Статья "Организация логопедической помощи для учащихся с ОВЗ (проблемами в интеллектуальном развитии)."
статья

      В  начале учебного года состаляется перспективное планирование на год,  где учитывается год обучения детей, и уровень сформированности речи.        Опыт работы показывает, что нельзя жёстко привязывать тематическое планирование к определённым срокам. Замечено, что учащиеся в некоторых случаях требуют длительного усвоения, закрепления определённой темы, это

приводит к неоднократному возвращению и повторению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация логопедической помощи для учащихся с ОВЗ (проблемами в интеллектуальном развитии).

               Дети с разной степенью интеллектуальной недостаточности, часто осложненной физическими недостатками различного генеза, а также дети с синдромом детского аутизма. У многих детей в анамнезе – детский церебральный паралич, нарушение двигательной функции, синдром Дауна, эписиндром, органическое поражение мозга. Комплексный характер нарушений, их сочетанность и неоднородность обуславливают большое разнообразие проявлений психики детей и, следовательно, невозможность проведения коррекционно-развивающей работы в рамках общепринятых привычных организационных форм обучения. Именно поэтому учащиеся, оказавшиеся в классе “Особый ребенок”, нуждаются в специальной коррекционно – логопедической помощи.   Учитывая специфику развития речи детей с нарушением интеллектуального развития, логопедическая помощь оказывается поэтапно и комплексно.

        Логопедическое обследование проводится в начале и конце учебного года. В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз.

      В  начале учебного года состаляется перспективное планирование на год,  где учитывается год обучения детей, и уровень сформированности речи.        Опыт работы показывает, что нельзя жёстко привязывать тематическое планирование к определённым срокам. Замечено, что учащиеся в некоторых случаях требуют длительного усвоения, закрепления определённой темы, это

приводит к неоднократному возвращению и повторению.

Логопедические занятия с детьми проводятся  3 раза в неделю по 20 минут. При проведении занятий учитывается психоэмоциональный настрой учащихся.

       У многих детей наблюдаются различные, обычно нерезко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими парезами, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности.

Учащиеся  затрудняются в дифференциации правой и левой стороны на себе, особенно при выполнении проб Хеда. Многие понятия: спереди, сзади, между и т. д. - ими не усваиваются. Они затрудняются сложить из частей целое, например, разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков по образцу. У детей наблюдается недостаточность пространственного восприятия, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса. Это приводит к недостаточной сформированности графо-моторных навыков.

У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.).

Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. У некторых детей с интеллектуальной недостаточностью нет представления о цепи причин и следствий, которая существует в действительности. Они не умеют находить причину и следствие, например, в тексте, задаче. Значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания.

В большинстве случаев у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии наблюдается  как нарушение, так и отсутствие устной и письменной  речи.

      Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.

    У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Кроме того, у умственно отсталых детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи.

    У детей с нарушениями интеллекта  наблюдается в отдельных случаях сопровождающая речь, но совсем не возникает фиксирующая и планирующая. Сопровождающая речь часто производит впечатление неотнесенной, в ряде случаев наблюдается эхолаличная речь.

Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными; плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов.

     Речевое развитие таких детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных. Наличие фразовой речи. Недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. У большинства учащихся имеется логопедический диагноз системное недоразвитие речи разных степеней, осложнённое как дизартрией, так и  дисграфией, дислексией. Кроме этого в школе обучаются дети с моторной алалией.

     Степень сформированности навыка чтения у детей может быть различной, но  практически во всех случаях наблюдаются  характерные ошибки.К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других — читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Также наблюдаются пропуски или добавления букв, перестановки, неправильное окончание слов.

Чтение детей  характеризуется также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком или осмыслить читаемое.

Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по социально-бытовой адаптации младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии

Жизнь людей измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след они оставят на Земле. Призвание учить – очень громкое слово, не всегда и не каждый сразу уверен в правильном выборе своей профессии. Лишь...

Использование коррекционных игр и упражнений с водой в процессе обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии

В статье представлены коррекционные игры и упражнения с водой  для  детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Игры с водой развивают мелкую моторику, координацию движений, помогают сни...

« Формирование коммуникативных навыков и межличностных отношений у младших школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, средствами игровой деятельности »

Доклад« Формирование коммуникативных навыков и межличностных отношений у младшихшкольников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, средствами игровой деятельности »...

Развитие орфографической зоркости учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.

Специальной задачей на уроках русского языка является исправление дефектов развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии. Русский язык – это один из основных предметов в школе с ОВЗ....

Статья "Профилактика дисграфии и дислексии при помощи дидактических игр у учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии".

Возможность успешного обучения и социализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии определяется различными факторами, одним из которых является развитие связной речи. Важнейшей предпосылкой ...