Использование коррекционных игр и упражнений с водой в процессе обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии
статья на тему

Скобенкова Наталья Анатольевна

В статье представлены коррекционные игры и упражнения с водой  для  детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Игры с водой развивают мелкую моторику, координацию движений, помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. Повышают их работоспособность, увеличивают обьем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков в практической деятельности. Это умение пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами. Также знакомят с понятиями "много-мало", "быстро-медленно" и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439

                                       Петродворцового района Санкт-Петербурга

                                   Статья

Тема: «Использование коррекционных игр и упражнений

                   с водой в развитии детей с проблемами

                          в интеллектуальном развитии».

 

                                                                                        Подготовила учитель: Скобенкова Н.А.

                                                                                                     

Игры с водой относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами воды, учатся терпению и трудолюбию. Также игры, помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «высокий-низкий» и т.д.  Дети знакомятся с геометрическими фигурами  и формами, с цветами радуги. Занятия с водой полезны для здоровья. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции.

Игры с водой необходимо включать в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. В процессе коррекционно-развивающей работы по формированию игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимо учитывать принцип системности, систематичности и последовательности, который предусматривает логику содержания знаний, навыков и умений, последовательный переход от одних игр  к другим, расширенным и усложненным.

Обучать играм  необходимо в двух направления:

  1. Систематизация знаний, в том числе о качествах, свойствах материала;
  2. Построение системы знаний об окружающем природном и рукотворном мире как базовой основы представлений о «картине мира».

Поскольку современной наукой установлено, что наиболее благоприятной для реализации принципа воспитывающего и развивающего обучения является личностно ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого, то именно она должна стать одной из ведущих в системе коррекционно-развивающей работы с проблемными детьми.

Развитие игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с помощью различных методов: практических, наглядных, словесных.

Для игр с водой, детей, можно объединять в группы с  учетом сходных возможностей и предлагать им одинаковые по сложности игры и игровые упражнения. При объединении в одну группу детей с разным уровнем в развитии игровых навыков, необходимо дифференцировать игровые задания по степени сложности или привлекать к играм пары детей, взаимодополняющие друг друга.

Игры с водой можно проводить и индивидуально. В этом случае педагог становится единственным партнером ребенка.

В играх используются пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, картинки и т.п.), которые, если их намочить легко прикрепляются к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу), заводные игрушки (кораблик, рыбка, дельфин), разные сосуды, емкости  разного размера. И хотя необходимо стремится, чтобы такие игрушки были многообразно представлены в игровой среде, предпочтение желательно отдавать все же натуральным предметам, которые встречаются в естественных условиях (ракушки, камешки и т.п.). В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

Осуществляя пространственную ориентировку в воде (на ее поверхности, на дне емкости), дети осваивают пространственные представления. Для этого используют разнообразные игрушки или натуральные предметы, которые тонут и не тонут в воде. Эти предметы по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции дети опускают в воду. При этом они называют и  показывают их пространственное расположение (на дне, на поверхности воды, по всей поверхности воды, у одного края ванночки и т.п.). Игры «Уточки в озере», «Водяная мельница», «Купание кукол», «Кто живет в воде?», «Рыбалка» и т.п.

Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, педагог формирует у детей количественные представления. Например, педагог предлагает детям бросить в воду камешки в определенном количестве, разложить их на дне емкости в ряд, в круг и т.п., а затем опустить в воду заданное количество натуральных листьев. Потом взрослый просит детей назвать количество листьев и камешков в воде, сосчитать их и сказать, чего больше. А чего меньше. Также проводятся игры: «Угадай цифру, плавающую на животе», «Цифры и игрушки», «Сколько ведерок с водой?» и т.п.

Использование приемов проверки (приложения или наложения) при сравнении количеств в трехмерном  пространстве емкости, наполненной водой, крайне затруднительно. Это усложняет игровую задачу, способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. Поэтому педагог помогает детям решить эту игровую задачу, показав, как можно поместить листик под камешек (камешек удерживает листик на дне). Таким образом, дети сравнивают две группы множеств, определяя равенство или их различие.

Также, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию педагога. Например, педагог просит детей бросать в воду те или иные пластиковые цифры, а также доставать из  воды эти цифры. Кроме словесной инструкции, используются звуковые сигналы. Например, в воду нужно бросать или доставать из воды столько цифр, сколько звуков музыкального инструмента услышит ребенок. В процессе таких игр развиваются тактильные ощущения детей.  Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие цифры или заданное количество одноименных игрушек и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество игрушек. Игры «Цифры-рыбки» (цифры из пластика), «Поймай синий шарик», «Поймай 5 красных рыбок» и т.п.

В ходе игр с водой у детей формируются представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, дети называют их величину. Величинные представления дети усваивают в процессе сравнения. Игры на развитие величинных представлений проводятся также на основе тактильного восприятия. Например, детям с закрытыми глазами надо найти соответствующие пластиковые геометрические фигуры, бросить их в воду, а затем выловить из воды. Игры «Лодочки», «Пускаем кораблики в озере», «Мыльные пузыри», «Попади в колечко» и т.п.

В процессе игр с водой также формируются геометрические представления детей, для чего используются пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины: дом, орнамент, дорожку, машину и т.п.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам. Эти упражнения-игры больше похожи на опыты, потому что учат наблюдать и делать выводы.

Маленьким исследователям, как правило, такие игры доставляют немало удовольствия. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

  1. “Тонет, не тонет.” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
  2. “Подводная лодка из яйца” В стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли
  3. “Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)
  4. “Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
  5. “Подводная лодка из винограда” Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть, и всплывать)
  6. “Капля шар” Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. ( пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков)
  7. “ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. ( Вода обладает склеивающем действием)
  8. “ Чем пахнет вода” Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. ( Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены)
  9. “Сравнить вязкость воды и варенья” (варенье более вязкое, чем вода)
  10. “Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)
  11. “Испаряется ли вода?” Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ)
  12. “ Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
  13. “Делаем облако” Наливаем в банку горячей воды 3см, на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

                               Используемая литература:

  1. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом», СПБ НОУ «Союз», 2005;
  2. Л.Б. Дерягина «Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и водой», Литера, СПБ, 2006;
  3. Л.Б. Дерягина  « Читаем, играем, познаём окружающий мир», Литера, СПБ, 2005;
  4.  Е. Данилова, « Игры с водой»,  Олма-пресс, 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Система упражнений по обучению детей с ОВЗ (нарушением интеллектуального развития) лыжной подготовке»

Зачатки лыжного спорта отмечены еще в средние века.В 1555 г. Магнус писал, что лопари бегают на лыжах вперегонки, предварительно заключая пари.Но впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы...

Брунов Б.П. "Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии " (Учебное пособие)

Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов.  Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только ...

Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых н...

Статья "Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии" журнал Коррекционная педагогика № 1

Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей ,имеющих нарушения в интеллектуальном развитии...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Из практики педагогической работы считаю, что формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является  главной для самих детей и их родителей.Многолетний опыт работы совме...

Методическая разработка для очного образования детей с проблемами в интеллектуальном развитии«Значение настольной игры «Шагай наадан» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

        Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать...

Возможности использования дидактической игры в процессе обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Данный материал раскрывает возможности различных  дидактических игр для обучения  развития детей с тяжелыми  множественными нарушениями развития,  дается описание дидактических...