Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте внедрения ФГОС
статья
В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, "требующих особого отношения". К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д. Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в контексте внедрения ФГОС
Тьютор (от англ. Tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции обучающегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.
Из-за введения инклюзивного образования возникла потребность, даже необходимость в специальном человеке в помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, «требующих особого отношения». К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, дети-инвалиды, дети с различными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д.
Тьюторское сопровождение ребенка в школе состоит из следующих этапов:
- диагностико-мотивационный (развитие и стимулирование у ребенка мотивации к дальнейшей образовательной деятельности);
- проектировачной (сбор информации, консультирование, поддержка самостоятельности и активности ребенка, индивидуальный поиск его интересов);
- реализационный (проект, исследование, результат);
- аналитический (анализ трудностей, рефлексия, планирование дальнейшей работы).
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- сбор информации о ребенке;
- анализ полученной информации;
- выработка рекомендаций совместно с другими специалистами;
- составление индивидуального плана работы с обучающимся;
- решение поставленных задач;
- анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Эти этапы подходят для всех детей, поступающих в школу. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тьютор назначается по заявлению родителей и на основании заключения ПМПК. Получив общие сведения о ребенке, о его семье, о его интересах, особенностях, тьютор устанавливает контакт с ребенком. Помогает ему входить в образовательный процесс и в контакт с другими детьми, т.е. в социальную жизнь школы.
Ребенок с особыми образовательными потребностями требует к себе несколько иного подхода.
При получении положительной эмоциональной поддержки ребенок с ОВЗ быстрее осваивается в новой среде, снижается тревожность, напряжение.
Так какова же роль тьютора в команде?
- тьютор – персональный сопровождающий обучающегося с ОВЗ;
- тьютор – помощник учителя;
- тьютор – второй учитель в классе.
Он совместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка. Совместно с психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом тьютор помогает выявлять возникшие проблемы в школьной жизни ребенка. На школьном консилиуме рассказывает о ходе работы с ребенком, заявляет о возникших проблемах, принимает участие в разработке индивидуального маршрута для обучающегося, ведет записи и отслеживает положительную динамику успехов. Сотрудничество разных специалистов – залог успешности инклюзии.
Родители ребенка дополняют команду взрослых. Они становятся активными помощниками в работе специалистов с их ребенком. Вместе они обсуждают школьную жизнь подопечного.
Учитель и тьютор – одна команда, в которой должны быть четко распределены роли как на уроке, так и во внеклассной деятельности. В сознании ученика с ОВЗ лидером должен оставаться учитель, а тьютор восприниматься как помощник. Тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен ученику. Ребенок находится в классе вместе с другими учениками, слушает учителя, ответы учеников, выполняет задание, которое ему по силам. А процесс активности ученика находится под контролем тьютора.
Цель работы тьютора заключается в создании комфортных условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду школы, чтобы ребенок смог усваивать адаптированную для него образовательную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме. При этом деятельность по сопровождению ребенка с особенностями развития не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой он находится.
Чтобы условия в школе были комфортными и мотивировали ребенка с ОВЗ на его развитие, в основу работы тьютора должны быть положены такие понятия как:
- вера в ребенка;
- искренний интерес к его личности;
- принятие его особенностей;
- доброжелательность;
- терпение;
- последовательность.
Задачи тьюторского сопровождения:
- создание условий для успешного обучения ребенка;
- создание условий для успешной социализации ребенка;
- максимальное раскрытие потенциала его личности.
Какими же средствами достигаются эти задачи:
- организация и адаптация жизненного пространства (рабочего мести и других мест, где бывает ребенок в школе);
- понимание зон ближайшего развития ученика с ОВЗ, опора на его скрытые внутренние ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.
Адаптация образовательной среды – залог успешного включения обучающегося с ОВЗ в жизнь школы. Для этого нужно приспособить помещение школы (пандусы, дверные проемы, туалеты, освещенность и т.д.), режим дня, учебные программы и методические пособия. Нужно выбрать место в классе для ребенка и тьютора, подобрать парту в соответствии с требованиями и особенностями ребенка (маркировка, высота сиденья, наклон парты, свет и т.д.).
Тьютор создает условия ребенку для успешного общения с другими детьми и взрослыми в школе. Для формирования гармоничных отношений с окружающими тьютор выстраивает свою работу по основным направлениям:
- тьютор – подопечный;
- тьютор и учитель;
- тьютор и другие дети;
- тьютор и родители.
Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ
Объем материала и количество заданий должны быть уменьшены. Тексты заданий простые, короткие, понятные по содержанию. Нужно активно использовать наглядность, опоры, образцы выполнения заданий, алгоритмы. Дети с ОВЗ на уроках быстро утомляются, внимание рассеянное, быстро истощаемое. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала. Базовый материал подлежит многократному повторению, закреплению, дифференциации задания в зависимости от коррекционных задач. Необходимо тщательно подбирать и комбинировать методы и приемы обучения, менять виды деятельности. Обучение должно проходить без принуждения, основанное на успехе, интересе, доверии. Важно, чтобы ребенок поверил в свои возможности, испытал чувство успеха.
Если ребенок встревожен, расстроен, то в комфортном месте тьютор может поговорить с ребенком, помочь успокоиться, обсудить ситуацию, а затем вернуться в класс.
У ребенка с ОВЗ как правило плохо развита мелкая моторика. Используется «Совместное» письмо. Тьютор держит руку ребенка в своей. Ручка и карандаш подобраны удобные с мягким грифелем, удобным стержнем.
Об эффективности работы тьютора можно судить по следующим критериям:
- согласованное, четкое взаимодействие тьютора с администрацией школы, учителем, специалистами с целью организации жизненного и образовательного пространства ребенка с ОВЗ;
- положительная динамика в процессе включения ребенка с особенностями развития в класс, школьное сообщество;
- регулярное ведение дневника и другой отчетности, необходимой для отслеживания динамики процесса.
Тьютор ведет дневник сопровождения, в котором фиксирует значимые проявления ребенка с ОВЗ для отслеживания динамики его учебной и социальной жизни. А также фиксирует свои действия и действия учителя. По записям можно проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями сталкивается. Запись в дневнике свободная, но фиксируется дата, время, название урока, результат (что удалось, что не удалось).
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и с педагогами.
Список литературы:
- Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации /А.Л. Битова.- М.: 2000.
- Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова. – М.: ЦППРиК Тверской, 2010.
- Соколова В.Р. Другие дети /В.Р. Соколова// Новая среда. – 2006. - № 9.
- Ковалева Т.М. О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности/Т.М. Ковалева. – Красноярск, 2002.
- Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении кА образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции / Т.М. Ковалева. – М.: ИТОиП РАО, 2002.
- Основы деятельности тьютора: учебно-методическое пособие / Под науч. ред. С.А. Щенникова, А.Г. Теслинова, А.Г. Чернявской. В 9 книгах. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.
- Муха Н.В., Рязанова А.Г. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: Дельтаплан, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поиск путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий) в учебном процессе.Одним из ком...
сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»
Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС в хореографии
Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное изменение психических, физических и социальных ...
Содержание коррекционной работы педагога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ОВЗ
Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ЗПР....
"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"
Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...
Публикация в сборнике "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ"
статья «Формирование социальных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках дополнительного образования по программе «Рабочий клининго...
Интерактивный стол логопеда как средство повышения качества коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Я использую ин...
- Мне нравится (1)