Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте внедрения ФГОС
статья

Багина Ирина Васильевна

В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, "требующих особого отношения". К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д. Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutorskoe_soprovozhdenie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

в контексте внедрения ФГОС

Тьютор (от англ. Tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции обучающегося с особенностями развития в образовательную  и социальную среду школы.

Из-за введения инклюзивного образования возникла потребность, даже необходимость в специальном человеке в помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, «требующих особого отношения». К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д.

Тьюторское сопровождение ребенка в школе состоит из следующих этапов:

  • диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у ребенка мотивации к дальнейшей образовательной деятельности);
  • проектировачной (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности ребенка, индивидуальный поиск его интересов);
  • реализационный (проект, исследование, результат);
  • аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей работы).

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • сбор информации о ребенке;
  • анализ полученной информации;
  • выработка рекомендаций совместно с другими специалистами;
  • составление индивидуального плана работы с обучающимся;
  • решение поставленных задач;
  • анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.

Эти этапы подходят для всех детей, поступающих в школу. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тьютор назначается по заявлению родителей и на основании заключения ПМПК. Получив общие сведения о ребенке, о его семье, о его интересах, особенностях, тьютор устанавливает контакт с ребенком. Помогает ему входить в образовательный процесс и в контакт с другими детьми, т.е. в социальную жизнь школы.

Ребенок с особыми образовательными потребностями требует к себе несколько иного подхода.

При получении положительной эмоциональной поддержки ребенок с ОВЗ быстрее осваивается в новой среде, снижается тревожность, напряжение.

Так какова же роль тьютора в команде?

  • тьютор – персональный сопровождающий обучающегося с ОВЗ;
  • тьютор – помощник учителя;
  • тьютор – второй учитель в классе.

Он совместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка. Совместно с психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом  тьютор помогает выявлять возникшие проблемы в школьной жизни ребенка. На школьном консилиуме рассказывает о ходе работы с ребенком, заявляет о возникших проблемах, принимает участие в разработке индивидуального маршрута для обучающегося, ведет записи и отслеживает положительную динамику успехов. Сотрудничество разных специалистов – залог успешности инклюзии.

Родители ребенка дополняют команду взрослых. Они становятся активными помощниками в работе специалистов с их ребенком. Вместе они обсуждают школьную жизнь подопечного.

Учитель и тьютор – одна команда, в которой должны быть четко распределены роли как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В сознании ученика с ОВЗ лидером должен оставаться учитель, а тьютор восприниматься как помощник. Тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен ученику. Ребенок находится в классе вместе с другими учениками, слушает учителя, ответы учеников, выполняет задание, которое ему по силам. А процесс активности ученика находится под контролем тьютора.

Цель работы тьютора заключается в создании комфортных условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду школы, чтобы ребенок смог усваивать адаптированную для него образовательную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме. При этом деятельность по сопровождению ребенка с особенностями развития не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой он находится.

Чтобы условия в школе были комфортными и мотивировали ребенка с ОВЗ на его развитие, в основу работы тьютора должны быть положены такие понятия как:

  • вера в ребенка;
  • искренний интерес к его личности;
  • принятие его особенностей;
  • доброжелательность;
  • терпение;
  • последовательность.

Задачи тьюторского сопровождения:

  • создание условий для успешного обучения ребенка;
  • создание условий для успешной социализации ребенка;
  • максимальное раскрытие потенциала его личности.

Какими же средствами достигаются эти задачи:

  • организация и адаптация жизненного пространства (рабочего мести и других мест, где бывает ребенок в школе);
  • понимание зон ближайшего развития ученика с ОВЗ, опора на его скрытые внутренние ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

            Адаптация образовательной среды – залог успешного включения обучающегося с ОВЗ в жизнь школы. Для этого нужно приспособить помещение школы (пандусы, дверные проемы, туалеты, освещенность и т.д.), режим дня, учебные программы и методические пособия. Нужно выбрать место в классе для ребенка и тьютора, подобрать парту в соответствии с требованиями и особенностями ребенка (маркировка, высота сиденья, наклон парты, свет и т.д.).

Тьютор создает условия ребенку для успешного общения с другими детьми и взрослыми в школе. Для формирования гармоничных отношений с окружающими тьютор выстраивает свою работу по основным направлениям:

  • тьютор – подопечный;
  • тьютор и учитель;
  • тьютор и другие дети;
  • тьютор и родители.

Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ

Объем материала и количество заданий должны быть уменьшены. Тексты заданий простые, короткие, понятные по содержанию. Нужно активно использовать наглядность, опоры, образцы выполнения заданий, алгоритмы. Дети  с ОВЗ на уроках быстро утомляются, внимание рассеянное, быстро истощаемое. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала. Базовый материал подлежит многократному повторению, закреплению, дифференциации задания в зависимости от коррекционных задач. Необходимо тщательно подбирать и комбинировать методы и приемы обучения, менять виды деятельности. Обучение должно проходить без принуждения, основанное на успехе, интересе, доверии. Важно, чтобы ребенок поверил в свои возможности, испытал чувство успеха.

Если ребенок встревожен, расстроен, то в комфортном месте тьютор может поговорить с ребенком, помочь успокоиться, обсудить ситуацию, а затем вернуться в класс.

У ребенка с ОВЗ как правило плохо развита мелкая моторика. Используется «Совместное» письмо. Тьютор держит руку ребенка в своей. Ручка и карандаш подобраны удобные с мягким грифелем, удобным стержнем.

Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим критериям:

  • согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией школы, учителем, специалистами с целью организации жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;
  • положительная динамика в процессе включения ребенка с особенностями развития в класс, школьное сообщество;
  • регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой для отслеживания динамики процесса.

Тьютор ведет дневник сопровождения, в котором фиксирует значимые проявления ребенка с ОВЗ для отслеживания динамики его учебной и социальной жизни. А также фиксирует свои действия и действия учителя. По записям можно проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями сталкивается. Запись в дневнике свободная, но фиксируется дата, время, название урока, результат (что удалось, что не удалось).

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и с педагогами.

                               Список литературы:

  1. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации /А.Л. Битова.- М.: 2000.
  2. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова. – М.: ЦППРиК Тверской, 2010.
  3. Соколова В.Р. Другие дети /В.Р. Соколова// Новая среда. – 2006. - № 9.
  4. Ковалева Т.М. О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности/Т.М. Ковалева. – Красноярск, 2002.
  5. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении кА образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции / Т.М. Ковалева. – М.: ИТОиП РАО, 2002.
  6. Основы деятельности тьютора: учебно-методическое пособие / Под науч. ред. С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.
  7. Муха Н.В., Рязанова А.Г. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: Дельтаплан, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.Одним из ком...

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС в хореографии

Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное изменение психических, физических и социальных ...

Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР....

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Публикация в сборнике "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ"

статья «Формирование социальных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) в рамках дополнительного образования по программе «Рабочий клининго...

Интерактивный стол логопеда как средство повышения качества коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я использую ин...