Эрготерапия – новый метод социализации и адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
статья

Астахова Мария Викторовна

В настоящее время наиболее актуальной проблемой для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является его социализация в обществе. Такой ребенок в силу нарушений двигательных функций и, как следствие, познавательной сферы вынужден ограничивать свою жизнедеятельность только стенами родного дома, тем самым, не принимая участия в общественной жизни. Но даже в домашних условиях малыш вынужден постоянно сталкиваться с бытовыми трудностями. Культурно-гигиенические навыки (умывание, чистка зубов), навыки самообслуживания (прием пищи, одевание) и культуры поведения в быту (правила поведения) вызывают у него большие затруднения в связи с ограничениями двигательной активности, нарушениями общей и мелкой моторики рук, что приводит к непродуктивной жизнедеятельности. Также чаще всего у таких детей недостаточно сформированы речевые и коммуникативные навыки, что вызывает сложности в рамках их социализации. Вследствие этого у ребенка формируется привязанность и зависимость от своего близкого окружения, приводящие к личностной незрелости, что делает его беспомощным и неготовым к жизни в обществе.

Поэтому стоит рассматривать реабилитацию, не столько как процесс по восстановлению здоровья, сколько как адаптацию имеющихся возможностей здоровья особого ребенка к условиям жизнедеятельности.

Здесь перед специалистами поставлена задача сформировать у детей знания и умения, необходимые им для освоения бытовых навыков и применения их в самостоятельной жизни.  Но освоение данных навыков дается детям с ограниченными возможностями тяжело, в связи с особенностями их физического и психического развития, поэтому они нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии.

Для помощи  ребенку социализироваться и жить в обществе применяется новый современный метод – эрготерапия.

Эроготерапия – это отдельное направление в области абилитации, реабилитации, социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Данный метод реализуется в западных странах в качестве обязательного раздела комплексного подхода к коррекции или снижению уровня проблем, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Эрготетерапия направлена на реабилитацию лиц с ограничениями жизнедеятельности, т.е. полностью или частично утративших возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, полноценно отдыхать.

Цель эрготерапии – достижение максимальной автономности и независимости людьми с ограниченными возможностями. Основным методом ее является практическое выполнение пациентами разнообразных занятий, связанных с тем или иным видом деятельности.

Эрготерапия используется при  патологиях верхних конечностей. Это исключительно важная часть всех реабилитационных программ. Основная группа пациентов для занятий эрготерапией – дети с детским церебральным параличом, с заболеваниями и травматическими повреждениями опорно-двигательного аппарата или позвоночника. Помимо вышеперечисленного, данный метод включен в комплекс адаптационных программ для детей с психическими заболеваниями.

В эрготерапевтическом вмешательстве определяют следующие терапевтические подходы:

Поддержание или восстановление навыка. В этом случае приоритетными являются навыки, которые оцениваются как ведущие для выполнения желаемых занятий. Если работа с детьми началась достаточно рано, можно говорить о формировании навыка. Если вмешательство происходит не сразу, можно говорить о поддержании уже сформированного правильного навыка или о переформировании навыка, который был сформирован по паталогическому стереотипу. Сложность задачи заключается в том, что приобретенный или измененный навык должен войти в естественный контекст жизни, проявляясь в различных жизненных ситуациях.

Компенсация и адаптация. В эрготерапии на данные функции опираются для достижения краткосрочной цели, немедленного результата, чтобы сформировать чувство успешности деятельности. Применительно к детям с ДЦП, данный подход используют постоянно. При этом используются различные технические средства и вспомогательные оборудование. В данном случае сложности заключаются в том, что, во-первых, необходимо соблюдать условие эффективности и безопасности жизнедеятельности, а это достаточно трудно обеспечить, если у ребенка имеются серьезные интеллектуальные нарушения. В этом случае приходится упрощать, заменять и дополнительно адаптировать вспомогательное оборудование. Подбор его должен быть строго индивидуальным. Во-вторых, может составлять проблему психологическая реакция ребенка и его родителей на адаптивные средства. Очень часто бывает так, что ребенок и родители стесняются таких средств, считают, что использование их привлекает к ним повышенное внимание окружающих. Иногда родители переживают, что использование дополнительного оборудования подчеркивает невозможность выполнения каких-либо функций, или утрату их. В этом случае,  уделяется особое внимание совместной работе с родителями. Ребенок и родитель должны понять плюсы использования дополнительных средств, подбирая все вместе со специалистом.

Адаптация окружающей среды подразумевает создание стереотипа действий в строго определенной среде. В этом может таиться скрытая проблема дальнейшего переноса навыка в другие среды. Следовательно, стоит быть очень внимательным при разработке индивидуального плана коррекционных действий. Дети с интеллектуальными нарушениями будут успешнее действовать стереотипами, тогда как интеллектуально сохранным детям излишняя адаптация среды может тормозить развитие.

Неотъемлемой частью эрготерапевтического вмешательства является постоянное сотрудничество специалиста с семьей и/или заинтересованными лицами. Это необходимо для обучения членов семьи некоторым правилам ухода за ребенком (кормление, умывание и т.д.), помощи в подборе оптимальной позы для различных видов деятельности (учебы, игры, сна и т.п.), оказания  консультативной помощи.

Таким образом, условно можно выделить две группы задач эрготерапии:

  • Приспособление ребенка к окружающей среде;
  • Приспособление среды к ребенку.

Эти задачи решаются в контексте всех сфер деятельности ребенка – игровой, обучении, социальной адаптации, ориентировке в быту.

Эрготерапевтический подход представляет собой интеграцию многих направлений вмешательства: медицинского, психологического, коррекционно-педагогического, инженерно-технического и других.

В связи с этим, специалисты по эрготерапии тесно сотрудничают со многими другими специалистами (медицинскими работниками, психологами, педагогами, разработчиками оборудования). В рамках совместной деятельности эрготерапевты проводят диагностику и наблюдение, разрабатывают план вмешательства, виды помощи и вспомогательного оборудования, проводят промежуточную оценку и констатируют результаты.

Как основные позитивные результаты эрготерапевтического вмешательства, можно выделить:

  • Улучшение нарушенных функций ребенка;
  • Повышение эффективности его деятельности;
  • Снятие у ребенка напряжения, чувства тревоги, связанных с его состоянием;
  • Повышение самооценки ребенка;
  • Рост независимости его деятельности.

Однако, самый главный, самый желаемый результат эрготерапевтического вмешательства – социализация ребенка с ограниченными возможностями – и на его достижение, в конечном счете, направлен весь процесс эрготерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ergoterapiya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Эрготерапия – новый метод социализации и адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В настоящее время наиболее актуальной проблемой для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является его социализация в обществе. Такой ребенок в силу нарушений двигательных функций и, как следствие, познавательной сферы вынужден ограничивать свою жизнедеятельность только стенами родного дома, тем самым, не принимая участия в общественной жизни. Но даже в домашних условиях малыш вынужден постоянно сталкиваться с бытовыми трудностями. Культурно-гигиенические навыки (умывание, чистка зубов), навыки самообслуживания (прием пищи, одевание) и культуры поведения в быту (правила поведения) вызывают у него большие затруднения в связи с ограничениями двигательной активности, нарушениями общей и мелкой моторики рук, что приводит к непродуктивной жизнедеятельности. Также чаще всего у таких детей недостаточно сформированы речевые и коммуникативные навыки, что вызывает сложности в рамках их социализации. Вследствие этого у ребенка формируется привязанность и зависимость от своего близкого окружения, приводящие к личностной незрелости, что делает его беспомощным и неготовым к жизни в обществе.

Поэтому стоит рассматривать реабилитацию, не столько как процесс по восстановлению здоровья, сколько как адаптацию имеющихся возможностей здоровья особого ребенка к условиям жизнедеятельности.

Здесь перед специалистами поставлена задача сформировать у детей знания и умения, необходимые им для освоения бытовых навыков и применения их в самостоятельной жизни.  Но освоение данных навыков дается детям с ограниченными возможностями тяжело, в связи с особенностями их физического и психического развития, поэтому они нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии.

Для помощи  ребенку социализироваться и жить в обществе применяется новый современный метод – эрготерапия.

Эроготерапия – это отдельное направление в области абилитации, реабилитации, социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Данный метод реализуется в западных странах в качестве обязательного раздела комплексного подхода к коррекции или снижению уровня проблем, связанных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Эрготетерапия направлена на реабилитацию лиц с ограничениями жизнедеятельности, т.е. полностью или частично утративших возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, полноценно отдыхать.

Цель эрготерапии – достижение максимальной автономности и независимости людьми с ограниченными возможностями. Основным методом ее является практическое выполнение пациентами разнообразных занятий, связанных с тем или иным видом деятельности.

Эрготерапия используется при  патологиях верхних конечностей. Это исключительно важная часть всех реабилитационных программ. Основная группа пациентов для занятий эрготерапией – дети с детским церебральным параличом, с заболеваниями и травматическими повреждениями опорно-двигательного аппарата или позвоночника. Помимо вышеперечисленного, данный метод включен в комплекс адаптационных программ для детей с психическими заболеваниями.

В эрготерапевтическом вмешательстве определяют следующие терапевтические подходы:

Поддержание или восстановление навыка. В этом случае приоритетными являются навыки, которые оцениваются как ведущие для выполнения желаемых занятий. Если работа с детьми началась достаточно рано, можно говорить о формировании навыка. Если вмешательство происходит не сразу, можно говорить о поддержании уже сформированного правильного навыка или о переформировании навыка, который был сформирован по паталогическому стереотипу. Сложность задачи заключается в том, что приобретенный или измененный навык должен войти в естественный контекст жизни, проявляясь в различных жизненных ситуациях.

Компенсация и адаптация. В эрготерапии на данные функции опираются для достижения краткосрочной цели, немедленного результата, чтобы сформировать чувство успешности деятельности. Применительно к детям с ДЦП, данный подход используют постоянно. При этом используются различные технические средства и вспомогательные оборудование. В данном случае сложности заключаются в том, что, во-первых, необходимо соблюдать условие эффективности и безопасности жизнедеятельности, а это достаточно трудно обеспечить, если у ребенка имеются серьезные интеллектуальные нарушения. В этом случае приходится упрощать, заменять и дополнительно адаптировать вспомогательное оборудование. Подбор его должен быть строго индивидуальным. Во-вторых, может составлять проблему психологическая реакция ребенка и его родителей на адаптивные средства. Очень часто бывает так, что ребенок и родители стесняются таких средств, считают, что использование их привлекает к ним повышенное внимание окружающих. Иногда родители переживают, что использование дополнительного оборудования подчеркивает невозможность выполнения каких-либо функций, или утрату их. В этом случае,  уделяется особое внимание совместной работе с родителями. Ребенок и родитель должны понять плюсы использования дополнительных средств, подбирая все вместе со специалистом.

Адаптация окружающей среды подразумевает создание стереотипа действий в строго определенной среде. В этом может таиться скрытая проблема дальнейшего переноса навыка в другие среды. Следовательно, стоит быть очень внимательным при разработке индивидуального плана коррекционных действий. Дети с интеллектуальными нарушениями будут успешнее действовать стереотипами, тогда как интеллектуально сохранным детям излишняя адаптация среды может тормозить развитие.

Неотъемлемой частью эрготерапевтического вмешательства является постоянное сотрудничество специалиста с семьей и/или заинтересованными лицами. Это необходимо для обучения членов семьи некоторым правилам ухода за ребенком (кормление, умывание и т.д.), помощи в подборе оптимальной позы для различных видов деятельности (учебы, игры, сна и т.п.), оказания  консультативной помощи.

Таким образом, условно можно выделить две группы задач эрготерапии:

  • Приспособление ребенка к окружающей среде;
  • Приспособление среды к ребенку.

Эти задачи решаются в контексте всех сфер деятельности ребенка – игровой, обучении, социальной адаптации, ориентировке в быту.

Эрготерапевтический подход представляет собой интеграцию многих направлений вмешательства: медицинского, психологического, коррекционно-педагогического, инженерно-технического и других.

В связи с этим, специалисты по эрготерапии тесно сотрудничают со многими другими специалистами (медицинскими работниками, психологами, педагогами, разработчиками оборудования). В рамках совместной деятельности эрготерапевты проводят диагностику и наблюдение, разрабатывают план вмешательства, виды помощи и вспомогательного оборудования, проводят промежуточную оценку и констатируют результаты.

Как основные позитивные результаты эрготерапевтического вмешательства, можно выделить:

  • Улучшение нарушенных функций ребенка;
  • Повышение эффективности его деятельности;
  • Снятие у ребенка напряжения, чувства тревоги, связанных с его состоянием;
  • Повышение самооценки ребенка;
  • Рост независимости его деятельности.

Однако, самый главный, самый желаемый результат эрготерапевтического вмешательства – социализация ребенка с ограниченными возможностями – и на его достижение, в конечном счете, направлен весь процесс эрготерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера

Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2.  Здоровье человека как основная ценность.3.  Ребенок, обучающийся на дому с использование...

Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера

Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2.  Здоровье человека как основная ценность.3.  Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...

Дизартрические расстройства речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

1.     У детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями двигательной системы частота нарушений речи составляет 85-95 %, в том числе дизартрии 75%. При ДЦП отмечается определенная...

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга     Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...