НОД по ФЭМП "Число 2. Цифра 2"
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 335.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений
Возраст детей: средний дошкольный возраст (коррекционный)
Тема: Число 2. Цифра 2.
Интеграция с другими образовательными областями: социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Цели и задачи НОД:
Познавательное развитие Систематизировать представления детей среднего дошкольного возраста о количестве предметов, о соотнесении количества двух предметов с числом «два» и цифрой 2. Уточнять представления о том, что количество предметов не зависит от размера, формы, цвета совокупности двух (трёх) предметов. Приучать детей использовать полученные знания на практике. Способствовать развитию операций сравнения, обобщения; мелкой моторики; зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти. Способствовать развитию воображения, фантазии.
Социально – коммуникативное развитие Р.К. Воспитывать чувство любви, ответственности, бережного отношения к домашним животным. Побуждать детей заботиться о домашних животных, при этом соблюдая правила безопасности. Учить детей общаться со сверстниками, при необходимости помогать друг другу.
Речевое развитие Р.К. Обогащать пассивный и активный словарь по теме «домашние животные». Объяснить детям, что действия предмета (глаголы) можно заменять словами, близкими по смыслу. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; отвечать на вопросы полным предложением.
Художественно – эстетическое развитие. Воспитывать у детей интерес к домашним животным (кошке, собаке, козе, свинье) через детские загадки – шутки, игровые ситуации, эстетически представленные наглядные пособия. Воспитывать бережное отношение к дидактическим играм и пособиям.
Физическое развитие. Развивать мелкую моторику, координацию движений. Уточнять правила безопасного общения с домашними животными.
Оборудование и демонстрационный материал для педагога: мягкая игрушка «щенок Шарик»; поздравительная открытка с цифрой «2»; карточки с цифрами 1 и 2 разного цвета и размера; два одинаковых цветных карандаша; две картинки с изображением щенков; картинка с изображением кошки, два закрытых пакетика (или две баночки) с кормом для кошки; стеклянная статуэтка Лебедь (в форме цифры «2»); карточка с изображением коровы ; цветная мягкая проволока; жёлтая тесьма (клубок); коробочка с календарями с изображением снегирей или свиньи; карточки с изображением домашнего животного (первый комплект карточек у педагога, второй – у детей); эмблемы - карточки с изображением цифры 2 (на жёлтом, зелёном, красном, белом фоне).
Для каждого ребёнка коробочка, в которой находятся: цветной карандаш разного цвета или длины; цветная проволока; жёлтая тесьма 20 см.4 прищепка; две пластиковые цифры 1 и 2; маркерная доска.
Ход занятия
- Организационный момент
Дефектолог показывает детям щенка Шарика, который держит в лапках открытку с изображением цифры 2.
Дефектолог: - Ребята, к нам в гости пришёл Шарик и принёс открытку, на которой нарисована неизвестная цифра. Вы знаете эту цифру? (ДА). Давайте расскажем о ней Шарику. (Положительные ответы детей. Шарика размещают на столик рядом с педагогом.)
2. Уточнение представлений об образовании числа «два». Отгадывание загадок. Дефектолог загадывает загадку:
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. (На доске появляется карточка с изображением щенка).
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним. (На доске – ещё один щенок).
- Сколько щенков на крыльце? («два»).
- Объясните свой ответ. («Один щенок был и ещё один прибежал».)
- Как можно по – другому сказать «прибежал»? (Пришёл, прискакал, приблизился.)
Дефектолог: - Возьмите карандаш из коробочки. Слушаем загадку. Тот, чьё имя я назову, поднимет вверх карандаш.
- У Артёма карандаш, и у Кати карандаш,
Сколько карандашей у двух малышей? (Во время чтения текста дети с первого столика, услышав свои имена, поднимают вверх карандаши.)
- Сколько карандашей? («Два». К одному карандашу добавили, присоединили, положили ещё один карандаш – получили два).
Дефектолог ещё раз читает загадку, называя имена детей, сидящих за вторым, третьим столиками. Важно: названных детей должно быть двое, каждая «пара» детей совершает действие «присоединения» карандашей. В зависимости от целей, поставленных на занятии, подготовленности детей дефектолог может усложнить задания: карандаши в «паре» могут быть разного размера по толщине, цвету или длине. Педагог подводит детей к выводу о том, что количество представленных предметов не зависит от цвета, формы, величины.
При изучении образования числа «три» педагог может использовать это же стихотворение, немного изменив его: «У Влады карандаш, и у Ани карандаш, и у Коли карандаш. Сколько карандашей у трёх малышей?»….
Загадка о кошке и корме. Во время чтения загадки дефектолог показывает детям пакеты с кормом. (Корм не открыт, можно использовать баночки с кормом для кошек).
Кошка пакетик корма несла,
Этой покупкой довольна была.
Если ещё один «Вискас» купить
Сколько их будет, ты можешь сложить? (Ответы детей).
Дефектолог подводит детей к выводу по загадкам:
- Сколько щенков? Сколько карандашей у двух детей? Сколько пакетиков корма у кошек? Правильно - ДВА.
- Как получили число «ДВА»? (К одному предмету прибавили (добавили, положили, присоединили один предмет.) Два предмета называют числом «ДВА» и обозначают цифрой « 2 ». Педагог выставляет карточку с цифрой 2 на доску.
3. Упражнение в запоминании графического образа цифры «2», ранняя профилактика дисграфии:
- «Ассоциации» На что похожа цифра? (педагог показывает детям стеклянного Лебедя и спрашивает: - На какую птицу похожа цифра «2»? У нее есть голова, шея, туловище, хвостик.
- Прописывание цифры «2» в воздухе пальчиком.
Дефектолог: - Цифру «2» можно не только увидеть глазками, но и выложить из проволоки, написать на досках:
- Выкладывание цифры из цветной мягкой проволоки или из тесьмы (по желанию ребёнка). Сравнение с образцом. В процессе работы щенок Шарик помогает детям.
- Письмо цифры «2» на индивидуальных досках.
4. Физминутка
Дефектолог не торопясь читает по одному предложению, соблюдая паузы. Дети повторяют движения за педагогом:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Первый раз стихотворение читает взрослый, второй раз дети могут произносить вместе с дефектологом запомнившиеся слолва.
5. Упражнение на развитие операций анализа и синтеза. Уточнение представлений о домашних животных. Понятие «пара».
Педагог просит детей подойти к столу и даёт каждому в руки карточку с изображением домашнего животного (собаки, кошки, лошади, свиньи, козы). На столе в коробочке лежат такие же карточки.
Дефектолог: - Найдите своему животному «пару». Кто выполнил задание - садится на место. Вопросы детям задаются дифференцированно:
- Катя, сколько у тебя кошек? (две)
- Сколько животных у Семёна? (У меня две собаки).
- Кто кормит этих животных, заботится о них? Как их можно назвать? Правильно, это «домашние животные».
6. Упражнение на соотнесение количества предметов с числом и цифрой «2».
- К нам в гости пришла корова, чем мы можем её угостить? (На доске – карточка с изображением коровы). Правильно корова любит траву, морковь, яблоки. Положите перед собой доски.
- На доске нарисуйте столько яблок, сколько просит корова (дефектолог показывает карточку с цифрой 2). Правильно, цифра «2» значит, сколько мы должны нарисовать яблок? (ответы детей). Два яблока (яблоко – это круг, два яблока – рисуем два круга). Дети выполняют задание, а щенок Шарик им помогает.
-Корова съела два яблока. (Дети стирают круги). – Коровушка просит угостить ещё одним яблоком. Угостим корову? Молодцы, мы с вами не жадные ребята. Дети рисуют на досках одно большое яблоко – круг.
- Сколько больших яблок – одно. Один предмет обозначается цифрой 1 .
7. Упражнение на дифференциацию цифр «1» и «2» «Цифры спрятались». – Возьмите цифры из коробочки, положите их на стол. Закройте цифры ладонями. Готовы? По моей команде поднимите правую ладошку. Какая цифра спряталась? (У каждого ребёнка под правой ладонью своя цифра. Главное – правильно поднять нужную руку (ориентир – прищепка на правой руке) и назвать правильно цифру. Задание можно повторить несколько раз.)
8. Упражнение на развитие слухового восприятия. Дефектолог показывает карточки с цифрами и говорит:
- Хлопните столько раз в ладоши, сколько «просит» цифра: - все вместе, - по «цепочке».
9. Итог занятия. Щенок Шарик обращается к детям: - Спасибо за помощь, ребята. Я теперь много интересного знаю про число и цифру «2». Вы любите сюрпризы? (Да.) Давайте подойдём к нашим гостям. Сюрприз я оставил у гостя, у которого на груди карточка жёлтого цвета с цифрой «2». Дети находят коробочку с сюрпризом и говорят спасибо щенку Шарику и гостям. В коробочке для каждого ребёнка – маленький календарь с изображением весёлого поросёнка (домашнее животное, символ Нового 2019 года).
Список используемой и цитируемой литературы
1.Метлина, Л.С., Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада.- М.; Просвещение, 1984. – 256 с.
2. Интернет – ресурсы https://blog.7ya.ru/fulltext/Blogs/284655/, https://infopedia.su/4x1bd9.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Число и цифра 9"
Урок для 1 класса школ 2 вида...
Родителям на заметку. Знакомим детей с образом цифр и запоминаем их. Сказка-мнемик про цифры
Ваш ребенок осваивает цифры и очень любит ритмичные стихи. Совместите приятное с полезным! Возможно, что эта сказка-мнемик поможет малышу легче запомнить и подружиться с миром цифр. Автор не является ...
«Цифра» меняет все! «Цифра» не меняет ничего!
Статья о цифровизации образования...
«Последние цифры n-значного числа, которое при возведении в произвольную натуральную степень будет оканчиваться на тот же набор из n цифр, что и исходное число, притом в том же порядке»
Расширение материала раздела теории чисел о последних цифрах степеней числа. Научно-исследовательская работа по теории чисел по теме «Последние цифры произвольных степеней одного и того же...
Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...
Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...
Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".
Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...