волкова “Методики обследования нарушения речи у детей” “психолого- логопедическое исследование детей с нарушениями речи” – СПб, 1993. | Даны рекомендации со справочным материалом по содержанию диагностического обследования детей дошкольного возраста. Предложена “речевая карта” для психолого-логопедического обследования детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. |
5 | Т. А. Фотекова “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” – М., 2007. | Содержит методики обследования речи школьников, описание речевых проб и системы оценки, примеры обработки и анализа результатов обследования. Особенно данная методика представляет интерес в составлении индивидуального коррекционно-образовательного маршрута. |
6 | Т. В. Кабанова, О. В. Домнина “Тестовая диагностика обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями” – М., 2008. | Содержит методику обследования как несформированных, так и благополучных компонентов речевой системы ребёнка. Даёт возможность логопеду, основываясь на бально-уровневую систему оценки речевого профиля ребёнка, разработать коррекционную программу. |
7 | Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова “Тестовая методика обследования речи детей” – СПб, 2012. | Рекомендуются инструкции по проведению диагностики речи детей, и примеры таблиц для внесения полученных результатов, карта обследования речи ребёнка дошкольного возраста. Оценка составления речевых параметров в баллах позволяет увидеть результат работы по коррекции нарушений речи дошкольников в динамике, проследить динамику. |
8 | А. М. Быховская, Н. А. Казакова “Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР” -СПб, 2012. | Предложенная методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет с общим недоразвитием речи. Данная методика даёт возможность сравнивать в баллах количественные и качественные показатели развитие всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом. Методика даёт возможность выявить компоненты речи, требующего дополнительного коррекционного воздействия индивидуального для каждого ребёнка. |
9 | В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. И. Елакова, “Диагностика развития речи дошкольников” – М., 2008 | Представлена методика обследования особенностей употребления детьми образных средств языка, предлагаются художественные тексты, словарь образных средств языка. Данная методика может использоваться с целью установления уровней развития образной речи у детей при диагностике лексико-грамматических категорий речи. Предлагается выбор способов фиксации результатов: дневниковые записи, составление протоколов наблюдений, беседы, заполнение таблиц, стенограммы, магнитофонные записи. |
10 | Н. Е. Веракса “Диагностика готовности ребёнка к школе” – М., 2007. | В пособии представлен методический комплекс (анкета, диагностические методики, карты развития ребёнка), позволяющие определить степень готовности ребёнка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики, оценить осведомлённости в основных областях знаний. |
11 | А. Н. Гвоздев “Вопросы изучения детской речи” -М., 1961. Н. И. Жинкин “Механизмы речи” – М., 1958. Н. С. Жукова “Отклонения в развитии детской речи” – М., 1994. | В сборнике раскрываются основные механизмы формирования детской речи, нормы возрастных показателей становления детской речи, которые являются основными критериями для установления границ в определении речевых отклонений в дошкольном возрасте. Являются справочными пособиями. |
12 | Т. А. Ткаченко “Альбом индивидуального обследования дошкольника” – М., 2003. В. С. Володина “Альбом по развитию речи” – М., 2014. Н. В. Нищева “Диагностический материал по обследованию речи” – СПб., 2010. | В пособиях представлен иллюстративный материал для обследования устной речи детей старшего и младшего дошкольного возраста, который позволяет выявить нарушения по всем компонентам речи. |
13 | Ю. Ф. Гаркуша “Возможности изучения динамики индивидуального развития ребёнка дошкольного возраста с нарушениями речи” – Журнал “Логопед”, № 1, 2004. Н. В. Козина “Схема обследования дошкольников с ОНР” – Журнал “Логопед”, №2, 2006. О. О. Кузнецова “Экспресс-диагностика речевого развития детей дошкольного возраста” – Журнал “Логопед”, №5, 2005. Г. В. Чиркина “Методы обследования речи у детей” – М., 2005. Л. В. Лопатина “Приёмы обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии и дифференциация их обучения” – Журнал “Дефектология”, №2, 1986. Р. И. Лалаева “Методика психо-лингвистического исследования нарушений речи” – СПб, 2006. | В данных пособиях даются рекомендации и раскрывается опыт работы по диагностике речевых нарушений в дошкольном возрасте: характеристика речевых нарушений, особенности их проявлений на возрастных этапах, наиболее эффективные методы и приёмы обследования ребёнка, рекомендации к организации данного вида работы, определяется роль специалистов в совместном диагностическом процессе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-255667-1378310241.jpg)
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309640-1381076570.jpg)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-824455-1475504588.jpg)
Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.
Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна....
«Рекомендации по обследованию речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-354519-1385483660.jpg)
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099168-1546940231.jpg)
Консультация для родителей "Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста"
Выявление речевых нарушений и оказание своевременной квалифицированной помощи ребенку дошкольного возраста...