Тема выступления "Использование особенностей темперамента для повышения эффективности воспитания и обучения"
методическая разработка
Проблема индивидуализации обучения - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления. Уровень профессиональности учителя во многом определяется тем, как он в процессе обучения умеет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Ведь каждый ребенок отличается от другого своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temenkova.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
"Использование особенностей темперамента для повышения эффективности воспитания и обучения"
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы темперамента
- ГЛАВАII.Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Проблема индивидуализации обучения - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления. Уровень профессиональности учителя во многом определяется тем, как он в процессе обучения умеет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Ведь каждый ребенок отличается от другого своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом.
К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам, характеризуется темперамент школьника: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, в последствие, в значительной мере обусловлено формирование всех качеств
личности и характера человека.
Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.
Я считаю, что работа педагога не может быть успешной без глубокого знания им личности учащегося и своеобразия психологии ученического коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива.
ГЛАВА I.
Теоретико-методологические основы темперамента
1.1.Понятие темперамента
Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне, но и внутренне. Такое многообразие обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей.
Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.
К динамике психических процессов относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических процессов и в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску.
«Темперамент» — слово древнегреческое, и буквально оно обозначает «надлежащее соотношение частей». Откуда такое странное название? Оказывается, начиная с Гиппократа (знаменитого древнегреческого врача и философа, жившего в V в. до н. э.) считалось, что реакции человека на внешние события зависят от того, какой жидкости больше в его организме («соотношение частей» — это и есть сочетание разных жидкостей в нашем теле). Если преобладает кровь (сангвиник), человек становится в меру активным, живым и общительным. Его называют сангвиник. Когда в организме преобладает лимфа (флегма), это ведет к неспешности, невозмутимому спокойствию, медлительности, обстоятельности. Такого человека называют флегматик. Если преобладает желчь (холе), что внешне проявляется в неуемной активности, бурной реакции на внешние обстоятельства, суетливости, — это холерик. А когда преобладает так называемая «черная желчь» (на самом деле такой жидкости в организме нет, однако древние греки верили в ее существование) — человек становится очень чувствительным ко всему происходящему вокруг, слишком чутко на все реагирует. Его называют меланхолик.[1]
Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жидкостей в нашем организме с современных научных позиций выглядит, конечно, довольно наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг. Поэтому отмеченные ими четыре типа темперамента до сих пор используются при описании психологических различий между людьми.
1.2.Психологическая характеристика типов темперамента
С древнейших времен различали четыре основных типа темперамента сангвинический - живой, флегматический - медленный, спокойный, холерический - энергичный, страстный, меланхолический - замкнутый, склонный к глубоким переживаниям. Научное объяснение темпераментов дает учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности.
Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов возбуждения и торможения. И.П.Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения :1. силу процессов возбуждения и торможения 2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения 3. подвижность процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность е переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение.
Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а других равновесия не наблюдаются преобладает процесс торможения или возбуждения.
Подвижность нервных процессов -это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов иррадиации и концентрации, быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей. Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.
В зависимости от сочетания силы подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различаются четыре основных типа высшей нервной деятельности. По силе нервных процессов и И.П.Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных с преобладанием возбуждения над торможением. Сильных ,уравновешенных по подвижности, делил на подвижных и инертных.
Слабость нервной системы И.П.Павлов считал таким определяющим, существенным признаком который перекрывает все другие различие. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов, хотя выделенный Павловым слабый тип отличался преобладанием слабого процесса торможения над слабым процессам возбуждения. Так было создана классификация типов высшей нервной деятельности или, то же самое, типов нервной системы.
И.П.Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом :1. сильный, уравновешенный, подвижный тип живой, по И.П.Павлову сангвинический темперамент 2. сильный, уравновешенный, инертный тип спокойный по И.П.Павлову флегматический темперамент 3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения безупречный тип, по И.П.Павлову холерический темперамент 4. слабый тип слабый, по И.П.Павлову меланхолический темперамент.
Тип нервной системы- это природное, врожденное свойство нервной системы, которое может несколько измениться под влиянием условий жизни и деятельности. На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека, определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека в процессе воспитания.
Сангвиник. И.П.Павлов характеризовал его так - горячий очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда никакого дела нет, он становится скучным, вялым.
Человек сангвического темперамента отличается слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменял друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа. Сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями.
Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные дела, переживания. Сангвиник легко справляется с задачами, требующих быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными.
Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало над ними задумывается, часто разбрасывается. Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно, он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения. Сангвинический темперамент часто изображают как социально малоценный, отражающий особенности человека пустого и поверхностного.
Нельзя, однако, рассматривать темперамент вне связи с другими особенностями личности в целом. Если сангвинические черты темперамента наблюдаются у человека интеллектуально развитого, отличающегося высокими моральными качествами, с серьезными интересами в жизни, то у того человека его сангвинический темперамент может быть оценен как положительный, помогающий ему в разрешении различных задач, выдвигаемых жизнью.
Холерик. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств.
Холерик человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радость, так и печали, что находит свое иногда бурное выражение в его мимике и действиях. Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью, однако их подвижность иная, чем у сангвиников.
Если сангвиника отличают быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят резкий характер, отличаются стремительностью. Для людей холерического темперамента характерна большая активность и энергия. Это делает холерический темперамент социально ценным, если им отличаются люди, обладающие серьезными интересами большого общественного значения. Такие люди, когда дело идет об обстоятельствах, требующих быстрых и решительных действий, проявляют себя с положительной стороны они быстро понимают суть вопроса, меньше других бояться опасности, скорее других находят быстрые и необходимые решения, проявляют требуемую инициативность, действуют принципиально, с большим эмоциональным подъемом.
Когда же холерический темперамент наблюдается у человека, не имеющего содержательных интересов, он, в связи с отличающим его аффективным характером эмоциональных переживаний, часто усугубляет черты личности раздражительность, злобу, зависть.
Меланхолик. Для людей с меланхолическим темпераментом характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний. Эти переживания у меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим сам термин меланхолик часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением.
Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимый, тяжело переживает трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью. Движения его медлительны, однообразны, сдержаны, глубокие чувства внешне выражаются слабо. По внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям.
Меланхолический темперамент часто характеризуется упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях пассивностью, вялостью, незаинтересованностью, порученным человеку делом. Такой человек уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственное переживание. Но в благоприятных условиях при правильном воспитании обнаруживается ценнейшее качество личности меланхолика.
Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.
Флегматик. Внешне человек флегматического темперамента отличается прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, неэнергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий.
Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это - невозмутимый, размеренный в своих действий человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко увидеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.
Характерный для флегматика строй эмоциональных состояний находит и соответствующее внешнее выражение. Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, однако принятые решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда.
Обыкновенно с флегматическим темпераментом связывают бедность внутренних психических переживаний, отсутствие глубоких интересов и высоких чувств, медленную и слабую сообразительность, ограниченность действий только удовлетворением невозможных потребностей, вошедших в привычку.
Однако такая характеристика не всегда правильна. Часто флегматический темперамент выражается в медлительности психических процессов, в них слабой внешней экспрессивности при сохранении глубины и серьезности переживаний. Флегматик такого типа очень работоспособный человек, не спеша совершающий серьезную и ответственную работу. Он спокоен, уравновешен во внешних проявлениях своих чувств, которые часто отличаются большой силой и сложностью. Нередко люди флегматического темперамента обладают глубокими моральными, этическими и интеллектуальными чувствами.
Такие люди могут проявлять серьезное и ответственное отношение к своим обязанностям и в результате добиваться большой продуктивности свое работы. Флегматический темперамент может оказать отрицательное влияние на развития личности человека, если отличающиеся им люди не обладают еще необходимым интеллектуальным развитием и глубинной жизненных интересов
Ввиду того, что свойственная флегматикам медлительность в основном обусловлена влиянием физиологических особенностей высшей нервной деятельности, имеется возможность путем повышения интенсивности невродинамических процессов влиять и на темперамент человека.
Было бы ошибкой думать, что каждый человек может быть отнесен строго к одному из четырех видов темперамента. Описанные темпераменты в жизни встречаются редко.
В характере каждого человека обычно своеобразно соединяются черты, присущие разным темпераментам про таких людей говорят, что они обладают смешенным темпераментом. Лишь тогда, когда в характере человека значительно преобладают черты того или иного темперамента, он может быть очень приближенно отнесен к представителям одного из четырех видов темперамента. Часто в различных условиях у людей проявляется и различные черты темперамента. Например, в бытовой обстановке человек может проявлять себя вялым, на работе же энергичным и деятельным.
ГЛАВА II.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
2.1. Влияние типа темперамента ученика на его учебную деятельность.
Динамические черты личности выступают не только во внешней манере поведения, в движениях - они проявляются и в умственной деятельности, в области побуждений и интересов, а также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия, нередко становится источником постоянного раздражения и снижения результатов деятельности. Например, темперамент ребенка может быть отличен от темперамента педагога. Если у педагога сангвинический темперамент, т. е. он быстрый, подвижный, экспрессивный, а школьник – флегматик, то, вероятно, первый будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости второго. Хотя, возможно, директор школы эти же качества воспринимает в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.
Долгое время считалось, что представители слабого типа нервной системы социально менее полноценны. Несколько лет назад в московской школе у одного из специально наблюдавшихся учеников был установлен слабый тип нервной системы. А при окончании он получил золотую медаль. Нашлись люди, поставившие под сомнение либо правильность используемой методики определения типа нервной системы, либо обоснованность выдачи медали. Но очень тщательная проверка показала, что медаль была выдана правильно, а тип нервной системы у медалиста действительно слабый.
Этот случай помог известному психологу Б. М. Теплову разоблачить миф о социальной неполноценности личностей со слабым типом нервной системы. Эти люди, хотя и быстрее устают, зато более восприимчивы к окружающему миру, более четко реагируют на него.
Еще Б.М.Теплов заметил, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели исследования и установили взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Было обнаружено, что у каждого человека при выполнении определенной работы вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Именно поэтому некоторые ученики делают уроки сразу после школы, а другие хотят немного отдохнуть. При написании сочинения одни составляют план, а другие легко обходятся без него; при решении задач по геометрии кому-то надо сделать подробный чертеж, а кто-то перебирает в уме теоремы. Этот индивидуальный стиль деятельности является для человека наиболее эффективным путем достижения результата и способом решения определенной задачи. Исследования показали, что существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности оказывает тип ВНД, а прежде всего сила и подвижность нервных процессов.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий или часто перехода от одного ритма жизни к другому.
Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности, но это неверно. Именно они особенно выполняют медленные и плавные движения, предпочитают стереотипные способы действий, пунктуально соблюдают однажды принятый порядок.
Люди, отличающиеся слабой нервной системой (меланхолики), в большей степени готовы к выполнению простых действий, чем остальные, меньше устают и раздражаются от их повторений.
Экспериментально доказано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использование индивидуальных приемов.
Выделяя характерные особенности детей, нужно отметить, что все дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Они отличатся друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, но каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы при всем старании преподавателей. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего, люди рождаются на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Они все разные. Один хорош в одном отношении, другой в другом.
Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в первую очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы.
Известно, что слабость нервной системы - это не только недостаток силы. Такой тип нервной системы имеет свои достоинства, а в некоторых отношениях и преимущества по сравнению с сильным типом нервной системы.
Проводились опыты: группе учеников (у них предварительно определялась сила нервной системы) предлагалось решить простые арифметические примеры в течение урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания выступали такие различия: ученики слабого типа, в отличие от учеников сильного типа, на начальном этапе решили большее количество примеров (высказалась присущая им отзывчивость на окружающую реактивность), но зато они же быстро усваивали; а ученикам с такими чертами темперамента, обусловленным сильной нервной системой, требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задания дольше, не снижая продуктивности.
В одном исследовании наблюдали за работой наиболее развитых, способных старшеклассников (у них в лабораторных опытах определялась сила нервной системы). Оказалось, что среди этих учеников были представители как сильного, так и слабого типов нервной системы. Но выяснилось, что процесс учебных занятий протекал у них по-разному в зависимости от темперамента. Так, если в умственной работе ученика выделить 3 этапа: подготовительный, исполнительный и контрольный, то обнаружилось, что сильные, мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления, добавления в сочинениях ими делались преимущественно в ходе написания). Тогда как слабых отличала продолжительность подготовительных и контрольных действий (в частности, большинство исправлений и добавлений в сочинениях вносилось уже в дополнительное время - при самопроверке). Другое отличие: сильные могли достаточно длительное время выполнять ряд заданий и поручений без специального планирования и распределения времени, тогда как слабые, предпочитали браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, а для занятий, полученных на длительный срок, старались заранее составить планы на день, неделю и т.д. По конечной же продуктивности, по общей исполнительности нельзя было отдать предпочтение учащемуся одного или другого темперамента.
Показательны данные психических наблюдений в области спорта. Оказалось, что ученики сильного типа нервной системы во время ответственных соревнований показывают более высокие результаты, чем на тренировках, тогда как ученики слабого типа более успешно проявляют себя на тренировках, а во время соревнований их результаты ухудшаются. Это объясняется различиями между темпераментами по возбудимости, по способности выдержать большое напряжение по тому, как переживается состояние, вызванное повышенной ответственностью, риском.
Такие свойства темперамента, как уровень активности и легкость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность не редко компенсируется повышенной тщательностью работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется сам способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных результатов. Вместе с тем в некоторых видах учебной деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере их результат.
В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.
Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же – медленно и их работа разглаживается. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности не редко поддерживают рабочее состояние на уроке.
2.2.Учет типа темперамента учащихся при обучении
Наблюдения показывают, что преподаватели склонны задавать темп, отвечающий их темпераменту. Приходилось наблюдать преподавателя математики с типичным сангвиническим темпераментом. Она постоянно подготавливает учеников, требует, чтобы они выполняли задания быстро. При этом задается такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойствам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответственной контрольной работе, уже заранее знали, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был задан слишком высокий темп работы. Беседуя с такими учениками, неизменно обнаруживается чувство обиды: они считали, что с ними поступают несправедливо.
Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от темперамента и от методики преподавания. Есть и ряд других факторов, которые входят в число таких, которые все же влияют на учебную деятельность ученика. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся в обучении, в том числе и темперамента, ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленной цели.
При любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам. И.П.Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые испытывает человек во время своего индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения.
В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например, переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвистический или флегматический. Во-первых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает медленно, да и пути его еще не достаточно изучены, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь нет хороших и плохих типов высшей нервной деятельности и соответственно темпераментов.
Каждый тип темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы, если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справиться слабый тип. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной системы темперамента воспитанника.
Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.
Сказанное имеет прямое отношение и к самому преподавателю,и к управлению им собственным темпераментом. Учителям может быть представитель любого темперамента, любого типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные черты, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, эффективность, резкость, раздражительность.
Представитель меланхолического типа должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность. У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.
В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять.
Поскольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос. На учащихся-меланхоликов слабый тип нервной системы надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и снижают работоспособность. На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание.
У учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив. Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания - они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы.
Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.
У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться. Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.
Рассматривая психологические характеристики темпераментов, я пришла к выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства.
Так, сангвиник эмоционален и отличается высокой работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей тревожностью, но зато он понятно чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Для холерика характерны отрицательные проявления общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности но также характерны и положительные стороны энергия, активность, страстность, индивидуальность.
Флегматик - пассивный, ленивый, инертный, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни, людям даже к самому себе, но при правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость.
Следовательно, нет темпераментов плохих, нет темпераментов хороших - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности - от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов. Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
При наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет лишь придавать известное своеобразие этим чертам[2].
Таким образом, индивидуализация процесса обучения, основанная на учете психодинамических свойств (темперамента), способствует повышению активности и уровня развития интеллектуальных способностей школьников, оказывает положительное влияние на успеваемость школьников.
Изучение этой проблемы и литературы, затрагивающей эти вопросы, поможет мне в моей дальнейшей работе с учащимися.
Мне, как учителю начальных классов, необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности, тип темперамента учащихся для того, чтобы в процессе многообразной учебно-воспитательной работы соблюдать педагогический такт, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, управлять всесторонним развитием своих воспитанников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В. Подросток: с кем и куда он идёт…// Учитель.- 1997. - № 1.- С. 23.
2. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 300 с.
3. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 306 с.
4. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990. – 324 с.
5. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 160 с.
6. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. – Мн.: Нарасвета, 1983. – 63 с.
7. Воготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 324 с.
8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 267 с.
9. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 171 с.
10. Данилова Е.А. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов Н/Д.: «Феникс», 2001. – 448 с.
11. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, 3-е издание, стереотип- М: издательский центр « Академия», 2004. – 464 с.
12. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2005. – 234 с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - Питер, 2001. – 149 с.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология.- М.: «Логос», 1999. – 276 с.
15. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. – М.: Владос, 2002. – 186 с.
16. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. – 205 с.
17. Корниенко Н.А. Типология личности. - Новосибирск: издательство НГПУ, 1988. – 346 с.
18. Корчагина Ю. Темперамент вашего ребенка// Здоровье детей. - 2008.- № 10. – С.38.
19. Крутецкий В.А. Психология. Уч. для учащихся педучилищ. - 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Провещение,1986. – 336 с.
20. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 234 с.
21. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь,1973. – 123 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 456 с.
23. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Книга 2.Психология образования – М., 2001. – 285 с.
24. Николаева Л. А. Растим здоровых, умных и добрых/ сост. Л. В. Ковинько – М.: изд. Центр «Академия», 1997. – 234 с.
25. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. – М.: Народное образование, 2003. – 327 с.
26. Практическая психодиагностика методики и тесты. Уч. пособие/Ред. – сост. Д. Я. Райгородский - Самара: изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения английскому языку»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МБОУ Гимназия №9 г.Кызыла Болат Аяны Конгар-ооловны....
Доклад на форуме. ТЕМА: Личностно-ориентированные технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания.
Что может помочь учителю на уроках русского языка, если материально-техническая база школы оставляет желать лучшего?...
Тема выступление "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"
Тема выступление "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"...
Использование мобильных приложений для повышения эффективности обучения или образование будущего уже в вашем кармане
Статья посвящена возможностям использования мобильных приложений в образовательном процессе....
Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе
Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе...
«Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения на уроках английского языка»
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативных навыков обучающихся, их подготовки к жизненным ситуациям в быстро меняющемся информационном обществ...
Выступление по теме «Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения иностранным языкам»
Актуальность данной темы обусловлена тем, что знание английского языка в современном обществе играет все большую роль, и это предоставляет возможность приобщиться к мировой культуре, использовать поте...