Методическая разработка «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»
Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в школе. Каждому возрасту свойствен определенный качественно- количественный уровень развития двигательных качеств. Имеются и четко выраженные половые различия. Учитель физической культуры должен ясно представлять закономерности формирования двигательных качеств у школьников.
Развитие ловкости. По структуре, объему корковых полей двигательного анализатора, дифференцировочной способности зрительного анализатора мозговая деятельность детей 10-13 лет приближается к аналогичным показателям взрослых, а подвижность нервно- мышечного аппарата достигает нормы взрослых. Это создает благоприятные условия для развития ловкости- умения быстро обучаться новым движениям, находить правильные решения в необычных (экстремальных) условиях двигательной деятельности.
Ловкость следует развивать двумя путями. Во - первых, путем интегрального воздействия всех разучиваемых упражнений, входящих в школьную программу. Больше всего их в гимнастике. Но такие упражнения, как, например, попеременный четырехшажный ход на лыжах, также в немалой степени требуют координации движений. Вообще каждый вид упражнений имеет особый характер воздействия на развитие ловкости. Так гимнастические упражнения в большей мере способствуют развитию пространственно- силовых параметров движений; передвижение на лыжах – развитию равновесия, устойчивости; игры - развитию ориентирования в меняющихся условиях. В процессе обучения школьников рекомендуется чаще усложнять движения. Развитию ловкости способствует также выполнение разных движений из необычных положений, например прыжка в длину с места, стоя боком или спиной к направлению движения. В комплекс общеразвивающих упражнений, выполняемых на каждом уроке, желательно всегда включать акробатические упражнения. В каждом уроке хотя бы несколько минут следует посвящать подвижной игре.
Развитие ловкости в большей степени связано с совершенствованием чувства времени и пространства, а также мышечных напряжений. Упражнения для развития ловкости должны строиться на врожденных рефлексах, которые способствуют принятию правильных положений тела( шейно- тонических и лабиринтных , возникающих при наклонах и поворотах головы), установочных – обеспечивающих сохранение позы при отклонениях от обычного положения ( участвуют вестибулярный и зрительный анализаторы, проприорецепторы мышц, кожные рецепторы), статокинетических , возникающих при вращательных движениях и вызывающих изменения положения головы и глаз, рефлексов вращения, лифтных, сгибательных, отталкивания, ритмических. Применяются разного рода упражнения, главная задача которых – точность конечного положения,: воспроизведение поз, показываемых учителем, прыжки из разных положений с приземлением в определенную точку, расстояние до которой меняется, с принятием определенной позы.
Параллельно развивают способность учащихся согласовывать движения - координацию. Они изучаются в порядке нарастающей сложности:
1. Циклические движения с перекрестной координацией типа разных видов ходьбы и бега.
2. Одновременно- однонаправленные движения рук, например обе руки вперед, вправо, вверх, вперед, влево.
3. Одновременно- разнонаправленные движения рук, например правая вперед, левая назад, затем наоборот.
4. Поочередно одно- и разнонаправленные движения рук, например левая рука в сторону , затем правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сторону, левая вниз, правая вниз. Или поочередно правая и левая на пояс, к плечу, вверх, в сторону, к плечу, на пояс, вниз.
5. Разнонаправленные вращательные движения, например из положения руки вверх круговые движения – правая вперед , левая назад( должны сходиться вверху и внизу).
6. Зеркальные движения. Учитель становиться лицом к ученикам и показывает различные исходные положения. Ученики копируют его движения как в зеркале: если учитель поднял правую руку, они поднимают левую, и наоборот. Эти упражнения требуют не только координированности, но и внимания. Для повышения внимательности учащихся полезно и такое упражнение: заранее обусловливается, какое движение ученики не должны повторять за учителем, а обязаны пропустить. Когда будет проделана вся серия движений, каждый объявляет, сколько он допустил ошибок.
Одним из проявлений ловкости является способность сохранять равновесие в позах и во время движений.
Упражнения на ловкость проделываются в начале основной части урока, когда под влиянием вводной части повышено внимание, мышцы достаточно подготовлены и силы еще свежи. Пространственную, временную и силовую точность и координацию движений рекомендуется развивать комплексно. Комплексы следует усложнять постепенно, одновременно добиваясь также более быстрого исполнения.
Развитие мышечной силы. Силу у школьников надо развивать разносторонне. Это значит, что нужно развивать гармонически все группы мышц, приучать к разному режиму работы - к проявлению динамических усилий и статических. В10-13 лет приросты силы мышц сгибателей предплечья и кисти, разгибателей предплечья, икроножных мышц не только значительны, как в предыдущие годы, поэтому для поддержания мышечной работоспособности нужны регулярные физические нагрузки. Под влиянием физических упражнений с девятилетнего возраста значительно возрастает сила разгибателей туловища, это дает возможность увеличить нагрузку на эти мышцы с помощью некоторых упражнений.
Большую часть упражнений для развития силы у детей должны составлять упражнения динамического характера. Упражнения динамического характера - это преодоление веса собственного тела. Это также преодоление внешнего сопротивления.
Для развития силы нужны значительные напряжения мышц, при малых напряжениях сила не растет. Основной метод развития силы в занятиях со школьниками – повторный с предельными нагрузками. Величина нагрузки подбирается таким образом, чтобы ученик мог повторить упражнение не больше определенного числа раз. При этом он развивает средние по величине усилия. Как этого достичь? При упражнениях с преодолением собственного веса. Упражнения лучше всего проводить в такой последовательности: для рук, ног, туловища. Во всех случаях упражнения подбирать как для сгибателей, так и для разгибателей. На некоторых уроках можно акцентировать нагрузку на одной – двух группах мышц, но в перерывах между упражнениями для этих групп давать упражнения с меньшей нагрузкой для других мышечных групп.
Для развития максимальной силы можно применять метод наибольших нагрузок Упражнения, входящие в этот метод оказывают большое воздействие на мышцы, поэтому могут применяться только после достижения школьниками достаточно высокого уровня подготовленности.
Очень важно развивать у школьников так называемую скоростную силу. Для этого служит метод динамических усилий, при котором применяют небольшие – не более 20% веса тела – отягощения, и движения производятся с максимальной возможной скоростью при полной амплитуде. Такие упражнения существенно повышают скоростно-силовые качества, необходимые в беге, прыжках и особенно в метании. Развитию силы способствуют также статические максимальные напряжения мышц. Наиболее распространенные упражнения- с самосопротивлением. Одновременно напрягаются мышцы агонисты и антагонисты какой-либо части тела, в результате чего эта часть тела своего положения не меняет. Медленные динамические упражнения легче, чем статические, поэтому сначала, например, делают поднимание согнутых ног в висе на гимнастической стенке. Это очень трудное упражнение для школьников, но при регулярных занятиях можно добиться , что некоторые ученики становятся способными удерживать это положение несколько секунд.
В 5-7 классах обязательно нужно давать упражнения для развития силовой выносливости. Это осень важно для освоения гимнастических, беговых, прыжковых, метательных упражнений. На первом месте опять же стоят упражнения динамического характера. Выносливость к статическим усилиям имеет также жизненно важное значение. Особенно важно обращать внимание на выносливость мышц – разгибателей туловища, икроножных, сгибателей кисти, выносливость которых способствует длительной работе, связанной с переносом тяжестей, состоянием, удержанием в руках предметов.
Очень важно иметь в виду, что в 5-7 классах нет большой разницы в уровне физической подготовленности мальчиков и девочек. В связи с тем, что девочки раньше вступают в пубертатный период и быстрее и интенсивнее развиваются, чем мальчики, в 11-12 лет разница между мальчиками и девочками в скоростно-силовых качествах наименьшая за весь школьный период. Второй интенсивный прирост силы у девочек начинается именно с этого возраста, а у мальчиков – только в 12-14 лет.
И все же различия в развитии мальчиков и девочек имеются, и они должны приниматься во внимание при проведении силовых упражнений. Дело в том, что хотя и у мальчиков( с 11 до 14 лет) и у девочек (с 8 до12 лет) происходит интенсивный прирост тела в длину( первый такой прирост наблюдался в 4-6 лет) , но прирост в силе еще больше. В результате к 10-11 годам значительно увеличивается относительная сила (в пересчете на 1 кг массы тела). Показатели относительной силы в этом возрасте близки к показателям 20-30 летних людей. Дети довольно легко могут выполнять упражнения в лазанье в наклонном и вертикальном положении по скамейке, гимнастической стенке, канату (с помощью рук и ног). С 10-11 до 14 лет у девочек масса тела больше, чем у мальчиков, и относительная сила у них с 8 до 13 лет имеет меньшие приросты. Поэтому по указанным упражнениям девочки, заметно отстают от мальчиков, и нагрузки для них приходится снижать.
Совершенствование способности расслаблять мышцы. Упражнения силовые, а также для развития быстроты и выносливости надо обязательно сочетать с упражнениями для расслабления мышц. Для снижения напряженности мышц до и после различных упражнений обычно достаточно сделать несколько потряхиваний, свободных маховых движений, легкий массаж.
Однако у некоторой части детей в 10-13 лет, а иногда и позже наблюдается заметная скованность движений, недостаточно быстрый переход от ненапряженного состояния мышц к напряженному и наоборот. Это ухудшает координацию движений, снижает результаты выполнения силовых упражнений и на быстроту. Учащимся следует объяснить важность свободы движений, постоянно следить , чтобы они расслабляли мышцы.
Развитие гибкости (подвижности в суставах). В 10-13 лет у большинства школьников гибкость удовлетворительная, но все же ее следует еще развивать. Тогда к 15-16 годам она достигнет максимальной величины. Но не все школьники обладают удовлетворительной гибкостью, и с некоторыми надо много заниматься, чтобы улучшить ее.
Гибкость можно развивать с помощью упражнений на растягивание: активных (выполняемых за счет сокращения мышц, проходящих через сустав, - пружинистых маховых движений), пассивных (выполняемых посредством самозахватов или с помощью партнера, они несколько менее эффективны, но все же весьма полезны), статических( в которых ставится задача достичь максимального угла сгибания и разгибания в суставе и после этого удерживать тело некоторое время в принятом положении).
Упражнения проводят сериями, по 20-40 и более повторений, до появления легкой болезненности в мышцах. Только при этих условиях достигается нужный эффект.
Развитие быстроты движений. Быстрота проявляется по разному соответственно видам движений, и упражнения для ее развития также неодинаковы. В циклических лакомоторных движениях (беге, плавании, гонках) быстроту развивают двумя способами: во-первых , целостным, т. е.
Выполнение с максимально возможной скоростью всего движения, без расчленения или акцентирования отдельных элементов; во-вторых , путем повышения быстроты выполнения отдельных элементов движения, например при развитии быстроты бега применяют как различного рода ускорения бег под уклон, бег за лидером, так и отдельно упражнения для рук и для ног.
Ациклические движения бывают простыми и сложными. Простые – это двигательные реакции, т. е. ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В них различают два периода: от момента восприятия сигнала до начала ответного движения и от начала движения до его окончания. Соответственно подбираются упражнения двух видов: 1) быстрые ответные движения на различные сигналы( зрительные, звуковые, тактильные- прикосновения к коже), это обычно разные ручные действия, старты перемены направления бега и т. п. ;
2) выполняемые с максимальной скоростью простые движения (выполняемые не по внешнему сигналу- имитации ударов, бросков, выпрыгивания, захлесты голенью и т. п).
К сложным ацеклическим движениям можно отнести: реакции на движущийся объект; реакции выбора; сложнокоординированые движения, состоящие из многих элементов. В реакциях на движущийся объект значительную часть времени занимает улавливание движущегося предмета глазами (глазодвигательная и диоптрическая реакция) и расчет опережения, необходимого для точного попадания в цель; удлиняется также двигательная часть реакции, поскольку требуется определить направление движений и соразмерить усилия с дистанцией до цели. В качестве упражнений можно рекомендовать в первую очередь подвижные игры с большими и малыми мячами, воланами для бадминтона. Более простые упражнения - броски в катящийся набивной мяч, в подброшенный баскетбольный мяч, в два мяча, подброшенных на разную высоту, и т. п. Сначала мячи подбрасываются в одном направлении, затем неожиданно для упражняющихся - в разных направлениях.
Реакция выбора - это нахождение из нескольких возможных вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал (действие). В жизни эти реакции имеют большое значение, например при управлениями механизмами. Лучшие упражнения - подвижные игры, требующие выбора действий, опережения противника. Ориентируясь на подготовительные движения, связанные, например, с принятием противником исходной позы для броска мяча, можно начать ответное движение еще до того, как противник сделает бросок.
Быстроту развивают повторными упражнениями, причем в каждой попытке ученик должен стараться показать максимальную скорость. Циклические движения выполняются до максимума скорости, который, например, в беге, наступает примерно через 6 с. после старта. Максимальную скорость при беге можно удержать 2-3 с, поэтому при беге берутся отрезки 20-30 м. Но обычно большую часть упражнений принято выполнять не на максимальной, а на так называемой контролируемой скорости, которая составляет примерно 90-95% от максимальной. Это та предельная скорость, на которой еще можно следить за техникой движений. При таких упражнениях дистанции соответственно удлиняются - до 60-80 м при беге.
В промежутки отдыха рекомендуется медленно бежать - это способствует сохранению настройки нервной системы на данную деятельность.
Упражнения на быстроту можно повторять до тех пор, пока скорость не начнет заметно снижаться, а частота сердцебиений повышаться. Проводить их лучше в начале урока или после упражнений на ловкость, но в большом количестве вполне допустимо и в другие моменты.
Развитие выносливости к циклическим движениям. Выносливость зависит от многих факторов, главными из которых являются функциональные возможности различных систем организма и устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде и центральной нервной системе, возникающим в процессе длительной напряженной работы.
Выносливость развивается только при применении упражнений, оказывающих на организм ребенка физическую нагрузку, превышающую ту, к которой он привык. Постепенно организм адаптируется к состоянию утомления, вызываемого увеличенным объемом работы, повышается его способность быстрее восстанавливать силы.
Для развития выносливости у детей имеются хорошие предпосылки. У здоровых и достаточно физически развитых детей скорость кровотока и минутный объем кровообращения приближается к показателям у взрослых. У детей высокая пластичность артерий, поэтому емкость сосудистого русла может увеличиваться без существенного повышения кровяного давления. Длительность сердечного цикла при нагрузке существенно не отличается от такового у взрослых. С возрастом и ростом тренированности увеличивается аэробная и анаэробная производительность, улучшаются нейродинамические сдвиги, приспособительные реакции, уменьшается потребление кислорода на единицу работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.
Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...

Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры
В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...

Дифференцированный подход к физкультурному образованию.Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Дается понятие о дифференцированном подходе к учащимся и о его актуальности. Выделяются аспекты дифференцированного подхода на уроках физической культуры.Дается информация о системе приемов организаци...
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в шко...

Статья на тему " Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры"
Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А....

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы
Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и федеральны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»
Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...