Проектная деятельность в коррекционной школе 8 вида
статья по теме
Специфика обучения детей с отклонениями в развитии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в условиях коррекционной школы
Т.В. Шангина, зам. директора по УВР
школа №614 г. Москвы
Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ограничениями в умственном развитии традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляет собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.
По словам П.П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве». Какие же упражнения в творчестве можно предложить коррекционная школа ребенку с ограничениями в развитии? Как правило, развиваются только «лежащие на поверхности» природные способности ребенка: умение петь, рисовать, танцевать и очень мало упражнений, связанных с преобразованием, опытным исследованием окружающего мира. С одной стороны это следствие сложившегося «стереотипа ограниченности» умственных способностей ребенка коррекционной школы, а с другой стороны – отсутствие потенциала для творчества. Кроме того, от учителя коррекционной школы требуется больших усилий для поиска направлений творческой деятельности ребенка с ограничениями в умственном развитии, чем, например, от учителя гимназии, лицея. Есть и ещё одна проблема у педагога коррекционной школы, решение которой сопряжено с морально - этическим аспектом публичной деятельности ребенка: не будут ли сверстники бурно реагировать на явные оплошности учеников специальной школы, на их простоватость, непохожесть, странноватость. Нужны ли ребенку с ограничениями в развитии сетевые взаимодействия со сверстниками иных учебных заведений, конкуренция в рамках конкурсов?
В 2008-2009 учебном году наша коррекционная школа решением управления образования была включена в экспериментальную деятельность по гуманитарному проектированию. Вхождение в ситуацию гуманитарного проектирования было сложным, так как потребовало от экспериментирующих учителей изучение теории вопроса, формулировки проблемной ситуации, определение своих личностных позиций в проблемной образовательной ситуации, а так же (и это главное) определение путей вхождения учеников в гуманитарный проект. Помощь ребенку с ограничениями в развитии в установлении связи между своим внутренним миром и миром культуры стала основной целью проектной деятельности школы.
В школе были созданы свои три экспериментальные площадки: начальная школа (3 класс), средняя школа (5- 6 классы), мастерская (7 класс). Первая площадка представляла детско – взрослое сообщество (учителя, учащиеся, родители), которое определила свой проект как «Обитатели зоопарка». Вторая площадка была сформирована из учащихся 6-х класса и двух учителей (русского языка и технологии); проект был назван: «Проблема выбора в русских народных сказках». Третья площадка была создана под руководством учителя технологии на базе столярной мастерской для учащихся 7-х классов; проект должен был ответить на вопрос: «Почему у старухи было разбитое корыто?»
Учитель начальной школы Круглова Н.Ю. начала с того, что пригласила родителей учащихся 3-го класса принять участие в создании гуманитарного проекта. Путем личных бесед было установлено, что многие дети класса хотят знать как можно больше о диких животных и, как следствие, возникла идея проекта «Обитатели зоопарка». Зоопарк – это особый уникальный мир, красота и восторг, особая культура. Задача взрослых состояла в том, чтобы донести ценность этой культуры до ребенка, помочь ему овладеть её нормами. Исследования показали, что у детей скудные, разрозненные сведения о диких животных, по этой причине они не могут дать внятное описание даже понравившегося зверька. В то же время дети с большим воодушевлением восприняли идею создания собственного (бумажного) зоопарка. В результате исследований была сформулирована цель проекта: ознакомление детей с обитателями зоопарка, изучение их повадок и сравнение животных - персонажей художественных произведений с реальными представителями животного мира. Определена степень участия родителей, классного руководителя, учащихся класса.
Успешность создания и реализации проекта предполагает наличие неослабевающего интереса детей к выбранной теме, а для этого нужен оптимальный набор приемов и методов работы с детьми над темой проекта, т. к. для ребенка с ограничениями в развитии очень важно определить правильное соотношение самостоятельной работы и деятельности под руководством взрослого.
Проект «Обитатели зоопарка» в действии выглядел следующим образом:
- индивидуальные экскурсии родителей с детьми по заданию учителя (наблюдение за определенным животным, поведением зрителей, фотографирование, зарисовка …);
- коллективное составление списка литературы обязательной для совместного домашнего чтения (Интернет - клуб для взрослых);
- отчет об экскурсии, обмен мнениями о прочитанном на классной конференции в присутствии всех участников проекта;
- аналитическая деятельность учащихся (составление сравнительных характеристик животных - персонажей художественных произведений и реальных представителей животного мира);
- творческая деятельность учащихся (составление альбома с рисунками животных обитающих в зоопарке; составление альбома с мини сочинениями о животных; изготовление макета зоопарка);
- публичная деятельность учащихся (выступление с докладами перед учащимися начальной школы на уроках по развитию речи в рамках предметных недель, презентация проекта).
Защита проекта на конкурсе по гуманитарному проектированию показала, что дети начальных классов коррекционной школы могут донести (благодаря умелой поддержки взрослых) до слушателей замысел своей работы.
Гуманитарный проект «Проблема выбора в русских народных сказках» явился следствием факультативных занятий «Путешествие в страну сказок» (5-6 класс).
Чтение сказок имеет психотерапевтическое воздействие — коррекция черт характера, формирования адаптивного поведения. Часто подростку недостает опыта для правильного выбора или умения себя разглядеть, оценить. По этой причине зачастую возникающая проблемная ситуация видится ребенку абсолютно неразрешимой (конечно же в силу отсутствия опыта), поэтому в его юную голову не приходит даже сама мысль о возможности поиска выхода из сложившейся ситуации.
В сказках подросток может найти подсказки, решения каких – то житейских проблем, изучить возможные варианты исхода. Обсуждая сказки, можно не только примерить на себя ту или иную роль, а так же проиграть жизненные сценарии по предложенному ребенком выбору, и (что очень ценно) многократно донести до него мысль о том, что не бывает безвыходных ситуаций, нет неразрешимых вопросов, всегда можно найти решение, пусть даже компромиссное. В этом помогает оптимизм, составляющий основу сказок.
Учитель русского языка Уман А.О. и учитель технологии Стахеева О.Б. организовали детско-взрослое сообщество для совместного исследования творчества русского народа методом «погружения» и деятельностного освоения его творчества.
На факультативных занятиях было организовано введение детей в культурно-философское пространство: в результате изучения русских народных сказок и собственных интерпретаций попытались стать соавторами этих произведений.
Для вхождения в ситуацию гуманитарного проектирования была организована сюжетно – ролевая игра «Издательство» (авторы, наборщики, корректоры, иллюстраторы, переплётчики). Каждый из участников проекта мог самостоятельно выбрать приемлемую для себя роль.
Целью проекта стало изучение русского народного творчества, создание собственных интерпретаций сказок на основе оригинального решения проблемы выбора в русских народных сказках. Для работы с учащимися определены следующие методы и приемы: работа с книгой, сравнительный анализ произведений, фантазирование, построение алгоритмов ветвления, приемы детализации, конструирование, практические методы.
Этапы проекта:
- Изучение содержания русских народных сказок «Иван-царевич и серый волк» и «Гуси-лебеди».
- Работа с текстами: построение цепочек действий главных героев, выявление ситуаций, содержащих проблему выбора (создание конструктора сказок).
- Построение алгоритмов: действия главных героев в зависимости от решения проблемы выбора.
- Моделирование ситуаций (конструктор сказок) из заданных сказкой действий (поступков) героев.
- Литературное творчество учащихся: составление авторских произведений по мотивам изученных сказок.
- Художественная иллюстрация произведений. Изготовление учащимися книжек – малюток на базе школьной картонажно – переплетной мастерской.
- Презентация проекта (на конкурсе по гуманитарному проектированию, в рамках школьных предметных недель).
- Популяризация проектной работы (внеклассное чтение на уроках в 1-6 классах).
Данный проект, как и предполагалось изначально, только первый шаг к познанию русского народного творчества. Но даже первые результаты трансляции норм культуры русского народа показали, что у детей появилось новое видение поступков героев русских народных сказок, желание создать оригинальную интерпретацию известной сказки (в зависимости от своего оригинального решения предлагаемой в сказке проблемы выбора), увидеть своё произведение в законченном виде (собственное школьное издательство). Ёще проект был интересен коллективным творчеством: не всякий автор мог сделать переплет своей книжки и не всякий переплетчик мог написать сказку, поэтому ребята самостоятельно объединились в творческие группы. Разрабатывая дизайн книжки, переплетчик советовался с автором, автор в свою очередь делал заказ иллюстратору, иллюстратор соотносил свою миниатюру с форматом книжки. Получилась настоящая технологическая цепочка книжного издательства. Книжки, как реальный, ощутимый результат коллективного труда стали хорошим стимулом к дальнейшему творчеству учащихся, к продолжению работы над проектом.
Учитель технологии Пирогов Д.А. на примере проекта «Почему у старухи было разбитое корыто?» решил показать учащимся свойства древесины, сделать экскурс в прошлое русского народа, познакомить с предметами быта, и (в процессе развития проектной деятельности) с памятниками русского деревянного зодчества.
Учащимся 7-х классов, занимающимся в столярной мастерской, было предложено высказать свои версии ответа на вопрос проекта и записать их в дневниках наблюдения (специальные книжки для записей хода эксперимента), тем самым сформулировать свою версию (гипотезу) происхождения трещин на старухином корыте (сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»).
Для подтверждения (или опровержения) выдвинутой версии учащимися были путем выдалбливания изготовлены четыре корыта небольшого формата из липы (ольхи, осины). Два корыта раз в неделю погружалось в воду, а два стояли «без дела» и высыхали в естественных условиях. Через несколько недель на сухих корытах можно было наблюдать процесс коробления древесины по причине недостаточной влажности, в конце шестой недели появились трещины.
Теперь на вопрос «Почему у старухи было разбитое корыто?» учащиеся единодушно ответили, что старуха ленилась и крайне редко стирала, поэтому корыто сначала «повело», затем оно стало трескаться. Таким образом, деятельность учащихся в рамках проекта помогла им глубже проникнуть в суть понятия «свойства древесины», познакомиться с предметом быта и на примере корыта понять, что за предметами быта нужен специальный уход. Данный проект находится в стадии становления – учитель ищет новые, интересные формы работы с детьми.
Первый опыт гуманитарного проектирования в условиях коррекционной школы помог нам ответить на вопрос о целесообразности включения ребенка с ограничениями в развитии в проектную деятельность. Сетевые взаимодействия со сверстниками иных учебных заведений, конкуренция в рамках конкурсов необходимы такой категории детей. Когда дети общаются, идет двухсторонний процесс: особые дети и дети обычные привыкают жить в одном большом социуме. Такую возможность общения дает особому ребенку приобщение к творческим коллективным делам, посильное участие в интеллектуальных конкурсах (таких как конкурс гуманитарных проектов), и это важно для его будущего.
Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.
Предварительный просмотр:
Поиск путей эффективного обучения детей с отклонением в развитии
Шайтура Е.Н., Шангина Т.В., Егорова Е.А., специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 614
Любая физиологическая, анатомическая или функциональная патология обуславливает специфику приемов и методов ее исправления. Особенности коррекционного обучения детей с разными патологиями и отклонениями в развитии заключаются в том, что невозможно обучать всех некими универсальными усредненными методами. Поэтому в рамках школьного коррекционного образования существуют различные образовательные программы (стандарты), рассчитанные на особенности познавательной и учебной деятельности детей, имеющих разные возможности обучения. Но нельзя начинать реализацию любой программы, не изучив всесторонне объект обучения.
Основная задача всех исследований в коррекционной педагогике – это разработка эффективных способов (методов) предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей.
Методы обучения тогда будут эффективны, когда они стимулируют познавательный интерес школьника, активизируют его мыслительную деятельность, заставляют понять реалии сегодняшнего времени. Нельзя учить детей «по старинке», не меняя привычных приемов и методов обучения, не экспериментируя, не привлекая новых технологий.
Исследование особенностей мышления умственно отсталых детей показывает, что содержание детских мыслей однообразно, сосредоточенно преимущественно на близких людях, на непосредственно окружающей их обстановке, персеверативное, инертное в том смысле, что мысли из различных областей слабо соприкасаются друг с другом, не пересекаясь. Однако, если попросить учеников (в условиях школьного класса) наугад написать 20 слов[1], то можно увидеть слова ещё из одной области - тема интересных текущих уроков. Что же привлекло внимание учеников? Оказывается необычность, яркость, доступность, соответствие современным стандартам, то есть то, что делает любой метод эффективным.
Корректируя, исправляя в процессе роста и взросления ребенка дефекты его развития, коррекционная школа берёт на себя ответственность подготовить его к взрослой жизни, к дальнейшему профессиональному образованию и труду. Отсюда вытекает основная задача школы: ориентируясь на особенности основного дефекта развития ребенка, максимально повысить возможность интеграции в общество детей, имеющих проблемы здоровья или отклонения в развитии, открыть для них реальные социальные перспективы. По нашему мнению, коррекционная школа должна являть модель современного общества с его сложными экономическими отношениями, так как для детей с серьезными ограничениями в развитии школа зачастую - единственный способ получить образование, ориентацию в сложной структуре жизненных ценностей, наконец, осознать свои возможности и перспективы.
Формируя личность обучающихся на основе усвоения образовательной программы, надо помнить как будет происходить их адаптация к жизни в динамично развивающемся обществе. Вот почему школа приняла решение создать методическую и материальную базу для формирования основы осознанного выбора профессии, для подготовки выпускников коррекционных школ к получению профессии и к дальнейшей работе, к общению с работодателями и с коллективом. Открытие новых производств и профилей трудового обучения, включая индивидуальную деятельность и частное предпринимательство – таков сегодняшний курс нашей школы.
Начали мы с того, что задались вопросом: какую же новую составляющую грамотности умственно отсталого школьника можно предложить сегодня в условиях коррекционной школы?
Решили пойти по пути внедрения компьютерных технологий во все составляющие учебного процесса. Наметились три направления. Первое – использование готового программного продукта на предметных уроках. Второе – факультативные занятия по обучению учащихся элементам компьютерной грамотности. Третье – использование возможностей компьютера для решения конкретных практических задач из различных областей знаний; знакомство с профессиями, предполагающими навыки уверенного пользователя.
К программам со спецификой коррекционной школы можно отнести «Тренажер по производственному обучению детей с нарушением интеллекта» (фирма «Дельта») и др. Все они наполнены полезным развивающим и обучающим материалом, однако в эти программы не всегда возможно внести желаемые изменения. Кроме того, учитель технологии коррекционной школы сам может создавать учебные презентации (Power Point), решать расчетные задачи с помощью электронных таблиц (Excel) и т.д. Практика показывает, что умелое использование компьютера на различных этапах урока делает процесс учения более привлекательным для учащихся. Для проведения тестирования лучше применять уже готовые оболочки, например, «Конструктор тестов», которые помогают быстро и качественно составить тест по любой тематике.
На уроках биологии в 5-9 классах используются учебные компьютерные программы «Естествознание». Программа знакомит с миром животных и растений, грибов и бактерий, природными зонами и полезными ископаемыми, реками и морями, даёт начальные знания по экологии, учит работать с планом и картой, помогает усвоить основы анатомии человека. Итоги работы выводятся на экран и сохраняются в текстовый файл. И это только малая часть того, что уже практикуется в школе.
Второе направление связано с представлением информатики как новой составляющей грамоты умственно отсталых школьников в коррекционных школах VIII вида. Для этого в нашей школе была разработана программа факультативного пропедевтического курса обучения компьютерной грамотности. Целью программы стала выработка у учащихся устойчивых навыков применения основ компьютерной грамотности в повседневной жизни. А круг задач факультативного курса формулировался следующим образом: сформировать у учащихся представление об основных понятиях информатики (алгоритм, информация); о главных устройствах компьютера и их назначении; расширять кругозор учащихся в областях знаний, тесно связанных с информатикой; сформировать у учащихся первичные навыки решения простейших логических задач; учить строгому соблюдению правил техники безопасности при работе с компьютером.
Третье направление – использование знаний, полученных на занятиях информатикой, на других предметных уроках.
При работе на компьютерах на уроках картонажно – переплетного дела учащиеся используют навыки, полученные на занятиях в компьютерном классе – это перетаскивание объектов, копирование, вставка данных и пр. С помощью компьютера учащиеся получили возможность изучения изделий в трёхмерном пространстве, изучения технологии изготовления в динамике, а использование обратной связи в программах, когда действия учащиеся каким-либо образом оцениваются, делают использование компьютера более продуктивным и интересным.
Подготовка к выпускным экзаменам по трудовому обучению для учащихся школы VIII вида длительный процесс: постоянный тренинг и многократное повторение теоретического материала. Этот процесс можно сделать более привлекательным для учащихся: разнообразить форму его подачи, используя приобретённые на занятиях информатикой навыки общения с компьютером.
Для правильного построения процесса обучения необходимо определить тот минимум содержания предмета информатики, который способны воспринять учащиеся коррекционной школы VIII вида, а это можно сделать только путем проведения экспериментальной работы.
В 2006-2007 учебном году в нашей школе начала работать экспериментальная площадка «Компьютерные технологии и социализация учащихся школ VIII вида». Первоначальные наблюдения показали, что приобщать к экспериментальной работе целесообразней всего учащихся, начиная с третьего класса. Приоритетная задача: определить минимум содержания предмета информатики, предъявляемого к изучению в условиях специальной (коррекционной) школе VIII вида. Разработать собственную методику использования компьютера на уроках трудового обучения. Планируемый объем работ: примерное тематическое планирование факультативных занятий по информатике для школьников (3-9 классы). Подбор и установка программного обеспечения. Написание некоторых частных методик: методика составления технологических карт по изделиям для 5 класса; методика конструирования и построения графических изображений. Предполагаемые результаты: учащихся должны знать основные устройства компьютера и их назначение. У учащихся должно быть выработано умение выполнять различные манипуляции с мышью (реализация принципа «DRAG and DROP»). Учащиеся должны уметь включать и выключать компьютер, открывать и закрывать необходимую для работы программу. Владеть некоторым приемам выполнения гимнастики для глаз.
В этом учебном году открылся класс углублённой профессиональной подготовки. Содержание образования в 10 классе представлено следующими основными составляющими: русский язык, чтение, математика, информатика и профессиональное трудовое обучение.
В рамках апробации программы углублённого профессионального трудового обучения в 10 классе (в перспективе 11-12 классы) планируется создание программы «Изучаем основы экономики» с примерной тематикой : расчёт заработной платы, ведение табеля. Также планируется создание рабочих мест на предприятиях округа и в школьных мастерских с гарантированным заработком для старшеклассников и выпускников школы.
Программа по информатике «Учимся работать на компьютере» для 10 класса является базовой для проведения эксперимента по определению места в учебном плане, формы проведения и содержания данной дисциплины в специальных (коррекционных) школах VIII вида. В основу программы положены рекомендации для начинающих пользователей ЭВМ и содержание учебной программы по информатике для старших классов общеобразовательных школ. Кроме того, программой предусмотрен, во – первых, новый подход к моделированию изделий, изготовление которых планируется программами по трудовому обучению; во – вторых, выполнение практически значимых работ: написание деловых бумаг, изготовление памяток, визиток, поздравительных открыток; в – третьих, решение расчетных задач, содержание которых продиктовано потребностями сегодняшнего дня (конвертирование денег, оплата коммунальных услуг и т.д.).
Все используемые программы носят экспериментальный характер, поэтому тематику планируемой исследовательской работы пришлось значительно расширить. Итогом текущего учебного года должен стать экспериментально апробированный опыт организации образовательного процесса в 10 классе.
[1] Опыт Альфреда Бине, работа «Экспериментальное исследование интеллекта»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенк...
Проектная деятельность , как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.
Ведущее место среди новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении , занимает метод проектной деятельности.В основу метода прое...
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ VIII ВИДА
В этой статье я делюсь опытом по применению проектного метода в своей работе сначала на факультативных занятиях, а потом и на уроках швейного дела.Я работаю в коррекционной школе 8 вида, поэтому...
Как организовать проектную деятельность в коррекционной школе VIII вида
Методические рекомендации...
Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации.
Выступление на семинаре директоров. Тема: "Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации"...
Учебно-методическая разработка: "Организация проектной и исследовательской деятельности в коррекционной школе VIII-го вида"
Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно- практической деятельности учащихся современной специальной (коррек...
Выступление на общешкольном педсовете "Проектная деятельность в коррекционной школе"
Проектная деятельность в коррекционной школе...