Проблемы изучения стихотворений на уроках чтения обучающимися с сочетанием РАС и УО
статья
Обучение детей с РАС и УО выразительному и осознанному чтению - это сложный и долгий путь. Основные трудности в данном направлении связаны с тем, что у детей, которым поставлен такой диагноз, существует проблема понимания текста в целом, исходящая из частичного непонимания обращённой речи. Ребёнок с РАС испытывает трудности с обработкой информации и осмыслением услышанного, в особенности - если нет опоры на наглядный материал. В своей повседневной речи нормотипичные люди используют большое количество лексики, понимание которой является недоступной для слушателя с РАС. И на этом список сложностей с устной и письменной речью у детей с РАС и умственной отсталостью не заканчивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_chteniyu.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы изучения стихотворений на уроках чтения обучающимися с сочетанием РАС и УО
Обучение детей с РАС и УО выразительному и осознанному чтению - это сложный и долгий путь. Основные трудности в данном направлении связаны с тем, что у детей, которым поставлен такой диагноз, существует проблема понимания текста в целом, исходящая из частичного непонимания обращённой речи. Ребёнок с РАС испытывает трудности с обработкой информации и осмыслением услышанного, в особенности - если нет опоры на наглядный материал. В своей повседневной речи нормотипичные люди используют большое количество лексики, понимание которой является недоступной для слушателя с РАС. И на этом список сложностей с устной и письменной речью у детей с РАС и умственной отсталостью не заканчивается.
Словом, перед педагогом, преподающим чтение детям с упомянутыми особенностями развития, стоит две основные задачи: научить ребёнка понимать прочитанное, а также читать с выражением, выделяя голосом и интонацией наиболее важную информацию.
Возьмём за основу факт, что в основной (старшей) школе ребёнок уже умеет читать как вслух, так и про себя, однако читает он без выражения, не выдерживает нужную интонацию, а понимание прочитанного часто ограничивается одним или несколькими предложениями. Существует несколько путей решения проблем, для наглядности можно представить их в виде таблицы, где столбец проблемы будет соответствовать столбцу с возможным решением этой проблемы.
Начнём с аспектов осознанного чтения. Чем старше ребёнок, тем объёмнее и сложнее в лексическом плане тексты, которые он изучает на уроках чтения. В связи с этим необходимо добиться понимания и выразительного чтения на примере небольших текстов, чтобы в дальнейшем иметь возможность увеличивать их объёмы.
Мы решили взять за основу стихотворения, потому что это произведения небольшого размера, однако не всегда простые для понимания в силу значительного количества слов, изменённых поэтом для благозвучия, и частой перестановки слов местами для сохранения ритма и рифмы.
Проблема понимания стихотворного текста и алгоритм её решения
Проблема | Порядок действий | Примечания |
Сложность понимания целого текста, связанная с концентрацией на деталях, а не на целом |
| |
Неумение найти ответы на вопросы в тексте |
| Здесь очень важна постановка вопроса. В вопросе должны присутствовать те слова, которые есть в тексте, чтобы ученику было проще с опорой на текст найти нужную информацию.
|
Механическое чтение без понимания смысла прочитанного (обучающимся с РАС бывает сложно соотнести смысл прочитанного с реальными предметами и явлениями) | 1.На уроках чтения обязательно должна быть наглядность. Учителю надо находить иллюстрации, подходящие к разбираемому тексту. | Можно находить несколько похожих иллюстраций, которые отличаются некоторыми деталями, и предлагать обучающимся выбрать ту, которая подходит к тексту по всем параметрам, и объяснить свой выбор. Например, для наглядного изучения стихотворения "Берёза" С.А.Есенина можно предложить ученикам изображения берёзы в разные времена года. |
"Буквальное" восприятие всей информации (учащиеся не понимают, что такое переносное значение слова, им приходится объяснять все фразеологизмы, устойчивые и сравнительные обороты) | 1.Детально разбирать и записывать каждый фразеологический оборот и его значение. 2. Подбирать иллюстрации к нему, придумывать предложения и жизненные ситуации, в которых он мог бы быть использован. | |
Значительное количество незнакомых и непонятных слов |
| |
В связи с дефицитом навыков в области психического и считывания эмоций обучающиеся с РАС и УО не всегда понимают, что чувствует лирический герой в разных ситуациях. |
|
Вопрос с выразительным чтением стоит перед учителями чтения не менее остро. Уже упомянутое механическое чтение, связанное со сложившейся у многих обучающихся с РАС и умственной отсталостью привычкой читать с делением текста на слова, а не на предложения, акцентируя каждое слово, создаёт дополнительные трудности. В данной ситуации у письменной речи (текстов) есть неоспоримое преимущество перед устной речью - к прочтению текста можно вернуться не один раз.
Изучение стихотворений на уроках чтения может выглядеть так:
- Учитель читает стихотворение детям вслух. Для наглядности и лучшего понимания эпические стихотворения можно дополнить видеорядом, а лирические - подходящими картинами природы и т.д.
- После чтения учителем вслух стоит попросить школьников прочитать стихотворение про себя, потому что при самостоятельном чтении вслух у них может сложиться не всегда правильный стереотип чтения, который потом будет сложно перебороть.
Проблемы и возможные решения проблем выразительного чтения также можно представить в виде таблицы.
Проблема выразительного чтения и алгоритм её решения
Проблема | Порядок действий | Примечания |
Чтение стихотворения "сплошным текстом", без выражения. |
| |
Сложности с соблюдением логических пауз во время чтения. |
| Обязательно надо делать паузы после двоеточий и тире, также не мешало бы напомнить ученикам о том, что в предложении, заканчивающемся на точку, голос надо делать тише ближе к концу предложения. |
Неумение обозначить и выделить голосом главные по смыслу слова. |
| Среди подчёркнутых слов обязательно будут явления, герои и предметы, ещё не встречавшиеся в данном тексте, вопросительные слова, обращения, сравнения и т.д. |
Сложности с определением темпа и настроения стихотворения. |
| На первом этапе изучения стихотворений стоит давать обучающимся две или несколько эмоций на выбор в связи с существующими сложностями со считыванием эмоций персонажа и переносом их на себя. Также в тексте часто можно найти слова, прямо указывающие на настроение: "Мальчишек РАДОСТНЫЙ народ / Коньками звучно режет лёд", "И от птичьего крика / В сердце только ГРУСТНЕЕ". |
Словом, во время преподавания лирических произведений детям с РАС и УО выявляется ряд сложностей, связанных как с пониманием текста, так и с выразительным его чтением. Каждая сложность имеет свои пути решения, главное - не забывать об особом восприятии текстов обучающимися с этим нарушением развития. Важно преподавать как стихотворный, так и прозаический текст с опорой на наглядный материал, выделять время на разбор эмоций и настроения произведения, обращать внимание на детали, важные для правильного, выразительного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».
В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина...
Урок чтения в 5 классе СКОУ VIII вида. Тема "Выразительное чтение стихотворения А.Прокофьева "Березка"
Урок создает условия для обучения правильному, выразительному чтению учащихся с ограниченными возможностями здоровья;способствует развитию воображения, памяти, мышления; воспитывает ...
конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"
На данном уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».
В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...
Конспект урока чтения в 1 классе коррекционной школы «Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами»
Конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса корреционных школ...