ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_zaikayushchikhsya.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Организация и методика обследования
Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися дошкольниками и определения её эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учётом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.
Цель- осуществление психолого-педагогического и логопедического обследование заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Сбор анамнестических данных.
- Обследование состояния речи и моторики.
- Изучение личностных особенностей заикающихся дошкольников.
- Обработка и анализ полученных в ходе экспериментального изучения данных.
Обследование заикающихся дошкольников носит комплексный характер. Врач определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающихся. Обследуется состояние речи детей, особенности их личности, моторики. Прежде чем приступить к обследованию, тщательно изучается медицинская и психолого-педагогическая документация.
Анамнестические сведения об индивидуальных особенностях развития речи и моторики каждого заикающегося дают возможность правильно оценить состояние ребёнка, а затем спланировать работу.
Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:
Анкетные данные
Фамилия, имя, отчество обследуемого.
Дата рождения (год, месяц, число).
Домашний адрес, телефон.
Где воспитывается или обучается ребёнок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или коррекционной), сроки пребывания в них.
Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.
Состав семьи.
Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися).
- Сбор анамнестических сведений
Обязательно указывается, с чьих слов ведётся сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.
Наследственность
-Наличие алкоголизма у родителей.
-Нервно-психические заболевания родителей.
-Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.
-Задержка речевого развития у родителей или близких родственников.
-Заикание у родителей.
-Заикание у сестёр и братьев.
-Заикание у дедушки или бабушки по линии отца и матери.
-Характерологические особенности отца и матери.
-Обстановка в семье.
-Жилищно-бытовые условия.
Беременность и роды у матери
-От какой беременности родился обследуемый (ая).
-Чем закончились предыдущие и последующие беременности матери.
-Особенности внутриутробного развития.
-Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; другие заболевания и вредности.
-Особенности течения послеродового периода (закричал сразу - не сразу, асфиксия синяя – белая, родовые травмы).
-Приложен к груди (сразу; на …. Сутки).
-На грудном (искусственном) вскармливании до … .
Период до 1-го года
-Семейные условия.
-Сон, аппетит.
-Инфекционные заболевания.
-Соматические заболевания.
-Мозговые заболевания.
-Мозговые травмы.
-Спокойный, беспокойный.
-Формирование навыка опрятности.
-Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.
Период дошкольного возраста
-Семейные условия.
-Инфекционные заболевания.
--Соматические заболевания.
-Мозговые заболевания.
-Мозговые травмы.
-Моторное развитие: отставание, норма, опережение.
-Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.
-Адаптация в детском саду.
-Основные черты характера (спокойный – возбуждённый, подвижный – замедленный, уравновешенный – капризный и т.д.).
-Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, расторможенность, трудность переключения).
Речевой анамнез
-Время появления гуления и лепета.
-Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций).
-Время появления первых слов.
-Время появления простой фразы.
-Время появления развёрнутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.
-Наличие и выраженность итераций.
-Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).
Условия воспитания ребёнка
-Социальная среда (где ребёнок воспитывался – в доме ребёнка, детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой).
-Особенности речевой среды: контакты с заикающимися лицами или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия – какой язык преобладает в общении.
-Особенности речевого общения с ребёнком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребёнка (в каком объёме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объёме).
-Культурно-бытовые условия в семье.
Развитие заикания
-Возраст, в котором появилось заикание.
-Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).
-Наличие периода мутизма.
-Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.
-В каких условиях облегчается – ухудшается речь.
-Изменилось ли поведение ребёнка с момента появления заикания и в чём это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).
-Отношение ребёнка к своему речевому дефекту.
-Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы образования – детский сад, школа).
-Продолжительность и результативность лечения и обучения.
Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений
-Имеют ли место частые конфликты в семье – чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребёнком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).
-Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.).
Личностные особенности ребёнка
-Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребёнка.
-Отмечаются ли в поведении ребёнка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).
-Есть ли у ребёнка черты боязливости, пугливости.
-Уровень развития игровой деятельности.
-Склонность к определённым играм.
-Комментирует ли ребёнок свои действия в играх или играет молча.
-Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.
-Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.
-Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).
- Анализ заключения специалистов
Анализируется состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога).
Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.
3. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребёнка
Анализируется общее развитие ребёнка, особенности деятельности.
Сведения ребёнка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.
Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чём они проявляются).
Характер игровой и трудовой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.
Отмечаются также:
-повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность утомляемость, истощаемость;
-особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребёнка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).
Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.
Характерологические особенности ребёнка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).
Состояние психических функций:
-особенности восприятия (восприятие цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребёнка);
-характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);
-особенности памяти: скорость и объём запоминания, точность воспроизведения;
-особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.).
4. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики
Процедура обследования общих произвольных движений
1. Статическая координация
Определяется возможность удержания заданной позы:
а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; 1 балл - не удаётся сохранить позу, схождение с места;
б) стоять на «цыпочках». Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - схождение с места, балансирование резко выражено; 1 балл - опускание на стопу, частое схождение.
2. Динамическая координация
а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах). Отмечается: 3 балла - свободно прыгает на одной ноге; 2 балла - касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; 1 балл - не удаётся прыгать на одной ноге;
б) определяется возможность прыгать с места через верёвку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: 3 балла - прыжок производится легко и свободно; 2 балла - прыжок неловкий, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; 1 балл - прыжок не удаётся.
3. Одновременность движений
а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички); ребёнку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: 3 балла - одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременные; 1 балл - одновременные движения не удаются;
б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребёнку предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать её на указательный палец. Отмечается: 3 балла - марширует и наматывает нитку одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременны; 1 балл - одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.
Процедура обследования тонких движений пальцев рук
Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения:
1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочерёдно сначала на правой, затем на левой руке;
2) загнуть каждый из пальцев поочерёдно на правой и на левой руке;
3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики здороваются»;
4) застёгивание и расстёгивание пуговицы, завязывание шнурков.
Отмечается ведущая рука – 3 балла - точное и чёткое выполнение; 2 балла - недостаточно чёткое; 1 балл - плохая координация, неловкость.
Процедура обследования произвольных мимических движений
Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л.А.Квинта в модификации Г.Гельнтца.[1]1
- поднять брови («Удивление»);
- слегка сомкнуть веки;
- прищурить глаза («Яркое солнце»);
- плотно сомкнуть веки («Стало темно»);
- сжать губы;
- придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте;
- вытянуть губы, как для произнесения звука «о»;
- надуть щёки;
- оскалить зубы («Забор»);
- вытянуть губы, как для свиста.
Отмечается: 3 балла - мимика живая, выразительная, адекватная; 2 балла - недостаточно выразительная; 1 балл - мимика вялая; амимичность.
Процедура обследования артикуляционной моторики[2]1
а) упражнения для челюстей:
- рот широко открой- закрой « окошечко»;
- нижняя челюсть вправо – влево.
б) упражнения для губ:
-растянуть губы в улыбке;
-вытянуть губы вперед трубочкой;
-улыбка – трубочка;
-поднять верхнюю губу вверх;
-опустить нижнюю губу вниз;
-одновременно поднять верхнюю губу вверх , опустить нижнюю губу вниз.
в) упражнения для языка:
-язык широкий («лопаточкой») на нижней губе;
-высунуть узкий язык («жалом»);
-язык широкий - узкий;
-широкий язык на верхнюю , на нижнюю губу (« качели»);
-круговое облизывание кончиком языка губ (« вкусное варенье»);
-язык в форме (« лодочки») /боковые края языка приподняты/;
-язык в форме («чашечки»);
-пощёлкать /поцокать/ языком;
-язык вправо – влево (« маятник»).
г) упражнения для мягкого неба:
-отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произнести звук [а];
-широко открыть рот и зевнуть.
Отмечается: 3 балла - удерживает заданную позу, хорошо переключается с одного движения на другое, движения точные, в полном объёме; 2 балла - движения недостаточно точные, не в полном объёме, переключаемость нарушена незначительно; 1 балл – отсутствие удержания позы, выраженные изменения объёма, точности и переключаемости артикуляционных движений.
Максимальный балл за состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики составляет 27 баллов.
5. Обследование речевой функции
1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология – указать какая).
2. Характеристика движений органов артикуляции.
3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.
4. Лексический строй речи – количественная и качественная характеристика словаря.
5. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи).
6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.
7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уловочно); замедлен значительно; неровный).
8. Голос (громкий; тихий; модулированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).
9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмичное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное; напряжённое и пр.).
10. Выраженность заикания в различных видах речи:
-в сопряжённой речи;
-в отражённой речи;
-в шёпотной речи;
-в автоматизированных рядах;
-при чтении стихов;
-при чтении прозы;
-в вопросно-ответной форме;
-в рассказе по заданной теме;
-при пересказе прочитанного;
-в спонтанной речи.
11. Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные.
- Локализация судорог:
-дыхательные: инспираторные, экспираторные;
-голосовые: вокальные; смыкательные голосовые; дрожащий гортанный спазм;
-артикуляционные: губные; язычные; судороги нёбной занавески;
-сложные лицевые судороги.
- Наличие трудных звуков (звукофобия).
- Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации).
- Наличие речевых уловок (замены слов; перестановки слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения).
- Наличие насильственных содружественных движений и их характер.
17. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр.
18. Реакция на помощь собеседника: положительная; отрицательная; безразличная.
19. Отношение к речевому дефекту: адекватное; неадекватное; сверхценное.
20. Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный и пр.
21. Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность.
22. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания.
23. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.
24. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.
25. Определение степени выраженности речевых судорог: лёгкая степень; средне-лёгкая; заикание средней степени тяжести; средне-тяжёлая степень заикания; тяжёлая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания.
Заключение
Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщённые данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.
В заключении логопед отражает:
-наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);
-особенности речевого и моторного онтогенеза;
-значение психогении в возникновении заикания;
-возраст появления заикания;
-тип и локализация судорог;
-зависимость проявления судорог от эмоционального состояния;
-наличие страха речи;
-течение заикания;
-наличие других дефектов речи.
Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную.
Данное комплексное медико-психолого-педагогическое обследование заикающихся детей дошкольного возраста позволяет эффективно определить направления коррекционной логопедической работы при рассматриваемой речевой патологии.
[1]1 Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 1998. С.8.
[2]1 Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., 2002. С.14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста
В данном конспекте изложены психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста, причины и рекомендации по данной проблеме....
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста
На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специа...
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста
Что же такое сопровождение?Сопровождение – это помощь ребёнку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребёнку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста разных нозологических групп
М.В. Михайлова, преподаватель Частных методик АФК...
Психолого-педагогическая программа "Коррекция страхов и тревохности у детей дошкольного возраста"
Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
Психология подросткового возраста может рассматриваться как один из наиболее важных и острейших периодов возрастной психологии. Существует множество отечественных и зарубежных концепций подросткового ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...