Конспект НОД по логоритмике
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по логоритмике «Путешествие в осенний лес» в старшей группе.
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи:
1. Оздоровительные:
укреплять костно-мышечный аппарат;
развивать фонационное дыхание;
развивать общую и тонкую моторику, мимику;
воспитывать чувства равновесия, правильной осанки;
снижать психологическую закрепощенность, снимать эмоциональное напряжение, нормализовать мышечный тонус.
2. Образовательные:
формировать двигательные умения и навыки;
развивать пространственную организацию движений;
развивать ловкость, выносливость, переключаемость, координацию движений;
развивать чувство ритма;
учить детей координировать речь и движения;
3. Воспитательные:
обучать правилам поведения в различных видах деятельности;
воспитывать выразительность и грацию движений;
формировать умения создавать и поддерживать воображаемую ситуацию и умение перевоплощаться;
формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность;
формировать умение работать в коллективе.
4. Коррекционные:
развивать слуховое внимание;
воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;
формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию;
развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением;
развивать интонационную выразительность речи;
активизировать словарь по темам: «Осень», «Грибы».
Оборудование:
Украшение зала под осенний лес.
Осенние листья деревьев.
Муляж грибов.
Обручи.
Массажные мячики.
Деревянные ложки.
Ход занятия:
Орг. момент.
Дети стоят полукругом.
Логопед: ребята, у нас сегодня необычное занятие, так как к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями «Здравствуйте, гости». Ну а друг друга мы поприветствуем в игре.
1.Игра «Здравствуйте!» (коммуникативная) (М. Картушина)
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп – хлоп – хлоп!
(Дети хлопают в ладошки).
Здравствуйте, ножки,
Топ – топ – топ!
(топают, руки держат на поясе).
Здравствуйте, щечки,
Тюх – тюх – тюх!
(указательными пальчиками дотрагиваются до щек).
Пухленькие щечки
Плюх – плюх – плюх!
(кулачками постукивают по надутым щечкам).
Здравствуйте, глазки,
Миг – миг – миг!
(Дети хлопают глазками).
Здравствуй, наш носик,
Бип – бип – бип!
(Сигналят по носам)
Здравствуйте, зубки,
Щелк – щелк – щелк!
(Стучат зубами)
Здравствуйте, губки,
Чмок – чмок – чмок!
(Чмокают губами и посылают воздушные поцелуи)
Логопед: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Какие приметы осени вы знаете?
Дети: небо серое, хмурое, листья пожелтели и опали с деревьев, идут проливные дожди, птицы улетели в теплые края.
Логопед: Правильно, молодцы!
И сейчас мы с вами отправимся в осеннее путешествие.
«В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти
Логопед: Давайте поедем в лес на поезде. Как гудит поезд?
Дети имитируют гудок поезда (У-у-у!).
Логопед: А как пыхтит поезд?
Дети: Чух-чух-чух!(звучит гудок поезда в записи).
Логопед: Вы слышите, это сигнал к отправлению. Занимаем места в вагонах.
(Дети встают друг за другом «паровозиком»).
звучит песня «Паровоз Букашка» муз. А. Ермолова слова А. Морозова
2.Упражнение на дыхание, формирование навыков словообразования
Логопед: Вы чувствуете , какой в лесу свежий воздух, как легко дышится. Давайте мы с вами подышим: Посмотрите направо носиком вдох, прямо – выдох, налево – вдох носиком, прямо – выдох через ротик, (вверх и вниз). (Дети выполняют упражнение)
Логопед:
Мы приехали в осенний лес.
Сколько здесь кругом чудес.
Праздник осени в лесу
И светло, и весело
Ах, какие украшения
Осень здесь развесила.
- Что же это за украшения?
Дети: Листья.
Логопед: Какими красками осень листья в лесу раскрасила?
Дети: Жёлтыми, оранжевыми, красными.
Как хорошо осенью в лесу, хочется по лесу гулять, листочки собирать. Давайте мы с вами так и сделаем: будем под музыку по лесу гулять, а как только музыка стихнет- возьмем в каждую руку по листочку. Готовы?
(проводится игра «Собери листочки» на развитие слухового внимания под музыку «Осень милая шурши». Дети под музыку гуляют по «лесу», на экране сменяются кадры с изображением осени ).
Логопед: Какие молодцы, как внимательно музыку слушали. Какие красивые у вас листочки.
- Аделина, сколько у тебя листочков?
- У тебя одинаковые листочки?
- Чем они отличаются? (цветом, формой)
- С какого дерева у тебя листочки? ( с березы )
- Значит какие у тебя листочки ? (березовые). (Значит, у тебя березовые листочки?).
Логопед: Поиграем с вашими листочками.
3.Фонопедическое упражнение
Логопед: Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
Осиновый – а-а-а-а-а,
Рябиновый – у-у-у-у-у,
Березовый – о- о-о-о-о,
Дубовый – и-и-и-и-и.
И все вместе: а – о – у – и.
4.Упражнение на развитие речевого дыхания.
(Звучит запись «Шум ветра»)
Логопед: Что же это за шум?
- Наверное, это ветерок услышал наши голоса, и ему тоже захотелось с нами поиграть. Поиграем с ветерком, пока он не расшалился и не превратился в бурю. Возьмите в руки свои листочки, я вам покажу как дует настоящий ветер: ставим верхние зубки на нижнюю губку и дуем ф – ф – ф . Вытянули ручки перед собой – поиграем с ветерком и листочками. (Выполнять волнообразные движения руками в соответствии с текстом)
Дует легкий ветерок – ф – ф – ф
И качается листок - ф – ф – ф
Дует сильный ветерок – ф – ф – ф
Качается сильней листок – ф – ф – ф
5.Упражнение на развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата
Логопед: Будем мы гулять,
Свежим воздухом дышать.
И веселый Язычок тоже решил отправиться на прогулку.
Выглянул он на улицу – посмотреть, светит ли солнышко.
Посмотрел под ноги — нет ли луж (высунуть язык изо рта и опустить его кончик книзу, затем убрать язык в рот).
Хорошая погода. Вышел Язычок на улицу — стал во дворе с ребятами бегать и играть (двигать язык от одного уголка рта к другому несколько раз).
Мячик по двору катать (убрать язык в рот).
Запыхался Язычок. Стал шумно дышать (выполнить три раза вдох носом, а выдох ртом).
Устал, сел отдохнуть (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу).
Немножко отдохнул и начал в прятки играть. Спрячется то за одну щеку, то за другую (с помощью языка оттопыривать то правую, то левую щеку).
Увидел Язычок качели, и захотелось ему на качелях покачаться: вверх-вниз, вверх-вниз... (то поднимать язык к носу, то опускать к подбородку).
А потом ребята подарили Язычку воздушный шарик (надуть щеки).
Стал он с ним играть — ловить и кидать.
Шарик лопнул — Ой-й-й! (Стукнуть кулачками по надутым щекам и выпустить воздух)
Язычку пора домой.
А мы отправимся дальше
6. Развитие слуха и чувства ритма.
Логопед: Ребята, послушайте, как красиво поют в лесу птицы (прислушивается к раздающему стуку).
Ребята, послушайте, что это за звуки? Что это за странные дроби барабанные доносятся из чащи то медленней, то чаще! (Дятел)
С дятлом мы давно знакомы. Он спасает наши деревья от жуков и червяков.
Логопед: Дятел по стволу стучит и как будто говорит, приглашаю вас играть, ритмы точно повторять. Давайте возьмём ложки.
Дятел сядет на сучок
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Дятел смотрит, где жучок
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Над дубравой сильный град
Туки-туки – так, туки-туки-так.
С дуба жёлуди летят
Туки-туки-так, туки-туки-так.
Строят хату два бобра
Тук, тук, да тук.
Без гвоздей, без топора
Тук, тук, да тук.
Логопед: Ребята, тучки закрыли солнышко, и закапал дождик.
Приготовили ладошки и повторяем все за мной.
7. Пальчиковая гимнастика «Капли первые упали!»
Капли первые упали (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки).
И детишек напугали (указательный и средний пальцы «бегут» по центру ладошки).
Дождик застучал сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки).
Птички скрылись сквозь ветвей (помахивание скрещенными кистями – «птички»).
Дождь полил как из ведра сильней (указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки).
Разбежалась детвора (указательный и средний пальцы «бегут» по центру ладошки в ритме музыки).
В небе молния сверкает (руки сжаты в кулак, раскрываем резко пальцы – «молнии»).
Гром все небо разрывает (стучат кулачком о кулачок).
А потом из тучи солнце (руки поднимаем вверх, пальцы раскрыты – «солнце»).
Вновь посмотрит нам в оконце (одна рука, согнутая в локте, над головой, другая – под подбородком – «окошечко»).
8. Игра на переключаемость движений.
Логопед: После дождя много луж, давайте поиграем с дождиком.
Игра «Дождик и лужи» (песня Дождик льёт по крышам)
Логопед: Наша весёлая игра разбудила ёжика, давайте с ним поиграем.
9. Пальчиковая игра “Ежик”.
Мячик-ежик мы возьмем, -подбрасываем мячик наверх
Покатаем и потрем. - прокатываем между ладоней
Вверх подбросим и поймаем, -подбрасывают мячик
И иголки посчитаем - пальчиками мнем иголки мячика
Пустим ежика в ладошку -кладем мячик на ладошку
И прижмем его немножко -ручкой прижимаем мячик
И немножко покатаем -катаем мячик
Потом ручку поменяем. -меняем руки
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко
Ежик нам ладошки колет,
Ручки к школе нам готовит.
10. Подвижная игра “Кто скорее возьмет грибок”.
Логопед: осенью после дождя вырастает много грибов. Какие грибы вы знаете? Давайте их соберем.
На полу лежит обруч. Внутри грибы. Дети идут по кругу и произносят слова:
Мы идем, идем, идем,
Мы грибы сейчас найдем -Идут по кругу.
Под листочком под травинкой,
На пенечке под осинкой.
Вот и гриб, не зевай, -Выпрямляют руки вперед;
И быстрей его хватай. Хлопают в ладоши.
(По окончанию слов дети должны быстро взять гриб из круга. Игра продолжается, пока не закончатся все грибы).
11. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
Логопед: мы набрали полные корзины грибов, пора нам нести их домой.
Подняли тяжелые корзинки (напрягли руки) и идем, тяжело переставляя ноги; пришли и поставили корзинки (расслабили руки). Покажем, как много грибов мы принесли (напрягли руки — подняли тяжелую корзину), затем поставили ее на пол (расслабили руки).
12.Релаксация
Логопед: Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Мы с вами потрудились. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Проходим и садимся на ковер. (звучит музыка для релаксации)
Наши ножки устали,
Они бегали, скакали.
Наши ручки устали,
Они хлопали, играли.
Глазки закрываются,
Реснички опускаются.
Глазки закрывают,
Ребята отдыхают.
Глазки открываются,
Детки просыпаются.
13. Итог занятия.
Логопед: какие вы сегодня молодцы! Столько дел переделали! И пели, танцевали, играли. Вам понравилось путешествие в осенний лес? А нам пора попрощаться с гостями и возвращаться в группу.
Дети под музыку выходят из зала.
Список литературы:
- Боровик Т.А. Речевые игры на музыкальном занятии. //Дошкольное воспитание. №5, 1998.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
- Власова Т.М., Пфафендоурт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1989.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. – С.-Пб., 2009.
- Колокольчик– С. – Пб., 2003. – №30.
- Музыкальный руководитель. – 2007. – №5.
- http://ilibrary.ru/text/1489/p.1/index.html
- http://stranakids.ru/stihi-pro-osen-dlja-malyshej/2/
- http://www.worldofnature.ru/vse-obo-vsem?view=tales2&id=247
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОРИТМИКИ
конспект организованной логопедической деятельности вм средней тат арской группе...
Конспект образовательной деятельности по логоритмике "Осенними лесными тропинками"
В данном материале представлены логоритмические упражнения для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по логоритмике. Лексическая тема: «Мебель. Бытовые приборы».
В данном занятии представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную активность...
конспект занятия по логоритмике "Проказы зимы"
логоритмические упражнения, артикуляционная и мимическая гимнастика, чистоговорки с движением, пальчиковые игры, упражнения на координацию движений...
программа по логоритмике в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях дома ребенка "Логоритмика для малышей"
программа составлена для детей с ограниченными возможностями развития, воспитывающихся в условиях дома ребенка....
Конспект занятия по логоритмике в старшей группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Тема: "Автоматизация звука { Ж}. Весёлая лужайка"....
Конспект занятия по логоритмике. Тема "Прогулка в зимний лес".
Конспект занятия по логоритмике для учащихся с интеллектуальными нарушениями ( VIII вид, II вариант)...