Выступление на общешкольном педсовете "Проектная деятельность в коррекционной школе"
статья

Феоктистова Людмила Николаевна

Проектная деятельность в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._proektnaya_deyatelnost_feoktistova_l.n.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в коррекционной школе

Из опыта работы Феоктистовой Людмилы Николаевны

 и педагогов ГКОУ СКОШИ №31

   Происходящие изменения  в нашей жизни, в нашем обществе и  образовании ставят  школьника с особыми возможностями здоровья перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. 

Современная школа —  школа правильно организованного взросления любого ребенка.

           Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.    

   Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

   Новая  основная образовательная программа  общего образования  направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. На создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 

   У выпускника любой современной школы, как и у выпускника, с особыми возможностями здоровья,  должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Для наших детей это наисложнейшая задача, так как им приходится конкурировать  со здоровыми ровесниками, имеющими  большие возможности.

        Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

      Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
   При этом успешность и своевременность формирования  познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса,  выбора условий и методик обучения.

Наша школа имеет многолетний опыт работы в направлении проектно-исследовательской деятельности.

Педагогический коллектив специальной общеобразовательной коррекционной школы-интерната №31 занимается этой проблематикой с  2002 года. И практически каждый год учащиеся школы являются победителями или призерами городских не только фестивалей и конкурсов для обучающихся коррекционных школ, но и среди здоровых сверстников. 

  Лозунгом для учителей новаторов нашей школы в освоение проектной деятельности и метода проектов стало высказывание  средневековых гуманистов: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь», нам кажется, что это остается актуальным и в настоящее время, время серьезных преобразований и качественных переосмыслений в образовании.    

   Метод проектов, по мнению педагогов нашей школы, помогает осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, вносит разнообразие в учебную работу,  в развитие интереса к учению, стимулирует  обучающихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию,  способствует воспитанию у ребят инициативности, коллективизма, умению ориентироваться в информационном пространстве. А так же  развивает умения и навыки планирования и организации труда, распределения сил и средств, темпа и способов  работы детей и помогает решить вопрос  коррекционных целей и задач школы:

  • коррекция речевых нарушений, формирование связного  

          высказывания, пространственных и временных отношений;

  •  расширение запаса знаний, представлений об окружающем мире;
  •  развитие речевой, познавательной активности;
  •  развитие активного и позитивного  отношения к жизни;
  •  воспитание устойчивых форм поведения в коллективе;
  •  адаптация к условиям существования в современном обществе;
  •  профессиональная ориентация;
  •  развитие творческих способностей.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций (знания, умения, навыки, комплексные свойства личности, умение и готовность их мобилизовать и применить в необходимой ситуации).  Для достижения этой цели мы для себя выделили наиболее необходимые общеучебные умения и, навыки, формирующиеся  в процессе проектной деятельности в работе с детьми с различными тяжелыми поражениями двигательных функций, речевых дефектов, пространственно-временных представлений, сопровождающиеся также различными осложнениями зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу;

- умение отвечать на вопрос;

2. Поисковые (исследовательские умения) умения:

- умение выдвигать идею, гипотезу и привлекать знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию;

- находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки самостоятельной деятельности:

 - умение проектировать процесс, планировать, прогнозировать;

- навыки анализа собственной деятельности.

4. Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы;

- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;

- умение взаимодействовать с партнером, работать в группе.

5. Презентационные умения:

-  навыки монологической речи;

- уверенно держать себя во время выступления,  не акцентируя внимание на свои физические недостатки, преодоление комплексов неполноценности;

- использовать различные средства наглядности.

    Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

 “Ценнейшее в жизни качество – вечное юное любопытство, не утоленное  годами и возрождающееся каждое утро. ”– сказал Ромен Ролан.

   Как и заявлено в основной образовательной программе, нам необходимо учитывать существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей коррекционной  школы.

Мы  различаем три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;

2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.    

    В рамках начальной школы при организации обучения учителя уделяют внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как: построение гипотез (используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации.

 «Я – сам» - великолепное стремление младшего школьника, которое необходимо поддерживать и развивать.

   Основная и старшая школа.  Работа с пятиклассниками по своей сути близка к  работе, проводимой в начальной школе. Как правило, это решение изобретательских и исследовательских задач в течение урока, мини–сочинения с постановкой задачи, предполагающей элементы исследования.

   Созданная на начальном этапе  основа образовательной среды исследовательской деятельности, в старшей школе стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в исследовательских конференциях и экспедициях, знакомство с исследовательскими работами сверстников, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний. Возможность формирования собственной образовательной траектории непосредственно учащимися делают такую образовательную среду комфортной для всех участников образовательного процесса, что позволяет эффективно решать стоящие перед школой задачи.

Компьютер – это не только источник необходимой информации, но и возможность систематизировать и обобщить собранную информацию, проводить анализ, выстраивать диаграммы, схемы, создавать презентации в виде определенного набора слайдов, сделать это быстро, красиво и эстетично. Особенно это важно для наших детей, у которых нарушена функции руки, а   качество и техника каллиграфических навыков сильно страдает. Выполняя работу, ребенок развивает свой художественный вкус и дизайнерские способности, а для учащихся с тяжелыми двигательными и речевыми  нарушениями – это еще и способ самоутверждения, самовыражения, возможность быть значимым для детского коллектива.

     Ведение исследовательской деятельности учащихся как единой концептуальной платформы дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка и облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.

          «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность, стремление к науке: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к  хотению» - высказался блестящий физик и математик  Николай Алексеевич Умов.

 

        В качестве примера я хотела бы представить вашему вниманию некоторые проекты обучающихся нашей школы:

             Элементы проектной деятельности начальной школы

 В начальной школе требования самые простые – исходи из возможностей ребенка, твори вместе со всем классом! Проекты, созданные ребятами 2-4-х классов: «Шарики», «Ягодное лукошко»,  «Движение – это жизнь», «Страна Витаминия», «Путешествие на Марс», «Мороженое – обыкновенное чудо», «Колобок» и другие.

Проектная деятельность в средней и старшей школе

          Интересные проекты представляют преподаватели и учащиеся средней и старшей общеобразовательной школы: «Затонувшая история России», «Семейный альбом Деда Мороза», «Красная капуста», «Напитки, которые мы употребляем – польза или вред?» и многие другие.

           Педагоги нашей школы стремятся к тому, чтобы в результате  обучения в жизнь вышли активные, инициативные, творческие и самостоятельные люди. Мы помогаем осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии,  принимать решения, адаптироваться в социуме и быть успешным в жизни.

«Есть только один путь постижения – действовать»  - говорил Пауло Коэльо.

Феоктистова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенк...

Проектная деятельность в коррекционной школе 8 вида

Специфика обучения детей с отклонениями в развитии...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей».

Выступление на общешкольном родительском собрании в коррекционной школе VIII вида  «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей»....

Презентация к выступлению на общешкольном родительском собрании «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей».

Презентация к выступлению на общешкольном родительском собрании  «Организация работы школы по обеспечению безопасности детей»....

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....